Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР
Оценка 4.8

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
физика
7 кл
13.02.2017
Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР
Данная методическая разработка урока физики будет полезна для учителей физики, работающих в общеобразовательном учреждении. Урок предназначен для учащихся 7 классов обучающихся по учебнику «Физика 7 класс" автор А.В.Перышкин . Разработка урока предусматривает использование электронных образовательных ресурсов. На уроке используются технологии: здоровьесберегающая , интерактивные, ТРИЗ . Тип урока :проблемно-поисковый.
СИЛА ТРЕНИЯ ЭОР.doc
Методическая разработка урока физики с использованием ЭОР «Трение в природе и быту» . Тема:      $ 30 – 31  Сила трения   Использованные технологии: здоровьесберегающая , интерактивные, ТРИЗ . Тип урока :проблемно­поисковый. Цели и задачи: Образовательные:  Формирование представления о силе трения.   Показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике.   Выяснить от чего зависит сила трения.   Как уменьшить силу трения или увеличить при необходимости. Воспитательные: Развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения;  развивать умение работать в паре или группой.  Развивающие: Развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;  способствовать расширению кругозора.      Этапы урока:  I. II. III. IV. V. Организация урока Мотивация и целепологание  Основной  Рефлексивно­ оценочный этап Домашнее задание  Оборудование урока: динамометры; деревянные бруски; набор грузов , 2 разные поверхности на каждой парте,   компьютер, проектор, интернет. Название Адрес Электронные Образовательные Ресурсы: № ЭОР № 1 Фото Леонардо да Винчи   №2 Фотография Шарля Кулона . http://images.fineartamerica.com/images­medium­large/joseph­louis­lagrange­granger.jpg №3 Определение силы трения http://www.culturizame.es/sites/default/files/leonardo­da­vinci.jpg №4 Как уменьшить силу трения №5 От чего зависит сила трения №6 Что будет если сила трения  пропадет. http://melody24.net/artist/videos/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D1%8F      (ролик «Сила трения» зеленый человечек с бочкой) http://fixik.ru/fiksi­sovety/kak­umenshit­silu­treniya/ http://melody24.net/artist/videos/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D1%8F   ( Ролик сила трения avi) http://melody24.net/artist/videos/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0+%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D1%8F   ( Ролик «Фиксики­ Фиксики о силе трения») №7 Тесты http://physik.ucoz.ru/board/7_klass/vzaimodejstvie_tel/test_quot_sila_trenija_sila_trenija_v_prirode_i_tekhnike_quo t/29­1­0­190 Деятельность учителя Деятельность ученика Ход урока Этапы урока, их  задачи I.Организа­ ционный Цель :  Создать рабочую  творческую  обстановку,   заинтересовать  учащихся II. Мотива­ Ционный Цель :  определяют тему  и цель урока Ш Основной Цель  Изучение нового  материал Приветствует учащихся, визуально  определяет отсутствующих. Проверяет  готовность класса к работе,  устанавливая расположения учащихся в  кабинете и наличие необходимого  оборудования, при необходимости  корректирует ситуацию при помощи  лаборантов Активизирует мыслительную  деятельность учащихся используя стих: Вот моя деревня, вот мой дом родной Вот качусь я в санках с горки ледяной, Вот запнулись санки , и я на бок скок. Кубарем качусь я под гору в сугроб.    Всем знакома эта неприятная  ситуация. Попробуем выяснить причину  по которой остановились санки.  Вспомните: 1.Что является причиной изменения  скорости движения тела ?   2. Какие единицы измерения она имеет?  3. Назовите силы, которые вы знаете?  4.Могут ли эти силы остановить санки?  Существует еще одна сила , с которой мы сегодня познакомимся. Какая? 1.С   явлением   трения   мы   знакомы   уже давно.   Можно   услышать:   «Не   натрите ноги»,«Сотрите с доски записи». Первые исследования   трения   были   проведены великим   итальянский   ученым   и живописцем   Леонардо   да   Винчи   более Средства Беседа Методическ.  комментарии Учитель  обеспечивает  положительный  эмоциональный,  комфортный  настрой, что в  дальнейшем создает  ситуацию успеха,  доверия,  взаимопонимания. Каждый ученик  определяет цель  своей работе на  уроке, осмысливая  ее. Дети создают  внутреннюю  мотивацию в  процессе учения Приветствуют учителя, называют  отсутствующих, проверяют наличие  тетрадей, письменных принадлежностей,  мобилизуют себя, сосредотачиваются Думают и отвечают  на вопросы.  Учащиеся называют тему урока:  СИЛА  ТРЕНИЯ. и что должны узнать на уроке: 1 Получить представление о силе трения. 2.Выяснить от чего она зависит, и как ее  изменить.  Слушают, смотрят на экран, отвечают на  вопросы,  записывают определение: На экране  фотографии: Леонардо да  Винчи   Ресурс№1 Шарля  Использование на  уроке  экспериментов, ЭОР, беседы приводит к 400  лет   назад,   но  эти  работы  не  были опубликованы.  Законы   трения   были   описаны французским ученым  Шарлем Кулоном в   1785   г)  Обозначается   сила   трения буквой Fтр и измеряется в Н.  Сила трения – сила, возникающая при  движении или попытке вызвать движение одного тела по поверхности другого и  направленная вдоль соприкасающихся  поверхностей, в сторону  противоположную движению (  Кулона .  