Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»
Оценка 4.7

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Оценка 4.7
Работа в классе +1
doc
информатика
8 кл—9 кл
23.01.2018
Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»
Вводный урок раздела «Моделирование и формализация» в 9 классе по программе Н.Д. Угриновича «Информатика и ИКТ. Базовый курс». На занятии используются формы работы в группах, применяется системно - деятельностный подход, развиваются навыки сотрудничества и взаимообучения, реализуется метапредметный подход и межпредметные связи.Технологическая карта урока информатики
1.doc
Название работы: Разработка учебного занятия по теме «Моделирование» На уроке используются групповые формы работы, интерактивная презентация, модульная   система   экспериментов   Prolog.   Приглашенные   участники   занятия   – обучающиеся   четвертого   класса   школы.   Урок   ориентирован   на   формирование целостной   картины   мира,   поддержание   положительной   учебной   мотивации; формирование   коммуникативных   компетенций   и   навыков   сотрудничества; налаживание позитивных, толерантных отношений между младшими и старшими учащимися школы. Ключевые слова: Модель, моделирование, урок, классификация, эксперимент, группа Подготовка к уроку: 1) Парты,  расставленные для работы в группах. 2) На каждую группу: инструкция, тест (печатные материалы). 3) Для   работы   в   группах   ещё:   2   ноутбука,   листы   бумаги   А,   конструктор   типа   Лего, поверхности разной фактуры (гладкая, шершавая, ребристая). 4) Интерактивная презентация. 5) 4 комплекта модульной системы экспериментов Prolog. 6) Бейджи для приглашенных учащихся 4­го класса. I этап: Организационный (1 минута) Ход урока: Доска Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приветствие. Приветствие.   Настрой   на Проверка   готовности   к   уроку. урок. Приветствие учителя и гостей. I этап: Формулировка темы и постановка учебных целей урока (4 минуты) Доска Движущаяся   модель системы Солнечной   (solarsystemscope.com). Деятельность учителя ­ Обратите внимание на доску. Деятельность обучающихся ­ Планеты, Солнце, движение Что   мы   с   вами   сейчас планет и т.д. ­   Это   картинка,   модель Солнечной системы. Формулируют тему и  вопросы, которые появляются на доске наблюдаем? ­ Это реальные объекты? ­ Но у нас урок не астрономии,  а информатики.  ­ Как вы думаете, какая тема  нами сегодня будет  изучаться? Запишите тему в тетрадь. Сформулируйте   вопросы,   на которые сегодня вы хотели бы найти ответы. ­ Сегодня у нас на уроке  Учащиеся 4­го класса занимают присутствуют эксперты в  места за партами. вопросах моделирования и  исследовательской  деятельности. Прошу их  занять свои места в группах и  включиться в общую работу. III этап: Открытие новых знаний.  1. Понятия модели и моделирования. (6 минут) Доска Деятельность учителя Деятельность обучающихся ­   Человечество   в   своей деятельности   постоянно создает  и  использует  модели. Вспомните   самое   первое знакомство   с   моделями   в своей   жизни.   Когда   оно произошло?  ­   Вы   росли,   и   как   далее проходило Ваше знакомство  с окружающим миром?  Подводит к выводу. Отвечают на вопросы: ­ Соска Перечисляют, примеры: ­   Игрушки, глобус, таблицы, приводят   карты и т.д. Формулируют:  ­   Мы  осваивали   действия     с объектами окружающего   мира   посредством   реальных   объектов,   не   а объектов   лишь   похожих   на реальные, по сути ­ моделей. ­   Так   что   же   мы   будем называть «моделью»?  ­   Как   мы   будем   понимать термин «моделирование»? Обобщает ответы. Формулируют. Записывают в тетрадь ­   Согласитесь,   что   разные науки   исследуют   объекты   и Отвечают: ­ Человек процессы под разными углами зрения   и   строят   для   этого различные типы моделей. Вот одна из них.  Какой   объект   она представляет?  ­  Рассмотрим   в   качестве объекта   исследования Для каждой науки подбирается модель, наук названия     человека.   Это   сложная система,   и   каждая   наука перемещаются изображения.   под исследует   его   в   рамках различных моделей. Беседа   с   обучающимися   по интерактивной картинке.  ­   Давайте   подведем   итог Аргументируют вышесказанному,   продолжив правильность   высказывания. фразу на доске. ­   Порассуждаем,   верно   ли обратное   высказывание. (работа с доской) Приводят   примеры.   В   случае слайде затруднения на     визуализируется физической     задачи, пример   где моделями   различных   объектов (машина, пешеход, светофор и т.п.)   является   материальная точка.  2. Работа в группах (6 минут)  3. Классификация моделей по сфере использования  (5 минут) Деятельность учителя   провести Предлагаю   Деятельность обучающихся процесс Строят модели в группах. Проведя работу, сообщают полученные результаты, свою деятельность   и     делают   вывод   о   том,   к анализируют     какому виду можно отнести построенную ими   модель   и   как   используются   модели этого   вида.   Схема   пошагово   появляется на доске и заносится в тетрадь.  