Разработка урока " Начало ВОВ"
Оценка 4.6

Разработка урока " Начало ВОВ"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
9 кл
26.10.2019
Разработка урока " Начало ВОВ"
Тема урока: Начало Великой Отечественной войны. Задачи урока: • формирование основных компетенций обучающихся; • дифференциация обучения - работа учащихся с заданиями повышенной трудности, выполнение нестандартных работ творческого характера, что позволяет обучающимся максимально реализовать и развить свои учебные возможности; • разработка наглядности через информатизацию учебного процесса. Цели урока: • образовательная: • изучение обучающимися событий, освещающих начало Великой Отечественной войны; • определение причин поражений Красной Армии в начале войны; • изучение хода боевых действий под Москвой, определение значения Московской битвы в истории второй Мировой войны; • развитие умения анализировать исторические факты; • способствование росту мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения. • развивающая: • активизация учебной деятельности обучающихся; • развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; • развитие интереса обучающихся к самостоятельным исследованиям, посвященным российской истории; • формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; • развитие умения работать с дополнительным материалом. • воспитательная: • формирование чувств патриотизма и сопричастности к истории Отечества; • повышение уровня духовного развития учащихся. План урока: I. Обстановка накануне Великой Отечественной войны. II. Причины, характер, периодизация войны. III. Цели Германии и СССР в войне. IV. Начало войны. V. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 года. VI. Битва за Москву. Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно – практической работы.
1 Начало ВОВ.docx
Тема урока: Начало Великой Отечественной войны.   Задачи  урока:  формирование основных компетенций обучающихся;  дифференциация обучения ­ работа  учащихся  с заданиями  повышенной  трудности, выполнение нестандартных работ творческого характера,  что   позволяет обучающимся  максимально реализовать и развить свои учебные  возможности;  разработка наглядности через информатизацию учебного процесса. Цели урока:  образовательная:  изучение обучающимися событий, освещающих начало Великой Отечественной  войны;  определение  причин поражений Красной Армии в начале  войны;  изучение  хода боевых действий под Москвой, определение значения Московской  битвы в  истории  второй Мировой  войны;  развитие умения анализировать исторические факты;  способствование росту  мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения.  развивающая:  активизация учебной деятельности обучающихся;  развитие творческих способностей и интереса к научно­исследовательской  деятельности;  развитие интереса обучающихся к самостоятельным исследованиям,  посвященным российской истории;  формирование умений работать с картой, с историческими документами,  анализировать их, делать выводы;  развитие умения работать с дополнительным материалом.  воспитательная:  формирование чувств патриотизма и  сопричастности к истории Отечества;  повышение уровня духовного развития учащихся.  План урока: I.      Обстановка накануне Великой Отечественной войны. II.     Причины, характер, периодизация войны. III.     Цели Германии и СССР в войне. IV.   Начало войны. V.    Оборонительные сражения летом – осенью  1941 года. VI.   Битва за Москву. Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно – практической  работы. Методическое обеспечение:  Карта «Великая Отечественная война. Первый период. 22 июня 1941 – 18 ноября  1942 года».  Карта «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942  года».  Дополнительная литература  (пакет документов).    Мультимедийная презентация урока  «Начало Великой Отечественной войны».  Сообщения  ­ презентации учащихся «Обстановка накануне ВОВ»,  «Оборона  Москвы».  Мультимедийный проектор, экран,  доска.  Атласы.  Интернет – ресурсы. Структура урока: Организация учащихся к уроку. I. Изучение нового материала и организации самостоятельной    работы учащихся  по его осмыслению и усвоению. II. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у  учащихся умений и навыков по применению знаний. III. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. IV. Рефлексия V. Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки отдельным  учащимся за работу в течение всего урока. Ход урока: I Организация учащихся к уроку  II Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся  по его осмыслению и усвоению.  