Разработка урока
Оценка 4.7

Разработка урока

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
docx
русский язык
5 кл—6 кл
16.12.2018
Разработка урока
Публикация является частью публикации:
Тема.docx
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». Цели: 1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть  Поэта». 3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО. 4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века. Ход урока I. Организационный момент Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать.  ­ Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой­то неведомой рукою они  наложили свою скорбную печать и на самого автора.  ­ Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю.  Лермонтову. II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова (Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о  М.Ю. Лермонтове.) 1 ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет  моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим  современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю,  предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина. 2 ученик: М.Ю.Лермонтов провел свое детство в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии  и принадлежащем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна и  властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов ­ носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.  Его предок в начале XVII века попал в плен к русским да так и остался в России. Его приняли на  «государеву службу» и пожаловали поместьями в Костромской губернии. Он сложил свою голову в  польскую войну. К тому времени, когда родители Лермонтова вступили в брак по любви, род Юрия  Петровича обеднел. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери. В 1817 году мать  Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил  Юрьевич остался бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить сына и отца. 3 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку.  Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые  совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей  учителей: гувернера – француза, воспитательницу – немку, преподавателя – англичанина. Лермонтов  получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками,  подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1  сентября 1828 года в четвертый класс. 4 ученик: Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о  приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в  Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он  также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе  других был произведен в корнеты лейб­гвардии гусарского полка. 5 ученик: С получением офицерского звания дни Лермонтова потекли обычным порядком. Он не раз был  отмечен поощрениями. В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образовательной России: из­под  его пера вышло стихотворение «Смерть Поэта», написанное по поводу кончины Пушкина. Приписанные к  нему вскоре 16 стихов (начиная со стиха «Ах вы, надменные потомки…») вызвали недовольство царского  двора и разноречивее толки в свете. Лермонтов был арестован. Вскоре было начато дело о  «непозволительных» стихах, написанных корнетом Лермонтовым, и о распространении их губернским  секретарем С.А.Раевским. Учитель: Дело окончилось тем, что Раевского сослали в Олонскую губернию, а Лермонтов был переведен  в Нижегородский драгунский полк прапорщиков. Полк располагался на Кавказе, и Лермонтов вскоре отбыл туда. По дороге он простудился и его поместили в пятигорский военный госпиталь для лечения  минеральными водами. После многочисленных переездов из одного южного города в другой Лермонтов  оказался в Тифлисе и осенью был переведен в Гродненский гусарский полк корнетом. В конце 1837 года  Лермонтов выехал к месту расположения полка между Петербургом и великим Новгородом. Весной 1838  года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб­гвардии гусарский  полк, откуда он был направлен на Кавказ. 1 ученик: В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, его видели во многих  аристократических культурных домах – у Карамзиных, у А.О.Смирновой­Россет и др. Он вошел в  пушкинский круг писателей и познакомился с В.А. Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым,  В.А.Сологубом, В.Ф. Одоевским, Е.А.Баратынским. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 года. На  одном из таких балов (у графини Лаваль) сын французского посла, Эрнест де Барант, приревновал  Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой, после чего последовала дуэль. Сначала дуэлянты  дрались на рапирах. Потом, когда у поэта сломалась рапира, перешли к пистолетам. Барант дал промах, а  Лермонтов выстрелил «на воздух». Далее состоялось примирение, и соперники разъехались. 2 ученик: Но, тем не менее, дело получило огласку. Эрнест Барант уехал на родину. Лермонтова предали  военному суду и препроводили в Ордонанс­гауз, на Арсенальную гаупвахту, находившуюся на Литейной.  После многочисленных резолюций и решений дело было передано на подпись Николаю I , который  значительно смягчил предполагаемое наказание и повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем  же чином (поручиком). Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Там он был определен на левый фланг  Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере под крепостью грозной. В этот раз на  Кавказе, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявлял себя исключительно храбрым и  блестящим офицером. 3 ученик: Зимой 1840 года, вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил  Лермонтову взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. Лермонтов был награжден золотой  надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а в начале февраля прибыл в Петербург.  