Тема |
«Основы воспитания закладывается в семье». |
Цель |
Родители углубят свои знания о процессе воспитания детей, познакомятся с факторами влияющими на воспитание детей в историческом процессе развития общества; сформулируют правила поведения взрослых в семье. |
Литература и источники: |
1. Что такое семейные традиции и какие они бывают? https://otnosheniya.temaretik.com/ 2. Просмотр серии журнала Ералаш – «День вежливости» https://www.youtube.com/watch?v=d7f9cWatXYY 3. правила подготовки родительского собрания. |
1 этап |
Анализ учебных достижений учащихся класса. Учитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса на момент проведения собрания. |
2 этап |
Ознакомление родителей с состоянием социально-экономического климата класса. Учитель делится наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы( быть деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя). |
3 этап:
|
Задание 1: деление на 2 группы «Составь картинку по фрагментам». - Сегодня мы в очередной раз поговорим о воспитании наших детей. Тема сегодняшнего разговора: основы воспитания закладывается в семье. И эпитетом тематического собрания станут слова А.П.Чехова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Задание 2: просмотр серии журнала Ералаш – «День вежливости» Составление кластера в группах 1 группа: «Идеальный ребенок». 2 группа: «Трудный ребенок» - Каждому из нас хотелось бы, чтобы наш ребенок был абсолютно идеален, но в жизни так бывает редко, потому как совершенствованию нет границ. В каждом из нас присутствуют черты как положительных, так и отрицательных качеств в той или иной степени, но их симбиоз складывает норму поведения, принятых в обществе (расположить в центре между двумя фигурами идеального и трудного ребенка третий силуэт). - Культура поведения – это широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе, как к личности - человека как общественное существо, носитель общественного сознания. Основными факторами, влияющие на развитие личности являются: НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении. То, что мы уже не можем изменить. СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. То, какой будет она будет и зависит главный фактор. ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта. Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребёнка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят: Посеешь привычку - пожнёшь характер. В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский). (на доску прикрепляются листы с надписями: доверие, эмоциональное заражение, творчество). Какие еще ситуации выделяют ученые разных времен. Задание 3 (5 мин.): вам розданы материалы статьи «Основные факторы, влияющие на успешность воспитания» (приложение 1): 1. прочитать 2. выделить фактор успешности и качество, которое по мнению философа, необходимо воспитать в ребенка 3. написать на отдельных листах 4. озвучить и прикрепить к доске - итак, мы видим, ситуации успешного воспитания в руках взрослых школы и семьи. Создание их совместно даст нам желаемый результат. Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей: - воспитание уважения к людям и результатам их труда; - правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественныхместах; - культура речи ребёнка. В толковом словаре Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя. А воспитанность-качество личности, в которой органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей. Ядром в этой триаде является культура общения. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим и самому себе начинается в детстве. Всё начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, друзьями, вырабатываются нормы поведения, а главное – закладываются традиции семейного воспитания. Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Да разве мы не делаем этого, постоянно говоря малышу: «Так нельзя, некрасиво, нехорошо». Ребёнок постепенно начинает понимать, что можно и красиво, хорошо, а то, что нельзя, - плохо. Значит, характер поведения ребёнка целиком и полностью зависит от родителей. И здесь встречаются две ошибки. Первая – некоторые родители считают, что учить ребёнка культуре поведения, красивым манерам нужно в подростковом возрасте, а то и в юношеском. Это, конечно неверно. Вторая ошибка родителей – ребёнка воспитывают в атмосфере вседозволенности. Он не знает слово «нельзя». Никаких запретов никогда и нигде – ни дома, ни в гостях, ни на улице. С самого раннего детства ребёнок должен понять взаимоотношение и взаимосвязь «нельзя», «можно». Играть с игрушками - можно , но оставлять их в беспорядке в комнате, излишне шуметь ими – нельзя. Очень важно учить детей доброму вежливому общению. Прибегает мальчик со двора и кричит: «А Ванька мой велосипед отобрал». «Ну, во–первых, не Ванька, - возражает мать, - а Ваня, а во-вторых, почему он у тебя велосипед отобрал, - ты , значит, не давал ему покататься? Пусть покатается, а ты другим делом займись, не сердись». Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор, как вести себя в транспорте. Культура одежды, речи, поведения – всё это слагаемые культуры человека, которая закладывается в самом раннем детстве и развивается на протяжении всей его жизни. Задание 4: показ видеофрагмента из видеоролика «Дети смотрят – дети повторяют» и ответить на вопросы - Что происходило в этом фрагменте? - Как этот ролик относится к теме нашей встречи? Задание 5: «Определение правил поведения взрослых»: 1. прочитать раздаточный материал (приложение 2) 2. выделить допустимое и недопустимые действия в поведении взрослых 3. озвучить допустимое (записать на листочке, чтобы прикрепить к доске) и недопустимое Таким образом, постепенно с помощью взрослых дети усваивают основные правила культурного поведения. Помните, что основное в воспитании культуры поведения - личный пример самих родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-нибудь добиться. Сохрани в себе всё самое хорошее и передай это детям. Прежде чем дать оценку действиям, постарайся вникнуть в ситуацию. Не делай поспешных выводов. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. Хочется всем пожелать только успехов в воспитании детей. (можно прочитать о Лизе) |
Рефлексия |
Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» Чемодан – важное, корзина - ненужным либо было хорошо знакомым, мясорубка - что нужно еще додумать, доработать. |
4 этап |
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, утренники, приобретение учебных пособий) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. |
5 этап |
Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают собраний. Классный руководитель должен дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласна!». |
Рассказ о Лизе.
Посещая с детьми театр или кино, отец или мать также могут наглядно показать школьникам значение самых разнообразных правил поведения в общественных местах. Вот, например: Лиза пришла с мамой в театр. Вот уже погасли огни, в зале всё стихло, раздались первые звуки увертюры. И вдруг… какая – то женщина подходит к их ряду, отыскивая своё место. Им приходится встать, чтобы пропустить опоздавшую. Скрипят стулья, раздаётся недовольный шёпот окружающих. В антракте Лиза обратила внимание на то, что опоздавшая женщина чувствовала себя неловко. – Это потому, что своим опозданием она проявила неуважение к людям, - сказала мама. Вот опера закончилась. Артисты раскланиваются, прощаясь со зрителями, а некоторые из присутствующих уже ринулись к дверям. Соскочила со стула и Лиза. Но Елена Григорьевна взяла её за руку и усадила на место. – Не будем показывать артистам своё неуважение, а поблагодарим их аплодисментами за то, что они доставили нам такое большое удовольствие, - сказала она. Когда в дверях стало свободно, Елена Григорьевна с Лизой, не спеша, пошли одеваться.
Школа:
«доброжелательство и терпение».
И семья и школа:
уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям
«сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму»
любовью к ребенку, заботой о его естественном росте и развитии, его защите от насилия и произвола.
Разумности
формирование творческого мышления и нравственного самосознания,
Семья:
Личный пример родителей
«сделать душу ребенка послушной дисциплине и разуму»
родительскому примеру и авторитету
любовь
положительное отношение к ребенку
Качество человека:
«для деловых занятий в реальном мире».
успешности ребенка в учении.
Готового к свободной и независимой жизни
Самодеятельный и активный
Культуросообразный
Природосообразный
более мягким и любящим человеком
Успешность в труде
образованных и счастливых, полезных и добрых граждан
творческой, нравственной личности
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.