Преподаватель: постановка проблемного задания Сообщение учащегося I. Обстановка накануне Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года – началась    Великая Отечественная война. Необходимо  проанализировать  ­ какая обстановка сложилась накануне ВОВ. Сообщение – мультимедийная презентация учащегося «Обстановка накануне ВОВ». (Используется материал и презентация из  исследовательской работы «Начало  Великой Отечественной войны»). Запись в тетрадь основных положений материала Тема моей работы: Обстановка накануне Великой Отечественной войны. Германия с весны и 1941 года стала совершать враждебные действия против  СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное  пространство СССР. Постепенно эти нарушения из единичных перешли в  систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с  разведывательными и диверсионными целями. Советское руководство  получало от Соединенных Штатов и Англии информацию  о   готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах усиленно  циркулировали слухи о предстоящей германо­советской войне и даже называли  точные даты. Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не  укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и  США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо­ советскую войну. Советская разведка также с весны 1941 года постоянно докладывала Сталину о  том, что Германия готовится к нападению на СССР. В Москву поступило  донесение из Берлина, в котором говорилось, что фюрер подписал директиву о  войне против СССР. «Берлин информировал посла в Японии, что немецкое наступление против СССР  начнется во второй половине июня» ­ это текст шифрограммы, был послан из  Токио в Москву знаменитым советским разведчиком Рихардом  Зорге летом 1941  года, в канун германского вторжения. Сталин не доверял агентам. Относительно одного из них даже написал наркому  госбезопасности Меркулову примерно за 5 дней до войны: «Может, послать ваш  «источник» из штаба германской авиации к е… матери. Это не «источник», а  «дезинформатор». И. Ст.».  Нападение Германии на СССР назначено на 22 июня, Сталин собственноручно  начертал такую резолюцию: «Эта информация является английской провокацией.  Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его». Он полагал, что война начнется не ранее лета 1942 года, так как  считал, что  Гитлер не сможет начать военных действий  пока не разгромит Англию. Играло свою роль и усыпление бдительности — советские военные постепенно  привыкли к постоянным и многочисленным нарушениям границы со стороны  немецких самолетов и якобы заблудившихся солдат. А граница, передвинутая в  соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова ­ Риббентропа, еще не  была оборудована и провоцировала на подобные шаги обе стороны. На этот счет в «Военном дневнике Буденного» есть следующее признание за  несколько часов до начала войны: «Нарком обороны делает оборонительную линию  по всей новой границе после 1939 года и вывез все вооружение из бывших  укрепленных районов и свалил его кучами по границе»… Чуть погодя Буденный  напишет: «Оружие сваленное… попало к немцам, а бывшие укрепрайоны остались  обезоруженными». Кейс ­ метод Преподаватель: постановка проблемного задания  На основании изложенного  материала вам необходимо ответить на следующие  вопросы: Учащиеся, получив основные положения теоретического материала,  разделяются на группы для рассмотрения проблемных заданий, которые были поставлены перед ними и требуют самостоятельного решения со  стороны обучающихся   I группа.На основании просмотренной презентации и пакета документов (Приложение  1)  ответить на вопросы:  Существовала ли  в 1941 года угроза нападения СССР на Германию?  Была ли наша страна готова к войне?  Было ли нападение Германии на СССР внезапным?  II группа.  При помощи интернет – ресурсов определить:  Причины войны.  Характер войны со стороны Германии.  Характер войны со стороны СССР.  Цели Германии в войне.  Цели СССР. III группа. При помощи интернет – ресурсов определить:  Периоды ВОВ.  Дать их краткую характеристику периодизации войны. IV группа. При помощи интернет – ресурсов  охарактеризовать соотношение  вооруженных сил Германии и СССР накануне ВОВ. V группа. Используя атлас и карту «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря  1941 – 20 апреля 1942 года» определить направления наступления немецко –  фашистских войск летом 1941 года. II. Причины, характер, периодизация войны. III Первичное закрепление нового материала и организация работы по  выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний Ответы учащихся I – III групп Запись в тетрадь основных положений материала Причины войны:  стремление Германии к мировому господству  борьба империалистических блоков за рынки сбыта, источники сырья, сферы  приложения капитала. Характер войны:   со стороны Германии война носила захватнически характер  для СССР –  война была справедливой и освободительной Периодизация войны: Первый период ­ от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до  разгрома немецко­фашистских сил под Сталинградом. Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые  оборонительные бои против гитлеровских агрессоров. Второй период ­ от поражения фашистских войск под Сталинградом до конца  1943 года. В это время проходил коренной перелом в ходе войны в пользу Советского  Союза. Третий период (1944 ­ 1945) ­ время решающих побед Советской Армии над  фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были  полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской  оккупации Восточной Европы, завершившейся полным крахом Германии и ее  безоговорочной капитуляцией. Окончанием всей второй мировой войны  стал разгром Японии на  завершающем этапе третьего периода.  III.  Цели Германии и СССР в войне. Цели Германии в войне: 1. Ликвидация СССР и социализма. 2. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов. 3. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их  национальной независимости и подчинение Германии. 4. Завоевание мирового господства.    Преподаватель обобщает ответы учащихся I – III группы Цели СССР определились в ходе войны: 1. Защита свободы и независимости страны и социалистических идей. 2. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы. 3. Создание демократических или социалистических правительств в соседних  странах. 4. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.  Преподаватель дает основные положения материала на  основании мультимедийной презентации «Начало Великой Отечественной войны. IV. Начало войны. 22 июня 1941 года  ­  началась   Велика Отечественная война. Запись в тетрадь основных положений материала Начало 1941 года – немецкое командование разработало план ведения войны с  Советским Союзом «Барбаросса». Гитлер делал ставку на молниеносную войну:  немецкие войска должны развивать мощное наступление и захватить жизненно важные  центры к зиме 1941 года. 22 июня ­  в полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел  Молотов. Свое обращение он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В стране началась всеобщая мобилизация.   Преподаватель: задание  учащимся Для управления фронтами была создана Ставка Верховного главнокомандования.  Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В. Сталин, он же  возглавил и ГКО ­ государственный комитет обороны, созданный 30 июня. В этот же день был принят план, который предусматривал перевод всей промышленности на  выпуск военной продукции. Таблица «Соотношение видов вооруженных сил Германии и СССР в процентах по  численности личного состава накануне Великой Отечественной войны». Сделайте вывод о соотношении вооруженных сил Германии и СССР накануне  ВОВ». Виды вооруженных  сил Германия СССР Сухопутные войска 71 ВВС ВМФ Войска ПВО 23 6 ­ Ответ учащихся IV группы 79,3 11,5 5,8 3,4 Преподаватель обобщает ответы учащихся Германия и ее союзники Наименование Германия Союзники Германии Всего Соотношение сил  Германии, ее  союзников и  СССР СССР Всего  дивизий: Бригад Расчетных  дивизий 214 7 217,5 69 16 77 283 0,93:1 303 23 1,04:1 294,5 0,94:1 22 31 Преподаватель: вопрос учащимся Ответ IV группы Преподаватель обобщает  ответы  учащихся Преподаватель По каким направлениям шло наступление немецко – фашистских сил летом  1941 года? Преподаватель: вопрос учащимся Направления ударов немецко  ­ фашистких войск летом 1941 года.  Группа армии «Север»: Прибалтика – Ленинград  Группа армии «Центр»: Минск – Смоленск – Москва  Группа армии «Юг»: Западная Украина – Юго­Восток  Ответы учащихся Нападение немцев началось с артиллерийских ударов по пограничным укреплениям,  шла бомбардировка аэродромов, железных дорог, линий связей. Нарком Тимошенко, не зная реальной обстановки, дает директиву изгнать немцев и разгромить  вражеские  войска на их территории, что было выгодно немцам. Многие советские войска  попадают в окружение.   Преподаватель обобщает  ответы  учащихся Каковы причины неудач Красной армии в первые месяцы войны?  Преподаватель: задание учащимся Причины: 1. Внезапность нападения Германии на СССР. 2. Личные ошибки Сталина в определении сроков начала войны и оценке планов  Германии 3. Высокая техническая оснащенность немецкой армии. 4. Богатый боевой опыт Германии, накопленный за два года войны. 5. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими  репрессиями. Сообщения учащихся на основании подготовленных докладов при помощи  интернет – ресурсов (опережающее задание) Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования. Приведите примеры героизма советских воинов. Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования  (Н.Гастелло, С.Супрун, защитники Брестской крепости). Преподаватель: работа по карте «Великая Отечественная война. Первый  период. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 года» V. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 года. К началу 10 июля немцы  захватили Латвию, Литву, значительную часть Белоруссии,  Украины и Молдавии. Преподаватель: задание учащимся 07­09. 1941 года – оборона Смоленска, город сдан немцам, но:  группа центр «Центр» перешла к обороне  немцы понесли большие потери  советские войска нанесли удар по плану «молниеносной войны»  немцы приостановили наступление на Москву   Ответы учащихся 07­08. 