Разработка урока "Астраханское восстание 1705–1706 годов"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модульную технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала. Думается, что изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе уроков модулей. Мною был разработан модульный урок по теме “Астраханское восстание 1705-1706 гг.” (7 класс). Цель урока: - определить причины, ход и итоги восстания; - развивать умение работать с источниками, находить нужную информацию, работать в группе; - формировать любовь к родному краю и интерес к его истории. Этапы урока: 1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели. 2. Входной контроль. 3. Работа с источниками. Обсуждение проблемных вопросов. 4. Поэтапный контроль. 5. Завершающий контроль. 6. Рефлексия. Урок начинается с мотивационной беседы, в процессе которой учащиеся узнают от учителя о том, какая обстановка сложилась на Нижнем Поволжье накануне восстания и о том, когда оно началось. Формируется интегрирующая цель урока и дается список источников, которые можно использовать.
Иконка файла материала Разработка урока Астраханское восстание 1705–1706 годов.doc
Разработка урока "Астраханское восстание 1705–1706 годов" Модульную технологию можно использовать как на уроках повторения, так и в процессе усвоения нового материала.  Думается, что изучение экономической истории или социальных движений уместно полностью организовать на основе  уроков модулей. Мною был разработан модульный урок по теме “Астраханское восстание 1705­1706 гг.” (7 класс). Цель урока: ­ определить причины, ход и итоги восстания; ­ развивать умение работать с источниками, находить нужную информацию, работать в группе; ­ формировать любовь к родному краю и интерес к его истории. Этапы урока: 1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели. 2. Входной контроль. 3. Работа с источниками. Обсуждение проблемных вопросов. 4. Поэтапный контроль. 5. Завершающий контроль. 6. Рефлексия. Урок начинается с мотивационной беседы, в процессе которой учащиеся узнают от учителя о том, какая обстановка  сложилась на Нижнем Поволжье накануне восстания и о том, когда оно началось. Формируется интегрирующая цель урока и дается список источников, которые можно использовать. Далее проводится входной контроль в виде письменного задания, которое дает возможность подготовить учащихся к  изучению новой темы и способствует развитию мышления у учащихся. Задание заключается в том, что учащимся предлагается вспомнить, в каких восстаниях участвовали астраханцы в XVII  веке; представители каких социальных групп участвовали в восстании и почему; по каким причинам восстания потерпели  поражение. На следующем этапе урока идет знакомство с причинами и поводом к восстанию. На этом этапе урока работа осуществляется в учебных подгруппах (4­5 человек). В группу входят как сильные, так и  слабые ученики. Они совместно работают над заданиями, обсуждают варианты ответов. Задание №1. Сформулируйте главные причины восстания. Задание №2. Что послужило поводом к восстанию? Задание №3. В какой социальной среде возникла мысль о восстании? Почему? Задание №4. Каковы были ближайшие задачи заговорщиков? Контрольное задание. Задание №5. Выберите те факты из, перечисленных ниже, которые вы считаете главными причинами восстания в  Астрахани:      введение новых сборов с лавок и промыслов указ Петра I о запрещении носить русское платье и бороду невыполнение воеводой Ржевским жалованной грамоты Петра I татарам, в которой они освобождались от поборов с мечетей и свадеб; введение государственной монополии на продажу соли; введение налога с саней и телег;     ликвидация права стрельцов на лов рыбы; уменьшение стрельцам хлебного жалования; забота за хлеб и одежду “значительной части посадских людей в Астрахани; введение налога с бань и погребов; самодурство местных начальных людей. Данное задание выполняется индивидуально, письменно. Максимальная оценка – 5 баллов. На следующем этапе урока, работая в подгруппах, учащиеся изучают захват восставшими города и управление им;  распространение восстания на другие территории. Задание №6. Как и когда началось восстание? Кто в нем участвовал? Задание №7. Какие мероприятия были проведены восставшими после захвата власти в городе? Задание №8. Каковы были цели восстания? Используя карту, укажите территорию, на которую распространилось  восстание. Далее следуют индивидуальные контрольные задания. Промежуточный контроль проводится в целях выявления пробелов  в знаниях и трудностей, возникающих в процессе усвоения материала. Таким образом, преподаватель управляет  процессом обучения. Контрольное задание. Учащимся предоставляется возможность выполнить письменно одно задание на выбор. Максимальная оценка – 5 баллов. Задание №9. О каком событии идет речь в этом отрывке: “…И вот, в воскресенье 29 числа, церкви были открыты, венчали свадьбы, в один день повенчали сто пар… Свадьбы, хотя и сыгранные второпях, при печальных обстоятельствах, не могли, однако обойтись без пирушек, к ночи гости охмелели. Надеясь на этот хмель и подготовку толпы, заговорщики в  четвертом часу ночи собрались у Никольской церкви в числе трехсот человек и вломились в Белый город через  Пречистенские ворота. Загудел набат, в город сбежались стрельцы и толпы разного рода людей…?”