Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"
Оценка 5

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
труд +1
Взрослым
20.02.2017
Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"
Программа работы объединения""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне" рассчитана на 2 года обучения включает в себя пояснительную записку, годовой поурочный план с кратким описанием теоретической и практической работы, список используемой литературы. За основу была взята 1 годичная программа Яковлевой В.И. Внимание: Реализация данной программы требует наличия специального оборудования - кросны.
программа кружка Берегиня.docx
Myниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Утверждена Методическим советом МОУ  ДОД «Дом детского творчества» Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» _____________Базитов А.А. «___ » "________" 2011год ПРОГРАММА Кружка "Берегиня" Срок реализации 2 года Возраст учащихся; 7­ 15 лет Руководитель: Маталыга ­ Татьяна  АнатольевнаИркутская область Куйтунский  район p.п.. Куйтун «Дом детского творчества» 2011 год Пояснительная  записка . Содержание программы « Узорное ручное  ткачество на кроснах" ориентировано на приобщение детей к искусству выработки и украшения тканей. Программа для детей   7­16   лет   расширяет   представление   учеников  о   ткачестве,   и   знакомит   с   навыками изготовления   тканей   ручным   способом.  Актуальность   данной   программы   обусловлена   ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в изготовлении изделий на станках кросна. Искусство выработки и украшения тканей известно практически всем  народам с глубокой древности. В прошлом умения и навыки изготовления тканей ручным способом передавались из поколения к поколению, переходили от матери к дочери в процессе непосредственного обучения. Столетиями   руками,   трудолюбием   и   социальным   мировоззрением   создавалось   народное искусство неиссякаемый источник фантазии, вкуса, цветовых решений, форм и узором. Народное искусство  тесно связано  с  трудовой  деятельностью  человека, с желанием создавать не только необходимые, но и красивые вещи. Это национальное богатство, и каждый его вид имеет свою историю и свои особенности развития. Ручное   ткачество   остается   яркой   и   увлекательной   страницей   в культуре     нашего     народа     Тесно     связанное     с традиционной удовлетворением насущных потребностей крестьянина изготовление  одежды,   оформление жилища,  отправление  различных   хозяйственных нужд ­ оно поднялось до уровня художественного  явления. Сегодня вытканные   народными   мастерами   полотенца,   скатерти,   юбки,   постилки,  сорочки,   пояса украшают залы музеев, демонстрируя зрителям безупречный художественный вкус. Ткачество считается  занятием женским,  но при всей  незатейливости  устройства ручного ткацкого станка работа на нем требует определенной профессиональной подготовки. Последняя включает комплекс знаний не  только об устройстве и принципе работы самого станка, но также и о подготовительных операциях, предшествующих тканью (непосредственно процессу выработки ткани), и о некоторых особенностях самого ткацкого процесса. Курс   «Узорное   ручное   ткачество»   предусматривает   поэтапное  обучение   детей   и подростков ткацкому ремеслу на станке Кросна. Ткачество,   при   котором   используется   двухремизный   станок,  называется   простым ручным ткачеством. Подобные станки в рабочем состоянии сохранились до настоящего времени в пос. Усть­Уда в Доме народного творчества (дир. Лазавая Г.Г.) и в пос, Батама у старейшей ткачихи Кузьменко В.Е. На их основе Иркутской областной общественной  opганизацией         « Ассоциация     мастеров     народного     творчества     и художественных   ремесел   «Оникс»,   за  счет   грантов   Администрации   города  Иркутска, Комитет   по   культуре   и   Губернского   собрания   общественности  Иркутской   области, Кулишовым. М.В. были разработаны новые модели кросен, которые и  установлены в Центре детского творчества "Восход" в г. Иркутске в 2006г.     