Разработка урока "Не с именами прилагательными"
Оценка 4.8

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
01.11.2019
Разработка урока "Не с именами прилагательными"
Публикация является частью публикации:
Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе.docx
Разработка конспекта урока русского языка в 6 классе    по разделу «Морфология. Имя прилагательное»   в соответствии с требованиями ФГОС»                                              Автор: Толочко Татьяна Евгеньевна,                                                  учитель русского языка и литературы                                      I квалификационной категории                                               МБОУ «Лицей имени В.В. Карпова»   с.Осиново Зеленодольского  муниципального района РТ Не с именами прилагательными Учебная аудитория: 6 класс Задачи урока:  ­ формировать умение правильно применять правило правописания не с именами  прилагательными; ­ воспитывать познавательную активность, языковую культуру, развивать умение работать в  паре; ­ корректировать устную и письменную речь, активизировать и расширять словарный запас,  память, мышление, развивать слуховое восприятие; Планируемые результаты: Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной  деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?). Предметные:  Знать правила написания НЕ с  прилагательными.  Уметь применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия  выбора написания; подбирать синонимы к словам;  Метапредметные: Уметь ставить и формулировать цель деятельности, планировать  последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои  мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре, в группах;  формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения;  использовать полученные на уроке знания в жизни. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Ресурсы урока Учебно­методические: учебник «Русский язык» 6 класс (авторы: М.Т. Баранов, Т.А.  Ладыженская и др.); мультимедиа  презентация  «Не с прилагательными» (приложение 1),  раздаточный материал: оценочный лист (приложение 2),  шаблон таблицы (приложение3),  шаблон кластера (приложение 4) Материально­технические: компьютер, проектор, мультимедийный экран,  Ход урока               I. Организационный момент  Здравствуйте, ребята! Оформите, пожалуйста, запись в своей тетради (число, классная работа). Я желаю всем вам быть на уроке  активными, хорошо работать и добиться успехов. Это не означает, что вы должны будете сделать что­то исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо. II. Мотивация Сегодня на урок я принесла свою новую сказку, отрывок из которой хочу вам представить. (слайд) В небольшой хатке уже много лет проживала не молодая, а старая бобриха. Она была невзрачная  на вид, к тому же не выше своего стола, за которым каждый день принимала пищу.                                   В воскресенье, как всегда, она отправилась в гости к своему весьма неглупому соседу. В  этот раз  он был не рад своей подруге, так как занимался отнюдь не бесполезным делом: строил для своих  сыновей отдельное жилье.  Сердце у бобрихи  было не каменным, поэтому она предложила соседу  свою помощь.                                                                                                                                                       – Ты строишь хатку из камыша, потому что это недорогой, а теплый материал? – спросила бобриха.    – Ты, как всегда, нескромна, но права.  Дом сыновей будет теплым. Хорошо, что они послушали   не  бабушкин совет строить хатку из прутиков. 2 пример   ­  Понравился вам отрывок из моей сказки? Я рада. А теперь обратите внимание на слова,       выделенные жирным шрифтом, и ответьте на вопрос: какой частью речи являются  эти слова?   ­  Эти слова ­ имена прилагательные    ­  Запишите эти слова в свои таблицы (приложение 3) в том  виде, в котором они представлены в       тексте, и определите их морфологические признаки: форму и разряд (для кач.