Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
14.12.2017
Урок начинается с проверки домашнего задания. Учитель мотивирует учащихся на активизацию познавательной деятельности. Самопроверка основывается на фиксировании знаний по пройденной теме по определению разрядов имён прилагательных. Учащиеся анализируют собственные работы с выведенными на экран образцами. Следующий этап: исследование языкового материала для самостоятельного формулирования правил правописания не с прилагательными. Учащиеся в своей деятельности используют преобразование моделей с целью выявления законов, на экран выводятся слайды с картинками, ребусами. Учащиеся находят ответы на поставленные вопросы, заполняя поля графической карты, самостоятельно формулируя правила. При этом используются метапредметные связи. Приходя к определённому итогу, ученики сверяют вновь полученные знания с материалом, данным в учебнике. Физминутка позволяет ребятам отдохнуть и приступить к закреплению языкового материала с использованием вновь полученной информации. Этап рефлексии позволяет определить, насколько учащиеся усвоили материал.Презентация используеи слайды, изображающие островное государство, у каждого острова свои законы. Учащиеся самостоятельно формулируют правила.
урок рус.на конкурс2017.docx
Технологическая карта урока русского языка в 6ом классе
Тема: «Правописание частицы не с именами прилагательными».
Тип урока: объяснение нового материала
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные: познавательные – владеть всеми видами речевой деятельности, проявлять умение в использовании родного языка как средства
получения знаний по другим учебным предметам ; регулятивные – определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме; коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
слушать и слышать друг друга, строить связное монологическое высказывание в учебнонаучном стиле, находить главную мысль в текстах о языке и
слове, интерпретировать содержание.
Предметные: образовательная познакомить с правописанием частицы не в именах прилагательных; повторить орфографию частицы не с
существительными, формировать умения и навыки грамотного письма; воспитательная воспитывать внимание к слову, дисциплинированность,
сознательность; развивающая способствовать развитию речи и логического мышления.
Этапы урока
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация
изученного.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Ребята, подготовьте все необходимое к уроку: тетради, ручки, учебники, справочники.
Начнем урок с поэтической разминки.
Откроем домашнее задание. В ходе проверки задания в
тетради я прошу каждого из вас, ребята, на полях фиксировать
особыми знаками свои достижения и недочёты:
+ я дал правильный ответ,
? я почти верно ответил,
мне не удалось верно ответить. Такая работа поможет вам
проанализировать эти знаки, оценить свои знания по данной
теме.
Нужно было в тексте найти прилагательные и определить
их разряды. (Слайд 1). Опрос по цепочке выборочно.
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Формирование УУД и
технология
оценивания
Личностные
результаты
1. Интерес к письму,
письменной форме
общения.
2. Осознание
ответственности за
написанное слово.
3. Владение способами
конструктивного
взаимодействия со Теперь сверим ваши правильные ответы с написанным на
экране:
(Слайд 2).
взрослыми и
сверстниками.
Вылетев из Африки в апреле
отн
.К берегам отеческой земли,
кач.
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
отн.
Вытянув серебряные крылья
кач.
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
кач.
Свой немногочисленный народ.
кач.
Озеро, прозрачное насквозь,
кач.
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
У качественных прилагательных
есть краткая форма и степени
сравнения. III.
Мотивирующее
введение в тему
урока.
IV.
Формулирование
целей и задач
урока.
V. Актуализация
и углубление
изученного
Как вы отличаете качественные прилагательные от
других разрядов (относительных и притяжательных)?
правила правописания
не
(Слайд 3 с изображением
Ребята. Сегодня мы узнаем еще об одном свойстве
качественных прилагательных – о способности
присоединять частицу не и превращать ее в приставку.
Такого свойства нет у относительных и притяжательных
прилагательных.
Запишем: число, классная работа и название
темы урока.
Вам самим придется исследовать языковой материал и
формулировать
с
прилагательными.
