Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Оценка 4.9

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
21.09.2019
Разработка  урока физики  в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»Цель урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях и агрегатных состояниях вещества; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика. Задачи урока: 1. воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах. 2. учебная - обобщение, систематизация, углубление знаний. 3. Развивающая – развитие памяти, логического мышления, приемов умственной деятельности.
6 тепловые явления 8 класс.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение –                                средняя общеобразовательная школа № 30                              Разработка                   урока физики                     в 8 классе                     по теме   «Тепловые явления»                                         Повторительно – обобщающий урок                                                             по теме:               «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний веществ»  8 класс Цель урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся  о тепловых явлениях и агрегатных состояниях вещества; стимулирование познавательного  интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у  учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов  коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных  способностей каждого ученика. Задачи урока:  1. воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного  общения, уверенности в собственных силах. 2. учебная ­ обобщение, систематизация, углубление знаний. 3. Развивающая – развитие памяти, логического мышления, приемов умственной деятельности. 1. Орг. Момент. Учитель:  Ребята, сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные при изучении  темы «Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества». Урок мы проведем в игровой форме. Итак, о теплоте начнем рассказ Все вспомним, обобщим сейчас. Энергия! Работа до кипенья! Чтоб лени наблюдалось испаренье! Мозги не доведем мы до плавленья, Их тренируем до изнеможенья! В учении проявим мы старание, Идей научных видя обаяние! Но как же жизнь бывает непроста С той дамой, что зовется «Теплота»! Итак, мы начинаем. Разминка. (класс делится на 4 группы, каждой группе раздается по пакету с набором  физических букв и математических знаков) Учитель: Ваша задача за 0,5 минуты составить из этих символов формулы на тепловые явления и рассказать о них. 1­ я команда:  Q = с*m*(t2 – t1) – формула для расчета количества теплоты при нагревании или  охлаждении вещества. Учитель: А что означает «с» ? Ответ: с – это удельная теплоемкость вещества – это физическая величина, показывающая,  какое количество теплоты необходимо для изменения температуры тела массой 1 кг на 10С.               Q С =  ­­­­­­­­­­­­­;      (с) = 1Дж / кг 0С          m (t2 – t1) 2 – я команда:  Q = q*m – формула количества теплоты при сгорании топлива. Учитель:  А что означает q ? Ответ: q – это удельная теплота сгорания топлива – это физическая величина, показывающая,  какое количество теплоты выделится при полном сгорании топлива массой 1 кг.         Q q = ­­­­­­;    (q) = 1 Дж / кг         m 3 – я команда:  Q = λ*m – формула количества теплоты при плавлении или кристаллизации. Учитель:  А что означает λ ? Ответ:  λ – это удельная теплота плавления – это физическая величина, показывающая, какое  количество теплоты необходимо для превращения в жидкость 1 кг твердого вещества при  температуре плавления.           Q λ = ­­­­­­­;   (λ) = 1 Дж / кг            m 4­ я команда:  Q = r*m – формула количества теплоты при парообразовании или конденсации. Учитель:  А что означает r ? Ответ:  r – это удельная теплота парообразования ­ физическая величина, показывающая, какое  количество теплоты необходимо для превращения  жидкости массой 1 кг в пар при температуре  кипения. Q r = ­­­­­­­;   (r) = 1 Дж / кг            m Учитель:  Молодцы! Спасибо. Все команды ответили на поставленные вопросы. А теперь  перейдем ко 2­й части нашей разминки – «Физическое лото». ( класс делится на 3 команды по  рядам). От каждой команды выходит по 1 человеку к доске, на которой висит карточка с ответами, а на  столе лежат кружочки с вопросами. Ученик берет 1 кружок, читает вопрос, находит ответ на  карточке и закрывает это окошко кружком. Следующий ученик этого же ряда делает то же  самое и т.д., пока не будет закрыто все поле карточки. Учитель:   Молодцы! И с этим заданием вы справились! А как справились, давайте проверим.  (учитель читает вопросы и ответы, а дети говорят: правильно или нет). Учитель:   Хорошо, ребята! А теперь задание будет посложнее:  будем решать качественные  задачи: 1 задача:  Она жила и по стеклу текла,                  Но вдруг ее морозом оковало,                  И неподвижной льдинкой капля стала,                  И в мире поубавилось тепла. Вопрос: прав ли поэт? Ответ:  Нет, т.к. льдинка образуется в результате кристаллизации, а при этом энергия  выделяется, следовательно, тепла меньше не стало. 2 задача:  Что теплее: три рубашки или рубашка тройной толщины?  Ответ:   три рубашки теплее, т.к. между ними находится воздух, а воздух – плохой проводник  тепла, а в тройной рубашке воздуха нет. 3 задача:  Шумят ручьи! Блестят ручьи!                  Взревев, река несет                  На торжествующем хребте                  Поднятый ею лед! Вопрос:  Какое тепловое явление отражено в этом отрывке? Ответ:  кристаллизация. 