ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
Оценка 4.8
Конкурсы +2
doc
русская литература
8 кл
22.06.2017
Цель данного мероприятия: проверить уровень знания содержания произведений А.С.Пушкина "Капитанская дочка", Н.В. Гоголя "Ревизор", М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Сценарий литературного турнира состоит из нескольких конкурсов с подробным описанием их выполнения. Для более быстрого подведения итогов турнира прилагаются ключи. Это мероприятие предназначено для учащихся 8 класса и может быть проведено не только во время урока, но и при проведении предметной недели.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРНИР 8 класс..doc
8 КЛАСС
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА,
Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» «РЕВИЗОР» «МЦЫРИ» СЦЕНАРИЙ ТУРНИРА.
Конкурс «Разминка».
Команды по очереди задают друг другу
подготовленных заранее. После ответа соперников дается правильный ответ.
Время на обдумывание ответов – 30 секунд.
Жюри по ходу конкурса может задавать командам уточняющие вопросы.
Максимальная оценка – 3 балла.
три вопроса по теме турнира,
Конкурс «Тесты».
Капитаны выбирают конверт, в который вложены напечатанные тесты.
Команды пишут на листах с тестами свое название и подчеркивают правильный, с их
точки зрения, вариант ответа на каждый тест. Ответ может давать любой игрок,
который вслух читает тест, все три варианта ответов к нему и тот вариант, который
выбран. По окончании конкурса команды передают листы в жюри.
Время на обдумывание ответов – 7 минут.
Жюри объявляет правильный ответ после каждого ответа команд и, если
необходимо, комментирует ответы команд.
Максимальная оценка – сумма баллов, умноженная на 2.
Конкурс «Мир литературных вещей».
Капитаны выбирают для своей команды подносы, на которых находятся
«литературные вещи», накрытые салфеткой; затем снимают салфетки и по очереди
показывают всем участникам турнира предметы на своих подносах, называя их.
После обнародования литературных вещей команды обдумывают ответы, которые
может давать любой игрок. Сначала все ответы дает одна команда, затем другая
высказывает версии по своим предметам.
Время на обдумывание ответов – 5 минут.
Жюри выслушивает все ответы, задает по ходу действия уточняющие вопросы,
комментирует и оценивает ответы.
Максимальная оценка – по числу литературных вещей по схеме: одна вещь – один
балл.
Конкурсы болельщиков.
Проводятся во время обдумывания ответов командами.
Схема: вопрос ведущего – ответ болельщика. Сигнал ответа – поднятая рука. За
правильный ответ болельщик получает жетон. В конце игры болельщики считают
жетоны. Так определяется победитель в личном зачете. Затем болельщики каждой
команды суммируют свои жетоны. Команда, болельщики которой заработали
больше жетонов, получает дополнительно 2 балла к своему результату,
достигнутому к концу турнира. Конкурс «Создаем литературный образ».
Капитаны выбирают конверт с заданием.
Ведущий читает вслух по очереди каждой команде по одному отрывку.
Команда, выслушав прочитанное, называет свой вариант ответа.
Ведущий сразу же объявляет, правильный ли был ответ.
Время на обдумывание ответов – 30 секунд.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Жюри комментирует и оценивает конкурс, объявляя его результаты.
Конкурс капитанов.
Капитаны выбирают конверт с заданием конкурса.
Время на подготовку – время, в течение которого проводится следующий конкурс.
Жюри выслушивает сначала оба ответа. Если необходимо, задает уточняющие
вопросы, комментирует ответы и объявляет результаты конкурса.
Максимальная оценка – 3 балла.
Конкурс «Домашнее задание».
Команды по очереди зачитывают свои работы, подготовленные заранее, затем сдают
их жюри. (Жюри предварительно ознакомлено с работами).
Жюри комментирует выполнение задания каждой командой и оценивает результаты
конкурса.
Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.
Конкурс «Азартные игры».
У ведущего на столе лежат 12 карт. Достоинство карты и обозначает «стоимость»
вопроса. Стоимость «джокера» не указывается. Капитаны команд по очереди берут
карты и команда отвечает на предложенный вопрос.
«Джокер». Стоимости «джокера» команды не знают. Команда, которой он достался,
может передать его соперникам или сама отвечать на вопрос. Соперники, если им
передали «джокер», не имеют права возвращать его назад. Только после того, как
выяснится, кто же будет отвечать на вопрос, объявляется число баллов за него.