Чтобы наша работа была интересней,
предлагаю вам перенестись на островное
государство «Не с ИП».
островов).
Каждый остров живет по своим законам.
Давайте попробуем разгадать слова, зашифрованные в
каждом острове. (Слайд 4). Для этого посмотрите на
экран и вспомните название картины и имя художника.
Верно. Слово, зашифрованное в 1ом острове это ответ на
вопрос : «Как одним словом можно охарактеризовать
внешний вид мальчика?»
(Слайд 51ый остров с 1м разгаданным словом).
Верно. Теперь посмотрите на слайд.
(Слайд 6). Перед вами картинка. Идет дождь. Второе
зашифрованное слово ответ на вопрос: «Какой день?»
Это прилагательное с не.
(Слайд 7 изображение 1го
острова с разгаданными словами)
Законы 1го острова вы разгадали,а теперь
попытайтесь разгадать законы 2го острова:
(Слайд 8 – 2ой остров с зашифрованными
Регулятивные УУД
Самостоятельно
формулировать
проблему урока.
Регулятивные УУД
Самостоятельно
формулировать цели и
задачи урока.
Коммуникативные
УУД
1. Развивать речевой
слух.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами.
3. Осуществлять
речевой самоконтроль.
Это картина Решетникова «Опять
двойка».
Неряшливый.
Ненастный. 4. Владеть навыками
конструктивного
взаимодействия.
5.Формулировать
ответы на вопросы.
словами).
Вопрос. (Слайд 9 ).Каким на картинке
изображён мишка? Это тоже прилагательное
с приставкой не.
(Слайд 10 с разгаданным словом ).
Внимание: зарядка для мозгов. (Слайд 11).
Нужно разгадать слово в ребусе, и мы узнаем второй закон
2го острова. (Слайд 12 – 2ой остров с разгаданными
словами).
3ий остров живет по своим законам. Чтобы
расшифровать их, вам надо придумать антонимы к словам
(Слайд 13):
Не грустный, а…
Не громкий, а…
(Слайд 14, где изображены уже три острова
с разгаданными словами).
Открыв законы жизни островов, мы сформулируем
правила, тем более, что к сегодняшнему уроку вы
повторили правила правописания частицы не с именами
существительными.
(Слайд 15 все 4 острова, названия
показаны).
Почему государство состоит из 4х
островов?
Почему между парами островов резкая граница?
Запишем в тетрадь слова 3х островов
и попытаемся сформулировать закон, то есть
правило каждого острова.
Невесёлый.
Это слово небольшой.
Весёлый.
Тихий.
Вероятно, правила правописания
частицы не
состоят из 4х пунктов.
Два острова связаны со слитным
написанием частицы не , а два
других – с раздельным.
1 остров (неряшливый,
небрежный) населен
прилагательными, которые без не
не употребляются .
2 остров (невежливый,
нездоровый) включает прилагательные, которые можно
заменить синонимом без не :
невежливый (грубый), здесь не
приставка.
3 остров требует раздельного
написания частицы не , так как
есть противопоставление с
союзом а.
Правила правописания частицы не
с ИП одинаковы с правилами
правописания имен
существительных с частицей не.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением,
На какие знания вы опирались, формулируя
правила написания не с ИП?
А теперь задание для самостоятельного
выполнения.(Слайд 16 со стихотворением).
Выпишите из текста в две колонки слова с не:
в одну сущ. с не, в другую прилагательные.
Два человека к доске делают одинаковое
задание, независимо друг от друга, затем
сверяемся. Посмотрите на экран (Слайд 17 с графическим
изображением законов жизни (правил
правописания частицы не). Перерисуйте
в тетради, с примерами.
Не с именами прилагательными.
Слитно
1.Не употребляется без
не:
неряшливый
невзрачный
2.Можно заменить
синонимом без не или
близким по значению
выражением:
недобрый (=злой)
Раздельно
1.Если в предложении есть
противопоставление с союзом
а:
Не вежливый, а грубый.
