Разработка к уроку по ИЗО "КАРНАВАЛЬНЫЕ МАСКИ".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КАРНАВАЛЬНЫЕ МАСКИ Цели и задачи: дать представление об истоках театра; дать понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске – контрастность, яркую декоративность; формировать навыки работы в материале, в конструировании; развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, технология).
Иконка файла материала КАРНАВАЛЬНЫЕ МАСКИ.doc
У р о к и   2 0 – 2 1 КАРНАВАЛЬНЫЕ МАСКИ Цели   и   задачи:  дать   представление   об   истоках   театра;   дать   понятие   о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре – помочь актеру раскрыть содержание спектакля; показать на примерах усиление   эмоционального   состояния   в   маске   –   контрастность,   яркую декоративность; формировать навыки работы в материале, в конструировании; развивать   умение   выстраивать   последовательность   операций   при   выполнении творческой   работы;   осуществлять   межпредметные   связи   (ИЗО,   литература, технология). О б о р у д о в а н и е   у р о к а: для учащихся – цветная бумага, ножницы, клей (лучше ПВА), банка с водой, кисти, простой карандаш, резинка, линейка, бумага белая,   перья,   ленты,   мишура,   пуговицы,   пластилин,   стеки,   водоэмульсионная краска для грунтовки поверхности маски: гуашь, кисти (возможно гипс, глина). З р и т е л ь н ы й   р я д:   слайды   карнавального   действия,   античных   масок народов   Востока,   Африки   и   т.   д.;   рисунки   лиц   (в   виде   схем),   выражающие эмоциональное состояние, характер персонажа; таблицы с изображением цветов, животных, птиц; детские работы; работы театральных художников (Л. Бакста и др.). Л и т е р а т у р н ы й   р я д:   стихотворения   А.   Барто,   З.   Александровой, фольклор. Х о д   у р о к а I. Организация класса. II. Вводная беседа. У ч и т е л ь.   Новогодний   праздник   красив   своей   необычностью.   С   ним связывают свои мечты и надежды и взрослые и дети. Вспомните и назовите: – Каковы главные признаки новогоднего праздника?  – Над чем приходится потрудиться художникам, чтобы новогодний карнавал состоялся?  Верно: все, чем нам дорог этот праздник, – плоды творчества художников­ дизайнеров, которые придумывают все новые и новые игрушки, гирлянды. Это художники­модельеры, которые создают эскизы костюмов для карнавала. Этохудожники­конструкторы, превращающие эскизы в реальные вещи. И все, что необходимо для праздника, можно выбрать на предпраздничной распродаже. Л и т е р а т у р н о е   с л о в о. ДЕД МОРОЗ Шёл по лесу Дед Мороз  Мимо клёнов и берёз. Мимо просек, мимо пней Шел по лесу много дней. На полянках тишина,  Светит полная луна! Все деревья в серебре. Звёзды пляшут на горе, На пруду сверкает лед, Наступает Новый год. Маленькой ёлочке Холодно зимой – Из лесу ёлочку  Взяли мы домой. Сколько на ёлочке Шариков цветных, Розовых пряников, Шишек золотых. Бусы повесили,  Встали в хоровод. Весело, весело  Встретим Новый год! З. Александрова В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА Мой брат (меня он перерос)  Доводит всех до слёз. Он мне сказал, что Дед Мороз – Совсем не Дед Мороз! Он мне сказал: – В него не верь! Но тут сама открылась дверь,  И вдруг я вижу – входит дед. Он с бородой, в тулуп одет,  В тулуп до самых пят! Он говорит: – А ёлка где?  А дети разве спят? С большим серебряным мешком Стоит, осыпанный снежком, В пушистой шапке дед.  А старший брат твердит тайком: – Да это наш сосед! Как ты не видишь: нос похож! И руки, и спина! – Я отвечаю: – Ну и что ж! А ты на бабушку похож,  Но ты же не она!  А. БартоК о л я д к и:  Ангел с неба к нам спустился,  И сказал: – Христос родился. Мы пришли Христа прославить,  А вас с праздником поздравить!  