Разработка проекта на тему "Наполним музыкой сердца" для учащихся 8-9 классов
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка
8 кл—11 кл
09.02.2017
Данный материал знакомит с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня, поможет рассматреть связь музыки с жизнью, а жизнь как источник музыки, раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона, как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен. Эта разработка может быть использована в качестве материала во внеурочной деятельности для старшеклассников.
Проект Наполним музыкой сердца.docx
«Наполним музыкой сердца»
Цель проекта: Знакомство с одним из видов отечественной музыкальной культуры –
авторская песня. Продолжить рассматривать связь музыки с жизнью: жизнь – источник
музыки. Раскрыть понимание авторской песни, как духовно – нравственного камертона,
как лирически – исповедальных, сатирических, романтических песен.
Гипотизы нашего проекта: Что такое авторская песня? Что она несет нашим сердцам и в
чем заключается сила воздействия авторской песни на человека?
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с бардовской песней, с лучшими
представителями этого песенного жанра.
Развивающая: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и
нравственного сознания учащихся, развивать вокальнохоровые навыки, умение
анализировать и рассуждать.
Воспитательная: использовать силу воздействия бардовской песни на формирование
личности учащихся, их нравственных убеждений, негативного отношения к низкопробным
образцам массовой музыкальной культуры.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, книги о Высоцком и бардах, грампластинки,
гитара, балалайка.
Ход урока:
1. Слушание песни «Гаудеамус»
Что вы услышали? Как называется песня? К какому песенному жанру относится?
2.Какое ещё имеет название этот жанр?
Авторская, туристская, студенческая песня.
Кто же такие барды? Ответ на этот вопрос уходит далеко в историю.
(выступление учащихся)
1. В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними,
странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и
скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры,
странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках
знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какойлибо из
наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое
братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие
музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых
жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой
поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и
лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало
вынести все трудности. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус»
является международным студенческим гимном.
2. Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами».
Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских
песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или
живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и
Шотландии. Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей
собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей.
Учитель: А что же было на Руси в это время?
3. Действительно это древнейший жанр, который зародился в древней Руси именно от
них. От кого? От сказителей баянов и скоморохов. Скоморохи – в средневековой
России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII
веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам поразному, но
период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Позже уже
появились городской романс, студенческие песни, песни беспризорников,
крестьянские песни, революционные и т.д.
В наше время их называют авторскими песнями. Что мы подразумеваем под этим
понятием. Действительно: композитор – поэт – исполнитель в одном лице. Как правило,
создателем авторской песни является не композитор, а поэт. Б.Окуджава говорил:
это»поэзия под гитару».
Авторскую песню в разные времена запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли
«самодельщиной». Но песни вопреки всему жили и очень быстро распространялись и шли в
народ. Почему же люди разных профессий пишут песни?
Что заставляет их это делать? Есть ли будущее у авторской песни?
Мы сегодня постараемся проникнуться в мир авторской песни и ответить на эти вопросы.
И каждый из вас решит для себя: …….
Ребята, назовите самые известные имена певцовбардов. Что вы можете о них рассказать.
Учитель: Москва 50х годов и первой половины 60х. Какими радостными и
долгожданными оказались перемены. Появилась надежда на лучшую, счастливую жизнь.
Люди стали радостными, более открытыми по отношению друг к другу. Появились новые
интересные книги, стихи, спектакли, кинофильмы. В дальнейшем это поколение стали
называть “шестидесятниками”, а время по аналогии с ранней весной “оттепелью”. Именно
тогда, в шестидесятые годы, стали популярными туристические походы, путешествия.
Совершенно необходимой здесь оказалась гитара.
Ответы учащихся.
1. Выступление А.Карпова «Булат Окуджава» (презентация, видеоклип на песню
«Нам нужна одна победа»
Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним страх и слёзы и смерть. Это
слово война. Она всегда жестокая, бесчеловечная, бессмысленная. Какая бы не
была: афганская, чеченская, мировая. Почти все барды пишут о ней. Для настоящих
поэтов осмыслить годы войны долг перед собой и другими людьми.
