Урок "Имя числительное как часть речи"
Оценка 4.9

Урок "Имя числительное как часть речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
6 кл
23.11.2017
Урок "Имя числительное как часть речи"
Данной урок является первым при изучении раздела "Имя числительное". Ребятам предстоит познакомиться с основными признаками данной части речи, научиться употреблять числительное в речи, осознать значимость чисел в нашей жизни. Урок проводится в единстве с уроками литературы, весь дидактический материал построен на творчестве А.П. Чехова.
Урок Имя числительное как часть речи.docx
Имя числительное как часть речи Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Ольга Юрьевна, я учитель гимназии №1. Сегодня я проведу для вас урок русского языка. Надеюсь,  мы вместе  с вами откроем   новые   знания,   и   эти   40   минут   будут   интересными   и познавательными. В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю  слова известного чешского  педагога и писателя Яна Амоса Коменского: Считай несчастным тот день или тот час,  в который ты не усвоил ничего нового         и ничего не прибавил к своему образованию.  Итак, начнем. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ 1.Посмотрите  на экран,  найдите лишнее изображение. 2.Найдите лишнюю дату. Что объединяет два этих списка?   Да, действительно, в этих названиях есть числа. Вы видите, они записаны словами, а число, записанное словом, называется именем числительным.  С этой частью речи нам и предстоит сегодня познакомиться.    Ребята, у вас на столах лежат   приготовленные для этого урока рабочие листы.  Запишите тему «Имя числительное как часть речи». Давайте обратимся  к  фрагментам из текстов. Поработаем по рядам.  Первый ряд работает с фрагментом из учебника истории, второй – с инструкцией   к   витаминам,   а   третий   –   с   фрагментом   статьи   из школьной газеты. Вам необходимо найти имена числительные.  Итак, первый ряд….  Хорошо,   молодцы.   Скажите,   а   зачем   мы   используем   числительные, каково их значение в нашей жизни?  Правильно.   Числительные   помогают   нам   узнать   даты, конкретизировать   факты,   они   делают   нашу   речь   более   точной   и информативной.  Ребята,  с числительными вы встречаетесь каждый день.  Едва проснувшись утром, вы смотрите на часы, выбираете номер автобуса,   в школе –это время урока, перемен, отметки. Везде  – числительные! ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Ребята,   давайте   составим   план   нашей   деятельности.   Как   вы считаете, что нам сегодня предстоит узнать на уроке?   На   основе   каких   признаков   мы   определяем   частеречную принадлежность     любого   слова?   (общее   грамматическое   значение, морфологические признаки, синтаксическая роль) – выходит на экране. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Открывать   новые   знания   мы   будем,   используя   текст   русского   писателя,   имя которого   известно   каждому.   Назовите   его   имя,   опираясь   на   таблицу,   где зашифрованы факты из его жизни и творчества. *Творчество   именно   этого   писателя   вы   сейчас   изучаете   на   уроке литературы. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Давайте обратимся к фрагменту рассказа А.П. Чехова  «Ванька». Я буду  читать, а вы за мной внимательно следите.      Ванька Жуков,  девятилетний  мальчик, которого отдалитри  месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести  первую  букву,   он   несколько   раз   пугливо   оглянулся   на   двери   и   окна.  «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. ­ Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе   всего   от   Господа   Бога.   Нету   у   меня   ни   отца,   ни   маменьки,   только   ты   у   меня остался».Ванька   перевел   глаза   на   темное   окно   и   живо   вообразил   себе   своего   деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но … подвижной старикашкалет  шестидесяти пяти...  Днем он спит в людской кухне … ночью же… ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. Теперь, наверно, дед стоит   у   ворот.   А   погода   великолепная.   Воздух   тих,   прозрачен   и   свеж.   Ванька   вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. Подмастерья надо мной насмехаются, а хозяин бьетчем попадя. А еды   нету   никакой.   Милый   дедушка,   сделай   божецкую   милость,   возьми   меня   отсюда домой, на деревню.Пожалей ты меня сироту несчастную.Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый   дедушка   приезжай».Ванька   свернул  вчетверо  исписанный   лист   и   вложил   его   в конверт.  Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес: На деревню дедушке. Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Ребята, какие чувства вызвал у вас текст? Почему?  Рассказ   А.П.   Чехова   был   написан   в   1886   году,   тогда   это   была   судьба многих   детей,   чтобы   выжить,   бедные   семьи   отдавали   своих   детей,   так сказать, «в люди» учиться ремеслу, зарабатывать на жизнь. Скажите, значение всех слов вам понятно?            Шпандырь  Ребята, обратите внимание, герой рассказа неправильно употребляет  некоторые слова: нету, ихний.  А как правильно их надо употреблять в  современном русском языке?  А   теперь   возьмите   маркер,   найдите   и   подчеркните   в   тексте числительные. Одна минута. Итак, назовите их. Хорошо,   давайте   проверим,   все   ли   названные   слова   являются   имена числительными. Переходим к работе с опорной таблицей. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Чтобы определить часть речи, мы должны знать, на   какие вопросы отвечает слово  и что обозначает.  Три  Первый Понятия:  количественные, порядковые. Ребята, вы называли и другие слова. Являются ли они числительными? Почему? (65) Девятилетний, вчетверо –объяснение. Итак, что мы узнали на этом этапе урока? общее грамматическое значение ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  Какие вы знаете морфологические признаки различных частей речи?  (перечисляют, затем – игра «Морфологический водоворот»). ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ А   теперь   возвращаемся   к   опорной   таблице.   Запишите   самостоятельно морфологические признаки порядковых и количественных числительных. Фиксируют  в опорном материале морфологические признаки. Давайте проведем самопроверку. Итак,  (открыть таблицу). Если есть у кого­то ошибки, исправьте. Ребята, мы рассмотрели с вами морфологические признаки. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Какова   синтаксическая   роль   обозначенных   числительных?   (подчеркиваем   в тексте, фиксируем в опорном материале). Сделайте вывод, каким членом предложения могут быть числительным. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Итак, ребята, мы охарактеризовали имя числительное как часть речи. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ А сейчас я предлагаю вам задание. Мы посмотрим с вами фрагмент фильма «Эти разные разные лица», снятый по произведениям А.П. Чехова. Найдите в речи героев фильма числительные и запишите их. (смотрят, записывают).  На экране – предложения с числительными. Докажите, что эти слова являются  числительными. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Физкультминутка Ребята, мы поработали с вами, устали, давайте сделаем паузу.  Вспомним  рассказ «Ванька».  Музыка. Закройте, пожалуйста, глаза. А пока отдыхают ваши глаза, я хочу обратиться к вашим сердцам. Герой рассказа Ваня Жуков одинок, у него нет рядом никого… А всегда ли мы ценим своих родителей, бабушек и дедушек… Они столько для нас делают… Не обижаем ли мы их, не говорим ли иногда грубых слов, всегда ли мы внимательны к ним….. Поднимите руки те, кто никогда не повышает голос на своих родных, не заставляет их переживать. Надеюсь, вы задумались над этим и будете более внимательны к своим близким. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ А мы продолжаем урок. Скажите, когда происходят события в рассказе  «Ванька»? Рождество. Светлый праздник. