Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"
Оценка 4.9

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Оценка 4.9
Рабочие тетради
docx
биология
9 кл—11 кл
22.02.2018
Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"
1. Образовательные: •Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями жизнедеятельности; •Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений; •Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций. 2. Воспитательные: •Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность; •Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью; •Совершенствовать навыки общения. 3. Развивающие: •Совершенствовать умения работы с использованием информационно-коммуникативных технологий; •Развивать коммуникативные навыки при работе в группах; •Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения; •Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни.
вирусы.docx
МДК/Дисциплина Группа Тема занятия Вид занятия Задачи занятия Аппаратное и программное обеспечение Средства обучения Методы и приемы Используемые педагогические технологии Этап 1 Цель этапа Длительность этапа Этап 2 Цель этапа Технологическая карта  (изучения нового материала) ОДБ 07 Биология Ф­11; Ф­12; Ф­13; М­11; И­11;  Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни, их значение. Сокращение «Прокариоты и эукариоты. Вирусы» урок 1. Образовательные:  •Познакомить учащихся с историей открытия вирусов, их строением, многообразием, особенностями  жизнедеятельности;  •Рассмотреть основные вирусные заболевания человека, животных и растений; •Ознакомить с особенностями применения полученных знаний при решении конкретных ситуаций. 2. Воспитательные:  •Вовлечь учащихся в коллективную мыслительную деятельность; •Формировать представления о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, формировать культуру  здорового образа жизни и ответственное отношение к своему здоровью; •Совершенствовать навыки общения. 3. Развивающие:  •Совершенствовать умения работы с использованием информационно­коммуникативных технологий; •Развивать коммуникативные навыки при работе в группах; •Развивать умение выступать и защищать свою точку зрения; •Развивать познавательный интерес к своему здоровью и окружающей жизни. Компьютер В.Б. Захаров «Общая биология» Лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, демонстрация схем, таблиц, плакатов Методы проблемного и развивающего обучения; технология саморазвивающего обучения, мультимедиа технология Организационная структура занятия Организационный момент Психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке Актуализация знаний (проверка домашнего задания) 5 мин Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания Ребята, в начале нашего урока мне бы хотелось вам рассказать о небольшой статье, которую я прочитала в журнале «Вокруг света»: Статья называлась “Проклятие фараонов”. В ней говориться о том, что в Египте была обнаружена  ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.  Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения? /Вирусы/ И действительно основной причиной гибели членов экспедиции был вирус! Тема нашего урока: «Вирусы –  таинственная загадка природы!». Обозначенную тему урока вы видите в своих информационных листах, которые вы  будете заполнять по ходу урока! На уроке мы будем использовать данные науки ВИРУСОЛОГИИ – науки изучающей вирусы. Сегодня наукой открыты и изучены многие сотни вирусов. Выяснилось, что три четверти всех известных болезней  человека вызываются именно ими .Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не гремя оружием. Враги разили без промаха и часто  сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной  пневмонии, СПИДа и других болезней.  Пути заражения вирусами самые различные: через кожу при укусах насекомых и клещей; через слюну, слизь и другие выделения больного; через воздух; с пищей; половым путем и другие. Длительность этапа Форма организации деятельности обучающихся Функции преподавателя на данном этапе Содержание этапа Этап 3 Цель этапа Фронтальная работа; индивидуальная работа 20 мин Привлечение к размышлению, организация, направление, контроль, корректирование, инструктирующая Целесообразными методами довести до сознания обучающихся программный материал и добиться того, чтобы они Устный/письменный опрос по вопросам Объяснение нового материала Длительность этапа Форма организации деятельности обучающихся Функции преподавателя на данном этапе его полно, глубоко и прочно усвоили 30 мин Коллективная работа Лектор, ведущий диалога, информатор Содержание этапа План: 1. Понятие о вирусах 2. Размеры вирусов 3. Является ли вирус живым организмом? 