У братских могил нет заплаканных вдов
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче? В.Высоцкий
Помни войну!
Пусть далека она и туманна.
Годы идут. Командиры уходят в запас.
Помни войну!
Это, право же, вовсе не странно,
Помни всё то, что когда то касалось всех нас. Ю.Визбор
Послушаем песню Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа».(Исполнение группы учащихся)
2. В последствии появилось много авторовисполнителей песен, которые, как в одной
кемто пропетой песенке, могли про себя заявить: «Ведь один из Окуджав». Вот и
Владимир Высоцкий на своих концертах замечал, что понял, как можно усилить
стихи ритмической основой, задаваемой гитарой, лишь после того, как услышал
песни Окуджавы.
(Выступление с презентацией) Исполнение «Песни о друге»
3. Творчество этих людей объединяет одно ценное качество: все они искренни.
Почему? Всё очень просто: потому что авторская песня не терпит фальши. Она не
навязывается слушателям телевидением и радио, а насильно слушать враньё у
костра никого не заставишь. В авторской песне искренни не только те, кто сочиняет
их, но и те, кто выбирает эти песни для исполнения.
Выступление о Ю. Визборе
Исполнение песни «Солнышко лесное»
4. Дуэт Татьяны и Сергея Никитиных существует и поныне. Творческий союз
единомышленников, людей, близких по духу, оказался весьма успешным и
плодотворным, причем Татьяна всегда играла в нем важную роль не просто
партнера по сцене, она является главным советчиком, самым первым слушателем и
“судьей” (а иногда, бывает, и прямым соавтором) написанного. В исполнении дуэта
Татьяны и Сергея Никитиных записано более полутора десятков пластинок и
компактдисков как с песнями самого С. Никитина.
Кто не знает их песню из кинофильма «Москва слезам не верит» «Александра». Я
предлагаю сейчас её исполнить.
5. В истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с
друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном
маршруте они заметили барахтающихся в ледяной воде детей, упавших с
перевернувшейся лодки. Валерий бросился их спасать, но сам выплыть не смог. Он
учился в Куйбышевском авиационном институте. Он был душой компании, сочинял
и пел песни под гитару. В память о нём с 1968 года проводится фестиваль
авторской песни под Самарой, куда приезжают люди со всей России. На этот
фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен
приезжают люди со всей России и привозят свои песни. Одним завсегдатаем
фестиваля является Олег Митяев и одна из его песен стала гимном Грушинского
фестиваля.
(презентация о Митяеве)
Рефлексия:
1. Понравился тебе этот урок?
2. Будешь ли ты слушать в дальнейшем авторские песни?
3. Изменилось у тебя отношение к бардовской песни? Если «да», то как?
4. Какая песня запала тебе в душу?
5. О каком певце – барде тебе хотелось бы узнать побольше?
Вывод: Жанр бардовской песни раскрыл великое множество абсолютно не похожих
друг на друга талантов и индивидуальностей. Песни бардов уже давно не нуждаются
в особом представлении. Они существуют на многочисленных кассетах и компакт
дисках, публикуются в печатных сборниках с нотами. Но всё же самый верный
способ распространения авторской песни – это от сердца к сердцу и от «живого»
концерта к концерту
Исполнение песни «Как здорово»
Источники:
С.Истомин, Д.Денисенко «Самые знаменитые барды России». Москва. «Вече» 2002г.
Владимир Новиков «Владимир Высоцкий». Жизнь и творчество. 2000 г.
Разработка проекта на тему "Наполним музыкой сердца" для учащихся 8-9 классов
Разработка проекта на тему "Наполним музыкой сердца" для учащихся 8-9 классов
Разработка проекта на тему "Наполним музыкой сердца" для учащихся 8-9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.