Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)
Оценка 5

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
Взрослым
01.04.2017
Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)
Данная разработка предназначена для обучающихся 2 курса групп НПО при изучении темы "Световые явления. Геометрическая оптика." Во время урока используется целеноправленное обучение поисковой деятельности, актуализация личностного смысла обучающихся к изучению темы, создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности
л р показатель прнломления стекла.docx
Организационная информация Тема урока Предмет Курс Автор Образовательное учреждение Край Город                           Измерение показателя преломления стекла Физика 1 Преподаватель физики Мелешина  Александра Федоровна КГБОУ СПО Комсомольский­на­Амуре  судомеханический техникум имени Героя  Советского Союза В.В.Орехова Хабаровский  Комсомольск­на­Амуре Тема урока: Лабораторная работа  «Измерение показателя преломления стекла». Цель: целеноправленное обучение поисковой деятельности, актуализация личностного  смысла обучающихся к изучению темы,  создание условий для развития навыков  общения  и совместной деятельности.  Задачи:  Образовательная: экспериментальная работа по определению показателя  преломления стекла, формирование умения устанавливать связь между элементами  содержания ранее изученного материала и нового.  Развивающая: развитие навыков мыслительных операций, совершенствование умений  формулировать личностно – значимые цели,   способствовать развитию  исследовательских и творческих навыков. Воспитательная: совершенствование умений работать в паре, формировать  способность к самоанализу.  Тип урока  – закрепление  и углубление знаний Форма урока  –  исследовательская работа. Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска (ИАД),  плоскопараллельные и полуцилиндрические стеклянные пластины, лазерная указка,  цветные карандаши, измерительные линейки. План урока № Вид деятельности  преподаватель обучающиеся  1  Организационный момент. Постановка цели урока.  Актуализируе т внимание учащихся, Слушают ставит цель урока  2  Краткое повторение законов геометрической оптики  Показывает  Смотрят  (электронная презентация)     Задаёт вопросы  Работают по карточкам  3  Объяснение лабораторной работы на доске с  Объясняет  Слушают  использованием материалов сайта  http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml/  Показывает  Смотрят  Рассказывает  Записывают  4  Индивидуальная исследовательская работа учащихся. Даёт задание  Выполняют  Выполнение лабораторной работы «Определение  показателя преломления стекла с помощью  плоскопараллельных пластин»  5  Выводы  8  Итог урока.  Домашнее задание  Направляет работу  Помогает  Задаёт вопросы  Отвечают  Повторить   п. 4.9 – 4.11  Записывают в тетрадь Ход урока. I. Оргмомент:  психологический настрой преподавателя на активную познавательную деятельность. II. Мотивация: на ИД представлено в презентации несколько картинок  1. атмосферного оптического явления «Гало». ­ Как называется данное природное явление? ­  Каковы причины возникновения данного явления? (Ответ: преломление солнечных лучей в кристалликах облака). 2. фото воды в бассейне с подсветкой, выходящие из воды лучи рассеиваются на  стенке. ­ Объясните причину данного явления? III.Актуализация опорных знаний. 1. Что такое световой луч? (Геометрическая линия, указывающая направление  распространения света, называется световым лучом.) Природа света – электромагнитная. Одним доказательством этого является совпадение величин скоростей электромагнитных волн и света в вакууме. При распространении  света в среде он поглощается и рассеивается, а на границе раздела сред – отражается и  преломляется. Повторим законы отражения. (Раздаются индивидуальные задания на карточках). Карточка 1. Построить в тетради отраженный луч.    Карточка 2. Будут ли параллельны отраженные лучи? Карточка 3. Постройте отражающую поверхность. Карточка 4. Угол между падающим лучом и отраженным лучом 60°. Чему равен угол падения?  Начертить в тетради. Карточка 5 А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. И.А. Бунин. Объясните с точки зрения физики наблюдаемое явление, описанное Буниным в  четверостишии. Проверка выполнение заданий по карточкам IV. Проблемная ситуация 1. Почему, скажите, в рыбу, Будь то щука иль карась, Если рыба чуть в сторонке,  Трудно острогой попасть?  (Ответ: периодически изменяется угол, под которым свет выходит из воды,  отразившись от предмета.) 