4. Свойства живого организма у вируса 5. Размножение вирусов 6. Строение вируса 7. Проникновение вируса в клетку 1. Понятие о вирусах Среди примитивных форм, характеризующихся лишь некоторыми свойствами жизни, выступает большая группа –  вирусы (от лат. – яд). У вирусов отсутствует цитоплазматическая мембрана, цитоплазма с органоидами – это  позволяет утверждать, что вирусы – неклеточная форма жизни. У вирусов нет собственного обмена веществ и энергии (метаболизма). Они размножаются только внутри клетки­хозяина. Вирусы считаются внутриклеточными паразитами на генетическом уровне, поражающими все живое на Земле, так  как они размнодаются в ядре и цитоплазме клетки­хозяина. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ Вирусы (вирус мозаики табака) были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И. Ивановским. В конце  19 века изучал растения табака в Крыму, пораженные мозаичной болезнью. 1892 г – публикует книгу «О двух болезнях табака» ­ это считается год рождения науки ВИРУСОЛОГИИ. Ученый  обнаружил в клетках и соке зараженных растений кристаллические тельца, которые были еще мельче бактерий. Он  подумал, что именно эти тельца являются возбудителями болезни табака. С тех пор было выявлено более 1000 различных видов вирусов.  2. Размеры вирусов Размеры вирусов принято выражать в нанометрах (нм), 1 нм = 10­9м. Они намного мельче бактерий – их размеры  колеблются от 20 до 1500 нм.  Вирусы поражают все живые организмы на Земле и даже бактерии. Вирус – паразит бактерий был впервые описан в  1915 году английским микробиологом Фредериком Туортом, его назвали бактериофаг  (пожирающий бактерии). 3. Является ли вирус живым организмом? Когда вирус в клетке – хозяине воспроизводит себе подобных – он очень активный организм. Вне клетки хозяина он  не имеет признаков живого организма и может находиться в кристаллическом виде. Внеклеточная форма вируса  называется ВИРИОН. Научные споры на вопрос живой ли организм вирус продолжались долго. Однако сейчас было выявлено, что  структура вируса, определенность формы, поддержание им своей конфигурации – позволяют рассматривать вирус  как особую живую систему. 4. Свойства живого организма у вируса 1. Способность размножения 2. Передача наследственных признаков (ДНК/РНК) 3. Вирусам свойственна изменчивость – например, вирус гриппа А. А0 – 1918 год испанка, А1 – 1947 Сингапур, А2т­ т1968 – Гонконг. Каждая из названных вариаций вируса грипп А отличается некоторой сменой белков в нем. –  ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ 4. Вирусы обладают приспособляемостью у меняющимся условиям окружающей среды.  В отличии от всех клеточных организмов вирусы не способны размножаться делением. У них нет собственных  механизмов обмена веществ, поэтому они используют для размножения соответствующие структуры клетки –  хозяина. Попадая в клетку, вирус заставляет ее синтезировать компоненты вируса из ее веществ.  5. Размножение вирусов 6. Строение вируса Вирусная частица состоит из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой –  капсидом.  Химический состав В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной  нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК­содержащими или РНК­содержащими . Функция.  Нуклеиновых кислот ­ Хранилище наследственной информации.  Белковой оболочки ­ Защитная. Ферментативная.  бактериофаг Обычно вирусы нельзя увидеть в микроскоп, так как вирионы намного меньше световой волны. Форма вирионов  различна – нитевидные, сферические, пулевидные, палочковидные, многоугольные, кубические и т.д. Каждый вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК/РНК) и белков. Каждый вирион состоит из двух частей –  сердцевины (содержащей ДНК/РНК) и белковой оболочки  ­ капсида.  На поверхности капсида находятся различные выросты – фибры, ими вирион прикрепляется к поверхности клетки, в которую он затем проникает.  Предлагаю выполнить самостоятельно лабораторную работу в информационных листах Задание №4  Сравнить строение бактериальной клетки, растительной клетки и вируса табачной мозаики. Все данные  заносят в таблицу информационного листа. Проверяем результаты и делаем вывод! 7. Проникновение вируса в клетку В 1979 году был описан уникальный механизм проникновения в клетку  необходимых ей питательных веществ –  РЕЦЕПТОРНЫЙ ЭНДОЦИТОЗ. Это активное захватывание клеткой инородных микроскопических объектов. Так же в клетку попадают и вирусы. Рассмотрим путь проникновение вируса в клетку ­ЭНДОЦИТОЗ. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина  включает следующие этапы: Посмотрим, как это происходит.  •Этап 1. Прикрепление вируса к клетке.  •Этап 2. Проникновение вируса в клетку.  Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК проникает в ядро клетки и встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. Происходит репликация вирусной  нуклеиновой кислоты (удвоение). Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются  структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды.  Происходит сборка вирионов.  Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради  жизни” ­ при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы  через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц. 1. Вирусная частица 2. Ворсинки на поверхности клетки 3. Ямки с рецепторами 5.