Разработка урока " Начало ВОВ"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Начало Великой Отечественной войны. Задачи урока: • формирование основных компетенций обучающихся; • дифференциация обучения - работа учащихся с заданиями повышенной трудности, выполнение нестандартных работ творческого характера, что позволяет обучающимся максимально реализовать и развить свои учебные возможности; • разработка наглядности через информатизацию учебного процесса. Цели урока: • образовательная: • изучение обучающимися событий, освещающих начало Великой Отечественной войны; • определение причин поражений Красной Армии в начале войны; • изучение хода боевых действий под Москвой, определение значения Московской битвы в истории второй Мировой войны; • развитие умения анализировать исторические факты; • способствование росту мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения. • развивающая: • активизация учебной деятельности обучающихся; • развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; • развитие интереса обучающихся к самостоятельным исследованиям, посвященным российской истории; • формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; • развитие умения работать с дополнительным материалом. • воспитательная: • формирование чувств патриотизма и сопричастности к истории Отечества; • повышение уровня духовного развития учащихся. План урока: I. Обстановка накануне Великой Отечественной войны. II. Причины, характер, периодизация войны. III. Цели Германии и СССР в войне. IV. Начало войны. V. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 года. VI. Битва за Москву. Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно – практической работы.
Иконка файла материала 1 Начало ВОВ.docx
Тема урока: Начало Великой Отечественной войны.   Задачи  урока:  формирование основных компетенций обучающихся;  дифференциация обучения ­ работа  учащихся  с заданиями  повышенной  трудности, выполнение нестандартных работ творческого характера,  что   позволяет обучающимся  максимально реализовать и развить свои учебные  возможности;  разработка наглядности через информатизацию учебного процесса. Цели урока:  образовательная:  изучение обучающимися событий, освещающих начало Великой Отечественной  войны;  определение  причин поражений Красной Армии в начале  войны;  изучение  хода боевых действий под Москвой, определение значения Московской  битвы в  истории  второй Мировой  войны;  развитие умения анализировать исторические факты;  способствование росту  мотивации изучения исторического материала и качеству его усвоения.  развивающая:  активизация учебной деятельности обучающихся;  развитие творческих способностей и интереса к научно­исследовательской  деятельности;  развитие интереса обучающихся к самостоятельным исследованиям,  посвященным российской истории;  формирование умений работать с картой, с историческими документами,  анализировать их, делать выводы;  развитие умения работать с дополнительным материалом.  воспитательная:  формирование чувств патриотизма и  сопричастности к истории Отечества; повышение уровня духовного развития учащихся.  План урока: I.      Обстановка накануне Великой Отечественной войны. II.     Причины, характер, периодизация войны. III.     Цели Германии и СССР в войне. IV.   Начало войны. V.    Оборонительные сражения летом – осенью  1941 года. VI.   Битва за Москву. Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно – практической  работы. Методическое обеспечение:  Карта «Великая Отечественная война. Первый период. 22 июня 1941 – 18 ноября  1942 года».  Карта «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря 1941 – 20 апреля 1942  года».  Дополнительная литература  (пакет документов).    Мультимедийная презентация урока  «Начало Великой Отечественной войны».  Сообщения  ­ презентации учащихся «Обстановка накануне ВОВ»,  «Оборона  Москвы».  Мультимедийный проектор, экран,  доска.  Атласы.  Интернет – ресурсы. Структура урока: Организация учащихся к уроку. I. Изучение нового материала и организации самостоятельной    работы учащихся  по его осмыслению и усвоению. II. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у  учащихся умений и навыков по применению знаний. III. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.IV. Рефлексия V. Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки отдельным  учащимся за работу в течение всего урока. Ход урока: I Организация учащихся к уроку  II Изучение нового материала и организации самостоятельной работы учащихся  по его осмыслению и усвоению.  