разработка педагогического совета "Успешный учитель"

  • Педсоветы
  • doc
  • 20.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала успешный учитель.doc
Педсовет по теме:  «Успешный учитель – успешный ученик.  Критерии успешности учителя» Обоснование выбора темы педсовета. Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития   педагогов,   необходимо   определиться   в   отношении   критериев успешности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, если хотите, того портрета, к которому хотелось бы стремиться. Задача  данного   педсовета   состоит   в   том,   чтобы   определить   для конкретного   педагогического   коллектива,   с   учетом   имеющихся   условий, наиболее   значимые   критерии   успешности   педагогической   деятельности. Договориться и признать именно эти ценности. Диагностика успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему извне экспертную   оценку,   а   в   том,   чтобы   стимулировать   самого   учителя   к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Успешный   учитель   всегда   сориентирован   на   самоанализ   и самодиагностику. Определенные   приоритетные   критерии   успешности   на   педагогическом совете дадут возможность на демократической и профессиональной основе выстраивать всю организационно­методическую и экспериментальную работу в школе. Данные критерии успешности позволят динамично развивать имеющийся успех, помогут скорректировать деятельность учителя, будут способствовать его поддержке и адаптации. Цель:  определение   наиболее   значимых   критериев   успешности педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива. Задачи: 1.   На   основе   анализа   психолого­методической   литературы   рассмотреть труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство. 2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя. 3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике. Примерный план проведения педсовета: 1.   Вступительное   слово:   обоснование   выбора   темы,   план   проведения, регламент. 2.   Теоретические   выступления   по   критериям   успешности   учителя:   «Психологические «Педагогические   критерии   успешности   учителя»,критерии   успешности   учителя»,   «Профессионально­личностные   критерии успешности учителя». 5.   Микроисследование   факторов,   влияющих   на   успешность   учителя   (на основе анкетирования). 6. Работа по творческим группам (определение приоритетных критериев в каждом направлении). 7. Отчет каждой группы о выполнении работы (отчет представляется на общем плакате). 8.   Подведение   итогов   на   основе   получившихся   диаграмм,   выработка   и принятие решения. В начале работы, когда педагоги начинают собираться на педагогический совет, и затем, после завершения работы в группах и их презентаций, перед принятием   решения   можно   провести   диагностику   психологического состояния учителей. Результаты этой диагностики будут свидетельствовать об эмоциональной удовлетворенности учителей проделанной работой. Ход педсовета 1. Вступительное слово. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский. Учителя   в   формулу   «знания   –   умения   –   навыки»   не   загонишь. Инструмента,  которым   можно   измерить   благородство   души,  неповторимые частицы   творчества   в   повторяющемся   учебном   процессе,   озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно. Р е з у л ь т а т а м и  работы любого учителя являются:   знания, умения и навыки;   воспитанность;    здоровье   и   тесно   с   ним   связанное   психическое   состояние   наших учащихся. А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять,   какие   критерии   определяют   успешность   работы   учителя   и   какиефакторы   влияют   на   это.   Условно   все   критерии   можно   разделить   на   три группы: 1) педагогические; 2) психологические; 3) личностные. 2. Теоретические выступления по критериям успешности учителя. Педагогические критерии успешности учителя О работе учителя, во­первых, судят по конечному результату, поэтому п е р в ы й   к р и т е р и й  – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности   отслеживается   достаточно   часто   в  течение   учебного   года:   по отдельным   темам,   в   конце   учебной   четверти   (триместра),   по   итогам окружных,   городских   контрольных   работ.   Результаты   таких   наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке. В т о р о й    к р и т е р и й – уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Это:    учебно­информационные   умения   (работа   с   письменными   и   устными текстами, с источниками информации);    учебно­логические   умения   (умения   анализировать,   устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);    учебно­управленческие   умения   (понимать   поставленную   задачу,   владеть   различными   средствами вырабатывать   алгоритм   действий, самоконтроля и т. п.). Т р е т и й   к р и т е р и й  – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.  «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его   самообразование,   целью   которого   является   овладение   учителями теоретических   сведений   о   различных   методах   и   формах   преподавания. Исследовательская   работа   дает   возможность   проследить   эффективность применения тех или иных теоретических знаний. Ч е т в е р т ы й    к р и т е р и й – образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания. П я т ы й     к р и т е р и й –  способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида: 1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);2)   размышление   по   поводу   совершенных   действий   (то   есть   анализ совершенного) – рефлексия. Эти   два   процесса   очень   важны,   поскольку   они   дают   возможность   быть занятым   поиском   новых   идей,   импровизировать,   используя   новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании. Ш  е  с  т  о   й     к   р  и   т  е  р  и  й   –  инновационная  деятельность.  