Педсовет на тему
«Системно-деятельностный подход как основа стандартов второго поколения».
Разминка. Игра «Дополни предложение». Я произношу короткое предложение. Вы должны по очереди дополнить его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Игра ведется до тех пор, пока вы можете дополнять предложение. Выигрывает тот, кто сказал последнее дополнение.
Вы думаете, мы сейчас просто играли? На самом деле это упражнение – один из элементов тренинга по формированию коммуникативных УУД. Это – неотъемлимая часть ФГОС второго поколения, к которым в следующем учебном году переходит основная школа. На УУД, в свою очередь, базируется системно-деятельностный подход, составляющий основу ФГОС. Поэтому тема педсовета: «Системно-деятельностный подход как основа стандартов второго поколения».
Задачи педсовета.
В
настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская
в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как
сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного
самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к
самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна
ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить
работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Необходимость введения нового
Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта
основного общего образования – веление времени. Процесс перехода
экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и
новой парадигмы образования. За последние годы в обществе произошли
кардинальные изменения в представлении о целях образования, путях их
реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов
образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки
учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию,
успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть
готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка
труда.
Переход от ЗУН к подготовке учащихся к реальной жизни потребовал разработки нового стандарта образования. В чем же различия стандарта первого поколения и нынешнего?
Изменение структуры стандарта.
Обязательный минимум содержания Обязательный минимум содержания образования определяет содержание обучения обязательное для всех учащихся. Этот уровень должен быть достигнут при изучение базового курса любого предмета на базовом или профильном уровне.
Максимальный объем учебной нагрузки.
Требования к уровню подготовки выпускников устанавливают уровень, реально достижимый в практике массового обучения и обеспечивающий права и возможности обучающихся на получение качественного общего образования.
|
Требования к структуре основных общеобразовательных программ (ОП)
Требования к результатам освоения основных ОП (личностные, предметные и метапредметные)
Требования к условиям реализации основных ОП
|
Стандарт второго поколения основан на системе трех «Т» и ориентирован на результаты образования, где развитие личности обучающего строится на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, и он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. прописан «портрет выпускника основной и начальной школы». Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
Начальная школа
1.любящий свой народ, свой край и свою Родину
2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества
3.любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
4.владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности
5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
Основная школа
1.любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции
2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
4.умеющий учиться, осознающий важность образованияи самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
5.социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
6.уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
7.осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
8.ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Итак, в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Он был разработан группой ученых-психологов под руководством профессора МГУ А.Г.Асмолова. Именно системно-деятельностный подход и стал методологической и теоретической основой УУД – того, на чем базируются стандарты второго поколения. Что же такое УУД?
Личностные УУД.
Самоопределение: личностное, профессиональное, жизненное.
Смыслообразование: связь между целью (ре-
зультатом) деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическое оценивание (на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях).
Регулятивные.
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
Познавательные.
общеучебные действия (выделение познавательной цели, структурирование знаний, выбор способов решения задач, контроль и оценка процесса, поиск информации, речевое развитие, смысловое чтение, решение проблем, моделирование)
логические (Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных.
Синтез – составление целого из частей.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Доказательство.
Выдвижение гипотез и их обоснование.);
постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы)
Коммуникативные УУД. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Существуют определенные методы, направленные на формирование УУД. Рассмотрим один из них на конкретном примере.
Мастер-класс по УУД.
Повышение мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе происходит в том числе и через включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Вы знаете, что этапы исследования состоят из отдельных компонентов. Реализация каждого компонента предполагает владение учащимися определенными умениями.
Я вам предлагаю освоить один из приемов формирования умения выделять закономерность в построении серии.
Работа по группам.
Перед вами задача: круг, в полукругах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа. Давайте попробуем решить эту задачу, ориентируясь на следующие вопросы:
- в каких сегментах нужно сравнить числа между собой (расположенные рядом, через один; в одном полукруге или разных)?
- опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел;
- можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач?
А теперь давайте проверим, работает ли это правило? Вы решали математическую задачу. А теперь попробуйте решить историческую задачу такого типа, пользуясь алгоритмом и правилом, которое вы вывели.
Для подсказки предлагаю вам хронологию династии Романовых. Чтобы было проще разобраться, период дворцовых переворотов я опустила.
Что получилось?
Правило работает?
Вот так можно составлять задания по любому предмету, а учащиеся, зная алгоритм его выполнения и закономерность в построении серии, легко это задание выполнят.
В качестве домашнего задания: попробуйте составить задание такого типа по своему предмету.
Что было полезным для вас? Может, у кого-то уже есть опыт работы с такими заданиями? Поделитесь. Вам пригодится то, над чем мы работали?
Предлагаю закончить выполнение задания небольшим упражнением. Прошу вас встать в круг. А теперь по очереди повторяйте то, что буду делать я (кладем руку на плечо: Я рада была общаться с вами! Спасибо за сотрудничество!). Это тоже один из приемов формирования коммуникативных УУД.
Вот так мы сохранили хорошее настроение и готовы к дальнейшему позитивному общению.