прил. – степень       сравнения) Проверка работы (слайд) 1 №  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 Небольшой                 не молодая  невзрачная не выше                      неглупому                  не рад                          не бесполезным         не каменным             недорогой                 нескомна                      не мамин разряд Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Относ. Кач. Кач. Притяж полная полная полная ­ полная краткая полная полная полная краткая краткая степень как пишется с НЕ:слитно/раздельно 3 форма 4 5 6 сравнит Оценка задания №1 III. Постановка учебной задачи ­ На что Вы обратили внимание при списывании слов, выделенных жирным шрифтом?  ­ Одни прилагательные пишутся с НЕ слитно, другие ­ раздельно ­ Как вы думаете, какой  будет тема нашего урока? ­ Не с прилагательными  ­ Правильно. Запишите ее в свои тетради. Опираясь на тему урока, сформулируйте его задачи. ­ Познакомиться с правилами написания НЕ с прилагательными;  Научиться определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными Учиться применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания;  IV. Организация познавательной деятельности  ­ Откройте учебник на стр. 25, прочитайте п. 62 и составьте кластер по теме урока. 1 вариант – часть кластера «Слитное написание», 2 вариант – часть кластера «Раздельное  написание».  Индивидуальное задание для тех, кто остается без пары, или одной паре учащихся:   – объяснить с опорой на материал п.62 условия правописания НЕ с прилагательными, записанными в  нашей таблице. (По окончании работы ребята проговаривают материал вслух:  Работающие с кластером ­ соседу по парте и  классу). Работающие  индивидуально –классу. Учащиеся ззаполняют последнюю колонку таблицы. Оценка задания №2 №  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11 пример форма полная Небольшой               не молодая  полная полная невзрачная не выше                     ­ неглупому                 полная не рад                        краткая полная не бесполезным        не каменным             полная недорогой                 полная нескромна                 краткая краткая не мамин разряд Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Относ. Кач. Кач. Притяж. степень Слитно/раздельно с НЕ. Почему? Слитно: синоним. замена Раздельно: при Слитно: не употребляется без НЕ           сравнит Раздельно при слове отнюдь ­ Все ли случаи слитного или раздельного написания прилагательных с Не вы смогли объяснить,  опираясь на материал учебника? ­ Нет ­ Тогда давайте попробуем найти эти объяснения и дополнить свою таблицу. Обратите внимание на  следующие примеры: 1. Не выше –  если прилагательное употреблено в сравнительной степени, то оно пишется с НЕ  раздельно.    Не бесполезным 2.      Неглупому Выпишите из предложений текста сказки словосочетания, где слова не бесполезным неглупому были бы главными.                                           как?                                                                    Как?        +                                                 + не бесполезным отнюдь            неглупому весьма                       Из параграфа учебника мы узнали, что прилагательные со словами далеко не,  вовсе не, ничуть не,  отнюдь не, нисколько не пишутся с НЕ раздельно. Стоит обратить внимание на то, что при  употреблении прилагательных с наречиями степени и меры (почти, очень, совершенно, в высшей  степени, крайне, абсолютно) прилагательные с НЕ пишутся слитно. 3. Нескромна     Не рад В какой форме употреблены эти прилагательные? ­ В краткой. ­ Поставьте их в полную форму ­ Нескромна­ нескромная. А у  слова –Рад­ нет полной формы.  ­ Прилагательные, которые не имеют полной формы, пишутся с «НЕ» раздельно.  Их нужно запомнить: Не рад, не обязан,  не должен, не намерен. 4. Не каменным     Не бабушкин         Чем отличаются эти слова от остальных прилагательных?  ­ Эти прилагательные не качественные. Одно из них относительное, другое притяжательное. ­ Это еще одно условие раздельного написания Не с прилагательными    Не молодая, а старая. 5.     Недорогой, а теплый. И в первом, и во втором случаях есть союз а, но какое важное условие должно выполняться, чтобы в  обоих случаях слова с НЕ писались раздельно? ­ Не только союз а должен быть, но и противопоставление по смыслу. Итак, в готовом виде наша таблица должна получиться такой (слайд) № пример разряд форма степен Слитно/раздельно с НЕ. Почему? Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Кач. Относ. Кач. Кач. ь Сравн. Слитно: синоним Раздельно:  Слитно: не употребляется без НЕ ! Раздельно: в сравнит. степени ! Слитно при слове весьма ! Раздельно: нет полной формы Раздельно: при слове отнюдь ! Раздельно: с относительными ! Слитно, нет  по смыслу при союзе а Слитно: синоним, хоть  и крат.форма  1 Небольшой             Полн.  2 Полн. Полн. ­ не молодая, а  старая  невзрачная не выше                   весьма неглупому  Полн. не рад                      Кратк. Полн. отнюдь не  бесполезным         не каменным          Полн. недорогой, а  Полн. теплый                 нескромна              Кратк.  3  4  5  6  7  8  9 1 0 1 1 не мамин Кратк. Притяж. !Раздельно: с притяжательными ­ Закончите составление кластера, заполнив недостающие фрагменты Сравните материал учебника и содержимое нашего кластера. Где материал урока представлен более  полно? ­ В нашем кластере Оценка задания №3 V. Организация познавательной деятельности (Первичное закрепление) ­Примените полученные знания на практике. (Фронтальный опрос). Выполните небольшой тест 1. Не с  прилагательными пишется слитно: 1. если слово не употребляется без не­; 2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не­; 3. если в предложении есть противопоставление с союзом а. 2. Слово не употребляется без не­ в предложении(ях): 1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал. 2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле. 3. День выдался (не)жаркий. 3.  В каком слове НЕ является частью корня? 1) небрежный 2) неприятный 3) неинтересный 4) невысокий 4. К какому прилагательному нельзя присоединить приставку НЕ­? 1) аккуратный 2) смелый 3) добрый 4) лунный 5.В каком примере НЕ пишется слитно?   1) собака (не)злая, а добрая   2) Что­то вид у тебя  (не)хорош. 3) нисколько (не)привлекательный 4) вовсе (не)умён 6. Слово с не­ можно заменить синонимом в предложении: 1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме. 2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм. 3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти. 7. В каком случае слово с НЕ написано неправильно? 1) Отнюдь неединственное решение; 2) некрасивое платье; 3) не злой, а добрый старик; 4)  недорогая, но красивая вещь 8. В каком предложении имя прилагательное пишется с НЕ раздельно? 1) Лизу поселили в (не) большой, но очень светлой и уютной комнате. 2) Катюшина бабушка боялась ходить по (не) ровным лесным дорожкам. 3) Марья Афанасьевна постоянно жаловалась на (не) поседливых ребятишек. 4) Это (не) испанский костюм. Эталон: 1­1,2,    2­1,2   3­1   4­4   5­2   6­1   7­1   8­4 Оценка задания №4 VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) ­ Задание. Самопроверка по эталону.  Распределите по группам данные слова в соответствии с условиями слитного и раздельного  написания НЕ с прилагательными потолок не высок, а низок; не вчерашний разговор,  очень невысокий, неблизкая дорога,  нелюдимый человек;  не дешёвая книга, а дорогая; вовсе не регулярные занятия,  невысокий дом,  не ярче солнца, неряшливый; крайне невежливый ответ; недорогой, а красивый халат;  никому  не знакомый мир ­ Назовите примеры слов и условия, от которых зависит написание этих слов.  Слитно:  1. Не употребляется без НЕ ­ нелюдимый человек, неряшливый 2. Синоним­ неблизкая дорога; невысокий дом; недорогой, а красивый халат 3. С наречиями меры и степени: очень невысокий, крайне невежливый ответ Раздельно: 1.при  2. с относительными прилаг.: не вчерашний разговор 3. с отриц. местоимениями и наречиями: ничуть не добрый, вовсе не регулярные занятия 4. с прилаг. в сравнит. степени: не ярче солнца   потолок не высок, а низок;   не дешёвая книга, а дорогая Оценка задания №5 VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение  ­ Какое значение выражают следующие прилагательные: недобрый, неприветливый, нежелательный,  неправдивый?  