Преподаватель: постановка проблемного задания Сообщение учащегося I. Обстановка накануне Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года – началась    Великая Отечественная война. Необходимо  проанализировать  ­ какая обстановка сложилась накануне ВОВ. Сообщение – мультимедийная презентация учащегося «Обстановка накануне ВОВ». (Используется материал и презентация из  исследовательской работы «Начало  Великой Отечественной войны»). Запись в тетрадь основных положений материала Тема моей работы: Обстановка накануне Великой Отечественной войны. Германия с весны и 1941 года стала совершать враждебные действия против  СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное  пространство СССР. Постепенно эти нарушения из единичных перешли в  систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура с  разведывательными и диверсионными целями. Советское руководство  получало от Соединенных Штатов и Англии информацию  о   готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах усиленно  циркулировали слухи о предстоящей германо­советской войне и даже называли  точные даты. Однако Сталин сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не  укладывались в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и  США для того и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо­ советскую войну.Советская разведка также с весны 1941 года постоянно докладывала Сталину о  том, что Германия готовится к нападению на СССР. В Москву поступило  донесение из Берлина, в котором говорилось, что фюрер подписал директиву о  войне против СССР. «Берлин информировал посла в Японии, что немецкое наступление против СССР  начнется во второй половине июня» ­ это текст шифрограммы, был послан из  Токио в Москву знаменитым советским разведчиком Рихардом  Зорге летом 1941  года, в канун германского вторжения. Сталин не доверял агентам. Относительно одного из них даже написал наркому  госбезопасности Меркулову примерно за 5 дней до войны: «Может, послать ваш  «источник» из штаба германской авиации к е… матери. Это не «источник», а  «дезинформатор». И. Ст.».  Нападение Германии на СССР назначено на 22 июня, Сталин собственноручно  начертал такую резолюцию: «Эта информация является английской провокацией.  Разузнайте, кто автор этой провокации, и накажите его». Он полагал, что война начнется не ранее лета 1942 года, так как  считал, что  Гитлер не сможет начать военных действий  пока не разгромит Англию. Играло свою роль и усыпление бдительности — советские военные постепенно  привыкли к постоянным и многочисленным нарушениям границы со стороны  немецких самолетов и якобы заблудившихся солдат. А граница, передвинутая в  соответствии с секретным протоколом к пакту Молотова ­ Риббентропа, еще не  была оборудована и провоцировала на подобные шаги обе стороны. На этот счет в «Военном дневнике Буденного» есть следующее признание за  несколько часов до начала войны: «Нарком обороны делает оборонительную линию  по всей новой границе после 1939 года и вывез все вооружение из бывших  укрепленных районов и свалил его кучами по границе»… Чуть погодя Буденный  напишет: «Оружие сваленное… попало к немцам, а бывшие укрепрайоны остались  обезоруженными». Кейс ­ метод Преподаватель: постановка проблемного задания  На основании изложенного  материала вам необходимо ответить на следующие  вопросы: Учащиеся, получив основные положения теоретического материала,  разделяются на группы для рассмотрения проблемных заданий, которыебыли поставлены перед ними и требуют самостоятельного решения со  стороны обучающихся   I группа.На основании просмотренной презентации и пакета документов (Приложение  1)  ответить на вопросы:  Существовала ли  в 1941 года угроза нападения СССР на Германию?  Была ли наша страна готова к войне?  Было ли нападение Германии на СССР внезапным?  II группа.  При помощи интернет – ресурсов определить:  Причины войны.  Характер войны со стороны Германии.  Характер войны со стороны СССР.  Цели Германии в войне.  Цели СССР. III группа. При помощи интернет – ресурсов определить:  Периоды ВОВ.  Дать их краткую характеристику периодизации войны. IV группа. При помощи интернет – ресурсов  охарактеризовать соотношение  вооруженных сил Германии и СССР накануне ВОВ. V группа. Используя атлас и карту «Разгром немецких войск под Москвой. 5 декабря  1941 – 20 апреля 1942 года» определить направления наступления немецко –  фашистских войск летом 1941 года. II. Причины, характер, периодизация войны. III Первичное закрепление нового материала и организация работы по  выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний Ответы учащихся I – III группЗапись в тетрадь основных положений материала Причины войны:  стремление Германии к мировому господству  борьба империалистических блоков за рынки сбыта, источники сырья, сферы  приложения капитала. Характер войны:   со стороны Германии война носила захватнически характер  для СССР –  война была справедливой и освободительной Периодизация войны: Первый период ­ от начала войны 22 июня 1941 года до ноября 1942 года, до  разгрома немецко­фашистских сил под Сталинградом. Это был начальный период войны, когда Красная Армия, неся огромное потери, была вынуждена оставить большие территории и вела тяжёлые  оборонительные бои против гитлеровских агрессоров. Второй период ­ от поражения фашистских войск под Сталинградом до конца  1943 года. В это время проходил коренной перелом в ходе войны в пользу Советского  Союза. Третий период (1944 ­ 1945) ­ время решающих побед Советской Армии над  фашистской Германией и милитаристской Японией, когда вражеские войска были  полностью изгнаны за пределы СССР и началось освобождение от фашистской  оккупации Восточной Европы, завершившейся полным крахом Германии и ее  безоговорочной капитуляцией. Окончанием всей второй мировой войны  стал разгром Японии на  завершающем этапе третьего периода.  