2. Одна светилась лампа в комнате  И две – в двойном стекле окна…..  Почему в окне было два изображения лампы?  (Ответ: При попадании света на границу раздела двух прозрачных  сред,  часть  световой энергии отражается,  часть проходит сквозь стекло. За счет отражения света мы видим в прозрачном стекле отражение лампы. Преломленный свет  падая на второе стекло дает второе изображение лампы ) 3. О каком физическом  явлении света идет речь?  (Ответ. О преломлении света) V.  Выполнение лабораторной работы ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА  Тема лабораторной работы: «Определение показателя преломления стекла».               Цель: 1. Наблюдать преломление света в реальных условиях.             2.Научиться использовать законы преломления для расчета показателя преломления.  Оборудование  1. Стеклянная пластинка. 2. Три иглы. 3.Транспортир. 4. Картон. 5. Таблица синусов. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Задание 1. Вставьте пропущенные слова в формулировку законов преломления света: a) Отношение  угла падения к синусу угла есть величина   для двух данных сред. b) Падающий луч,  луч и нормаль  к границе  двух сред в точке  падения лежат в  плоскости. Задание 2. Приведите примеры явления преломления в технике и обычной жизни. Задание 3. Из предложенных вариантов выберите какой буквой обозначается показатель  преломления: 1)           2)  n         3) N        4)   Задание 4. Ответьте на вопрос: в чем физический смысл преломления света? Задание 5.  Вспомните основные правила техники безопасности и обратите особое внимание, что необходимо: 1. Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя. 2.После   окончания   работы   следует   привести   в   порядок   рабочее   место,   сдать   все   приборы   и принадлежности. Задание 6. Опытным и расчетным путем определите показатель преломления стекла. Ход работы: 1. Положите на стол лист картона, а на него – стеклянную пластинку. 2. Воткните в картон по одну сторону пластинки две булавки – 1 и 2 так, чтобы булавка 2 касалась грани пластинки. Они будут отмечать направление падающего луча. 3. Глядя сквозь пластинку, воткните третью булавку так, чтобы смотреть сквозь пластинку, она закрывала первые две. При этом третья булавка тоже должна касаться пластины. 4. Уберите   булавки,   обведите   пластину   карандашом   и   в   местах   проколов   листа   картона булавками поставьте точки. 5. Начертите   падающий   луч   1­2,   преломленный   луч   2­3,   а   также   перпендикуляр   к   границе пластинки. 6. Отметьте на лучах точки А и В такие, что ОА=ОВ. Из точек А и В опустите перпендикуляры АС и ВD на перпендикуляр к границе пластинки. 7. 8. Измерив АС и ВD, вычислите показатель преломления стекла, используя формулы: ;  sinn sin   ACsin OA ;  sin BD  OB BD OA ;    n  sin sin    AC BD Повторите опыт и расчеты, изменив угол падения . 9. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.  № опыта АС, мм ВD, мм n 10. Сделайте вывод. Порядок выполнения работы 2 1. Прикрепите лист бумаги к дощечке. 2. Положив пластину с параллельными гранями на лист бумаги, прочертите линии  вдоль преломляющих граней. 3. Воткните две булавки так, чтобы одна из них касалась пластинки, а проведенный  через них отрезок прямой образовывал бы с гранью произвольный угол  . 4. Подняв дощечку на уровень глаз, воткните третью булавку так, чтобы она (если  смотреть через пластину) закрыла две первые булавки. 5. Сняв пластины и вынув булавки, соедините отверстия от булавок отрезками  прямой линии. 6. Измерьте транспортиром угол падения и угол преломления. 7. Вычислите показатель преломления по формуле  . 8. Повторите опыт измерения и вычисления для другого угла падения. 9. Оцените погрешность измерения и сделайте вывод. Рефлексия ­ Что заинтересовало вас сегодня на занятии более всего? ­ Как вы усвоили материал занятий? ­ Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть? ­ Пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии? Где конкретно? Итоги урока. Эпиграфом к нашему уроку я подобрала слова Аристотеля «Ум  заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». Я думаю, что правильное выполнение лабораторной работы является доказательством этих слов. Информация о домашнем задании. Конспект занятия. Доклады «Свет и цвета тел». «Физика для профессий и специальностей технического профиля» В.Ф. Дмитриева §19.12 стр.362.

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)

Разработка урока Лабораторная работа Измерение показателя преломления стекла(2 курс, НПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017