1941 года – героическая оборона Киева 08­10. 1941 года – оборона Одессы 11. 1941года – начало обороны Севастополя 09. 1941 года – начало блокады Ленинграда Преподаватель обобщает ответы  учащихся Какую роль сыграли оборонительные сражения в 07­09 1941 года в срыве планов  Германии? Сообщение учащегося Таким образом, Германия оккупировала значительную часть западной и юго –  восточной областей РСФСР. Но ни на одном из трех главных направлений наступления  немецко – фашисткая армия не смогла добиться решения поставленных задач. Расчеты  на легкую победу не оправдались. VI. Битва за Москву. Сообщение – мультимедийная презентация учащегося «Оборона Москвы».  (Используется материал и презентация из  исследовательской работы  «Московская битва»). Запись в тетрадь основных положений материала Тема моего сообщения: «Оборона Москвы». В начале сентября 1941 года  фашистское руководство приступило к подготовке  операции по захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как «генеральное»,  решающее. Фашистское командование сосредоточило в трех ударных группировках  три полевые армии, три танковые группы и большое количество частей усиления –  всего 77,5 дивизии (более 1 млн. человек), почти 14,5 тыс. орудий и минометов и  1700 танков. Поддержку сухопутных войск с воздуха осуществляли 2­й воздушный флот 8­й  авиационный корпус, имевшие 950 боевых самолетов. Войсками командовали генерал­фельдмаршалы Бок, Клюге, генералы Штраус,  Гудериан, Гот и др.     Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Замысел  операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить  основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их, а  затем стремительно обойти Москву с севера и с юга с целью её захвата.  РККА Вермахт Соотношение сил 1250 1800   Силы и  средства Личный  состав Орудия и  минометы 760 Танки Самолеты 990 667 1:1,4 1:1,8 1:1,7 Более 1400 1700 Около 1390 1:2   В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800 км, врагу противостояли войска  трех советских фронтов: Западного (генерал­полковник И.С. Конев), Резервного (Маршал Советского Союза С.М. Буденный) и Брянского (генерал­полковник А.И.  Еременко), насчитывавшие 95 дивизий. 30 сентября 1941г. – началось генеральное наступление немецких войск группы  «Центр» на столицу СССР. Танковые группы врага устремились к Калинину, Москве и Орлу. 7 октября, под Вязьмой, в окружение попали части трех советских фронтов –  более 660 тыс. человек. Возникла опасность нападения на Москву через Малоярославец, а позже и через  другие направления. Были захвачены Орел, Калуга, Калинин, Волоколамск, Можайск. В результате оборона трёх фронтов была прорвана. Дорога на Москву стала  открытой.     Но находясь в окружении, советские войска сковывали действия немцев. В  сложной ситуации оборона Москвы поручена  Г. Жукову. 8 октября из вышедших  частей окружения создан Западный фронт во главе с Жуковым. Немцы пошли вновь в наступление 20 октября – в Москве введено осадное  положение. В столице создавались отряды народного ополчения, на защиту  Москвы направлялись курсанты военных училищ, с Востока перебрасывались  военные части.     Гудериан писал, что «движение техники в некоторых районах частично  невозможно». Дожди, прошедшие с 27 октября по 3 ноября, заполнили дороги  грязью. То же произошло и в период дождей с 19 по 24 ноября, но  грязь была  временным эффектом и в определённой местности. Наибольшее воздействие на  ход немецких операций оказывала грязь в том смысле, что создавала  дополнительные трудности и без того плохо работающей системе тыльного  обеспечения Вермахта. Резкое снижение температуры и серьёзные снегопады начались 4 декабря. 4­7  декабря к  началу советского зимнего контрнаступления температура упала ниже  минус 18°с. Это сильно повлияло на моральное состояние и здоровье находившихся  на фронте немецких солдат. Но, несмотря на погодные условия в ходе октябрьского наступления группа  «Центр» продвинулась на 250 километров. Большую роль в Московской битве сыграла оборона Тулы. Немцы прорывались к  столице с юга через Тулу, но героическая защита нашего города этому помешала. 15 – 18 ноября немецкие войска усиливают наступление. К началу декабря  гитлеровцы на отдельных направлениях подошли к Москве на расстояние 25­40 км. Но ни на одном  направлении фашистам не удалось достичь своих целей и  прорваться к Москве. Вместе с тем ситуация на фронте складывалась крайне  опасная. Обе стороны понесли тяжелые потери. Уже 4 декабря Гальдер заявил: «Если фельдмаршал фон Бок считает, что нет  никаких шансов на то, что в ходе наступления северо­западнее Москвы противнику  могут быть нанесены большие потери, ему предоставляется право прекратить  наступательные действия». Советское командование также пришло к выводу о кризисе вражеского  наступления. При наступлении на Москву немецкие части растянулись на 1000 км. от Калинина  до Ельца и потеряли пробивную силу. Советское командование во главе с Жуковым  разработало план контрнаступления, суть которого заключалась в том, чтобы не  дать немцам закрепиться на захваченной территории. 