моделирования в группах: ­  используя   инструкции   и   подручные модель, создать материалы     соответствующую поставленной цели; ­  провести   эксперимент   с   данной моделью; ­ сообщить полученные выводы. По  итогам  работы  заполним  схему   на доске   и   в   тетради,   с   помощью   которой попытаемся   систематизировать информацию   о   том   где,   кем   и   для   чего используются модели. Четырем   группам   раздаются   карточки   с инструкциями   и   необходимые   материалы, инструменты. Доска Карточки с заданиями группам: 1 группа: (научная модель) Используя конструктор, создать движущуюся  модель автомобиля. Используя подручные материалы  смоделировать процесс движения  с  наклонной плоскости в разных условиях. Сделать выводы о длине тормозного пути.  (Зависимость от: разгона (угла наклона),  трения, веса).   3 группа: (организационная модель) Создать табличную модель графика  дежурства классов по школе (с  использованием текстового редактора). Какова практическая значимость этой  модели? 2 группа: (техническая модель) Создать бумажные модели самолетов по  инструкции.  Провести опыты.  Сделать выводы о зависимости высоты и  дальности полета от формы самолета  (сопротивление воздуха), площади крыла  (давление воздуха на крыло). 4 группа: (учебная модель) Решите логические задачи, создав в  текстовом редакторе табличную модель. ПРИМЕР: В бутылке, стакане, кувшине и  банке находятся молоко, квас, лимонад и  вода. Известно, что: Вода и молоко не в бутылке; Сосуд с лимонадом стоит между  кувшином и сосудом с квасом; В банке не лимонад и не вода; Стакан стоит около банки и сосуда с  молоком. Куда налита каждая жидкость? Учитель:  Подводя  итог  разговору  о  сферах  использования   моделей,  хотелось  бы привести   интересный   исторический   факт:   «В   1870   году   английское   адмиралтейство спустило  на воду   новый  броненосец  «Кэптен».  Корабль  вышел   в  море и  перевернулся. Погиб   корабль,   погибли   более   500   человек.   Это   стало   шоком   для  всех,   кроме  одного человека.   Им   был   английский   ученый­кораблестроитель   Эдвард   Рид,   который предварительно   провел   исследования   на   модели   броненосца   и   установил,   что   корабль опрокинется   даже   при   небольшом   волнении   моря.   Но   учёному,   проделывавшему «несерьёзные» опыты с «игрушкой», не поверили лорды из адмиралтейства. И случилось непоправимое.» 4. Классификация моделей по способу представления  (5 минут) Доска Деятельность учителя Деятельность обучающихся Предлагают   разделение   по способу представления. Аргументируют. Заполняют схему на доске и в тетрадях. ­   Вернёмся   к построенным   нами моделям   Мне кажется,   что   их можно   разделить   на две группы. Какие есть предложения? IV этап: Контроль. Рефлексия. (7 минут) Доска Деятельность учителя Деятельность обучающихся ­   На   доске   не   случайно Отвечают. Слайд с темой и вопросами к уроку. предложенные интерактивной     объекты на группы. V этап: Эксперимент (7 минут) доске перемещая   объекты   в рамки. возникли   вопросы,   которые мы   вместе   сформулировали в начале урока. Скажите, на все   вопросы   нам   удалось найти ответы? ­ Мы сможем считать, что цель урока достигнута, если успешно ответим на вопросы итогового   теста.   Работу   с тестом   проведем   в   группе. Подпишите   бланки.   Тесты содержат   вопросы   на понимание.   На   работу   с тестом ­ 4 минуты.  ­ А чтобы наши эксперты не скучали,   их   ждет   особое задание:   разделить на Выполняют тест, работая в группе. Проводят взаимопроверку по   образцу. Обучающиеся 4­го класса с работают   интерактивной презентацией, 1. Деятельность учителя ­ Мы открывали сегодня новые  знания, но на этом открытия нашего урока  не закончены. Многоуважаемые эксперты  пришли к нам не с пустыми руками. Они  доставили учебную модель  исследовательского оборудования. И нам с  Вами выпал уникальный шанс,  во­первых,  познакомиться с этой моделью, и во­ вторых, провести с её помощью  эксперимент, выяснив, являются ли  параметры окружающей среды в нашем  кабинете комфортными для нашего  здоровья и благоприятными для обучения.  Деятельность обучающихся Под   руководством   учащихся   4­го класса   (в   рамках   внеурочной   деятельности ранее   уже   исследовавших   параметры окружающей   среды   в   своём   классе), обучающиеся   подключают   оборудование модульной   системы   экспериментов  Prolog, проводят   эксперимент   по   измерению температуры (1 группа), влажности воздуха (2 группа), уровня освещенности (3 группа) и уровня шума в аудитории (4 группа). Делают выводы о соответствии их норме и сообщают присутствующим. VI этап: Завершение урока (3 минуты) Учитель, проверив тесты, оглашает результаты (в случае, если урок открытый, можно доверить эту миссию гостям). ­   На   этой   оптимистичной   ноте   позвольте   закончить   урок,   вручив   в   качестве вознаграждения экспертам модели золотых медалей, выполненные из шоколада. Всем большое спасибо за работу.

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»

Разработка учебного занятия по теме «Моделирование»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018