Класс: 5.
Тема мероприятия: «Цвет в произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»».
выбранные сюжеты;
- коррекция и развитие мелкой моторки кистей рук;
- нравственное воспитание.
Оборудование мероприятия:
1. Для учителя: мел, иллюстрации к сказке, видеофильм «Сказка о царе Салтане»,
шаблон – палитра, акварельные краски, кисть, баночка для воды.
2. Для учащихся: бумага белая, шаблон – палитра, акварельные краски, кисть,
баночка для воды, простой карандаш, ластик.
Ход мероприятия:
1. Орг.момент.
Читается зачин сказки.
Три девицы под окном пряли поздновечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна сестрица,
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
2. Сообщение темы, цели и задач мероприятия.
- Кто узнал из какой сказки этот сюжет?
- Может быть вы знаете кто написал эту сказку?
- Полное название этой сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», написал её великий руский поэт и писатель А.С.Пушкин.
(чтение названия на доске).
- Ребята, а какие сказки вы еще знаете? Назовите их.
- Ребята отгадайте, о какой сказке идет речь:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная шапочка).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился …. (колобок).
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Что за странный человечек
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Жили – были семь ребят-
Белых маленьких козлят.
Мама их очень любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк да щелк,
Появился серый вол.
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки ….. (волк и семеро козлят).
- Молодцы ребята справились заданием. А что такое сказка?
- Сказка – это придумка о том, чего не бывает. В сказках с человеком встречаются существа, которых не встретишь в жизни: Кощей Бесмертный, Баба – Яга, змей Горыныч. В руки героев попадают чудесные предметы: скатерть – самобранка, шапка – невидимка, ковер – самолет, сапоги – скороходы.
- Я не зря начала, мероприятие с сюжета из сказки «Сказка о царе Салтане», потому что мы сегодня узнаем, какое значение имеет цвет в литературных произведениях на примере сказки Пушкина А.С. «Сказка о царе Салтане».
3. Беседа о роли цвета в иллюстрациях и показ видеофильма «Сказка о царе Салтане».
- Ребята, всю жизнь рядом с нами находятся наши верные друзья – книги. Давайте представим на минутку, что из книг исчезли все рисунки. Хотелось бы вам читать такие сказки? Почему?
- Однообразно, скучно, невыразительно будут выглядеть такие книги..
- .Рисунки в книжках называются иллюстрации.
(учащиеся читают слово на доске).
- Кто делает иллюстрации к книжкам?
- Художник – иллюстратор.
(учащиеся читают слово на доске).
- Для чего нужны иллюстрации?
- Можно узнать содержание произведения.
- Ребята, «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина представляет собой яркое, выразительное произведение, но количество красок используется только 9, которые получаются при смешивание цвета.. Но в основном только три – белый, золотой (желтый), синий.
- Впечатление цветовой насыщенности усиливается за счет слов, прямо цвет не называется, а только как бы представление о нем.
- Распространен в сказке синий цвет. Эта краска связана в основном с характеристикой моря. Это символ спокойствия, молодости и скромности, возвышенности.
(чтение отрывка из сказки)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет.
- А теперь посмотрим сюжет из сказки.
(просмотр видеофильма)
- Ребята как вы считаете, каким цветом можно изобразить море, а каким небо?
- Море – синее – зеленое т.к. волны на море, а небо немного светлее моря т.к. на нем видны звезды, но по нему надвигается туча – фиолетового цвета. Применяются холодные тона.
- Следующий цвет в сказке это зеленый. Он выступает, когда идет описание леса, луга, травы.
(чтение отрывка из сказки)
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
(просмотр видеофильма).
- Ребята, просмотрите следующий сюжет. Какой цвет можно использовать при иллюстрировании этого отрывка сказки?
(просмотр видеофильма).
- В этом сюжете происходит борьба добра и зла. Зло – коршун – черный цвет, добро – лебедь – белый цвет, на фоне неспокойного моря, которое можно изобразить темно - синее, небо – фиолетовое.
- Широко использует А.С.Пушкин белый цвет и золотой (желтый цвет). Белый цвет это означает что – то чистое, светлое, успокаивающий. Это цвет радости и красоты. Особой силой обладает золотой (желтый цвет). Этот цвет означает богатство.
(чтение отрывка из сказки).
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей.
- Раньше на Руси купола церквей покрывали золотом. А золото имеет блестяще – желтый цвет, поэтому город сияет, блестит т.е очень богатый. Используется белый и золотой цвет в описании города, которым правил князь Гвидон. Давайте посмотрим сюжет из сказки.
(просмотр видеофильма).
- С помощью цвета можно передать и душевное состояние главного героя - князя Гвидоно.
(просмотр видеофильма).