С переходом на новые стандарты образования меняется и сам урок. Происходят изменения в целях урока. Вместо знакомых нам обучающей, развивающей и воспитательной появляются личностная, метапредметная и предметная. Соответственно, если меняются цели, то изменяется и результат.
Задание: по портрету выпускника выделить личностные, метапредметные и предметные результаты.
А, если меняется результат, то меняется и путь, которым мы должны привести детей к этому результату, то есть структура урока.
Задание: каждой группе, ориентируясь по традиционной структуре урока составить структуру урока открытия нового знания, оформить и вывесить на доску. Затем сравнить с эталоном.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока
4. « Открытие» детьми нового знания.
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
5. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
9. Домашнее задание.
Таким образом, через новые типы уроков происходит реализация системно-деятельностного подхода и формирование УУД. Что нового появилось в новой структуре?
Выступление по самооценке.
Выступление по рефлексии.
Возьмите фломастер. Проведите черту на листе бумаги. Этот след можно удалить? А почему линии разные? А теперь представьте, что это не фломастер оставил след, а ваши дела и поступки, которые вы совершили в жизни. От кого зависит, какая получится линия?
Свой след в жизни оставляет каждый человек. В жизни семьи, друзей, общества, государства. Для этого не обязательно быть известным и знаменитым. Достаточно просто быть личностью.
В конце нашей работы я предлагаю поговорить об исторических личностях, которые, безусловно, оставили заметный след в жизни нашего государства. А особенно в той области, которая интересует и волнует нас больше всего. Это – образование. Приглашаю вас в небольшое историческое путешествие. Каждый правитель уделял особое внимание образованию. Но мы рассмотрим только несколько примеров.
Итак, мы в начале Смутного времени. На престоле царь нецарской крови Борис Годунов. Даже в этот сложный период он проводит образовательные реформы. Он был первым русским правителем, решившимся отправить дворянских детей на обучение за границу. Как, по-вашему, это было воспринято в обществе?
Кто продолжил это начинание? Петр Первый. В своих циркулярах он требовал, чтобы «подданные» сколько возможно чтению и письму детей обучали». С дворян был особый спрос, поэтому опору государства отправляли учиться за границу. Как вы думаете, реакция общества со времен Годунова изменилась? А какими способами проводил реформу Петр Первый? Например, в 1714 году был издан указ, по которому дворянам запрещалось жениться без свидетельства об обучении. Дворянские же дети страсти Петра к учению не разделяли и бежали от этого кто как мог. В назидание ленивым Петр задумал привезти живое пособие из Африки – арапчат – как пример того, что образование делает даже с такими отсталыми людьми. Может, благодаря этому, Россия получила прадеда Пушкина и прапрадеда Толстого. Оправданы ли такие жесткие, а в чем-то и жестокие меры?
Екатерина Вторая тоже не отстала от своих предшественников. При ней в российских школах появилась классно-урочная система; были запрещены наказания, т.к. у школы появилась новая задача: не только учить, но и воспитывать; был открыт Смольный институт благородных девиц, откуда выходили прекрасные жены, фрейлины и учителя. Предположите реакцию общества на эти перемены? А вот Ключевский, ссылаясь на слова современника, отмечал, что дворяне шли учиться неохотно и редко кто из них успешно сдавал экзамены.
Наше путешествие окончено. Какой вывод можно сделать? А как оценили эти реформы через 200 лет? Какие реформы могли бы быть продолжены? Какие реформы в области образования проходят сейчас? Каково к ним отношение в обществе? Так и у ФГОС есть сторонники и противники, у этого новшества тоже есть свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы.
А теперь давайте перенесемся в будущее. Как вы думаете, как оценят нынешние реформы через 200 лет?
А кому отводится претворение реформ в жизнь?
Реформы претворяются в жизнь нами. И, если мы вместе идем к одной цели, то в наших силах недостатки превратить в достоинства. Сомневаетесь, что это можно сделать?
Каждый день женщина ходила за водой к ручью с двумя большими кувшинами на коромысле. Один был с трещиной, а другой целый и всегда вмещал в себя всю воду. Поэтому женщина приносила домой только полтора кувшина воды. Целый кувшин был очень горд своей работой, а кувшин с трещиной стыдился своего недостатка. Однажды он обратился к женщине:
- Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к дому бежит вода. А домой я приношу только половину.
Женщина усмехнулась:
- Зато именно на твоей стороне дорожки растут красивые цветы, которые ты поливаешь каждый день.
Так и человек. Тот на земле оставляет след, кто недостатки превращает в достоинства.
Решение педсовета:
1. Руководителям ШМО изучить с членами ШМО теоретические вопросы внедрения системно-деятельностного подхода в обучении по отдельным предметам до апреля 2013 года.
2. Учителям активизировать работу по самооброзованию с целью реализации системно-деятельностного подхода, посещая уроки коллег и обмениваясь опытом.
3. Заместителю директора по УВР С.А.Подкопаевой., членам методического совета разработать и провести методический день в феврале по тематике ФГОС.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.