III.  Цели Германии и СССР в войне. Цели Германии в войне: 1. Ликвидация СССР и социализма. 2. Колонизация страны. Уничтожение 140 млн. «лишних» людей и народов.3. Ликвидация демократических государств Западной Европы, лишение их  национальной независимости и подчинение Германии. 4. Завоевание мирового господства.    Преподаватель обобщает ответы учащихся I – III группы Цели СССР определились в ходе войны: 1. Защита свободы и независимости страны и социалистических идей. 2. Освобождение порабощенных фашизмом народов Европы. 3. Создание демократических или социалистических правительств в соседних  странах. 4. Ликвидация германского фашизма, прусского и японского милитаризма.  Преподаватель дает основные положения материала на  основании мультимедийной презентации «Начало Великой Отечественной войны. IV. Начало войны. 22 июня 1941 года  ­  началась   Велика Отечественная война. Запись в тетрадь основных положений материала Начало 1941 года – немецкое командование разработало план ведения войны с  Советским Союзом «Барбаросса». Гитлер делал ставку на молниеносную войну:  немецкие войска должны развивать мощное наступление и захватить жизненно важные  центры к зиме 1941 года. 22 июня ­  в полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел  Молотов. Свое обращение он закончил словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В стране началась всеобщая мобилизация.   Преподаватель: задание  учащимся Для управления фронтами была создана Ставка Верховного главнокомандования.  Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В. Сталин, он же  возглавил и ГКО ­ государственный комитет обороны, созданный 30 июня. В этот же день был принят план, который предусматривал перевод всей промышленности на  выпуск военной продукции.Таблица «Соотношение видов вооруженных сил Германии и СССР в процентах по  численности личного состава накануне Великой Отечественной войны». Сделайте вывод о соотношении вооруженных сил Германии и СССР накануне  ВОВ». Виды вооруженных  сил Германия СССР Сухопутные войска 71 ВВС ВМФ Войска ПВО 23 6 ­ Ответ учащихся IV группы 79,3 11,5 5,8 3,4 Преподаватель обобщает ответы учащихся Германия и ее союзники Наименование Германия Союзники Германии Всего Соотношение сил  Германии, ее  союзников и  СССР СССР Всего  дивизий: Бригад Расчетных  дивизий 214 7 217,5 69 16 77 283 0,93:1 303 23 1,04:1 294,5 0,94:1 22 31 Преподаватель: вопрос учащимся Ответ IV группы Преподаватель обобщает  ответы  учащихся Преподаватель По каким направлениям шло наступление немецко – фашистских сил летом  1941 года?Преподаватель: вопрос учащимся Направления ударов немецко  ­ фашистких войск летом 1941 года.  Группа армии «Север»: Прибалтика – Ленинград  Группа армии «Центр»: Минск – Смоленск – Москва  Группа армии «Юг»: Западная Украина – Юго­Восток  Ответы учащихся Нападение немцев началось с артиллерийских ударов по пограничным укреплениям,  шла бомбардировка аэродромов, железных дорог, линий связей. Нарком Тимошенко, не зная реальной обстановки, дает директиву изгнать немцев и разгромить  вражеские  войска на их территории, что было выгодно немцам. Многие советские войска  попадают в окружение.   Преподаватель обобщает  ответы  учащихся Каковы причины неудач Красной армии в первые месяцы войны?  Преподаватель: задание учащимся Причины: 1. Внезапность нападения Германии на СССР. 2. Личные ошибки Сталина в определении сроков начала войны и оценке планов  Германии 3. Высокая техническая оснащенность немецкой армии. 4. Богатый боевой опыт Германии, накопленный за два года войны. 5. Боеспособность армии в значительной мере была снижена сталинскими  репрессиями. Сообщения учащихся на основании подготовленных докладов при помощи  интернет – ресурсов (опережающее задание) Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования. Приведите примеры героизма советских воинов. Советские воины с начала войны проявляли примеры героизма и самопожертвования  (Н.Гастелло, С.Супрун, защитники Брестской крепости).Преподаватель: работа по карте «Великая Отечественная война. Первый  период. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 года» V. Оборонительные сражения летом – осенью 1941 года. К началу 10 июля немцы  захватили Латвию, Литву, значительную часть Белоруссии,  Украины и Молдавии. Преподаватель: задание учащимся 07­09. 