За неправильный ответ команда теряет баллы: так, за неправильный ответ на вопрос,
который оценивается в 5 баллов, команда теряет лишь 1 балл, за неправильный
ответ на 4балльный вопрос команда лишается 2х баллов, 3балльный – 3х баллов,
2балльный – 4х баллов, вопрос, стоимостью 1 балл – 5 баллов.
Команды по очереди отвечают на полученные вопросы.
Время на обдумывание каждого ответа – 30 секунд.
Жюри оценивает ответы и сразу же сообщает каждой команде, сколько баллов она
получает или теряет в зависимости от своего ответа.
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ.
1. Выбрать капитана.
2. Придумать название команды.
3. Придумать 4 вопроса по предложенным произведениям: А.С.Пушкин
«Капитанская дочка», М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Н.В.Гоголь «Ревизор».
(Оценивается грамотность, корректность, оригинальность вопроса).
Предложить правильный вариант ответа.
4. Составить картотеку пословиц и крылатых выражений из анализируемых
произведений, прокомментировать их.
5. Написать сочинениеминиатюру на тему «Схватка с человеком» (Поединок с
Мцыри глазами барса). Срок выполнения заданий 31 января.
Команда 1.
Конкурс «Тесты»
1. Какова основная проблема повести «Капитанская дочка»?
А. Проблема долга, чести, милосердия.
Б. Проблема народного бунта.
В. Проблема любви.
2. Что является основой характера Савельича?
А. Рабская преданность господам.
Б. Чувство собственного достоинства.
В. Чувство любви к Гриневу.
3. Почему для Гоголя была так важна заключительная «немая сцена»?
А. Потому что концовка пьесы должна быть «ударной».
Б. Потому что настоящий ревизор – это символ смерти, от которой все цепенеют.
В. Потому что Гоголю было важно показать, что возмездие за грехи неминуемо.
4. Почему Хлестаков постоянно врет?
А. Он не может не врать, так как это его эмоциональная потребность.
Б. Он хочет произвести наиболее сильное впечатление на окружающих.
В. Он скрывает свое истинное лицо.
5. Почему трагична судьба Мцыри?
А. Потому что он умирает.
Б. Он умирает молодым, не успев насладиться жизнью.
В. Он слишком поздно вырвался из монастыря и не смог уже ничего изменить в
своей судьбе.
Конкурс «Тесты»
Команда 2.
1. Как автор относится к восстанию Пугачева?
А. Как к событию нежелательному и трагическому.
Б. Как к событию неизбежному и прогрессивному.
В. Позиция автора не выражена. 2. Как поступила Маша Миронова, отказавшись стать женой Гринева без согласия его
родителей?
А. Правильно, так как в этом решении проявляется ее понимание чести.
Б. Трусливо, так как за свое чувство надо бороться.
В. Ее решение для нас сегодня не имеет значения, так как эти проблемы ушли в
прошлое.
3. Почему чиновники поверили в то, что Хлестаков – ревизор?
А. Они уже были предупреждены письмом.
Б.Хлестаков был одет постоличному.
В. Каждый знал за собой грехи и потому боялся ревизора.
4. Почему Бобчинский и Добчинский тоже дают взятку Хлестакову, хотя они нигде не
служат?
А. Потому что все договорились дать ему взятку.
Б. Они испытывают непреодолимый страх перед высоким чином.
В. Хлестаков их обворожил.
5. Какой смысл имеют образы грозы, барса, леса в поэме «Мцыри»?
А. Эти образы символизируют настоящую жизнь, которой Мцыри не знал в
монастыре.
Б. Это традиционные образы кавказской природы.
В. Мцыри выходит победителем в борьбе с ними.
Конкурс болельщиков
1 Кто кому пишет в «Капитанской дочке».
1. «Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто
рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах».
2. «Милостивый Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство не
забыло… Теперь о деле… К вам моего повесу… держать в ежовых рукавицах и не
давать ему воли….»
