Разработка урока

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Тема.docx
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». Цели: 1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть  Поэта». 3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО. 4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века. Ход урока I. Организационный момент Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать.  ­ Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой­то неведомой рукою они  наложили свою скорбную печать и на самого автора.  ­ Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю.  Лермонтову. II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова (Выходят учащиеся, предварительно подготовившие совместно с учителем биографические сведения о  М.Ю. Лермонтове.) 1 ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет  моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим  современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю,  предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина. 2 ученик: М.Ю.Лермонтов провел свое детство в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии  и принадлежащем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна и  властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.  Отец – Юрий Петрович Лермонтов ­ носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.  Его предок в начале XVII века попал в плен к русским да так и остался в России. Его приняли на  «государеву службу» и пожаловали поместьями в Костромской губернии. Он сложил свою голову в  польскую войну. К тому времени, когда родители Лермонтова вступили в брак по любви, род Юрия  Петровича обеднел. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери. В 1817 году мать  Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил  Юрьевич остался бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить сына и отца. 3 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку.  Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые  совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей  учителей: гувернера – француза, воспитательницу – немку, преподавателя – англичанина. Лермонтов  получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками,  подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1  сентября 1828 года в четвертый класс. 4 ученик: Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о  приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в  Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он  также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе  других был произведен в корнеты лейб­гвардии гусарского полка. 5 ученик: С получением офицерского звания дни Лермонтова потекли обычным порядком. Он не раз был  отмечен поощрениями. В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образовательной России: из­под  его пера вышло стихотворение «Смерть Поэта», написанное по поводу кончины Пушкина. Приписанные к  нему вскоре 16 стихов (начиная со стиха «Ах вы, надменные потомки…») вызвали недовольство царского  двора и разноречивее толки в свете. Лермонтов был арестован. Вскоре было начато дело о  «непозволительных» стихах, написанных корнетом Лермонтовым, и о распространении их губернским  секретарем С.А.Раевским.Учитель: Дело окончилось тем, что Раевского сослали в Олонскую губернию, а Лермонтов был переведен  в Нижегородский драгунский полк прапорщиков. Полк располагался на Кавказе, и Лермонтов вскоре отбыл туда. По дороге он простудился и его поместили в пятигорский военный госпиталь для лечения  минеральными водами. После многочисленных переездов из одного южного города в другой Лермонтов  оказался в Тифлисе и осенью был переведен в Гродненский гусарский полк корнетом. В конце 1837 года  Лермонтов выехал к месту расположения полка между Петербургом и великим Новгородом. Весной 1838  года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб­гвардии гусарский  полк, откуда он был направлен на Кавказ. 1 ученик: В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, его видели во многих  аристократических культурных домах – у Карамзиных, у А.О.Смирновой­Россет и др. Он вошел в  пушкинский круг писателей и познакомился с В.А. Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетневым,  В.А.Сологубом, В.Ф. Одоевским, Е.А.Баратынским. Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 года. На  одном из таких балов (у графини Лаваль) сын французского посла, Эрнест де Барант, приревновал  Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой, после чего последовала дуэль. Сначала дуэлянты  дрались на рапирах. Потом, когда у поэта сломалась рапира, перешли к пистолетам. Барант дал промах, а  Лермонтов выстрелил «на воздух». Далее состоялось примирение, и соперники разъехались. 2 ученик: Но, тем не менее, дело получило огласку. Эрнест Барант уехал на родину. Лермонтова предали  военному суду и препроводили в Ордонанс­гауз, на Арсенальную гаупвахту, находившуюся на Литейной.  После многочисленных резолюций и решений дело было передано на подпись Николаю I , который  значительно смягчил предполагаемое наказание и повелел перевести Лермонтова в Тенгинский полк тем  же чином (поручиком). Поэта снова отправили на Кавказ, в действующую армию. Там он был определен на левый фланг  Кавказской линии и первоначально расположился в военном лагере под крепостью грозной. В этот раз на  Кавказе, в Чечне, Лермонтов участвовал в боевых действиях. Он проявлял себя исключительно храбрым и  блестящим офицером. 3 ученик: Зимой 1840 года, вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил  Лермонтову взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. Лермонтов был награжден золотой  надписью «За храбрость» и в январе 1841 года выехал в Москву, а в начале февраля прибыл в Петербург.  Там он сразу попал на бал к графине А.