- Душевное состояние князя Гвидона передается с помощью позы, жестов: склонил голову, поддерживает подбородок руков т.е он о чем –то задумался. И цвет соответствует грустному настроению – холодный сине – зеленый.
- Ребята я уже говорила, что золотой цвет означает богатсво. Этот цвет используется и при описании одежды царя Салтана.
(чтение отрывка из сказки).
Весь, сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.
- Просмотрите сюжет из сказки, в котором показан город, которым правит царь
Салтан.
(просмотр видеофильма).
- Ребята, просмотрите следующий сюжет из сказки. Какие тона можно использовать при иллюстрации этого сюжета холодные или теплые?
(просмотр видеофильма).
- Теплые тона - красный, оранжевый, желтый. От золота исходит жар, блеск и поэтому все вокруг сверкает и горит огнем.
- А какая вторая просьба была князя Гвидона к царевне Лебедь?
(чтение отрывка из сказки).
Океан, подымит вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
(просмотр видеофильма).
- В этом сюжете опять используется золотой цвет – богатыри горят, потому что одежда - кольчуга у них из золота.
- Используя теплые тона – красный, оранжевый, желтый можно выбрать иллюстрирование сюжета, где царевна из лебеди превращается в девушку. Волшебный мир сказки оживает.
(чтение отрывка из сказки).
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилась в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама – то величава,
Выступает будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит.
(просмотр видеофильма).
- Ребята, а как заканчивается сказка? Добро победило зло.
(просмотр видеофильма).
4. Физминутка.
– Ребята давайте с вами немного отдохнем. Встали, вышли из-за парт. А сейчас вам буду читать стихотворение. Если я называю цвет, то вы поднимаете руки над головой и хлопаете.
Не во сне, а наяву-
Что же здесь такого?
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темно-синей чаще,
Филин желтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озерам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишневый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости!
5. Упражнения на смешивании цветов.
- Ребята сейчас мы с вами выполним упражнение на смешивание цветов. Нам для этого понадобятся рисовальные принадлежности, а вот какие сейчас узнаем, если восстановим и исправим текст.
- У каждого на партах листочки с текстом. Вам нужно зачеркнуть ненужные, лишние слова.
На пд уроке браз изобразительного искус искусства подр необходимо иметь рисе рисовальные принадлежности: аква акварельные ски краски, кара карандаш, алом альбом, астик ластик, кст кисть, чка бано\чка для ве воды, цвт цветные карандаши, невк дневник.
(все самостоятельно выполняют на местах, один ученик у доски).
- Давайте проверим. Прочитай, что у вас получилось.
(один ученик зачитывает текст).
- У вас на партах все эти принадлежности есть. Проверти. Теперь мы можем приступить к упражнению по смешиванию цветов.
- У вас на партах шаблоны в виде палитры (это небольшой кусок бумаги, картона на котором смешивают краски). На палитре 5 кружков. В каждом из них мы будем смешивать краски, решая математические примеры, в которых цифры представлены цветом. При закрашивании кружков соблюдайте контур.
Желтый + красный = оранжевый.
Желтый + голубой = зеленый.
Красный + зеленый = коричневый.
Оранжевый + красный = пурпурный.
Синий + зеленый = сине – зеленый.
(учащиеся выполняют смешивание цвета на шаблонах, один ученик у доски).
- Выполним упражнение на проведение различных линий от руки. У вас на партах альбомные листы, разделенные на 5 квадратов.
- 1 квадрат - рисуем параллельные вертикальные линии,
- 2 квадрат – параллельные горизонтальные линии.
- Для чего нужны эти линии? Что можно изобразить с помощью этих линий?
- Сказочный остров с дворцом, хрустальный домик белочки и т.д.
- В 3 квадрате попробуйте нарисовать домик.
- В 4 квадрате – волнистые линии.
- Что можно изобразить этими линиями?
- Волны, а по ним плывет корабль, бочка.
- В 5 квадрате попробуйте нарисовать море по которому плывет корабль или бочка.
6. Подведение итогов мероприятия.
- Ребята, о какой сказке шла сегодня речь? Назовите её полное название.
- Кто автор этой сказки?
- Александр Сергеевич Пушкин.
- Какое количество красок использует в сказке А.С.Пушкин?
- Три.
- Какие? Назовите их.
- Как называются рисунки в книгах?
- Иллюстрации.
- Кто делает иллюстрации?
- Художник – иллюстратор.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Откроет двери.
- Ребята если верить в сказку, то и ваша жизнь будет полна чудес. На этом наше мероприятие закончилось. Все ребята молодцы очень хорошо работали.
- Ребята я хочу, чтобы вы тоже сейчас стали художниками – иллюстраторами. Выберите сами любой сюжет из сказки и нарисуйте его. Можете начинать работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.