Там он сразу попал на бал к графине А.К. Воронцовой­Дашковой и снова оказался в кругу близких ему  светских знакомых, писателей, издателей. На Кавказ Лермонтов прибыл в начале июня 1841 года и подал рапорт о болезни. Ему разрешили остаться  в Пятигорске и лечиться минеральными водами. 4 ученик: 13 июля 1841 года на вечере в доме Верзилиных у Лермонтова произошло столкновение с  Н.С.Мартыновым. Мартынов – одноклассник Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и  кавалерийских юнкеров. Он тоже был на Кавказе и входил в тот же круг, что и Лермонтов. Вечером  рокового числа Лермонтов и Л.С.Пушкин (брат А.С.Пушкина) были в веселом расположении духа. Они  острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С.Мартынова в горском наряде: в бурке и с большим  кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов вспыхнул, глаза его сверкнули гневом.  Он подошел к Лермонтову и сдержано сказал: «сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах».  Тут же отвернулся и отошел прочь. Лермонтов не придал вспышке Мартынова особого значения и сказал  (по­французски) своей родственнице Э.Шан­Гирей: « Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями». Но, когда гости уже расходились и прощались, в передней Мартынов подошел к Лермонтову и повторил  сказанную ранее фразу. Лермонтов заметил ему: «Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?»  Мартынов ответил решительно: «Да». Тут же назначили день поединка. 5 ученик: Повод для дуэли был ничтожным и поэтому впоследствии сразу породил множество версий, в  которых предполагались гораздо более веские и значительные причины. Между тем трагедия  заключается как раз в том, что ужасные последствия были вызваны мелкими обидами, небольшим  уязвлением самолюбия, а не оскорблением чести и достоинства. Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным. Доказательством тому служит его последний жест перед гибелью. Он выказал явное нежелание стрелять в Мартынова.  Лермонтов поднял руку с пистолетом и разрядил его «на воздух». Мартынов же решил убить поэта.  Царский суд не был для Мартынова суров, но суд потомства непреклонен: Мартынов навсегда заклеймен  как «убийца Лермонтова». Учитель: Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. Бабушка обратилась к Николаю I с  просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном  склепе Арсеньевых в тарханах, где он покоится и сейчас. III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» 1. Подготовка к восприятию ­ Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела  Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта­оратора состоит из резко меняющихся  по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны,  возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой – задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а  затем проанализируем его. 2. Первичное восприятие (Учитель и учащиеся читают стихотворение.) 3. Анализ стихотворения. ­ С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие: Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде…и убит! ­ С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий: Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. ­ Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим  размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные  потомки…»). Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного  негодования и чрезвычайно взволнованного поэта. Лермонтов вспоминает в стихотворении и другого поэта – Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого подчеркивает трагическую участь Пушкина и  типичность трагедии творческой личности. Лермонтов написал стихотворение не столько о Пушкине­ человеке и Пушкине – поэте, сколько о Поэте­избраннике. Поздний Пушкин уже давно не соответствовал  тому образу, который нарисован Лермонтовым. Автор в большей степени думал над образом Поэта вообще. Поэта гонимого, одинокого, о его извечном противостоянии «толпе», о его конфликте с властью и о  неразрешимости этого конфликта. Поэтому лермонтовская образность восходит как к допушкинской, так и  к пушкинской романтической образности: И прежний сняв венок, ­ они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело… ­ А несколько раньше Лермонтов сказал о «дружбе простодушной», и о завистливом «свете», губительном  для сердца Поэта. Здесь вновь встала тема коварства и лицемерия «света», который, воздавая хвалу  поэту и надевая на его голову прикрытый лаврами венок, на самом деле возложил на его голову венок  терновый, колючий, уязвляющий. Эта романтическая метафористическая образность была использована и  энергично укрупнена Лермонтовым. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. ­ Можно сказать, что Лермонтов с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный  портрет романтического поэта. Лермонтов значительно обобщает, символизирует образ поэта и  приравнивает его ко Христу, распятому на кресте за проповедь истины. Поэтическое же поприще он  сравнивает с крестной мукой. Все это придает «Смерти Поэта» романтическую приподнятость, высокую  степень обобщенности. Конфликт поэта с окружающим миром выглядит трагически неразрешимым. 4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное) IV. Итог урока ­ Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова. ­ С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта? ­ Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»? ­ Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении? V. Постановка домашнего задания Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Смерть Поэта».

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока

Разработка урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018