5–6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. Были освобождены  Калинин, Клин, Солнечногорск, Волоколамск и другие города.     В середине декабря в наступление перешли армии центра Западного фронта и  освободили Наро­Фоминск, Малоярославец, Боровск. В начале января  контрнаступление завершилось. Враг был отброшен на 100–250 км. В ходе операции «Тайфун» группа армий «Центр» потеряла около 110 000 человек, в том числе 24 000 убитыми и 5 000 пропавшими без вести. Особенно тяжелый  ущерб был нанесен в декабре 1941 г. немецкой технике – 496 танков, 1450  артиллерийских орудий и минометов, 800 противотанковых орудий. Неудачи под Москвой привели Гитлера в бешенство. Он считал их результатом  некомпетентности своих генералов. Особое недовольство фюрера вызывало то,  что они не смогли остановить советское контрнаступление зимой 1941г. Доверие  Гитлера к своим военачальникам было сильно подорвано провалом операции  «Тайфун». Неудача операции «Тайфун» была первым крупным провалом Вермахта в годы Второй мировой войны. Преподаватель: вопрос  учащимся Ответы учащихся Преподаватель обобщает     ответы  учащихся Определите историческое значение Московской битвы IV Домашнее задание и инструктаж по его выполнению   V Рефлексия Историческое значение Московской битвы:  крушение плана «молниеносной войны»;  крушение плана «Тайфун»;  начало коренного перелома в ходе войны;  укрепился моральный дух Красной Армии и  усилилась  твёрдая уверенность  в  неизбежности победы над врагом. 1. Тема: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. 2. Продолжение работы по исследовательским проектам на темы:  «Сталинградская битва».  «Курская битва». VII Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки  отдельным учащимся за работу в течение урока Задача:  установить обратную связь для определения уровня обученности учащихся.  На уровне рефлексии развиваются способности к мышлению. Анализу,  обобщению, формируются общеучебные и коммуникативные умения,  мыслительные приемы. Задача:  установить обратную связь для определения уровня обученности учащихся.  На уровне рефлексии развиваются способности к мышлению. Анализу,  обобщению, формируются общеучебные и коммуникативные умения,  мыслительные приемы. Приложение 1 Пакет документов. Документ 1. Из воспоминаний Г.К. Жукова. Желая сохранить мир И.В. Сталин полагал, что правительство Англии и других  западных государств делают все, чтобы толкнуть Гитлера на войну с Советским  Союзом, что оказавшись в тяжелой военной обстановке и стремясь спасти себя от  катастрофы, они крайне заинтересованы в нападении Германии на СССР. Вот почему  он так недоверчиво воспринимал информацию западных правительств о подготовке  Германии к нападению на Советский Союз… О сроках и планах войны у Сталина было немало сообщений. Большинство из них шло  из США, Англии и Германии, но все сообщаемые сроки проходили, информация не  оправдывалась, и, в конце концов, Сталин перестал верить в достоверность сообщений. Документ 2. Из воспоминаний В.М. Молотова. У меня полдня ежедневно уходило на чтение донесений разведки. Чего там только не  было, какие только сроки не назывались. И если бы мы поддались, война могла  начаться гораздо раньше. Документ 3. Из воспоминаний Г.К. Жукова. Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал­ лейтенант М.А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик,  немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие войска выходят в исходные  районы для наступления, которое начнется 22 июня… Я тотчас же доложил наркому и Сталину.… Захватил с собой проект директивы  войскам, вместе с наркомом поехали в Кремль. И.В. Сталин встретил нас один. Он был  явно озабочен… ­ Надо немедленно дать директиву войскам о приведении всех войск приграничных  округов в полную боевую готовность, ­ сказал нарком. ­ Я прочитал проект директивы. И.В. Сталин заметил: ­ Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос еще уладится  мирным путем. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение  может начаться с провокационных действий немецких частей. Войска приграничных  округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать  осложнений… С этой директивой немедленно выехали в Генеральный штаб. Чтобы тотчас же её  передать в округа. Передача была закончена в 00.30 мин. 22 июня 1941 г. Документ 4. Из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину. 21 июня 1941 г. Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который  по­прежнему бомбардирует меня “дезой” о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра. То же радировал и генерал­майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву,  Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией. Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзила, генерал­ лейтенант Ф.