4 задача:  От цветов на полях                  Льется запах кругом,                  И сияет роса                  На траве серебром. Вопрос:   Какое физическое явление  здесь отражено? Ответ:  конденсация. Учитель:  Молодцы! А теперь перейдем к решению расчетных задач. Задача № 1 Определить удельную теплоемкость металла, если для изменения температуры от 20 до 240С у  бруска массой 100г, сделанного из этого металла, внутренняя энергия увеличивается на 152 Дж. Дано:               СИ               Решение: t1= 200С                                Q = с*m*(t2 – t1) t2= 240C                        Q= 152 Дж                                          Q       m= 100г         = 0,1 кг        с =  ­­­­­­­­­­­­­;      (с) = 1Дж / кг 0С                                                               _________                                  m (t2 – t1)    с ­ ? с = __152____     =  380 Дж/кг*0С                                                         0,1 (24 – 20)                                                         Ответ: с = 380 Дж/кг*0С  Задача №  2 Сколько нужно сжечь каменного угля, чтобы выделилось 1,5 *105 Дж энергии?        Дано:                      СИ           Решение:                                                      Q = q*m     Q= 1,5*105  Дж                                 Q     q = 30*106 Дж/кг                     m =  ­­­­­;     (m) = Дж / кг;  ________________                               q      m ­ ?                                               1,5*105                                                     m = ­­­­­­­­­­­ =  5 кг                                                              30*106                                                         Ответ:  m =  5 кг          Задача №  3 Сколько спирта нужно сжечь для того, чтобы нагреть 100г воды, взятой при температуре 200С, и  испарить ее. Внешними потерями энергии пренебречь. Учитель:  эту задачу мы решим обычным способом и еще экспериментально и сравним  полученные результаты. Дано:                           СИ                   Решение:  mв= 100г                      = 0,1кг          Qсп = Qв t1= 200С                                               Qсп = q*mсп ;   Qв= с*mв*(t2 – t1) + r*mв t2= 1000C                                            св= 4200 Дж/кг*0С                              q*mсп = с*mв*(t2 – t1) + r*mв                      rв= 2,3*106 Дж/кг                                              qсп =  29*106Дж/кг                                          с*mв*(t2 – t1) + r*mв           Дж/кг0С*кг*0С+Дж/кг*кг  ______________                                 mсп = ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ; (mсп) =  ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­   mсп  ­ ?                                                                               q                                               Дж/кг                                                                       4200*0,1*80 + 2,3*106*0,1                                                             mсп =­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  =  0,009 кг = 9 г                                                                                          29*106                                                              Ответ: mсп = 9г.  Учитель:   решим эту же задачу еще экспериментально.           Оборудование:  спиртовка, спички, термометр, внутренний стакан от калориметра, мензурка, весы с  разновесами. Цель работы:  определить массу спирта, сгоревшего при нагревании и парообразовании воды.                                                         Ход работы: 1. Определим массу спиртовки до начала опыта. 2. С помощью мензурки отмерим 100г воды и нальем ее во внутренний стакан калориметра. 3. Измерим температуру воды (200С). 4. Нагреем и испарим воду. 5. Определим массу спиртовки со спиртом по окончании опыта. 6. Найдем массу сгоревшего спирта через разности масс спиртовки до и после опыта.             mсп = m1 ­  m2  = 28г – 19г =9г            Ответ: mсп = 9г. Учитель: А теперь ответим на вопросы викторины:(за каждый правильный ответ по 1 баллу                  команде) 1. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги  самой кипящей воды?  (пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже еще отдается тепло, выделяющееся в  процессе конденсации). 2. Почему на раскаленной сковороде капли воды долго «скачут» и медленно испаряются?  (под каплями образуется неустойчивая прослойка пара, поэтому и «скачут». Но она же  затрудняет передачу тепла от сковороды к воде). 3. Почему сырые дрова, даже разгоревшись, дают меньше тепла, чем сухие?  (часть тепла идет на парообразование). 4. В сильный мороз катки заливают горячей водой. Почему? ( чтобы вода успела растечься ровным  слоем прежде, чем замерзнет). 5. Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 1300С, а в русской бане –  вдвое меньше?  (В сауне очень сухой воздух. Интенсивность испарения влаги с поверхности кожи охлаждает ее.  В русской бане пар влажный и испарение слабее). 6. Греет ли женская вуаль?  (Вуаль препятствует обдуву наружным воздухом и сохраняет имеющееся тепло). 7. Почему вода гасит огонь костра?  ( Интенсивность испарения воды охлаждает дерево, а образующаяся оболочка водяного пара  препятствует доступу кислорода в воздухе, и горение прекращается). Учитель: Молодцы! Ответили на все вопросы. Наш урок подошел к концу. Я думаю, что мы с вами потрудились хорошо: многое повторили, вспомнили понятия и формулы и порешали и  качественные и расчетные задачи, и даже провели небольшой эксперимент. Подведем итоги: (ставятся оценки)  Заполняется листок рефлекс. Учитель:  Быстро пробежал урок,                  Давайте подведем итог.                  Весь урок мы говорили,                  Многое мы повторили,                  Дома посидите                  И наш урок восстановите.                  Тогда сумеете на «5»                  Контрольную все написать. Учитель: А теперь запишите домашнее задание:  повт. тему «Тепловые явления», № 1049, 1082, 1121

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка  урока физики  в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка  урока физики  в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка  урока физики  в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка  урока физики  в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка урока физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»

Разработка  урока физики  в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2019