В результате реконструкции станки приобрели более современный дизайн, но сохранили  все основные детали и, главное, не нарушают процесса традиционного ткачества. Станки  просты и безопасны в работе, На них с успехом могут работать как взрослые, так и дети,  создавая великолепные по художественной выразительности образцы узорного ткачества. Первые  кросны в Иркутске поставлены в Центре детского творчества «Восход».В настоящее время  ткацкие мастерские открыты и успешно работают, как в г Иркутске , так и в области по  проектам Березиной Г.Я. получившем поддержку администрации, областного бюджета и  Губернского собрания общественности иркутской области. Разработана  программа, «Узорное ручное ткачество на станках кросна» которая  рассчитана на  2­летнее обучение по 192 часа в год, занятия 6 часов в неделю. Основными формами организации занятий являются фронтальная и  индивидуальная. Занятия, в основном, носят практический характер. Теоретический материал представлен   сведениями   о:   особенностях  культуры и быта РУССКОГО народа и народов Сибири:,   декоративно­прикладном   искусстве   России;   устройстве   ткацкого   станка,   видах узорного ручного ткачества; цветосочетании и композиции. Педагогу     необходимо    учитывать    возраст,     уровень    владения элементарными  навыками ручной работы, творческие способности детей. Программа построена, следуя принципу «от простого к сложному» и это позволяет обучить  детей такому виду рукоделия, как ткачество. В программе отведено время для посещения музеев, выставок, встреч с народными  умельцами ­ это даст возможность для создания творческой атмосферы внутри коллектива и  для творческого развития каждого ребенка в отдельности. Цель программы: * Возрождение и сохранение традиций ткачества; * Воспитание детей в традициях русских культурных ценностей; * Развитие интереса и уважения детей к ручному ткачеству; Задач и пpогрaммы; * Формирование художественно­творческой активности учащихся; * Формирование устойчивых навыков и умений работы со станком; * Обучение работе в коллективе (при выполнении дорожки из   лоскута); * Обучение детей правилам подбора цветовой гаммы дранок для изготовления  коллективной работы; * Формирование у учащихся стремления  к самостоятельному приобретению  знаний; * Ознакомление в полном объеме со всеми традиционными основными видами  узорного ручного ткачества; * Углубленное обучение детей технике браного ткачества. Особенности методики, связанные с работой УДО * Ребенок как субъект обучения: * Добровольность посещения занятий; * Помощь в самоопределении и поиске своих задатков и способностей', * Формирование особого стиля преподавания    «педагогики сотрудничества», где преподаватель и ребенок ­ коллеги по творчеству. Возрастные этапы 1­й  год, обучения построен на знакомстве с народной культурой и  освоении элементов ткачества  №  станке,   предусматривается   также  участие   детей   в   выставках   внутри учреждения. 2­год   обучения   предусматривает   освоение   воспитанниками  различных   видов   узорного ткачества:   закладного,   переборного,   выборного,   браного   и   ажурного.   Особое   внимание уделяется   браному  узорному   ткачеству,   так   как   этот   вид   более   удобен   для   детей   в исполнении (тканьё ведется двумя челноками) и обладает огромным разнообразием форм. Дети второго   гола   обучения   имеют  возможность   принимать   участие   в   окружных,   городских, областных выставках, сами участвуют в проведении мастер ­ классов, Многолетняя практика показывает, что целесообразно проводить занятия, используя метод погружения, потому что ребенок за короткий  промежуток   времени   не   успевает   сделать   и половины намеченной работы; это обескураживает ребенка, он теряет веру в свои силы и интерес к замятиям. Также в процессе работы с детским коллективом  было Замечено, что формирование   группы,   включая   детей   разных  возрастов   и   уровня   подготовки,   дает положительный   результат.  