С Рождеством Христовым!  Открывайте сундучки! Доставайте пятачки!  У ч и т е л ь: В народе говорят: «Не все то радует, что покупается» и «Своего дела чужим не заменишь». – Поясните пословицы.  Действительно,   праздник   будет   вдвойне   радостным,   если   его   подготовить своими руками. Любая задумка художника должна начинаться с  эскиза  – это предварительный   рисунок,   по   которому   выполняется   задуманное,   «черновик» художника.  Попробуйте  придумать  эскизы  карнавальных  костюмов,  масок для себя и своих товарищей. Но сначала рассмотрите, как это делают художники. – В каком облике может предстать участник карнавала?  Костюм может передавать облик исторического героя. Он может превратить человека   в   персонажа   былины   или   сказки.   А   еще   с   помощью   карнавального костюма   можно   вдруг,   как   в   сказке,   преобразиться   в   цветок,   птицу   или необычные предметы. Через маску дети легче могут понять сущность театра – перевоплощение. В современном   театре   играют   без   масок   (в   отличие,   например,   от древнегреческого),   но   облик   актера,   образ   конкретного   героя   передают костюмом и гримом. (См.  Приложения,  рис. 56–66, 69–73.) Таким образом, цель   работы   художника   в   театре   –   помочь   актеру   раскрыть   содержание спектакля. Демонстрируя различные маски с ярко выраженной эмоциональной окраской, учитель обращает внимание учеников на их характеры: добрые и злые, веселые и грустные.   Целесообразно   объяснить   детям,   какими   средствами   достигается такая   выразительность.   В   процессе   этих   уроков   ученики   выполняют   костюм (эскиз) и маски, выражающие конкретное настроение через форму и цвет. (См. Приложения, рис. 75.) III. Работа над заданием. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся.З а д а н и е:  конструирование   выразительных   острохарактерных   масок. В а р и а н т ы: 1)   конструирование   маски   из   бумаги   (в   размер   лица)   и   дополнительных материалов; 2)   лепка   маски   из   пластилина   (или   глины,   гипса,   теста   соленого)   с последующей росписью, папье­маше. (См. Приложения, рис. 75.) При наличии дополнительного урока имеет смысл использовать оба варианта. На уроке 20 делаем эскиз костюма. На уроке 21 – конструируем маску.  В   случае   если   маска   делается   из   бумаги   и   дополнительных   материалов,         п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   р а б о т ы  такова: 1) вырезаем маску на глаза, разворачиваем; 2) вырезаем нос, усы, рот из заготовок бумаги. Подклеиваем к первой части; 3) вырезаем волосы, подклеиваем сверху. Загибаем на карандаш нарезанные полоски, накручиваем их, формируем «кудряшки»; 4) вырезаем шапку­колпак; подкалываем ее сзади к «очкам»; 5) дополняем (украшаем) маску подручными материалами: перьями, лентами, серпантином, фантиками, мишурой, пуговицами. Если дети выполняют маску из пластилина, муки, глины, работа строится на основе   постепенного   наращивания   объема   на   нарисованный   на   картонке­ подставке эскиз, затем делается грунтовка водоэмульсионной краской, роспись гуашью, возможно покрытие лаком. (См. Приложения, рис. 77.) IV. Итоги урока. Экспресс­выставка (по возможности) из лучших работ. Оценка работ. Т р е б о в а н и я   к   р а б о т а м:  – соблюдение пропорций;  – работа над мелкими деталями;– общая завершенность, выразительность;  – цветовое решение; – аккуратное исполнение. Домашнее задание:  сделать другие варианты костюмов, масок, можно для кукол.  К урокам 20–21 Рис. 75. Этапы изготовления карнавальной маски из папье­маше