1941 года – оборона Смоленска, город сдан немцам, но:  группа центр «Центр» перешла к обороне  немцы понесли большие потери  советские войска нанесли удар по плану «молниеносной войны»  немцы приостановили наступление на Москву   Ответы учащихся 07­08. 1941 года – героическая оборона Киева 08­10. 1941 года – оборона Одессы 11. 1941года – начало обороны Севастополя 09. 1941 года – начало блокады Ленинграда Преподаватель обобщает ответы  учащихся Какую роль сыграли оборонительные сражения в 07­09 1941 года в срыве планов  Германии? Сообщение учащегося Таким образом, Германия оккупировала значительную часть западной и юго –  восточной областей РСФСР. Но ни на одном из трех главных направлений наступления  немецко – фашисткая армия не смогла добиться решения поставленных задач. Расчеты  на легкую победу не оправдались. VI. Битва за Москву.Сообщение – мультимедийная презентация учащегося «Оборона Москвы».  (Используется материал и презентация из  исследовательской работы  «Московская битва»). Запись в тетрадь основных положений материала Тема моего сообщения: «Оборона Москвы». В начале сентября 1941 года  фашистское руководство приступило к подготовке  операции по захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как «генеральное»,  решающее. Фашистское командование сосредоточило в трех ударных группировках  три полевые армии, три танковые группы и большое количество частей усиления –  всего 77,5 дивизии (более 1 млн. человек), почти 14,5 тыс. орудий и минометов и  1700 танков. Поддержку сухопутных войск с воздуха осуществляли 2­й воздушный флот 8­й  авиационный корпус, имевшие 950 боевых самолетов. Войсками командовали генерал­фельдмаршалы Бок, Клюге, генералы Штраус,  Гудериан, Гот и др.     Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Замысел  операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить  основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их, а  затем стремительно обойти Москву с севера и с юга с целью её захвата.  РККА Вермахт Соотношение сил 1250 1800   Силы и  средства Личный  состав Орудия и  минометы 760 Танки Самолеты 990 667 1:1,4 1:1,8 1:1,7 Более 1400 1700 Около 1390 1:2   В 300 км западнее Москвы, в полосе около 800 км, врагу противостояли войска  трех советских фронтов: Западного (генерал­полковник И.С. Конев), Резервного(Маршал Советского Союза С.М. Буденный) и Брянского (генерал­полковник А.И.  Еременко), насчитывавшие 95 дивизий. 30 сентября 1941г. – началось генеральное наступление немецких войск группы  «Центр» на столицу СССР. Танковые группы врага устремились к Калинину, Москве и Орлу. 7 октября, под Вязьмой, в окружение попали части трех советских фронтов –  более 660 тыс. человек. Возникла опасность нападения на Москву через Малоярославец, а позже и через  другие направления. Были захвачены Орел, Калуга, Калинин, Волоколамск, Можайск. В результате оборона трёх фронтов была прорвана. Дорога на Москву стала  открытой.     Но находясь в окружении, советские войска сковывали действия немцев. В  сложной ситуации оборона Москвы поручена  Г. Жукову. 8 октября из вышедших  частей окружения создан Западный фронт во главе с Жуковым. Немцы пошли вновь в наступление 20 октября – в Москве введено осадное  положение. В столице создавались отряды народного ополчения, на защиту  Москвы направлялись курсанты военных училищ, с Востока перебрасывались  военные части.     Гудериан писал, что «движение техники в некоторых районах частично  невозможно». Дожди, прошедшие с 27 октября по 3 ноября, заполнили дороги  грязью. То же произошло и в период дождей с 19 по 24 ноября, но  грязь была  временным эффектом и в определённой местности. Наибольшее воздействие на  ход немецких операций оказывала грязь в том смысле, что создавала  дополнительные трудности и без того плохо работающей системе тыльного  обеспечения Вермахта. Резкое снижение температуры и серьёзные снегопады начались 4 декабря. 4­7  декабря к  началу советского зимнего контрнаступления температура упала ниже  минус 18°с. Это сильно повлияло на моральное состояние и здоровье находившихся  на фронте немецких солдат. Но, несмотря на погодные условия в ходе октябрьского наступления группа  «Центр» продвинулась на 250 километров. Большую роль в Московской битве сыграла оборона Тулы. Немцы прорывались к  столице с юга через Тулу, но героическая защита нашего города этому помешала.15 – 18 ноября немецкие войска усиливают наступление. К началу декабря  гитлеровцы на отдельных направлениях подошли к Москве на расстояние 25­40 км. Но ни на одном  направлении фашистам не удалось достичь своих целей и  прорваться к Москве. Вместе с тем ситуация на фронте складывалась крайне  опасная. Обе стороны понесли тяжелые потери. Уже 4 декабря Гальдер заявил: «Если фельдмаршал фон Бок считает, что нет  никаких шансов на то, что в ходе наступления северо­западнее Москвы противнику  могут быть нанесены большие потери, ему предоставляется право прекратить  наступательные действия». Советское командование также пришло к выводу о кризисе вражеского  наступления. При наступлении на Москву немецкие части растянулись на 1000 км. от Калинина  до Ельца и потеряли пробивную силу. Советское командование во главе с Жуковым  разработало план контрнаступления, суть которого заключалась в том, чтобы не  дать немцам закрепиться на захваченной территории. 