Старшие   всегда   помогут   младшим,   а   последние   лучше адаптируются  ко «взрослой» среде и быстрее развиваются интеллектуально. Это  помогает создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и  доверительные отношения внутри коллектива. К тому же важно отметить, что кружок не должен быть перегружен большим количеством   учащихся.   Оптимальное   количество   не   более  8­10   человек,   что   позволяет педагогу осуществлять индивидуальный  подход к ребенку. Небольшие группы обусловлены еще и наличием ткацких станков. За последние годы искусство узорного ткачества органически  входит   в   современную предметную   среду,   становится  востребованным,  a  это   является   залогом   его   дальнейшего развития. У чебно­тематическое планирование по годам обучения 1­й год обучения № Темы занятий Всего часов 1 2 3 4 5 Вводное занятие.  Историческая справка о  художественном ткачестве Знакомство с основными  деталями станка, их названием и принципом работы станка «Кросна» Способы соединения дранок. Подбор цветовой гаммы  дранок для изготовления  коллективной работы.  Челнок и его разновидности Практическая работа за  станком. Правильное  положение уточной нити,  прокладка ее в зев Снования ­ способы снования  на стене, раме, круглой  подвижной сновалке Общее количеств о 3 Теоретические    Практические часы                   часы 3                             ­ 6 9 30 9 6 2 2 2 ­ 7 28 7 6 7 8 1 0 И Снятие основы со сновалки и  сплетение её в косу Знакомство с процессом  навива основы на навой. Практическая pабота по  изготовлению первого КОЛЛСКТИВнОГО ИЗДеЛИЯ Перемотка вытканной  полосы на барабан Снятие изделий со станка.  Заделка концов изделия. Проведение праздника  выставки «Пepвoгo  ставешка» 3 18 72 3 6 3 12 13 Экскурсии,  выставки Вариант Итого 2 год обучения Темы занятий 6 192 24 № i 2 3 4 Вводное занятие Виды тканей, в ОСНОВе которых лежит полотняное переплетение Повторение основ тканья Вид узорного ткачества­ перебор под полотно Узор  квадратами, узор ромбами и  косыми крестами Закладное ткачество,  Отличительная его  черта.  Виды узоров для закладной  техники 5          Пестрядь. Снование               многоцветной   основы. 6 Бранное ткачество  Виды Ажурное ткачество   как разновидность браного нарадного ткачества Общее  количеств 3 3 21 18 18 30 15 1 2 4 ­ 1 2 16 68 3 5 3 Всего часов Теоретическ ие 3 Практически е часы ­ 1 3 2 2 2 2 2 18 16 16 28 13 8 9 Выборное узорное ткачество  Узоры для  выборного  ткачества. Правила  изготовления поворотов 24 2 22 Выполнение самостоятельной paботы в выбранной технике                48 48 10               Экскурсии, выставки 11      Итого 12 192 Содержание учебных тем 1­ год обучения. Тема№1 Вводное   занятие       историческая   справка   об   узорном художественном   ткачестве.   Особенности   русского   узорного   народного  ткачества. Стилевое единство русских народных тканей. Тама№2, Знакомство с основными деталями станка, их названием и принципом работы.  Понятия бердо» ремизки (нитченки), педали, навои. Тема №3. Способы изготовления и соединения дранок. Составление цветовой гаммы:  полос и «отметин" для домотканогополовика. Разновидности челноков. Правила заправки  челнока дранкой Тема   №4.   Практическая  paбоma  за   станком.   Технологический   процесс   ткачества.   Нити ОСНОВЫ и утка. Понятие зева, Понятие прижимных нитей. Тема №5. Снование ­ способы снования основы на стене, раме,  кругло й  подвижной сновалке.   Преимущества   снования   на   круглой  подвижной   сновалке.   Правила   снования   " сестричками». Расчет количества нитей основы для изделия Тема   №6.   Снятие   основы      со   сновалки,   сплетение   се   в   косу Особенности сплетения основы в косу. Тема №7. Знакомство с процессом навива основы на навой Проборка нитей основы в глазки 1­й и 2­Й ремизок а затем в батан (бердо)  Усиление кромки.   