Модульную технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала. Думается, что изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков модулей.
Мною был разработан модульный урок по теме “Астраханское восстание 1705-1706 гг.” (7 класс).
Цель урока:
- определить причины, ход и итоги восстания;
- развивать умение работать с источниками, находить нужную информацию, работать в группе;
- формировать любовь к родному краю и интерес к его истории.
Этапы урока:
1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
2. Входной контроль.
3. Работа с источниками. Обсуждение проблемных вопросов.
4. Поэтапный контроль.
5. Завершающий контроль.
6. Рефлексия.
Урок начинается с мотивационной беседы, в процессе которой учащиеся узнают от учителя о том, какая обстановка сложилась на Нижнем Поволжье накануне восстания и о том, когда оно началось. Формируется интегрирующая цель урока и дается список источников, которые можно использовать.
Разработка урока "Астраханское восстание 1705–1706 годов"
Модульную технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала.
Думается, что изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе
уроков модулей.
Мною был разработан модульный урок по теме “Астраханское восстание 17051706 гг.” (7 класс).
Цель урока:
определить причины, ход и итоги восстания;
развивать умение работать с источниками, находить нужную информацию, работать в группе;
формировать любовь к родному краю и интерес к его истории.
Этапы урока:
1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
2. Входной контроль.
3. Работа с источниками. Обсуждение проблемных вопросов.
4. Поэтапный контроль.
5.
Завершающий контроль.
6. Рефлексия.
Урок начинается с мотивационной беседы, в процессе которой учащиеся узнают от учителя о том, какая обстановка
сложилась на Нижнем Поволжье накануне восстания и о том, когда оно началось. Формируется интегрирующая цель урока
и дается список источников, которые можно использовать.
Далее проводится входной контроль в виде письменного задания, которое дает возможность подготовить учащихся к
изучению новой темы и способствует развитию мышления у учащихся.
Задание заключается в том, что учащимся предлагается вспомнить, в каких восстаниях участвовали астраханцы в XVII
веке; представители каких социальных групп участвовали в восстании и почему; по каким причинам восстания потерпели
поражение.
На следующем этапе урока идет знакомство с причинами и поводом к восстанию.
На этом этапе урока работа осуществляется в учебных подгруппах (45 человек). В группу входят как сильные, так и
слабые ученики. Они совместно работают над заданиями, обсуждают варианты ответов.
Задание №1. Сформулируйте главные причины восстания.
Задание №2. Что послужило поводом к восстанию?
Задание №3. В какой социальной среде возникла мысль о восстании? Почему?
Задание №4. Каковы были ближайшие задачи заговорщиков?
Контрольное задание.
Задание №5. Выберите те факты из, перечисленных ниже, которые вы считаете главными причинами восстания в
Астрахани:
введение новых сборов с лавок и промыслов
указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороду
невыполнение воеводой Ржевским жалованной грамоты Петра I татарам, в которой они освобождались от поборов
с мечетей и свадеб;
введение государственной монополии на продажу соли;
введение налога с саней и телег;
ликвидация права стрельцов на лов рыбы;
уменьшение стрельцам хлебного жалования;
забота за хлеб и одежду “значительной части посадских людей в Астрахани;
введение налога с бань и погребов;
самодурство местных начальных людей.
Данное задание выполняется индивидуально, письменно. Максимальная оценка – 5 баллов.
На следующем этапе урока, работая в подгруппах, учащиеся изучают захват восставшими города и управление им;
распространение восстания на другие территории.
Задание №6. Как и когда началось восстание? Кто в нем участвовал?
Задание №7. Какие мероприятия были проведены восставшими после захвата власти в городе?
Задание №8. Каковы были цели восстания? Используя карту, укажите территорию, на которую распространилось
восстание.
Далее следуют индивидуальные контрольные задания. Промежуточный контроль проводится в целях выявления пробелов
в знаниях и трудностей, возникающих в процессе усвоения материала. Таким образом, преподаватель управляет
процессом обучения.
Контрольное задание.
Учащимся предоставляется возможность выполнить письменно одно задание на выбор. Максимальная оценка – 5 баллов.