2.Употребляется со словами:
далеко не…,
нисколько не…,
вовсе не…,
совсем не…, ничуть не…
Вовсе не строгий учитель.
Не с краткими прилагательными пишется так же, как с
полными.
Закон какого острова остался неисследованным?
Этот остров тоже требует раздельного написания,
так как он населен именами прилагательными
со скрытым противопоставлением.
Приблизимся к городам этого острова. (Слайд
18 с изображением 4го острова).
Мы у ворот первого из них.
(Слайд 19 со схемой) , Подберите к сущ. стол качественное
стол притяжательное и относительное прилагательное с
с частицей не. Запишите.
Как вы напишете небольшой?
Почему слова папин, письменный написали
с не раздельно?
не папин небольшой не письменный
Слитно, т.к. можно заменить
синонимом без не (маленький).
Итак, частица не пишется раздельно, если
есть скрытое противопоставление. Это правило
относится и к качественным ИП.
На воротах второго города этого острова
записаны следующие словосочетания:(Слайд 20)
Попытайтесь выяснить, почему в одних
словосочетаниях написано не слитно, в других – раздельно
с ИП?
Третий город четвертого острова встречает
не
Относительные и притяжательные
прилагательные
могут
превращать частицу в приставку.
В этом случае чувствуется
скрытое противопоставление.
Незнакомый лес вовсе не
знакомый лес, невесёлый
праздник – отнюдь не весёлый
праздник, невежливый человек –
далеко не вежливый человек,
занимательный рассказ – ничуть
не занимательный рассказ
Словосочетания со словами вовсе,
отнюдь, далеко, ничуть имеют
скрытое противопоставление .
С качественными ИП частица не
пишется раздельно, если к ним
относятся слова: вовсе, далеко,
отнюдь, ничуть, нисколько,
никак.. разноцветными шарами. Запишите предложение с экрана
(Слайд 21):
Цвет шаров очень необычный: он
и не красный, и не жёлтый, и не
оранжевый.
Пишем раздельно, т.к. есть
скрытое противопоставление
Правильно. Качественные прилагательные, обозначающие
цвет, пишутся с частицей не всегда раздельно.
Таинственный остров стал для нас ясным и понятным.
Кратко обозначим его законы в ранее записанной схеме.
(Слайд 22)
Давайте убедимся, что мы открыли законы
государства верно. Прочитайте правило
учебника на с.123
Быстро встали, улыбнулись. Вышевыше подтянулись. Нука, плечи распрямите. Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь. Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали. И на месте побежали. А
теперь за парты сели. И соседа не задели.
А сейчас работаем по группам На экране (Слайд 23)слова в 3х столбцах. Первый ряд
записывает 1й столбец, 2й ряд 2й столбец, 3й ряд соответственно 3й столбец, выбирая
правильное написание слитное или раздельное. Затем взаимопроверка соседи по парте
обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценку карандашом.
– Какие цели и задачи были поставлены на уроке?
– Что нового узнали? Как помогает это решать орфографические задачи?
– Запишите ключевые слова урока.
– Оцените свою работу на уроке.
– Что показалось трудным?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Дайте оценку нашей работе: урок понравился – карточка с улыбающимся смайликом, не
понравился – с грустным смайликом.
Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.
VI. Физминутка
VII. Развитие
учебноязыковых
и правописных
умений.
VIII. Рефлексия
IX. Домашнее
Выучить правило на стр.123, сочинить лингвистическую ясказку «Как жила частица НЕ в
островном государстве».
Регулятивные УУД
Осуществлять контроль
Регулятивные УУД
Оценивать достигнутые
результаты и адекватно
формулировать их в
устной и письменной
форме. задание.
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Разработка урока по русскому языку по теме "Правописание частицы не с именами прилагательными" с презентацией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.