Ресурс№2 Ресурс№3 возникновению  интереса к предмету  и вовлечению в  работу  как сильных,  так и слабых  учеников 2.  Рассмотрим   причины   возникновения силы.    Одна   из   причин   возникновения силы     трения   является   шероховатость поверхностей.   Даже   гладкие   на   вид поверхности   тел   имеют   неровности, бугорки   и   царапины.   Эти   неровности цепляются друг за друга, что и создает силу.  Если   хорошо   обработать   деталь, неровности   исчезнут,   но   молекулы   тел приблизятся на маленькое расстояние и между   ними   сила притяжения,   которая   будет   мешать движению.    Чтобы   уменьшить   силу трения вводят смазку. возникнет   Смотрят на экран, делают вывод и  записывают  в тетрадь  причины силы трения: неровности  поверхностей и взаимное притяжение  молекул тел.  Ресурс№ 4 3.Объясняет   как   нужно   выполнять эксперименты.  После   выполнения   опытов   обращает внимание,   что   сила   трения   бывает несколько   видов.   Это  силы   трения: скольжения, качения   и покоя.   Самой маленькой   является   сила   трения­ качения, поэтому чаще всего  падают с парты   ручки   и   карандаши.  Петр   I использовал бревна и “тащил” корабли к морю. 4.   Давайте   исследуем   силу   трения­ скольжения с помощью ролика. Ученики выполняют измерения в  экспериментах: 1.Ташить  брусок по доске. Измерить силу  трения ( наблюдают среднее значение  силы) 2.Измерить силу во время начала движения  бруска. (наибольшее значение силы) 3.Подложить под брусок ручки и катить его.  (наименьшее значение силы)  Динамометры,  деревянные  бруски; набор  грузов , 2  разные  поверхности.     Ученики обсуждают результаты измерений,  делают вывод и записывают его в тетрадь: Модуль силы трения скольжения зависит  Ресурс№5 от силы нормального давления.  Модуль силы трения скольжения зависит  от рода трущихся поверхностей.  Модуль силы трения скольжения не  зависит от площади поверхности тела.  Слушают стихи, принимают участие в  беседе: «Что произойдет, если исчезнет  сила трения.» Ресурс№ 6   Ходить   невозможно,       И   это   ­   главное   несчастье.   5. Трение приносит вред      И не мало разных бед.      В станках, приборах трутся части,       Ну и все автомашины       Быстро снашивают шины! Представим   себе,   что   невозможное стало возможным. Трение исчезло сразу и   целиком.   Мебель   грудилась   около стены.   ноги практически скользят по полу. Одеться тоже   нелегко,   скользит   одежда, невозможно   завязать   ни   одного   узла. Ветер,   не   ослабляемый   больше   силой трения, дул бы со скоростью урагана; по морю,   разрушая   берега,   ходили   бы огромные   волны.   Волны   и   ветер   не утихали  бы ни на минуту, ибо трение, которое   умеряет   их   в   обычных условиях,   Катастрофы изменили бы и Землю, и жизнь на ней.   исчезло. Если б трение пропало,   Что со всеми нами стало? Мы ходить бы не смогли,   Оттолкнувшись от Земли.   Если б взяли что ­ то вдруг.  оно выпало б из рук.  Помогает трение начинать движение Всем машинам, тракторам,  мотоциклам, поездам.  Но   на   самом   деле   нам   не   угрожает полное   исчезновение   сил   трения   и   это хорошо. Вряд ли есть в природе явление более необходимое для нас, чем трение. IV Этап  РЕФЛЕКСИВНО ОЦЕНОЧНЫЙ цель Подведение  итогов  коллективной  и  индивидуальной  работы учащихся Зачитывает пословицы:  1. Пошло дело как по маслу; 2. Угря в руках не удержишь; 3. Что кругло легко катится; 4. Коси коса пока роса; роса долой и мы домой;   5. Баба с воза ­кобыле легче; 6. Сухая ложка рот дерет; 7. Близко ­да склизко; 8. Скрипит как несмазанная телега; 9. Три, три, три ­ будет дырка; И задачи интересного содержания: 1.Петя рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, “Для чего это?”, ­ спросил он папу.  2..Почему надо беречь смазочные мате­ риалы от попадания в них песка и пыли 3.Почему   задние   колеса некоторых   грузовых   автомобилей, работающих   в   сельской   местности, перевязывают цепями?  7.Что   произойдет   с   мотоциклом, который   едет   равномерно   по горизонтальному после выключения мотора  Ребята,   вы   видите,   что   для   полной остановки   автомобиля   требуется определенное   Поэтому соблюдайте   правила   пешеходов   при переходе через дорогу Что для вас было наиболее трудным на уроке   ,что   вы   считаете   наиболее полезным для себя? Какой вывод сделал каждый из вас для себя из урока   шоссе, зимой       время. Проверочный ТЕСТ Путем логического рассуждения объясняют  смысл пословиц. Данный этап дает  возможность  подвести итог  деятельности  каждого ученика.   Обсуждают  задачи. Решают ТЕСТ и определяют  результативность своей деятельности Ресурс№7 У.Домашнее  задание Цель  Закрепление  нового материала Диктует домашнее задание  Ели человек своим трудолюбием и  упорством достигает истину в чем­либо, то это и есть его открытие. Записывают домашнее задание : 1. §30 §31 просмотреть 2.Выучить  записи в тетради;   3.Творческая. Привести примеры  “полезного” и “вредного” трения;

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР

Разработка урока физики "Трение в природе и быту" с применением ЭОР
Скачать файл