3. Письмо дословно не приводится: «Я… решился однако писать батюшке как можно
красноречивее, прося родительского благословения. Я показал письмо Марии
Ивановне, которая нашла его столь убедительным, что не сомневалась в успехе
его…»
4. «Сын мой, Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем
благословении и согласии на брак с Марией Ивановной дочерью Мироновой, мы
получили 15го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия
дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои
проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин…»
5. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не
донес о сыне моем … и что посторонние принуждены уведомлять меня о его
проказах. Так ли исполняешь ты твою должность и господскую волю? Я тебя,
старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство молодому
человеку».
6. «Я ж про Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и,
слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна, и так с испугу слегла, и за ее здоровье Бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь
под самую косточку… и теперь, слава Богу, здоров, и про него, кроме хорошего,
нечего и писать…»
7. «…с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять
надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде можно, и к
совершенному уничтожению оного, если он обратится на крепость, вверенную
вашему попечению».
8. «На запрос вашего превосходительства касательно прапорщика Гринева, якобы
замешанного в нынешнем смятении и вошедшего в сношения со злодеем, службою
недозволенные и долгу присяги противные объяснить имею честь: оный прапорщик
Гринев находился на службе в Оренбурге от начала октября прошлого 1773 года до
24 февраля нынешнего года, в которое число он из города отлучился и с той поры
уже в команду его не являлся».
9. «Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает мня выйти за
него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины
Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница».
10. Письмо дословно не приводится: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и
исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невиновности вашего
жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».
2. Кому принадлежат крылатые выражения в пьесе «Ревизор».
1. «…две крысы…пришли, понюхали и пошли прочь».
2. «…человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так
3. «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».
4. «…умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых
выздоровеет».
выноси».
5. «Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете».
6. «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем»
7. «Смотри! Не по чину берешь!»
8. «Галантерейное обхождение»
9. «Легкость необыкновенная в мыслях…»
10. « Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
11. «Чему смеетесь? – над собой смеетесь!..»
Конкурс «Мир литературных вещей»
Команда 1.
1. Топор. Предмет из повести «Капитанская дочка», глава 11, сон Гринева: «Тогда
мужик вскочил с постели, выхватил топор изза спины и стал махать во все стороны.
Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о
тела и скользил в кровавых лужах …»
2.Пироги. Предмет из повести «Капитанская дочка»: «На другой день поутру подвезена
была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным
прибором и узлы с булками и пирогами. (глава 1).
3. Роман М.Н.Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1812 году». Предмет из пьесы «Ревизор». Хлестаков сообщает Анне Андреевне, что «Юрий
Милославский» его сочинение.
Команда 2.
1. Географическая карта мира. Предмет из повести «Капитанская дочка». Гринев
вспоминает о своем обучении: «…для меня выписана была из Москвы
географическая карта. Она висела на стене без всякого употребления и давно
соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решил сделать из нее змей…»
2. Пара сережек. Предмет из повести «Капитанская дочка»: «…ежели хочешь,
чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари
ей пару серег». (глава 4).
3. Карта «Дама трефовая». Предмет из пьесы «Ревизор». Диалог Анны Андреевны и
Марьи Антоновны:
А н н а А н д р е е в н а. Вот хорошо! А у меня глаза разве не темные? Самые
темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на
трефовую даму?
Конкурс «Создаем литературный образ».
Команда 1.
Чей это портрет?
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту
среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые
большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но
плутовское. Волоса были острижены в кружок.»
О ком это говорится?
«А ты что? – начинаешь плутнями, тебя хозяин бьет за то, что не умеешь
обманывать. Еще мальчишка, «Отче наш» не знаешь, а уж обмериваешь; а как
разопрет тебе брюхо да набьешь себе карман, так и заважничал! Фу ты, какая
невидаль! Оттого, что ты шестнадцать самоваров выдуешь в день, так оттого и
важничаешь? Да я плевать на твою голову и на твою важность!»
Чей это дом?
«…вошел в чистенькую комнатку, убранную постаринному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него
красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова,
также выбор невесты и погребение кота.»
Кто это говорит?
«Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа
держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь. Разве мало крови на твоей
совести? …Конечно, и я грешен, и эта рука повинна в пролитой христианской
крови. Но я губил супротивника, а не гостя, на вольном перепутье да в темном лесу,
не дома, сидя за печью, кистенем и обухом, а не бабьим наговором.»
Кто пишет это письмо? «Помнишь, как мы с тобой беседовали, обедали нашерамыжку и как один раз
было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет
доходов аглицкого короля?»