Закрепление   основы   товарном   вале   работа   ведется   на   другом,  не   заправленном станке, Тема №8 Практическая работа по выполнению домотканой дорожки. Подготовка дранки. Заработка основы перед  началом  тканья Прокидка нескольких прижимных нитей для облегчения дальнейшей заделки концов половика после сто снятия со станка Составление цветовой гаммы полос и "отметин". Тканье. Тема №9. Перемотка вытканной полосы  на   товарный  вал. Основные особенности  (батан должен доставать ДО ткани). Тема "10, Заделка концов изделия. Выполнение упруга при окончании работы Снятие дорожки со станка. Тема №   11    Проведение    праздника "Первого ставешка" Оформление    выставки работ детей, награждение  по результатам года Присвоение звания «юный ткач».  Тема № 12. В течение всего года посещение выставок­экспозиций в Музейной студии: г. Иркутска, посещение Музея­усадьбы В.П.Сукачева, знакомство с мастерами общественной организации  «Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел» и их работами   Содержание учебных тем 2­год обучения. Тема   №1,  Виды   тканей,   в  основе   которых   лежит   полотняное  переплетение. Нейтральное   в   декоративном   плане   полотно   (одноцветное),  ткань   типа   репса,   ткани   с рубчатым эффектом. Виды узорного ручного  ткачества ­ перебор под полотно, закладное ткачество, браное, выборное, ажурное. Просмотр альбомов, иллюстраций по данной теме, Тема №2. Повторение основ тканья. Прокладывание нитей утка в зевг прибивание ткани батаном, образование нового зева. Тема №3. Вид ткачества «перебор под полотно». Его особенности. Понятие фоновой и узорной нити. Понятие о раппорте. Расчет нитей. Понятие «пасмо». Выполнение учебного образца узора квадратами,  расположенными   в   шахматном   порядке,   узора   ромбами   и косыми крестами. Тема №4. Закладное ткачество. Отличительная его черта. Виды узоров  для закладной техник и (прямоугольники­кирпичики). Выполнениеи учебного образца в данной технике. Тема   №5,  Пестрядь.   Основные   цвет   в   пестряди.   Расчет   снования   многоцветной основы , Тема №6. Браное ткачество. Отличительные особенности браного  ткачества. Толщина узорной и фоновой нитей. Работа двумя челноками. Фактура ткани, Использование бральницы. Образование зевва с помощью  бральницы.   Составление   узора   и   расчет   нитей   основы. Выполнение учебного образца в данной технике. Тема   №7.   Ажурное   ткачество   как   разновидность   браного   народного  ткачества. Основное отличие ажурной техники от браной. Толщина узорной и фоновой нитей. Расчет нитей основы для выполнения учебного образца. Приемы перевива нитей основы. Тема №8 Выборное узорное ткачество. Особенности данной техники. Правила намотки уточной нити в пасмо. Вспомогательный рисунок для выполнения работы. Узоры для выборной техники. Правила изготовления поворотов. Выполнение учебного образна. Тема №9. Выполнение самостоятельной работы в выбранной технике. Разработка  рисунка. Выбор цветовой гаммы. Подбор ниток. Разработка схемы. Пробный образец.  Выполнение работы по собственному эскизу. Тема 10. Экскурсии, выставки. В течение учебного года посещаем выставки  прикладного творчества в музеях города. и сами принимают участие в окружной.,,  городской, областной выставках. Раз в год особо успешные воспитанники, достигшие  хороших результатов, участвуют вместе с педагогом в проведении мастер ­ классов по узорному ручному ткачеству, Нужно отметить, что большие блоки­ темы могут взаимозаменяться по усмотрению педагога. Оценка результатов творческий деятельности  учащихся 1, Результатами работы детского творческого объединения являются. * продуктивное участие в выставках различного уровня; * персональные выставки учащихся; * детские творческие разработки, 2. Итоговый контроль осуществляется в форме выставок. Критериями оценки творческих работ могут являться: * * * наличие творческой идем и ее реализация  в готовой работе; оригинальность исполнения соблюдение технологии выполняемой работы, Литература 1. Методическое пособие «Основы узорного ткачества на кроснах» Березина Г.Я.  Кулешов М.В. Иркутск 2006г.» 2. «Рукоделие» Берегиня опыт мастеров АО «Асцендент» Москва 1993г.

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня" узорное ручное ткачество на кросне"

Разработка программы кружка ДПИ""Берегиня"  узорное ручное ткачество на кросне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2017