. В связи с чем второпях играли так много свадеб? Задание №10. Назовите те факторы из нижеперечисленных, которые доказывают, что после захвата власти в Астрахани,  восставшие управляли городом по казачьему образцу:       решали наиболее важные вопросы в городском магистрате; выбирали атамана и старшин кругом, т.е. собранием мужского населения; решение кругом основных вопросов в жизнедеятельности города; законодательные акты городской жизни создавались воеводой и другими начальными людьми Астрахани; лица назначались на основные должности воеводой; старшины коллективно создавали систему законодательных актов местного самоуправления. После выполнения индивидуальных заданий учащиеся, работая в группе, обсуждают задания №11, 12, 13, 14 с целью  выяснить итоги восстания и причины поражения. Задание №11. Чем закончился первый поход на Царицын? Задание №12. Почему было решено организовать новый поход на Царицын. Чем он закончился? Задание №13. Как астраханцы восприняли приказ Петра I прекратить смуту? Задание №14. Чем закончилось восстание. Контрольные задания. Выполняются самостоятельно. Правильное выполнение 15­ 16 заданий оценивается 4 баллами, 17 – 5 баллами. Задание №15. Почему фельдмаршал Шереметьев, возглавивший карательные войска для подавления восстания, отдал  распоряжение захватить или сжечь Ивановский монастырь? Задание №16. Выполнил ли Шереметьев обещание о прощении восставших, данное им после взятия города? Каковы были  последствия восстания?Задание №17. Сопоставьте и обдумайте все изученные факты и перечислите причины поражения восстания. Когда работа завершена, представитель группы отчитывается о выполнении своего задания перед классом. Чтобы группа  работала в интересах каждого ее участника, она не должна знать, кто будет отчитываться. В процессе работы группы,  ученики проявляют большую ответственность, учатся отстаивать свои взгляды и выслушивать мнение товарищей. Пред  завершающим контролем учитель делает обобщение и напоминает ребятам о поставленных в начале урока целях, кратко  характеризует итоги работы подгруппы, класса в целом. Цель завершающего контроля – проверить, как ученики усвоили  новый материал. Школьникам предлагается выполнить на выбор одно из трех заданий. Задания выполняются письменно в  тетради, самостоятельно (без использования учебника). Тетради сдаются учителю на проверку. Максимальная оценка за  18 задание – 3 балла, 19 задание – 4 балла, 20 задание – 5 баллов. Задание №18. 1. Восстание в Астрахани началось: а) 30 мая 1705 года; б) 30 июля 1705 года; в) 6 августа 1705 года. 2. Войска Шереметьева подошли к Астрахани: а) 11 марта 1706 года; 20 декабря 1705 года; в) 14 марта 1706 года. 3. Какие имена лишние в перечне: Иван Шелудяк, Василий Ус, Прохор Носов, Яков Носов, Иван Заруцкий. 4. Продолжите предложение: “Шелудяк, приняв у митрополита печать и ключи от города, объявил астраханцам, что по  указу Петра I…”. Задание №19. Представьте, что вы Астраханский стрелец Никита Васильев. Какова была ваша жизнь до восстания?  Почему вы решили в нем участвовать? Что случилось с вами и вашими товарищами после подавления восстания? Задание №20. Составьте сочинение “Отзыв Петра I о деятельности астраханского воеводы Тимофея Ржевского в 1705  году”. На завершающем этапе урока – рефлексии – учащимся даётся возможность оценить свою работу и работу товарищей на  уроке, и степень усвоения материала по 10­бальной шкале. Оценка осуществляется как бы в трех измерениях, которые  можно условно обозначить словами “дело”, “я”, “мы”. Таким образом, ребята уясняют, чего они достигли в деле изучения  исторического материала, что они получили как индивиды и члены коллектива. А также предлагается сформировать свое  мнение об уроке и высказать пожелания. Ученические самооценки и суждения дают учителю немалую пищу для  размышлений о выборе форм работы, о доступности предлагаемых заданий, о способах достижения поставленных целей. Таким образом, модульный урок способствует активизации познавательного интереса учащихся, созданию атмосферы  сотрудничества между одноклассниками. Такая работа значима и интересна.