Конкурс «Создаем литературный образ».
Команда 2.
Чей это портрет?
«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч и показался мне лет сорока
пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые
пятна на лбу и щеках придавали его рябому широкому лицу выражение
неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате, и в казацких
шароварах.»
О ком это говорится?
«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его
слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он
толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению)
и врагом бутылки, то есть (говоря порусски) любил хлебнуть лишнее.»
Чей это дом?
«Я вошел в избу или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была
двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагой, впрочем, лавки,
стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий
шесток, уставленный горшками, все было, как в обыкновенной избе.»
Кто это говорит?
«Я карт в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты. Смотреть
никогда не мог на них равнодушно; и если случится увидеть этак какогонибудь
бубнового короля или чтонибудь другое, то такое омерзение нападет, что просто
плюнешь. Раз както случилось, забавляя детей, выстроил будку из карт, да после
того всю ночь снились проклятые. Бог с ними! Как можно, чтобы такое драгоценное
время убивать на них?»
Кто пишет это письмо?
«Жизнь моя, милый друг, течет… в эмпиреях: барышень много, музыка играет,
штандарт скачет…»
Конкурс капитанов.
Команда 1.
I. Найдите и исправьте смысловую ошибку в тексте.
«В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым
помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо
Елизаветы Петровны за стеклом в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и
содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана
Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся к
времени, описанным его дедом.»
II. Сравните ритмический рисунок двух поэтических исповедей из
произведений М.Ю.Лермонтова. Как он помогает передать внутреннее
состояние героев?
1. «Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… всё равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет…
Ей ничего не значит!»
2. «Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Всё лучше перед кемнибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?»
Конкурс капитанов.
Команда 2.
1. Найдите и исправьте смысловую ошибку в тексте.
«Это было в конце февраля. Зима, затруднявшая военные распоряжения,
проходила, и наши генералы готовились к дружному содействию. Пугачев все
еще стоял под Челябинском. Между тем около его отряды соединились и со
всех сторон приближались к злодейскому гнезду. Бунтующие деревни при виде
наших войск приходили в повиновение…»
II. Сравните ритмический рисунок двух поэтических исповедей из
произведений М.Ю.Лермонтова. Как он помогает передать внутреннее
состояние героев?
1. «Соседка есть у них одна…
Как вспомнишь, как давно
Расстались!.. Обо мне она
Не спросит… всё равно,
Ты расскажи всю правду ей,
Пустого сердца не жалей;
Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!»
2. «Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Всё лучше перед кемнибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?»
Конкурс «Азартные игры».
1.Сколько дней отсутствовал Мцыри в монастыре?
2. Какой предмет преподает учитель, ломающий стулья (Н.В.Гоголь
«Ревизор»)?
3. Сколько книг за свою жизнь прочитал судья ЛяпкинТяпкин?
4. Почему Пугачев назвался именем Петра III?
5. В каком чине был записан Петруша Гринев в полк?
6. В каком чине был Хлестаков?
7. Какая книга всегда имела сильное влияние на отца Гринева?
8. Из какой книги взят эпиграф к поэме «Мцыри»?
9. Какая аксиома геометрии Евклида отражена в следующих строчках: Я видел
груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года –
Им не сойтиться никогда!
10. Откуда происходили предки Лермонтова по отцу?
11. Вопрос«джокер». Когда Пушкин закончил написание «Капитанской дочки»,
и чем еще знаменательна эта дата?
12. Вопрос«джокер». Были ли знакомы Пушкин, Лермонтов и Гоголь? КЛЮЧИ.
Конкурс «Тесты»
Команда 1.
6. Какова основная проблема повести «Капитанская дочка»?
А. Проблема долга, чести, милосердия. (2)
Б. Проблема народного бунта. (1)
В. Проблема любви. (1)
7. Что является основой характера Савельича?
А. Рабская преданность господам.(0)
Б. Чувство собственного достоинства. (1)
В. Чувство любви к Гриневу. (2)
8. Почему для Гоголя была так важна заключительная «немая сцена»?
А. Потому что концовка пьесы должна быть «ударной». (1)
Б. Потому что настоящий ревизор – это символ смерти, от которой все цепенеют.
