Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)
Оценка 4.9

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
06.09.2018
Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)
правовое государство.docx
Урок по обществознанию на тему:  «Правовое государство» Цель: определить , что такое правовое государство, каковы его признаки.  Задачи: Образовательные ­ раскрыть сущность понятия «правовое государство». Создать условия выявления учащимися признаков правового государства. Развивающие ­ Продолжать учить работе с письменными историческими источниками( выделять главное, делать выводы на основе анализа информации из текста.) Продолжать учить составлять кластер. Закрепить умение учащихся работать со словарной статьей. Воспитательные ­ Вызвать в учащихся заинтересованность в построении в России правового  государства, заставить задуматься над тем, что необходимо для этого сделать. Развивать навыки совместной деятельности. Планируемые результаты УУД Личностные:   Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;  Ценностные ориентиры, основанные на идеях поддержания гражданского мира и  согласия, отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности,  признания равноправия народов, единства разнообразных культур Регулятивные:    Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от  постановки цели до получения и оценки результата)  Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные  способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных  социальных ролей.  Умение выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с  учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного  поведения.  Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых  действий, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств  их достижения Познавательные:   Умение планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную  задачу с помощью учителя, определять область незнания  Умение выполнять познавательные задания на поиск и извлечение нужной  информации по заданной теме в адаптированных источниках, перевод информации  из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу).  Коммуникативные:   Владение различными видами публичных выступлений (сообщений, дискуссий,  диалога) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.  Продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности  Учитывать позиции других участников деятельности  Ясно и точно излагать свою точку зрения  Методы: частично­поисковый Приемы работы: критического мышления (кластер), работа с документами, работа с  понятиями, работа с текстом статьи, стратегия смыслового чтения «Знаю. Хочу узнать.  Узнал», поисковый метод,   Формы работы: групповая, парная, самостоятельная работа, дискуссия, самооценка,  взаимооценка  Основные понятия  изучаемые  на уроке: Государство Правовое государство Верховенство права  Верховенство  конституции Гласность права Приоритет прав и свобод Разделение властей Независимость суда Приоритет международного права Гражданское общество Кластер­ одна из технологий критического мышления. Кластер (от англ. Class­разряд)  позволяет классифицировать, распределять информацию, наглядно продемонстрировать признаки изучаемого понятия. 1.Органазационный блок ­инструкции ­ вводное слово ­ распределение по группам ­ выработка правил работы Учитель: Желаю успехов в работе на уроке, чтобы каждый в конце урока мог сказать: Я понял…, Я  знаю…, Для меня это было важно... 2. Актуализация знаний  Задание 1. Дать определение – государство – это… (организация власти в стране) Задание 2. «составь схему» ( данный вид работы является проверкой домашнего задания. На предыдущих  уроках рассматривались вопросы происхождения, признаков, функций государства, политических  режимов и т.д.  Учащимся предлагается на доске составить кластеры: 1. Признаки государства 2. Функции государства 3. Формы государства 4. Политические режимы (Стадия вызова) ­ Мы многое можем сказать о государстве по составленному кластеру. Но мы не можем с уверенностью  сказать о том, как чувствует себя человек в этом государстве. Каким должно быть государство, чтобы в нем человек был полноправным гражданином, чувствовал себя уверенно и свободно?  (ответы детей)   Люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая  помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом. Мы сегодня продолжим говорить о государстве, т.к. для того, чтобы человек чувствовал себя в  государстве комфортно у него должны быть определённые права давайте вместе определим тему урока Тема урока: «Правовое государство»  Использую стратегию смыслового чтения «З/Х/У» Задание1.  «Мозговой штурм» Давайте запишем на листе бумаги известные вам  слова­ассоциации, которые связаны с  понятием «правовое государство»  групповая работа. Попробуем сгруппировать похожие понятия и назвать  признаки, по которым проводилось  объединение. Запишите  все идеи, которые у вас появились Я предлагаю вам сформулировать  вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы  сегодня на уроке Это и будут наши цели урока  Фиксирую учебную задачу: Цель: узнать что такое  «правовое государство» и определить его  характерные признаки. Сегодня на уроке мы ­ определим сущность правового  государства как основного института политической  системы, его особенности и признаки;  ­ продолжим  развивать умения осуществлять сопоставления, анализировать, делать  выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах  важнейшие теоретические положения и понятия социально­гуманитарных наук, участвовать  в дискуссии, работать с документами;  ­ выясним, в чём заключаются трудности построения справедливого общества. ­ Оценим уровень правовой культуры среди учащихся класса, предложив свои меры по  повышению ее. ­ Продолжим формирование умений анализировать текст, работать в группе, выполнять  задания в формате ГИА. Мы сегодня будем работать по  следующему плану. План  1. Понятие правового государства. 2. Власть в правовом государстве. 3. Принципы правового государства Многие мыслители прошлого и современности рассуждали о том, насколько необходимо  государство и каково должно быть идеальное государство. И пришли к выводу о том, что  государство должно быть правовым. Что это значит?  Подумаем и мы. 1. Понятие правового государства. Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же  «правовое государство» утвердилось в XIX в. Задание2. Каковы же сущность и основные черты правового государства?  Давайте обратимся к тексту  параграфа стр стр 29 прочитать пункт 1.  ­ Дать  определение правовое государство ­ в групповом обсуждении  создать обобщённый ответ  на вопрос1 стр 36 Ораторы групп представляют продукт групповой работы. Дают определение правовое государство ответ  на вопрос1 стр 36 Самостоятельная работа: чтение текста параграфа, заполнение графы «Узнал», Правовое государство ­ организация политической власти, которая создает условия для  наиболее полного осуществления прав и свобод человека и наиболее последовательного  связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих.    Выделите главное, существенное в этом определении.  (слова учителя)  Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило  ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна  стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.    Основы идеи правового государства возникли в древности как реакция на произвол и  злоупотребления властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое  может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.    О значении закона говорили еще античные философы.              Власть и право тесно связаны между собой, значит, неправовых государств нет, так  как в каждом государстве свои законы, своя система права.             Под правовым государством понимается такое государство, в котором все  подчиняется закону, даже правители исполняют предписанные нормы.                  2. Власть в правовом государстве. Задание3.  Прочитайте изречения мыслителей различных стран и эпох о правовом государстве.  Как вы понимаете эти положения? Какую проблему общественной жизни  пытались разрешить философы?  Ответ: Теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму,  деспотии.   На экран, с помощью мультимедийного оборудования, проецируется   информация: Послушайте притчу «Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая­ то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее  рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:  ­ Вы так убиваетесь ­ похоже, что скорбите не впервой? Так оно и есть, ­ ответила женщина. ­ Когда­то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.  ­ Отчего же вы не покинете эти места? ­ спросил Конфуций.  ­ Здесь нет жестоких властей, ­ ответила женщина ... »  ­ Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора  Конфуций?  (Предnоложения учащихся.)  ­ Как вы думаете, какой вывод сделал из этого разговора Конфуций? «Запомни это, ученик, ­ сказал Конфуций. Жестокая власть свирепее тигра». 3 а д а н и е 4 .  Познакомьтесь с категорическими императивами И. Канта:  ­  в сфере государственного устройства: «Государство долж­  но быть правовым, с разделением властей»;  _ ­ в сфере права и сфере морали: «Как гражданин, так и госу­  дарство обязаны подчиняться строго определенным и общепри­  нятым ограничениям ­ правовым законам, и это разумное огра­  ничение есть подлинная свобода»;  _­  в сфере прав человека: «Поступай так, чтобы свобода тво­  их поступков была совместима со свободой каждого и со все­  общими законами».  Вопросы:  1. Почему, согласно мнению И. Канта, необходимо точное  определение и сохранение границ свободы?  2. В чем, по мнению И. Канта, заключается высший замысел  3. Какова, согласно И. Канту, мера сохранения границ сво­  природы?  боды?  В ы в о д. Гуманистическая концепция права говорит, что свобода не может быть  безграничной. Нерегулируемая свобода может обернуться своей противоположностью ­  беззаконием, произволом, правовым беспределом, ведущим человека к катастрофе  самоистребления. Определить границы свободы способны лишь два великих социальных  регулятора ­ право и мораль.  З а д а н и е 5.  Соотнесите понятия «свобода» и «ответственность», «правовое государство» 1) Составьте синквейн со словами «свобода» и «ответственность», «правовое гос­во» У ч и т е ль. Свобода порождает ответственность. Ответственность направляет свободу, формирует ее, участвуя  таким образом в наполнении ее особым смыслом, значением тех или  иных поступков личности. Ответственность ­ это та цена, которую мы. платим за свободу. Взаимосвязь свободы и ответственности конституционно закреплена установлением неразрывного единства прав и обязанностей  граждан, а также наличием законодательных гарантий обеспечения прав граждан государством. Давайте снова обратимся к тексту  параграфа стр 32 Задание: прочитать п.4 стр 32 и выделите основные признаки правового государства и оформите работу в виде кластера. Учащиеся работают в 4 группах по 3­4 человека. В группе выбирается модератор, который руководит деятельностью группы. При ответе выступает любой желающий из группы. Работа по группам  На основе работы с документами  каждая группа учащихся готовит кластер «Правовое  государство».  Защита   кластера  группой    (краткий    комментарий).    Разъяснить    выделенные     признаки,    их необходимость. Работа в парах Обсуждают заполнение кластеров, сравнивают, анализируют  и корректируют  результаты  заполнения.  Взаимооценка  Дополнительные вопросы (при необходимости) В чем заключается сущность разделения властей? Какова взаимосвязь трех ветвей власти? Почему закон должен быть « владыкой» над всеми гражданами без исключения? Почему только при демократическом режиме может быть построено правовое государство? Объясните требование не просто законодательного закрепления прав и свобод человека, но и  гарантий их осуществления. В чем должна заключаться взаимосвязь государства и гражданина?  Составление в ходе беседы основного кластера на доске и в тетрадях.                                  Признаки и черты правового государства: 1. верховенство закона. 2. полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан. 3.  принцип взаимной ответственности гражданина и государства. 4 принцип разделения властей. 5 создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности. реальное обеспечение прав и свобод граждан. Задание 7. 6 1 группа. Подобрать документы, которые характеризуют принципы правового государства (ответ представить в виде цитатного плана) 2 группа группа работает таким образом – читает и анализирует текст по  предложенной форме. После прочтения текста и анализа на  отдельном листе ватмана группа создает схему или тезисы ответа  на вопрос «Почему не достигли (или достигли) цели?» 3 группа Работа с текстом Конституции Как отражены принципы правового государства в положениях Конституции  Российской Федерации (создает схему или тезисы ответа на вопрос) ­ Каковы условия построения правового государства? (Сообщение) 1 .высокий уровень политического и правового сознания людей. (Высокий уровень правовой  культуры). 2.Создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства.  3.Наличие в стране гражданского общества. Мы выявили признаки правового государства, давайте вернёмся к определению Правовое государство­ это демократическое государство, организация и деятельность  которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного  обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. ­Найдите в определении 2 ключевых слова ( государство и право). Если государство­ это власть, то какое из этих двух слов­ власть или право вы поставите первым, выше? ПРАВО выше ВЛАСТИ ( карточки со словами закрепляются на доске). ­ Могла  ли эта фраза стать эпиграфом к нашему уроку?   тест Что из того, о чем мы говорили на уроке, вам уже было известно? Что вы узнали нового?  Время урока подошло к концу. Но дома вы можете продолжить размышление о власти,  праве и правах. Стадия рефлексии. Какие вопросы мы решали на уроке? На все ли поставленные вопросы мы ответили? Какие  вопросы остались без ответа? Где можно найти ответы на эти вопросы? Что мешало работать?  Что помогло достичь цели? Чему мы учились? Что понравилось на уроке? В чем вы видите важность и полезность полученных знаний и умений? Поблагодарите друг друга за хорошую работу Я вас также благодарю за активную, плодотворную работу на уроке. Д/з  «Стандартный минимум»  ­ читать §4 «Правовое государство», выписать и знать   термины «Повышенный уровень»  ­ «Стандартный минимум» +  Таблица   Творческое задание ( по желанию, на отдельную оценку)  Ученые считают, что правовое государство – это, конечно, правовой идеал. Какие  аргументы вы можете привести в доказательство того, что он способен обрести  реальные черты. Дополнительный материал.   Основные отличия правового государства от неправового. №  сравниваемых  пар 1 2 3 4 5 Неправовое государство Правовое государство Государственная власть не  ограничивается никакими законами. ? ? ? Обвинительное понимание задач  правосудия, презумпция невиновности в  ? Разделение властей носит реальный  характер. Реальная защищенность прав и свобод  человека и гражданина  Разрешено все, что не запрещено  законом ? 6 7 законодательстве отсутствует либо на  практике не соблюдается.  ? В международных отношениях делается  ставка на силу в соответствии с  принципом «цель оправдывает  средства». Приоритет международных правовых  актов и норм над национальным  законодательством, приведение второго  в соответствие с первым. ?  Социологи отмечают, что каждый год на российских дорогах гибнет   Писатель В. Дрозд опубликовал следующий рассказ земляка­шофера,  которому как­то пришлось везти прокурора: «Подвозил я его в соседнюю  деревню. Ехали проселочной дорогой. Впереди — лужи, по сторонам —  озимые. „Не проедем, — говорю, — застрянем". — „А ты гони по озимым". — „Так ведь закон строг", — возражав: я. Усмехнулся прокурор: „Закон трудно  обойти, но легко объехать"». Оцените гражданскую позицию прокурора,  опираясь на принципы правового государства. Аргументируйте ответ. примерно столько же людей, сколько погибло в результате взрыва атомной  бомбы, сброшенной на Нагасаки.  Происходит это, по их мнению,  не только вследствие  недоработок ГИБДД, а в немалой степени еще и потому, что слишком много  среди автолюбителей тех, кто изо всех сил пытается «проскочить»,  «подрезать», словом, показать, «кто на дороге хозяин». Как связаны  между собой приведенные факты и современное состояние российского  государства ?  В одной из развитых демократических стран некий гражданин,  в  прошлом  однокурсник и друг  президента, был приговорен по решению суда к трем  годам лишения свободы. Супруга осужденного обратилась к президенту с  просьбой посодействовать изменению приговора.  Как может поступить  президент правового государства? Аргументируйте свой ответ. накануне казни, его друг Критон предложил совершить побег. Великий  философ отказался от этого предложения, пояснив: «Если бы, чуть  только собрались мы отсюда удрать... вдруг пришли Законы и само  Государство и, заступив нам дорогу, спросили: „Скажи­ка, Сократ, что  это ты задумал? Не замыслил ли ты поступком, который пытаешься  совершить, погубить... Законы и все Государство?»  Какие  общественные явления могут быть проиллюстрированы на основе  приведенного факта? Ответ поясните.  В 1974г. 35 молодых американских юристов собрали неопровержимые  доказательства того, что президент США, республиканец Ричард Никсон,  причастен к установлению в штаб­квартире своих «коллег»­демократов  подслушивающего устройства. Разгорелось так называемое «уотергейтское  дело». Состоялся судебный процесс. Суд признал Никсона виновным, он  вынужден был уйти в отставку. Какие принципы правового государства  проявились в «уотергейтском деле»? Свой ответ поясните.                Приведем исторический факт. Сократу, находившемуся в тюрьме

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)

Разработка урока " Правовое государство" ( 10 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2018