Эта деятельность   позволяет   осуществлять   образовательный   процесс   на   более высоком, современном уровне, способствует развитию школы. Психологические критерии успешности учителя «Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое образование,   которое   заставляет   определить   свое   отношение   ко   всему окружающему». Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность». Рассмотрим   вопрос   об   успешности   учения,   его   зависимости   от   того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им. П е р в ы й   к р и т е р и й  – интерес, мотивация. Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу   доверия   и   творчества,   в   которой   интересы   проявятся естественным образом. Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем   хорошо   известно,   что   по   мере   школьного   обучения   дети   теряют любопытство,   становятся   менее   любознательными.   Это   один   из   самых тревожных показателей школьного неблагополучия. Я часто думаю о том, что из­за некоторых странных обстоятельств школа делает   все   возможное,   чтобы   забить   в   детях   живое,   естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут». В т о р о й   к р и т е р и й  – сознательное обучение. Принцип   сознательного   обучения   включает   в   себя   требование   ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал,   что   учиться   надо   для   того,   чтобы   стать   полноценным   членом общества,   что   учиться   –   долг   ребенка.   Конечно,   первоклассник   иливтороклассник   знает,   зачем   он   учится.   Но   разве   это   заставляет   его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в   классе,   в   глазах   учителя.   Значит,   недостаточно,   чтобы   ребенок   усвоил объективное   значение   данного   учебного   предмета,   нужно,   чтобы   он соответственным   образом   и   внутренне   отнесся   к   изучаемому:   нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. «Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее».   И   в   учении   то   же;   чтобы   не   формально   усвоить,   нужно   не  «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося. Т р е т и й   к р и т е р и й  – взаимоотношения в системе «учитель – ученик».   В   процессе   становления   учебной   деятельности   формируются   не только познавательные действия, но и система взаимодействия  отношений, общения.   Учебные   взаимодействия   учителя   с   учеником   являются   ведущей переменной   процесса   обучения   и   обусловливают   как   характер   мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. Ситуация   сотрудничества   ученика   с   учителем   и   другими   учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того,   как   ученик   усваивает   новое   предметное   содержание.   Формы сотрудничества:  от  совместного,  разделенного  с  учителем  действия,  далее – к подражанию и самообучению. С  первых   этапов   обучения   взаимодействие   и  сотрудничество   учителя   с учеником   должно   быть   построено   на   уровне   смыслополагающих   и целеполагающих   действий.   Только   такой   порядок   поможет   преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного,   операционно­технического   уровня   ко   все   более   высоким уровням функционирования деятельности. Ч е т в е р т ы й   к р и т е р и й  – учет индивидуальных особенностей ученика. Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числунаиболее   важных   качеств   учителя   относят   внимательность   и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:   как на уроке создана установка быть внимательным;    как   использованы   внешние   особенности   наглядного   материала   для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);   как организована смена видов деятельности на уроке;   как учитываются возрастные особенности внимания школьников;   как организована активность учащихся на уроке;   как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания. Известно,   что   между   учениками   существуют   значительные   различия   в показателях   продуктивности   отдельных   видов   памяти:   одни   легко запоминают   образный   материал,   другие   –   эмоциональный,   третьи   – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя   подходить   с   одними   требованиями   к   оценке   успехов   учеников   по разным   дисциплинам.   Высокие   вербальные   способности   помогают   в заучивании   текстов   (стихотворений,   иностранных   слов,   географических названий и т. д.). Если   урок   предполагает   заучивание   какого­либо   материала,   то   время, отводимое   на   заучивание   какого­либо   материала,   должно   быть индивидуальным.   Нужно   ориентироваться   на   детей   с   более   низкими способностями,   а   для   учеников   с   высокими   способностями   должны   быть предусмотрены   дополнительные   задания.   В   противном   случае   мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку. Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы: 1) быстро запоминающие и медленно забывающие; 2) быстро запоминающие и быстро забывающие; 3) медленно запоминающие и медленно забывающие; 4) медленно запоминающие и быстро забывающие. Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению   и   опросу   по   этому   материалу.   За   активную   работу   ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях?   Нетрудно   ответить   –   ученики,   способные   быстро   запоминатьматериал.   