(0)
В. Потому что Гоголю было важно показать, что возмездие за грехи неминуемо. (2)
9. Почему Хлестаков постоянно врет?
А. Он не может не врать, так как это его эмоциональная потребность.(2)
Б. Он хочет произвести наиболее сильное впечатление на окружающих. (1)
В. Он скрывает свое истинное лицо. (0)
10. Почему трагична судьба Мцыри?
А. Потому что он умирает. (0)
Б. Он умирает молодым, не успев насладиться жизнью. (1)
В. Он слишком поздно вырвался из монастыря и не смог уже ничего изменить в
своей судьбе. (2)
Конкурс «Тесты»
Команда 2.
6. Как автор относится к восстанию Пугачева?
А. Как к событию нежелательному и трагическому. (2)
Б. Как к событию неизбежному и прогрессивному. (0)
В. Позиция автора не выражена. (0)
7. Как поступила Маша Миронова, отказавшись стать женой Гринева без согласия его
родителей? А. Правильно, так как в этом решении проявляется ее понимание чести. (2)
Б. Трусливо, так как за свое чувство надо бороться. 0)
В. Ее решение для нас сегодня не имеет значения, так как эти проблемы ушли в
прошлое. (1)
8. Почему чиновники поверили в то, что Хлестаков – ревизор?
А. Они уже были предупреждены письмом. (1)
Б.Хлестаков был одет постоличному. (1)
В. Каждый знал за собой грехи и потому боялся ревизора. (2)
9. Почему Бобчинский и Добчинский тоже дают взятку Хлестакову, хотя они нигде не
служат?
А. Потому что все договорились дать ему взятку. (0)
Б. Они испытывают непреодолимый страх перед высоким чином. (2)
В. Хлестаков их обворожил. (1)
10. Какой смысл имеют образы грозы, барса, леса в поэме «Мцыри»?
А. Эти образы символизируют настоящую жизнь, которой Мцыри не знал в
монастыре. (2)
Б. Это традиционные образы кавказской природы. (0)
В. Мцыри выходит победителем в борьбе с ними. (1)
Конкурс болельщиков
1 Кто кому пишет в «Капитанской дочке».
1. «Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком
сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах».
Зурин – Гриневу.
2. «Милостивый Андрей Карлович, надеюсь, что ваше превосходительство не
забыло… Теперь о деле… К вам моего повесу… держать в ежовых
рукавицах и не давать ему воли….»
Отец Гринева – генералу Андрею Карловичу.
3. Письмо дословно не приводится: «Я… решился однако писать батюшке как
можно красноречивее, прося родительского благословения. Я показал
письмо Марии Ивановне, которая нашла его столь убедительным, что не
сомневалась в успехе его…»
Гринев – родителям.
4. «Сын мой, Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском
нашем благословении и согласии на брак с Марией Ивановной дочерью
Мироновой, мы получили 15го сего месяца, и не только ни моего
благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и
собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как
мальчишку, несмотря на твой офицерский чин…»
Отец Гринева – сыну.
5. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне
не донес о сыне моем … и что посторонние принуждены уведомлять меня о
его проказах. Так ли исполняешь ты твою должность и господскую волю? Я
тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство
молодому человеку». Отец Гринева – Савельичу.
6. «Я ж про Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать
понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна, и так с
испугу слегла, и за ее здоровье Бога буду молить. А Петр Андреич ранен
был под правое плечо, в грудь под самую косточку… и теперь, слава Богу,
здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать…»
Савельич – отцу Гринева.
7. «…с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять
надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца, а буде
можно, и к совершенному уничтожению оного, если он обратится на
крепость, вверенную вашему попечению».
Генерал Андрей Карлович – капитану Миронову.
8. «На запрос вашего превосходительства касательно прапорщика Гринева,
якобы замешанного в нынешнем смятении и вошедшего в сношения со
злодеем, службою недозволенные и долгу присяги противные объяснить
имею честь: оный прапорщик Гринев находился на службе в Оренбурге от
начала октября прошлого 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в
которое число он из города отлучился и с той поры уже в команду его не
являлся».
Генерал Андрей Карлович – В Следственную комиссию по делу Пугачева.
9. «Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает мня
выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл
обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее
племянница».
Маша Миронова – Гриневу.