Клеточная вакуоль 6. вакуоль, слившаяся с вирусом 7.выход генетического материала вируса Вирусы, поступившие в живую клетку:  •управляют клеточным механизмом клетки­хозяина  •вносят в клетку только свою генетическую информацию.  Мы теперь можем с вами сказать , что происходит с самой клеткой? Она гибнет, оболочка ее лопается и вирионы выходят из клетки­хозяина . вызывая тем самым многие опасные заболевания! Вирус гепатита размножается в  клетках печени, вирус гриппа в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита в клетках нервной  ткани и т.д. Система классификации живых организмов    В настоящее время органический мир Земли насчитывает около 1,5 млн видов животных, 0,5 млн видов  растений, около 10 млн микроорганизмов. Изучить такое многообразие организмов невозможно без их  систематизации и классификации.   Большой вклад в создание систематики живых организмов внес шведский натуралист Карл Линней (1707–1778).  В основу классификации организмов он положил принцип иерархии, или соподчиненности, а за наименьшую  систематическую единицу принял вид. Для названия вида была предложена бинарная номенклатура, согласно  которой каждый организм идентифицировался (назывался) по его роду и виду. Названия систематических  таксонов было предложено давать на латинском языке. Так, например, кошка домашняя имеет систематическое  название Felis domestica. Основы линнеевской систематики сохранились до настоящего времени.   Современная классификация отражает эволюционные взаимоотношения и родственные связи между  организмами.   Принцип иерархии сохраняется.  Вид – это совокупность особей, сходных по строению, имеющих одинаковый набор хромосом и общее  происхождение, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к сходным  условиям обитания и занимающих определенный ареал.  В настоящее время в систематике используют девять основных систематических категорий: империя,  надцарство, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид (схема 1, таблица 4, рис. 57).     Схема 1 По наличию оформленного ядра все клеточные организмы делятся на две группы: прокариоты и эукариоты.  Прокариоты (безъядерные организмы) – примитивные организмы, не имеющие четко оформленного ядра. В  таких клетках выделяется лишь ядерная зона, содержащая молекулу ДНК. Кроме того, в клетках прокариот  отсутствуют многие органеллы. У них имеются только наружная клеточная мембрана и рибосомы. К  прокариотам относятся бактерии.   Эукариоты – истинно ядерные организмы, имеют четко оформленное ядро и все основные структурные  компоненты клетки.   К ним относятся растения, животные, грибы.     Таблица 4  Примеры классификации организмов Этап 4 Цель этапа Длительность этапа Восприятие обучающимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения Первичное закрепление  15 мин Форма организации деятельности обучающихся Функции преподавателя на данном этапе Коллективная работа, индивидуальная работа Организующая, направляющая, инструктирующая, коммуникативно ­ стимулирующая Содержание этапа ест с ответами на тему: Ядро. Прокариоты и эукариоты. 1). Сколько ядер находится в клетках растений и грибов: 1 2 3 4 Ответ: 1. 2). Чем окружено ядро: 1. Мембраной 2. Оболочкой. Ответ: 2. 3). Входят или нет белки в состав хромосов? 1. Да 2. Нет Ответ: 1. 4). Сколько хромосом у человека? 1. 47 2. 45 3. 46 4. 52 Ответ: 3. 5). Типичная хромосома млекопитающих может содержать: 1. до 800 петель 2. до 1500 петель 3. до 1800 петель 4. до 2500 петель Ответ: 4.   6). Участок соединения хроматид носит название: 1. Ядро 2. Ацетабулярий 3. Центромер 4. ДНК Ответ: 3. 7). Может ли в ядре присутствовать несколько ядрышек? 1. Нет 2. Да Ответ: 2. 8). ДНК – это … 1. клетка 2. хранилище наследственной информации 3. ядро Ответ: 2. 9). Прокариоты: 1. доядерные 2. ядерные Ответ: 1. 10). Эукариоты: 1. доядерные 2. ядерные Ответ: 2. Этап 5 Цель этапа Длительность этапа Форма организации деятельности обучающихся Функции преподавателя на данном этапе Содержание этапа Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь) Выявление уровня взаимодействия между участниками пед. процесса, уровня эффективности данного взаимодействия. 10 мин Фронтальная работа Обеспечение адекватной оценки собственной деятельности учащихся, привлечение к размышлению Просмотр презентаций по теме Этап 6 Цель этапа Длительность этапа Функции преподавателя на данном этапе Содержание этапа Отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по Домашнее задание предмету 5 мин Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания •Провести мини­исследование по вопросу: Почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом? Оформить результаты исследования в рабочей тетради. •Написать заметку в газету на тему “Вирусы: друзья или враги?” т.е. раскрыть тему «Роль вирусов».

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"

Разработка технологической карты по теме "Прокариоты и эукариоты. Вирусы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018