5–6 декабря советские войска перешли в контрнаступление. Были освобождены  Калинин, Клин, Солнечногорск, Волоколамск и другие города.     В середине декабря в наступление перешли армии центра Западного фронта и  освободили Наро­Фоминск, Малоярославец, Боровск. В начале января  контрнаступление завершилось. Враг был отброшен на 100–250 км. В ходе операции «Тайфун» группа армий «Центр» потеряла около 110 000 человек, в том числе 24 000 убитыми и 5 000 пропавшими без вести. Особенно тяжелый  ущерб был нанесен в декабре 1941 г. немецкой технике – 496 танков, 1450  артиллерийских орудий и минометов, 800 противотанковых орудий. Неудачи под Москвой привели Гитлера в бешенство. Он считал их результатом  некомпетентности своих генералов. Особое недовольство фюрера вызывало то,  что они не смогли остановить советское контрнаступление зимой 1941г. Доверие  Гитлера к своим военачальникам было сильно подорвано провалом операции  «Тайфун». Неудача операции «Тайфун» была первым крупным провалом Вермахта в годы Второй мировой войны. Преподаватель: вопрос  учащимся Ответы учащихся Преподаватель обобщает     ответы  учащихсяОпределите историческое значение Московской битвы IV Домашнее задание и инструктаж по его выполнению   V Рефлексия Историческое значение Московской битвы:  крушение плана «молниеносной войны»;  крушение плана «Тайфун»;  начало коренного перелома в ходе войны;  укрепился моральный дух Красной Армии и  усилилась  твёрдая уверенность  в  неизбежности победы над врагом. 1. Тема: Начало Великой Отечественной войны. Битва за Москву. 2. Продолжение работы по исследовательским проектам на темы:  «Сталинградская битва».  «Курская битва». VII Подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки  отдельным учащимся за работу в течение урока Задача:  установить обратную связь для определения уровня обученности учащихся.  На уровне рефлексии развиваются способности к мышлению. Анализу,  обобщению, формируются общеучебные и коммуникативные умения,  мыслительные приемы. Задача:  установить обратную связь для определения уровня обученности учащихся.  На уровне рефлексии развиваются способности к мышлению. Анализу,  обобщению, формируются общеучебные и коммуникативные умения,  мыслительные приемы. Приложение 1Пакет документов. Документ 1. Из воспоминаний Г.К. Жукова. Желая сохранить мир И.В. Сталин полагал, что правительство Англии и других  западных государств делают все, чтобы толкнуть Гитлера на войну с Советским  Союзом, что оказавшись в тяжелой военной обстановке и стремясь спасти себя от  катастрофы, они крайне заинтересованы в нападении Германии на СССР. Вот почему  он так недоверчиво воспринимал информацию западных правительств о подготовке  Германии к нападению на Советский Союз… О сроках и планах войны у Сталина было немало сообщений. Большинство из них шло  из США, Англии и Германии, но все сообщаемые сроки проходили, информация не  оправдывалась, и, в конце концов, Сталин перестал верить в достоверность сообщений. Документ 2. Из воспоминаний В.М. Молотова. У меня полдня ежедневно уходило на чтение донесений разведки. Чего там только не  было, какие только сроки не назывались. И если бы мы поддались, война могла  начаться гораздо раньше. Документ 3. Из воспоминаний Г.К. Жукова. Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал­ лейтенант М.А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик,  немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие войска выходят в исходные  районы для наступления, которое начнется 22 июня… Я тотчас же доложил наркому и Сталину.… Захватил с собой проект директивы  войскам, вместе с наркомом поехали в Кремль. И.В. Сталин встретил нас один. Он был  явно озабочен… ­ Надо немедленно дать директиву войскам о приведении всех войск приграничных  округов в полную боевую готовность, ­ сказал нарком. ­ Я прочитал проект директивы. И.В. Сталин заметил: ­ Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос еще уладится  мирным путем. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение  может начаться с провокационных действий немецких частей. Войска приграничных  округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать  осложнений… С этой директивой немедленно выехали в Генеральный штаб. Чтобы тотчас же её  передать в округа. Передача была закончена в 00.30 мин. 22 июня 1941 г.Документ 4. Из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину. 21 июня 1941 г. Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который  по­прежнему бомбардирует меня “дезой” о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра. То же радировал и генерал­майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву,  Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией. Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзила, генерал­ лейтенант Ф.И. Голиков, жалуется на Деканозова и на его полковника Новобранца,  который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей  западной границе… Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание:  в 1941 г. Гитлер на нас не нападет! Документ 5. Из бесед Г.К. Жукова с К.М. Симоновым: Если сравнивать подготовку наших кадров… в 1936 г. и в 1939 г., надо сказать, что  уровень боевой подготовки воск упал очень сильно, Мало того, что армия, начиная с  полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими  событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до  самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя  растерянными, неспособными навести порядок. …То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал её в свое время Сталин, ­  неправильно, неполно и однобоко. Главная опасность заключалась не в том что, немцы  перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и  восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались  неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть  главное, что предопределило наши потери первого периода войны. Документ 6. Из воспоминаний А.М. Василевского. Сталин неоправданно самоуверен, самонадеян, переоценивает свои силы и знания в  руководстве войной. Документ 7. Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая  1956 г.“На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу  внушалось, что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный  отпор любому агрессору. На все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались  народу опасные настроения легкости победы в будущей войне, торжественно  заявлялось о том, что мы всегда готовы на удар врага ответить тройным ударом, что,  несомненно, притупляло бдительность советского народа и не мобилизовало его на  активную подготовку страны к обороне. Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от  этих хвастливых заявлений… До 1941 года у нас было очень мало механизированных соединенийи только  весной 1941 года было принято решение о формировании 15­ти механизированных  корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было крайне запоздалым… Качество нашей авиацииоказалось ниже немецкой, да и та из­за отсутствия аэродромов была крайне скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар  авиации противника. Артиллерия,особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие  чего не имел возможности передвигаться… Очень много артиллерии из­за отсутствия  артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск. Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период  1937­1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и  полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами. Вновь назначенные  командиры оказались слабо подготовленными к занимаемым должностям. Особенно  плохо были подготовлены командующие фронтами и армиями… Документ 8. Гитлер о судьбе Москвы. Через несколько недель мы будем в Москве, я сотру этот чертов город с лица земли, а  на его месте построю искусственное озеро. Само название “Москва” исчезнет навсегда. Документ 9. Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16  августа 1941 г. ... Приказываю 1. Командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными  дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и  предавших свою Родину дезертиров.Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте  подобных дезертиров из начсостава. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до  последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к  своим по тылам, вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать  каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от  вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до  последнее возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть  красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен –  уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи  сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи… Список литературы: Основная для учащихся: Данилов В.В., Косулина Ю.Н. История: учебник. — М., 2011. Волобуев   О.В.,   Кулешов   С.В. История   России:   учебник   –   ОАО   «Московские учебники», М.,2010 Дополнительная Волобуев О.В., Журавлев В.В., Ненароков А.П., Степанищев А.Т. История России: 20  век. – М., Дрофа, 2002 г.; Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006. Вяземский, Стрелова: Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. Пособие для  учителей общеобразовательных учреждений.­ М., 2012. Елена Сорокина: Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века: 10–11  классы – М., 2012.  Сергей Новиков: Большая историческая энциклопедия­ М., 2010. Интернет ресурсы: ­http://som.fio.ru?Resources?Drachferab/2003/07/Kap.htm ­http://www.idf.ru/almanah.shtml ­ Сеть творческих учителей http://www.it­n.ru/