Как вы думаете, всегда ли прилагательные с НЕ имеют отрицательное значение? Попробуем в этом убедиться, выполнив задания по группам. 1 и 2 группы: подобрать синонимы к словам в левом столбике, соединив их стрелками со словами из  правого столбика крупный славный свободный видный добродушный безвредный 1 группа Незлобивый  Независимый Недюжинный  Незабвенный  Неопасный  Немаловажный дорогой нужный талантливый полезный удивительный безопасный 2 группа Незаменимый  Небездарный  Небесполезный Ненаглядный  Невредный  Неглупый значительный хороший красивый прямой Неплохой Непосредственный Незаурядный Неотразимый умный отличный порядочный неожиданный Невероятный Неподкупный  Непредсказуемый Недурной 3 группа: заменить в тексте слова, выделенные жирным шрифтом, на прилагательные с НЕ  Текст Моего друга зовут Рустам. Значительную роль он играет в моей жизни. Он умный, добрый,  честный  и талантливый человек. Он имеет крупное телосложение. Мы с ним любим  смотреть развлекательные и познавательные телепередачи. Он трудолюбивый человек. С  желанием выполняет любую тяжелую работу. У моего друга есть дорогой мотоцикл. Нам  нравится кататься с ним на мотоцикле по просторным улицам нашего красивого города. Слова для справок: неотразимый, нескучный, необъятный, недюжинный , незлобивый, нелегкий,  нелживый, немаленький, небездарный, незаурядный, немаловажный, неглупый, неленивый,  недешевый, 4 группа: составить небольшой рассказ на свободную тему с использованием прилагательных на все  случаи слитного и раздельного написания с НЕ. (Вариант выполнения задания: После уроков мы с мамой занялись неотложным делом – уборкой  квартиры. Мне досталась вовсе не легкая работа: предстояло вымыть полы во всем доме. Оглядев  ненавистным взглядом немалую площадь, я, конечно, не рад был этому. Но надо было помочь  маме. Я набрал в ведро не теплой, а холодной воды. Взял не трикотажную, а хлопчатобумажную  тряпку, потому что она лучше впитывает воду, и стал мыть полы. К моему удивлению, настроение  мое становилось отнюдь не грустным. К тому же мама мою работу оценила, сказав мне, что я  незаменимый ее помощник.) VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке   Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь оценочным листом. Домашнее задание. Выучите орфограмму «Не с прилагательными»,  выполните одно из заданий: Упр.358, или из упр. 359 выпишите  словосочетания и грамматические основы, куда входят  прилагательные с НЕ Приложения 1. Презентация Приложение 2. Оценочный лист   ФИ ученика/ класс             ___________________________ v w I + Ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный Ответил по просьбе учителя правильно Ответил по своей инициативе неправильно Ответил по своей инициативе правильно Не ответил на вопрос 2 пример 3 форма 4 5 6 разряд степень как пишется с НЕ:слитно/раздельно Приложение 3. Шаблон таблицы  0 1 №  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10 11  Приложение 4. Шаблон кластера. Ответы на задания 1,2 групп крупный славный свободный видный добродушный безвредный значительный хороший красивый прямой 1 группа 2 группа Незлобивый Независимый Недюжинный  Незабвенный  Неопасный Немаловажный Неплохой  Непосредственный  Незаурядный  Неотразимый дорогой нужный талантливый полезный удивительный безопасный умный отличный порядочный неожиданный Незаменимый Небездарный Небесполезный  Ненаглядный  Невредный  Неглупый  Невероятный Неподкупный  Непредсказуемый Недурной Моего друга зовут Рустам. Значительную роль он играет в моей жизни. Он умный, добрый,  честный и талантливый человек. Он имеет крупное телосложение. Мы с ним любим  смотреть развлекательные и познавательные телепередачи. Рустам трудолюбивый человек.  С желанием выполняет любую тяжелую работу. У моего друга есть дорогой мотоцикл. Нам  нравится кататься с ним на мотоцикле по  просторным улицам нашего красивого города. Приложение 5. Шаблон задания для 3 группы

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"

Разработка урока "Не с именами прилагательными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019