И. Голиков, жалуется на Деканозова и на его полковника Новобранца,  который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей  западной границе… Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание:  в 1941 г. Гитлер на нас не нападет! Документ 5. Из бесед Г.К. Жукова с К.М. Симоновым: Если сравнивать подготовку наших кадров… в 1936 г. и в 1939 г., надо сказать, что  уровень боевой подготовки воск упал очень сильно, Мало того, что армия, начиная с  полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими  событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до  самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя  растерянными, неспособными навести порядок. …То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал её в свое время Сталин, ­  неправильно, неполно и однобоко. Главная опасность заключалась не в том что, немцы  перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и  восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались  неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть  главное, что предопределило наши потери первого периода войны. Документ 6. Из воспоминаний А.М. Василевского. Сталин неоправданно самоуверен, самонадеян, переоценивает свои силы и знания в  руководстве войной. Документ 7. Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая  1956 г. “На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу  внушалось, что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный  отпор любому агрессору. На все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались  народу опасные настроения легкости победы в будущей войне, торжественно  заявлялось о том, что мы всегда готовы на удар врага ответить тройным ударом, что,  несомненно, притупляло бдительность советского народа и не мобилизовало его на  активную подготовку страны к обороне. Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от  этих хвастливых заявлений… До 1941 года у нас было очень мало механизированных соединенийи только  весной 1941 года было принято решение о формировании 15­ти механизированных  корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было крайне запоздалым… Качество нашей авиацииоказалось ниже немецкой, да и та из­за отсутствия аэродромов была крайне скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар  авиации противника. Артиллерия,особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие  чего не имел возможности передвигаться… Очень много артиллерии из­за отсутствия  артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск. Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период  1937­1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и  полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами. Вновь назначенные  командиры оказались слабо подготовленными к занимаемым должностям. Особенно  плохо были подготовлены командующие фронтами и армиями… Документ 8. Гитлер о судьбе Москвы. Через несколько недель мы будем в Москве, я сотру этот чертов город с лица земли, а  на его месте построю искусственное озеро. Само название “Москва” исчезнет навсегда. Документ 9. Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16  августа 1941 г. ... Приказываю 1. Командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными  дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и  предавших свою Родину дезертиров. Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте  подобных дезертиров из начсостава. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до  последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к  своим по тылам, вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать  каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от  вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до  последнее возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть  красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен –  уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи  сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи… Список литературы: Основная для учащихся: Данилов В.В., Косулина Ю.Н. История: учебник. — М., 2011. Волобуев   О.В.,   Кулешов   С.В. История   России:   учебник   –   ОАО   «Московские учебники», М.,2010 Дополнительная Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России: 20  век. – М., Дрофа, 2002 г.; Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006. Вяземский, Стрелова: Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для  учителей общеобразовательных учреждений.­ М., 2012. Елена Сорокина: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10–11  классы – М., 2012.  Сергей Новиков: Большая историческая энциклопедия­ М., 2010. Интернет ресурсы: ­http://som.fio.ru?Resources?Drachferab/2003/07/Kap.htm ­http://www.idf.ru/almanah.shtml ­ Сеть творческих учителей http://www.it­n.ru/

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"

Разработка урока " Начало ВОВ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2019