Значение физкультминутки заключается в упорядоченной смене деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, которая в свою очередь снимет усталость и восстановит положительное эмоциональное  состояние психики. Физкультминутка способствует общению взрослых с детьми, развивает речь, координацию движений и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улудшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53
Разработка тематических физкультминуток с учетом возрастных 
особенностей детей старшего возраста
                                                                                      Составила: М.В.Титаренко
                                  
 
                                           г.Новочеркасск2019г
Физкультурные минутки  кратковременные физические упражнения. 
Физкультминутки проводятся в перерыве между занятиями, а также в 
процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, 
рисование, математика, и другие).
Цель   проведения   физкультминутки:  повысить   и   сохранить   умственную
активность   и   работоспособность   детей   во   время   занятий.   А   также
обеспечение   непродолжительного   динамичного   отдыха   в   то   время,   когда
организм ребенка испытывает значительную нагрузку. Органы слуха и зрения,
мышцы туловища и особенно спины, кисть работающей руки – все находится в
статическом   состоянии   и   нуждается   в   периодическом   непродолжительном
отдыхе. 
Значение   физкультминутки: 
заключается   в   упорядоченной   смене
деятельности и позы ребенка путем двигательной активности, которая в свою
очередь   снимет   усталость   и   восстановит   положительное   эмоциональное   1
состояние   психики.   Физкультминутка   способствует   общению   взрослых   с
детьми,   развивает   речь,   координацию   движений   и   мелкую   моторику.
Благодаря   упражнениям,   входящим   в   физкультминутку,   у   детей
совершенствуется   осанка,   усиливается   обмен   веществ   в   организме,
развивается   произвольное   внимание   и   память,
  способность
сосредотачиваться,   дети   получают   разнообразные   сенсорные   впечатления.
Условия проведения:  свежий воздух является обязательным условием для
проведения полноценной физкультминутки, поэтому летом окна, а в зимний
период форточки должны быть открыты. После выполнения всех упражнений
следует непродолжительная ходьба и предложение занять свои места.
Подборка физкультминуток 
 1 . Группа упражнений, применяемая при утомлении плечевого пояса, шеи, 
рук: способствует снижению напряжения, улучшению кровообращения, 
уменьшению чувства усталости и болевых ощущений этих групп мышц. 
Физкультминутка: 
«Вверх рука и вниз рука» И.П. стоя. Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком 
менять руки.)
 Приседание с хлопками: Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
 Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши)
 Крутим  вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и
влево
2. Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз: способствует 
расслаблению мышц глаза и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает их 
напряжение, улучшает кровообращение глаз. 
Физкультминутка: 
«Бабочки»
 И.П. сидя на пятках или за столом. 
Спал цветок и вдруг проснулся, (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать 
веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) 
 Больше спать не захотел (Поморгать глазами.)
 Встрепенулся, потянулся (Руки поднять вверх – вдох. Посмотреть на руки. 
Руки в стороны – выдох.)
 Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправовлево.)
 3 . Группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной 
системы или мобилизующего характера: используется при монотонной работе 
на занятии, а также при разучивании нового материала, требующего 
усидчивости и внимания.
Физкультминутка: «Быстро встаньте» И.П. стоя у стола.
 Быстро встаньте, улыбнитесь, 
Выше, выше подтянитесь. 
Нука, плечи распрямите, 
Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись,Рук коленями коснулись. 
Сели, встали, сели, встали 
И на месте побежали.
 4. Группа упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки: 
направлены на укрепление мышц туловища, они используются и для 
выпрямления и разгрузки позвоночника.
 Физкультминутка: «Лебеди» И.П. стоя у стола 
Лебеди летят, Крыльями шумят. (Ходьба на месте с подниманием рук через 
стороны вверх и вниз – держать осанку). 
Прогнулись над водой, (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.) 
Качают головой (Повороты головы) 
Прямо и гордо умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину – проверить 
осанку, паузу 34 секунды.)
 И очень бесшумно на место садятся. (Руки опустить вниз. Сесть на стул  
спину держать прямо.)
5. В конце занятия можно использовать дыхательную гимнастику. 
Упражнения могут выполняться в обычной принятой форме или с акцентом 
выдоха, задержкой дыхания, движениями рук, которые помогают работать 
грудной клетке.
Дыхательная гимнастика «Бегемот»
Исходное положение: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область 
диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. 
Упражнение может выполняться в положении сидя и 
сопровождаться словами:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).