Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой
информации посредством системы вопросов и нестандартных заданий для
самостоятельной работы, развивающих познавательную активность
учащихся.
Образовательные цели: ознакомить учащихся с видами коррозии, её
механизмом, со способами защиты металлов от коррозии; объяснить
процессы окисления и восстановления, протекающие на поверхности
металла в результате коррозии.
Развивающие цели: развивать мышление учащихся, умения анализировать,
сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, работать в нужном темпе,
осуществлять самоконтроль.
Воспитательная цель: воспитывать личные качества, обеспечивающие
успешность исполнительской деятельности (дисциплинированность.
ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость,
наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке),
готовность к жизни в семье и обществе (приветливость, уважительность,
требовательность).
Коррозия это самопроизвольный
процесс разрушения материалов и
изделий под химическим воздействием
окружающей среды.
Коррозия это процесс разрушения под
Слово «коррозия» происходит от
воздействием окружающей среды.
латинского сorrodere разъедать.
Факторы, вызывающие коррозию.
Воздействие
воздуха
Воздействие
электролита
Контакт двух металлов
Факторы, вызывающие коррозию.
По характеру взаимодействия металла и
среды различают два основных вида
коррозии: химическую и
электрохимическую.
Химическая коррозия разрушение
металла в результате окисления его в
окружающей среде без возникновения
электрического тока в системе.
Этап 1: железо окисляется до гидроксида железа (ΙΙ):
2Fe⁰+O⁰2+2H2O=2Fe⁺²(O¯²H)2
Fe⁰−2e¯→Fe⁺² 2 восстановитель
О⁰2+4е¯→2О¯² 1 окислитель
Этап 2: окисление гидроксида железа (ΙΙ) до метагидроксида железа (ΙΙΙ):
4Fe⁺²(OH)2+O⁰2=4Fe⁺³O(OH)+2H2O¯²
Fe⁺²−e→Fe⁺³ 4 восстановитель
O⁰2+4e→ 2O¯² 1 окислитель
Этап 3: взаимодействие гидроксида железа (ΙΙ) и метагидроксида железа
(ΙΙΙ):
ΙΙ ΙΙΙ ΙΙ ΙΙΙ
Fe(OH)2+2FeO(OH)=(FeFe2)O4+2H2O
или Fe3O4
ржавчина
Электрохимическая коррозия разрушение
металла в результате возникновения
гальванической пары и появления внутри
системы электрического тока.
Электрохимическая коррозия возникает при
контакте двух металлов в среде электролита ( в
гальванической паре), электродами при этом
являются сами металлы.
Рассмотрим гальваническую пару, образовавшуюся при
контакте железа с медью и раствором кислоты.
А(+)
Fe
−
е
Fe²
⁺
К(−)
−
е
Cu
Н2↑
H⁺
H2SO4=2H⁺+SO4²
¯
⁰ → ⁺
Активность металлов: Fe>Cu A(+): Fe 2eˉ Fe ²
Электроны через проводник переходят на медь, а с меди – на ионы водорода:
K():2H +2eˉ H
→ ⁰2↑
⁺
При контакте двух металлов в
растворе электролита
разрушается (окисляется)
активный металл, а процесс
восстановления веществ
окружающей среды протекает
на активном металле.
Способы защиты от коррозии
Изоляция поверхности
металла от агрессивной среды
Понижение агрессивности
среды
Повышение химического
сопротивления конструкционных
материалов
Способы защиты от коррозии
Сегодня на уроке меня заинтересовало …
Самым сложным для меня сегодня было…
Сегодня я задумался …
На будущее мне нужно иметь в виду…
Что осталось непонятным на уроке…
Домашнее задание:
Поразмыслите над воображаемой
ситуацией, наступление которой
невероятно или маловероятно: все металлы
превратились в золото.
Задача: представьте, что такая ситуация
произошла, и опишите её последствия для
человечества.