Педсовет по теме:
«Успешный учитель – успешный ученик.
Критерии успешности учителя»
Обоснование выбора темы педсовета.
Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального
развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев
успешности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, если
хотите, того портрета, к которому хотелось бы стремиться.
Задача данного педсовета состоит в том, чтобы определить для
конкретного педагогического коллектива, с учетом имеющихся условий,
наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности.
Договориться и признать именно эти ценности.
Диагностика успешности учителя состоит не в том, чтобы дать ему извне
экспертную оценку, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к
осмыслению и решению своих профессиональных проблем.
Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и
самодиагностику.
Определенные приоритетные критерии успешности на педагогическом
совете дадут возможность на демократической и профессиональной основе
выстраивать всю организационнометодическую и экспериментальную работу
в школе.
Данные критерии успешности позволят динамично развивать имеющийся
успех, помогут скорректировать деятельность учителя, будут способствовать
его поддержке и адаптации.
Цель:
определение наиболее значимых критериев успешности
педагогической деятельности для конкретного педагогического коллектива.
Задачи:
1. На основе анализа психологометодической литературы рассмотреть
труд учителя как трехмерное взаимосвязанное пространство.
2. Определить факторы, влияющие на успешность работы учителя.
3. Приобщить учителей к самоанализу и самодиагностике.
Примерный план проведения педсовета:
1. Вступительное слово: обоснование выбора темы, план проведения,
регламент.
2. Теоретические выступления по критериям успешности учителя:
«Психологические
«Педагогические критерии успешности учителя»,критерии успешности учителя», «Профессиональноличностные критерии
успешности учителя».
5. Микроисследование факторов, влияющих на успешность учителя (на
основе анкетирования).
6. Работа по творческим группам (определение приоритетных критериев в
каждом направлении).
7. Отчет каждой группы о выполнении работы (отчет представляется на
общем плакате).
8. Подведение итогов на основе получившихся диаграмм, выработка и
принятие решения.
В начале работы, когда педагоги начинают собираться на педагогический
совет, и затем, после завершения работы в группах и их презентаций, перед
принятием решения можно провести диагностику психологического
состояния учителей. Результаты этой диагностики будут свидетельствовать
об эмоциональной удовлетворенности учителей проделанной работой.
Ход педсовета
1. Вступительное слово.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае
он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь.
Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые
частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения,
бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить
того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для
того, чтобы учитель работал успешно и качественно.
Р е з у л ь т а т а м и работы любого учителя являются:
знания, умения и навыки;
воспитанность;
здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших
учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно
сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как
врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки.
Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать
ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять
причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны
понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какиефакторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три
группы:
1) педагогические;
2) психологические;
3) личностные.
2. Теоретические выступления по критериям успешности учителя.
Педагогические критерии успешности учителя
О работе учителя, вопервых, судят по конечному результату, поэтому п е
р в ы й к р и т е р и й – это уровень обученности наших учеников. Уровень
обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по
отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам
окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений
регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком
с предложенным критерием не понаслышке.
В т о р о й к р и т е р и й – уровень сформированности общеучебных
умений и навыков.
Это:
учебноинформационные умения (работа с письменными и устными
текстами, с источниками информации);
учебнологические умения (умения анализировать, устанавливать
причинноследственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);
учебноуправленческие умения (понимать поставленную задачу,
владеть различными средствами
вырабатывать алгоритм действий,
самоконтроля и т. п.).
Т р е т и й к р и т е р и й – состояние исследовательской работы и
работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю
жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится
его самообразование, целью которого является овладение учителями
теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.
Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность
применения тех или иных теоретических знаний.
Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – образование педагогов и повышение
квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения
качества преподавания.
П я т ы й к р и т е р и й – способность к самоанализу, рефлексии.
Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти
размышления можно разделить на два вида:
1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ
совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть
занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества,
соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Ш е с т о й к р и т е р и й – инновационная деятельность. Эта
деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более
высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, – это такое
образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему
окружающему».
Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять
даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти
чувства стали внутренне определяющими личность».
Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того
смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.
П е р в ы й к р и т е р и й – интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается
им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем
же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.
«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что
узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно
сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую
атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся
естественным образом.
Как сохранить и поддержать любознательность ребенка?
Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют
любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых
тревожных показателей школьного неблагополучия.
Я часто думаю о том, что изза некоторых странных обстоятельств школа
делает все возможное, чтобы забить в детях живое, естественное
любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут».