10. Письмо дословно не приводится: «Я рада, что могла сдержать вам свое
слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в
невиновности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь
отвезти к будущему свекру».
Екатерина 11 – отцу Гринева.
2. Кому принадлежат крылатые выражения в пьесе «Ревизор».
12. «…две крысы…пришли, понюхали и пошли прочь». ( Городничий)
13. «…человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так
выздоровеет». (Земляника)
14. «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».
(ЛяпкинТяпкин о заседателе)
15. «…умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых
выноси». (Городничий)
16. «Родная сестра тому кобелю, которого вы знаете». (ЛяпкинТяпкин)
17. «Э! – сказали мы с Петром Ивановичем». (Бобчинский)
18. «Смотри! Не по чину берешь!» (Городничий квартальному)
19. «Галантерейное обхождение». (Осип).
20. «Легкость необыкновенная в мыслях…» (Хлестаков)
21. « Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»
(Городничий)
22. «Чему смеетесь? – над собой смеетесь!..» (Городничий) Конкурс «Мир литературных вещей»
Команда 1.
1. Топор. Предмет из повести «Капитанская дочка», глава 11, сон Гринева: «Тогда
мужик вскочил с постели, выхватил топор изза спины и стал махать во все стороны.
Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о
тела и скользил в кровавых лужах …»
2. Пироги. Предмет из повести «Капитанская дочка»: «На другой день поутру
подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с
чайным прибором и узлы с булками и пирогами. (глава 1).
3. Роман М.Н.Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1812 году».
Предмет из пьесы «Ревизор». Хлестаков сообщает Анне Андреевне, что «Юрий
Милославский» его сочинение.
Команда 2.
2. Географическая карта мира. Предмет из повести «Капитанская дочка». Гринев
вспоминает о своем обучении: «…для меня выписана была из Москвы
географическая карта. Она висела на стене без всякого употребления и давно
соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решил сделать из нее змей…»
2. Пара сережек. Предмет из повести «Капитанская дочка»: «…ежели хочешь,
чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари
ей пару серег». (глава 4).
3. Карта «Дама трефовая». Предмет из пьесы «Ревизор». Диалог Анны Андреевны и
Марьи Антоновны:
А н н а А н д р е е в н а. Вот хорошо! А у меня глаза разве не темные? Самые
темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на
трефовую даму?
Конкурс «Создаем литературный образ».
Команда 1.
Чей это портрет?
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту
среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые
большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но
плутовское. Волоса были острижены в кружок.»
(Пугачева, «Капитанская дочка»)
О ком это говорится?
«А ты что? – начинаешь плутнями, тебя хозяин бьет за то, что не умеешь
обманывать. Еще мальчишка, «Отче наш» не знаешь, а уж обмериваешь; а как
разопрет тебе брюхо да набьешь себе карман, так и заважничал! Фу ты, какая
невидаль! Оттого, что ты шестнадцать самоваров выдуешь в день, так оттого и
важничаешь? Да я плевать на твою голову и на твою важность!»
(Городничий о купцах, «Ревизор») Чей это дом?
«…вошел в чистенькую комнатку, убранную постаринному. В углу стоял шкаф с
посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него
красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова,
также выбор невесты и погребение кота.»
(Капитана Миронова, «Капитанская дочка»)
Кто это говорит?
«Тебе бы все душить да резать. Что ты за богатырь? Поглядеть, так в чем душа
держится. Сам в могилу смотришь, а других губишь. Разве мало крови на твоей
совести? …Конечно, и я грешен, и эта рука повинна в пролитой христианской
крови. Но я губил супротивника, а не гостя, на вольном перепутье да в темном лесу,
не дома, сидя за печью, кистенем и обухом, а не бабьим наговором.»
(Хлопуша, «Капитанская дочка»)
Кто пишет это письмо?
«Помнишь, как мы с тобой беседовали, обедали нашерамыжку и как один раз
было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет
доходов аглицкого короля?»
(Хлестаков – Тряпичкину, «Ревизор»)
Конкурс «Создаем литературный образ».
Команда 2.
Чей это портрет?
«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч и показался мне лет сорока
пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые
пятна на лбу и щеках придавали его рябому широкому лицу выражение
неизъяснимое. Он был в красной рубахе, в киргизском халате, и в казацких
шароварах.»