Но   хорошо,   если   они   его   прочно   усвоили,   а   если   он   скоро забудется? Профессионально­личностные  критерии успешности учителя Специфической   чертой   деятельности   учителя   является   высокая включенность   в   нее   личности   педагога.   Это   значит,   что   личностные особенности   учителя   выступают   как   инструмент   его   профессиональной деятельности.   Объектом   оценивания   выступает   не   вся   совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Такие   качества   структурировались   в   работах   Ю.   К.   Бабанского,   В.   А. Сластенина, Н. В. Кузьминой и др. Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие   качества   личности   учителя,   которые,   на   наш   взгляд,   оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя. 1. Э м о ц и о н а л ь н о с т ь. В состав этого качества входит: – интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; –   адекватность   эмоционального   состояния   учителя   на   деятельность учащихся; – доброжелательность реакции учителя на возбуждение; –   уверенность   в   своих   педагогических   мыслях   и   действиях, удовлетворенность от результата своего труда. 2. В ы р а з и т е л ь н о с т ь   р е ч и. Это   качество   характеризует   содержательность,   яркость,   образность   и убедительность речи учителя. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач. К   сожалению,   почти   все   учителя   приобретают   «профессиональную» окраску   голоса:   нервная   монотонность   с   элементами   металла.   Это учительское   свойство,   как   установлено   психологами,   раздражает,   угнетает учащихся. Для   постановки   голоса,   владения   средствами   внешней   выразительности необходимо   использовать   рефлексию   своего   поведения   и   специальные упражнения   для   ораторского   искусства,   а   для   обогащения   лексики, образности действует правило «ТРИ О»: Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.Общение – с интересными людьми, любовь, дружба. Общение  –  с  самим   собой  –  саморазвитие  –  время   печали,  творчества, размышлений. 3. Т в о р ч е с к о е   н а ч а л о   л и ч н о с т и. Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию.   Вроде   бы   просто:   думать,   писать,   читать,   заучивать,   решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого   подхода,   без   остроумия   души,   то   не   будет   ни   оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате  ученикам  с учителем  неинтересно, быть с  ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский). 4. О р г а н и з а т о р с к и е   с п о с о б н о с т и. Необходимы   как   для   обеспечения   работы   самого   учителя,   так   и   для создания хорошего ученического коллектива. Одностишие: Я горы вмиг  с ребятами   сверну  (еще бы  знать,  зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский). 5. Ч у в с т в о   ю м о р а. Дети   любят   разных   учителей,   но   более   всего   веселых   –   таких,   кто   за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.  А.  Сухомлинский   утверждал:   «Отсутствие   у   учителя   чувства   юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это   раздражение   –   то   состояние,   из   которого   учитель   часто   не   находит выхода».   Значительную   часть   конфликтов   между   учениками   и   учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать все в шутку. Одностишие:  Мне   юмор   в   детстве   подмешали   в   молоко  (В.   М. Лизинский). 6. Н а с т о й ч и в о с т ь,   д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь. Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под   настойчивостью   мы   понимаем   способность   достигать   поставленные цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и   организация   труда,   и   отношения   с   администрацией,   родителями   и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.   Для   определения   удовлетворенности   жизнедеятельностью   школыпроводится   микроисследование   в   форме   анкетирования.   Участникам педсовета раздаются анкеты, и они их заполняют. После   заполнения   данных   анкет   ведущий   подводит   итог   и   еще   раз выделяет названные критерии успешности учителя. Примерный проект решения: Для осуществления возможности на демократической и профессиональной основе   выстраивать   организационно­методическую   и   исследовательскую работу в школе определены приоритетные критерии для нашего коллектива, с учетом имеющихся условий.  1. Усилить работу методических объединений по организации  повышения мастерства учителя, использованию образовательных  технологий с дальнейшим предъявлением педагогического опыта на  школьном, региональном уровнях.  2. Внедрять в практику работы достижения педагогов школы: во  внеурочной деятельности, при подготовке к ГИА, проведении  предметных декад и недель, по привлечению большего количества  учащихся к исследовательской и проектной деятельности. 3. Продолжить работу с одаренными детьми. 4. Разработать систему работы со слабоуспевающими детьми и  требующих индивидуального подхода к обучению. Литература 1.  Ляудис,   В.   Я.  Структура   продуктивного   учебного   взаимодействия   // Психолого­педагогические взаимодей­ ствия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. – М.: НИИОП АПН СССР, 1980. – С. 37–52. проблемы     2. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. 3.  Петрушин,   В.   И.  Психологические   аспекты   деятельности   учителя   и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 4. Шадриков, В. Д., Анисимова, Н. П. Познавательные процессы и  способности в обучении. – М.: Просвещение, 1990.

Посмотрите также