В т о р о й к р и т е р и й – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного
понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок
понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом
общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник иливтороклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его
внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?
Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может
быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет
получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье,
в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил
объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он
соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно
воспитать у него требуемое отношение к учению.
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором
учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания,
которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим
знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить
ее». И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть»
обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно
имело жизненный смысл для учащегося.
Т р е т и й к р и т е р и й – взаимоотношения в системе «учитель –
ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не
только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений,
общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей
переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций
учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных
действий учащихся.
Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися
обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере
того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы
сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее
– к подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с
учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и
целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть
объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине
зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от
элементарного, операционнотехнического уровня ко все более высоким
уровням функционирования деятельности.
Ч е т в е р т ы й к р и т е р и й – учет индивидуальных особенностей
ученика.
Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и
организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание
вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числунаиболее важных качеств учителя относят внимательность и
наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли
его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
как на уроке создана установка быть внимательным;
как использованы внешние особенности наглядного материала для
привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
как организована смена видов деятельности на уроке;
как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
как организована активность учащихся на уроке;
как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие
недостатки внимания.
Известно, что между учениками существуют значительные различия в
показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко
запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи –
вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности
учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так,
нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по
разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в
заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических
названий и т. д.).
Если урок предполагает заучивание какоголибо материала, то время,
отводимое на заучивание какоголибо материала,
должно быть
индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими
способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть
предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы
сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной
работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к
уроку.
Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с
прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:
1) быстро запоминающие и медленно забывающие;
2) быстро запоминающие и быстро забывающие;
3) медленно запоминающие и медленно забывающие;
4) медленно запоминающие и быстро забывающие.
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к
повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики
получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных
условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминатьматериал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро
забудется?
Профессиональноличностные
критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая
включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные
особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной
деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность
личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств,
которая профессионально значима.
Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А.
Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.
Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили
такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают
существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
1. Э м о ц и о н а л ь н о с т ь.
В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность
учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях,
удовлетворенность от результата своего труда.
2. В ы р а з и т е л ь н о с т ь р е ч и.
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и
убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд
важных педагогических задач.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную»
окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это
учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает
учащихся.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности
необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные
упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики,
образности действует правило «ТРИ О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества,
размышлений.
3. Т в о р ч е с к о е н а ч а л о л и ч н о с т и.
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю»
биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать,
делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без
творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных
суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных
интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не
хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).
4. О р г а н и з а т о р с к и е с п о с о б н о с т и.
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для
создания хорошего ученического коллектива.
Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем).
Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).
5. Ч у в с т в о ю м о р а.
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за
словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора
воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не
понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и
это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит
выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями
можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине
противостояния, обращать все в шутку.
Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М.
Лизинский).
6. Н а с т о й ч и в о с т ь, д и с ц и п л и н и р о в а н н о с т ь.
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные
цели и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения
общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это
и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и
учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных
качеств. Для определения удовлетворенности жизнедеятельностью школыпроводится микроисследование в форме анкетирования. Участникам
педсовета раздаются анкеты, и они их заполняют.
После заполнения данных анкет ведущий подводит итог и еще раз
выделяет названные критерии успешности учителя.
Примерный проект решения:
Для осуществления возможности на демократической и профессиональной
основе выстраивать организационнометодическую и исследовательскую
работу в школе определены приоритетные критерии для нашего коллектива, с
учетом имеющихся условий.
1. Усилить работу методических объединений по организации
повышения мастерства учителя, использованию образовательных
технологий с дальнейшим предъявлением педагогического опыта на
школьном, региональном уровнях.
2. Внедрять в практику работы достижения педагогов школы: во
внеурочной деятельности, при подготовке к ГИА, проведении
предметных декад и недель, по привлечению большего количества
учащихся к исследовательской и проектной деятельности.
3. Продолжить работу с одаренными детьми.
4. Разработать систему работы со слабоуспевающими детьми и
требующих индивидуального подхода к обучению.
Литература
1. Ляудис, В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия //
Психологопедагогические
взаимодей
ствия учителя и учащихся / под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. – М.:
НИИОП АПН СССР, 1980. – С. 37–52.
проблемы
2. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.:
Педагогика, 1972.
3. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и
классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
4. Шадриков, В. Д., Анисимова, Н. П. Познавательные процессы и
способности в обучении. – М.: Просвещение, 1990.