К. Воронцовой­Дашковой и снова оказался в кругу близких ему  светских знакомых, писателей, издателей. На Кавказ Лермонтов прибыл в начале июня 1841 года и подал рапорт о болезни. Ему разрешили остаться  в Пятигорске и лечиться минеральными водами. 4 ученик: 13 июля 1841 года на вечере в доме Верзилиных у Лермонтова произошло столкновение с  Н.С.Мартыновым. Мартынов – одноклассник Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков и  кавалерийских юнкеров. Он тоже был на Кавказе и входил в тот же круг, что и Лермонтов. Вечером  рокового числа Лермонтов и Л.С.Пушкин (брат А.С.Пушкина) были в веселом расположении духа. Они  острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С.Мартынова в горском наряде: в бурке и с большим  кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов вспыхнул, глаза его сверкнули гневом.  Он подошел к Лермонтову и сдержано сказал: «сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах».  Тут же отвернулся и отошел прочь. Лермонтов не придал вспышке Мартынова особого значения и сказал  (по­французски) своей родственнице Э.Шан­Гирей: « Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями». Но, когда гости уже расходились и прощались, в передней Мартынов подошел к Лермонтову и повторил  сказанную ранее фразу. Лермонтов заметил ему: «Что ж, на дуэль, что ли вызовешь меня за это?»  Мартынов ответил решительно: «Да». Тут же назначили день поединка. 5 ученик: Повод для дуэли был ничтожным и поэтому впоследствии сразу породил множество версий, в  которых предполагались гораздо более веские и значительные причины. Между тем трагедия  заключается как раз в том, что ужасные последствия были вызваны мелкими обидами, небольшим  уязвлением самолюбия, а не оскорблением чести и достоинства. Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным. Доказательством тому служит его последний жест перед гибелью. Он выказал явное нежелание стрелять в Мартынова.  Лермонтов поднял руку с пистолетом и разрядил его «на воздух». Мартынов же решил убить поэта.  Царский суд не был для Мартынова суров, но суд потомства непреклонен: Мартынов навсегда заклеймен  как «убийца Лермонтова». Учитель: Дуэль состоялась 15 июля 1841 года. Лермонтов был убит. Бабушка обратилась к Николаю I с  просьбой перевезти тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном  склепе Арсеньевых в тарханах, где он покоится и сейчас.III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» 1. Подготовка к восприятию ­ Стихотворение было написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела  Петербург. Это лирический монолог, в котором гневная речь поэта­оратора состоит из резко меняющихся  по своей ритмике отрывков. Столь же резко меняется тональность и стиль. С одной стороны,  возвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, а с другой – задумчивая речь, состоящая из воспоминаний, размышлений, сожалений. Давайте внимательно прочитаем это стихотворение вслух, а  затем проанализируем его. 2. Первичное восприятие (Учитель и учащиеся читают стихотворение.) 3. Анализ стихотворения. ­ С одной стороны автор использует обличительные эпитеты, броские и негодующие: Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде…и убит! ­ С другой стороны он использует слова и образы, взятые из элегий: Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. ­ Гневное обличение сменяется рассказом («Его убийца хладнокровно…»), затем элегическим  размышлением, затем снова ораторской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные  потомки…»). Ритм и речь передают нервное состояние и страстное переживание исполненного  негодования и чрезвычайно взволнованного поэта. Лермонтов вспоминает в стихотворении и другого поэта – Ленского из романа «Евгений Онегин», образ которого подчеркивает трагическую участь Пушкина и  типичность трагедии творческой личности. Лермонтов написал стихотворение не столько о Пушкине­ человеке и Пушкине – поэте, сколько о Поэте­избраннике. Поздний Пушкин уже давно не соответствовал  тому образу, который нарисован Лермонтовым. Автор в большей степени думал над образом Поэта вообще. Поэта гонимого, одинокого, о его извечном противостоянии «толпе», о его конфликте с властью и о  неразрешимости этого конфликта. Поэтому лермонтовская образность восходит как к допушкинской, так и  к пушкинской романтической образности: И прежний сняв венок, ­ они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело… ­ А несколько раньше Лермонтов сказал о «дружбе простодушной», и о завистливом «свете», губительном  для сердца Поэта. Здесь вновь встала тема коварства и лицемерия «света», который, воздавая хвалу  поэту и надевая на его голову прикрытый лаврами венок, на самом деле возложил на его голову венок  терновый, колючий, уязвляющий. Эта романтическая метафористическая образность была использована и  энергично укрупнена Лермонтовым. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. ­ Можно сказать, что Лермонтов с помощью романтической образности воссоздает характерный духовный  портрет романтического поэта. Лермонтов значительно обобщает, символизирует образ поэта и  приравнивает его ко Христу, распятому на кресте за проповедь истины. Поэтическое же поприще он  сравнивает с крестной мукой. Все это придает «Смерти Поэта» романтическую приподнятость, высокую  степень обобщенности. Конфликт поэта с окружающим миром выглядит трагически неразрешимым. 4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное) IV. Итог урока­ Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова. ­ С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта? ­ Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»? ­ Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении? V. Постановка домашнего задания Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Смерть Поэта».