Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"
Оценка 4.8

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
воспитательная работа
4 кл
29.11.2017
Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для взаимодействия семьи и образовательных учреждений. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Диагностика семейных отношений.docx
Родительское собрание "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности" С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для  взаимодействия семьи и образовательных учреждений. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а  порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих  родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не  владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития  ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит  позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между  родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую  негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из­под влияния семьи. Образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов,  обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и  социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в  том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть  его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных  особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных  ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Важно  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу  взаимной поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана  заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа  жизни. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса  организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи  решать сообща, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.  Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. Тема родительского собрания: Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности. Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для  личностного роста и развития ребенка. Основные задачи родительского собрания: 1. Познакомить родителей с учебными и внешкольными достижениями учащихся. 2. Дать рекомендации по организации учебной деятельности учащихся, рассмотрев  фрагменты уроков. 3. Выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье. 4. Постараться ответить на вопросы:  Как распознать, что тревожит ребенка? Как дети воспринимают родителей и взаимоотношения в семье? Какими родители видят себя и близких в своей семье?  Как выявить скрытый конфликт в семье? 5. Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой  самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой или завышенной  самооценки; рассказать о приемах, помогающих ее повысить. Подготовительная работа: Рисуночный тест “Моя семья”. Подготовка памятки для родителей “Правила психологического растолкования рисунка  семьи” (см. Приложение 1). Рисуночный тест “Самооценка ребенка”. Подготовка информации для родителей: “Повышение уровня самооценки ребенка” (см.  Приложение 2), “Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек” (см.  Приложение 3). Психологическая подготовка учащихся, которые придут на собрание. Рисуночный тест “Моя семья”. Ребенку предлагалось нарисовать семью, не наводя его на мысль – кого или что он может  нарисовать. Рекомендовалось использовать для рисования простой карандаш (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. В ходе рисования отслеживался порядок появления персонажей и предметов. Существует  большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он  нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще “забудут”  нарисовать. Ребенка попросили подписать всех персонажей рисунка. Рисуночный тест на определение уровня самооценки. Нарисуй на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Ребенку дается следующая  инструкция: “Представь себе, что на верхней ступеньке находятся самые лучшие дети на  свете; самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их хвалят родители,  учителя, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке – те, кто плохо учится, кого часто ругают родители.  Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай,  где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя соответствующей  ступеньке”. Ход собрания I. Анализ учебных достижений учащихся класса.  Итоги работы за четверть. Сравнительный анализ качества знаний. Внешкольные достижения учащихся. II. Цели и задачи учебно­воспитательного процесса на следующую четверть. III. Ознакомление родителей с состоянием социально­эмоционального климата в  классе.  Поведение. Взаимоотношения. Внешний вид учащихся. IV. Показ фрагментов уроков.  Математика. Написание математического диктанта. Два ученика работают на доске,  остальные в своих тетрадях.  Обращается внимание на скорость работы, на сознательное и прочное, доведенное до  автоматизма усвоение таблиц умножения и деления.  Русский язык. Синтаксический разбор. Один учащийся подробно комментирует, остальные  работают в тетрадях. Разбор слова по составу. Правила выполнения домашнего задания. Чтение. Работа над выразительностью. Один ученик читает вслух стихотворение Н.А. Некрасова  “Мороз­воевода”. ­ На какие две части можно разделить это стихотворение? (1­я – шествие Мороза, 2­я –  песня Мороза.) ­ Как надо читать это стихотворение? (1­ю часть – неторопливо, бодро; 2­ю часть – гордо,  несколько хвастливо.) V. Диагностика семейных отношений. Непосредственное восприятие и интуиция ребенка очень точно отображают тонкости  отношений взрослых. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает  родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях.  В любом взаимодействии между ребенком и взрослым правомерен не только вопрос  взрослого “Почему мне сложно с этим ребенком?”, но и вопрос ребенка “Почему мне  сложно с этим взрослым?”. И если ребенку трудно его высказать, то это не значит, что мы  имеем право, на него не отвечать.  Инструкция: Информация, которую вы получите, ни в коем случае не должна использоваться для  упреков (“Почему ты не любишь бабушку?”). Это только повод для ваших размышлений, а  не для воспитательных мероприятий или “карательных” санкций. VI. Рассматривание и анализ рисунков учащихся с помощью памятки “Правила  психологического растолкования рисунка семьи”. VII. Роль самооценки в формировании личности. В психологическом словаре самооценка толкуется как “оценка личностью самой себя,  своих возможностей, качеств и места среди других людей”. От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к  себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность  деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности. Как и почему у детей формируется та или иная самооценка. В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на  самооценку ребенка. Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то и у него формируется  позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в  зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей,  связанных с негативной самооценкой. В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко  определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать  встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих  силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к  другу дружелюбно и искренне. Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в  зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его  подстраиваться, не конфликтовать с окружающими.  Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его  от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится  неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы. Ему не хватает  ощущения, что он значим, ценен. Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки: 1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает  эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы  напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует. 2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает  способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что  человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других? 3. Если ощущение неполноценности терзают ребенка, он начинает подсознательно  придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности.  Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения. VIII. Чтение и обсуждение памяток. “Как повысить уровень самооценки ребенка” (см. Приложение 2). “Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?” (см. Приложение 3) IX. Взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. X. Обзор педагогической и психологической литературы по теме собрания.  Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1988. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М., 2000 г. Выводы. Регулярно поводить беседы с детьми по правилам поведения дома, в школе, на улице. Использовать рекомендации педагога по организации учебной деятельности учащихся. С помощью рисунка семьи постараться приблизиться к восприятию многообразного мира  человеческих отношений. В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок  рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких  ему людей и значимых предметов.  Постараться понять детей и эффективнее помогать им в преодолении трудностей их  развития. Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками.  Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его  самооценку. И наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение  недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому  вывод таков. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками,  странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества,  проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах. Список литературы.  Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М., 2006г.. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. М.: Просвещение 2003 г.. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с  родителями. – М., 2005 г..

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"

Разработка родительского собрания "Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2017