(Хлопуши, «Капитанская дочка»)
О ком это говорится?
«Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его
слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он
толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению)
и врагом бутылки, то есть (говоря порусски) любил хлебнуть лишнее.»
(О мосье Бопре, «Капитанская дочка»)
Чей это дом?
«Я вошел в избу или во дворец, как называли ее мужики. Она освещена была
двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагой, впрочем, лавки,
стол, рукомойник на веревочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий
шесток, уставленный горшками, все было, как в обыкновенной избе.»
( Пугачева, «Капитанская дочка»)
Кто это говорит? «Я карт в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты. Смотреть
никогда не мог на них равнодушно; и если случится увидеть этак какогонибудь
бубнового короля или чтонибудь другое, то такое омерзение нападет, что просто
плюнешь. Раз както случилось, забавляя детей, выстроил будку из карт, да после
того всю ночь снились проклятые. Бог с ними! Как можно, чтобы такое драгоценное
время убивать на них?»
(Городничий, «Ревизор»)
Кто пишет это письмо?
«Жизнь моя, милый друг, течет… в эмпиреях: барышень много, музыка играет,
штандарт скачет…»
(Письмо поручика к приятелю, которое из любопытства распечатал почтмейстер и
оставил у себя, т.к. оно ему очень понравилось).
Конкурс капитанов.
Команда 1.
a. Найдите и исправьте смысловую ошибку в тексте.
«В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым
помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо
Елизаветы Петровны за стеклом в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и
содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.
Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков,
который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся к времени, описанным его
дедом.»
(Вместо «Елизаветы Петровны» должно быть «Екатерины 11», «Капитанская
дочка»)
Конкурс капитанов.
Команда 2.
11. Найдите и исправьте смысловую ошибку в тексте.
«Это было в конце февраля. Зима, затруднявшая военные распоряжения,
проходила, и наши генералы готовились к дружному содействию. Пугачев все
еще стоял под Челябинском. Между тем около его отряды соединились и со
всех сторон приближались к злодейскому гнезду. Бунтующие деревни при виде
наших войск приходили в повиновение…»
(Вместо «под Челябинском» должно быть «под Оренбургом», «Капитанская
дочка»).
Конкурс «Азартные игры».
1.Сколько дней отсутствовал Мцыри в монастыре?
Три дня. (1) 2. Какой предмет преподает учитель, ломающий стулья (Н.В.Гоголь
«Ревизор»)?
История. (1)
12. Сколько книг за свою жизнь прочитал судья ЛяпкинТяпкин?
Пять или шесть книг. (2)
13. Почему Пугачев назвался именем Петра III?
Убитый муж Екатерины II. (3)
14. В каком чине был записан Петруша Гринев в полк?
Гвардии сержант. (4)
15. В каком чине был Хлестаков?
Коллежский регистратор. (2)
7. Какая книга всегда имела сильное влияние на отца Гринева?
«Придворный календарь» ежегодное издание, выходившее с 1735г. В нем
публиковались обычно придворный штат, списки кавалеров орденов, русских
послов за границей и т.д.(5)
9. Из какой книги взят эпиграф к поэме «Мцыри»?
Из 1й книги царств, Библия. (4)
9. Какая аксиома геометрии Евклида отражена в следующих строчках: Я видел
груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года –
Им не сойтиться никогда!
Параллельные прямые не пересекаются. (3)
10. Откуда происходили предки Лермонтова по отцу?
Из Шотландии. (5)
11. Вопрос«джокер». Когда Пушкин закончил написание «Капитанской дочки»,
и чем еще знаменательна эта дата?
19 октября 1836 года. Эта дата поставлена автором в конце повести. 19 октября
1811г. – день основания Царскосельского лицея, памятная дата для всех его
воспитанников. Этому дню Пушкин посвятил несколько стихотворений. (5)
12. Вопрос«джокер». Были ли знакомы Пушкин, Лермонтов и Гоголь?
Пушкин и Гоголь были знакомы. Лермонтов не был знаком ни с кем из них. (4)
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
ТУРНИР ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С.ПУШКИНА, Н.В.ГОГОЛЯ, М.Ю.ЛЕРМОНТОВА. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» - «РЕВИЗОР» - «МЦЫРИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.