Задание №9. О каком событии идет речь в этом отрывке: “…И вот, в воскресенье 29 числа, церкви были открыты, венчали
свадьбы, в один день повенчали сто пар… Свадьбы, хотя и сыгранные второпях, при печальных обстоятельствах, не могли,
однако обойтись без пирушек, к ночи гости охмелели. Надеясь на этот хмель и подготовку толпы, заговорщики в
четвертом часу ночи собрались у Никольской церкви в числе трехсот человек и вломились в Белый город через
Пречистенские ворота. Загудел набат, в город сбежались стрельцы и толпы разного рода людей…?”.
В связи с чем второпях играли так много свадеб?
Задание №10. Назовите те факторы из нижеперечисленных, которые доказывают, что после захвата власти в Астрахани,
восставшие управляли городом по казачьему образцу:
решали наиболее важные вопросы в городском магистрате;
выбирали атамана и старшин кругом, т.е. собранием мужского населения;
решение кругом основных вопросов в жизнедеятельности города;
законодательные акты городской жизни создавались воеводой и другими начальными людьми Астрахани;
лица назначались на основные должности воеводой;
старшины коллективно создавали систему законодательных актов местного самоуправления.
После выполнения индивидуальных заданий учащиеся, работая в группе, обсуждают задания №11, 12, 13, 14 с целью
выяснить итоги восстания и причины поражения.
Задание №11. Чем закончился первый поход на Царицын?
Задание №12. Почему было решено организовать новый поход на Царицын. Чем он закончился?
Задание №13. Как астраханцы восприняли приказ Петра I прекратить смуту?
Задание №14. Чем закончилось восстание.
Контрольные задания.
Выполняются самостоятельно. Правильное выполнение 15 16 заданий оценивается 4 баллами, 17 – 5 баллами.
Задание №15. Почему фельдмаршал Шереметьев, возглавивший карательные войска для подавления восстания, отдал
распоряжение захватить или сжечь Ивановский монастырь?
Задание №16. Выполнил ли Шереметьев обещание о прощении восставших, данное им после взятия города? Каковы были
последствия восстания?Задание №17. Сопоставьте и обдумайте все изученные факты и перечислите причины поражения восстания.
Когда работа завершена, представитель группы отчитывается о выполнении своего задания перед классом. Чтобы группа
работала в интересах каждого ее участника, она не должна знать, кто будет отчитываться. В процессе работы группы,
ученики проявляют большую ответственность, учатся отстаивать свои взгляды и выслушивать мнение товарищей. Пред
завершающим контролем учитель делает обобщение и напоминает ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко
характеризует итоги работы подгруппы, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили
новый материал. Школьникам предлагается выполнить на выбор одно из трех заданий. Задания выполняются письменно в
тетради, самостоятельно (без использования учебника). Тетради сдаются учителю на проверку. Максимальная оценка за
18 задание – 3 балла, 19 задание – 4 балла, 20 задание – 5 баллов.
Задание №18.
1. Восстание в Астрахани началось:
а) 30 мая 1705 года;
б) 30 июля 1705 года;
в) 6 августа 1705 года.
2. Войска Шереметьева подошли к Астрахани:
а) 11 марта 1706 года;
20 декабря 1705 года;
в) 14 марта 1706 года.
3. Какие имена лишние в перечне: Иван Шелудяк, Василий Ус, Прохор Носов, Яков Носов, Иван Заруцкий.
4. Продолжите предложение: “Шелудяк, приняв у митрополита печать и ключи от города, объявил астраханцам, что по
указу Петра I…”.
Задание №19. Представьте, что вы Астраханский стрелец Никита Васильев. Какова была ваша жизнь до восстания?
Почему вы решили в нем участвовать? Что случилось с вами и вашими товарищами после подавления восстания?
Задание №20. Составьте сочинение “Отзыв Петра I о деятельности астраханского воеводы Тимофея Ржевского в 1705
году”.
На завершающем этапе урока – рефлексии – учащимся даётся возможность оценить свою работу и работу товарищей на
уроке, и степень усвоения материала по 10бальной шкале. Оценка осуществляется как бы в трех измерениях, которые
можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Таким образом, ребята уясняют, чего они достигли в деле изучения
исторического материала, что они получили как индивиды и члены коллектива. А также предлагается сформировать свое
мнение об уроке и высказать пожелания. Ученические самооценки и суждения дают учителю немалую пищу для
размышлений о выборе форм работы, о доступности предлагаемых заданий, о способах достижения поставленных целей.
Таким образом, модульный урок способствует активизации познавательного интереса учащихся, созданию атмосферы
сотрудничества между одноклассниками. Такая работа значима и интересна.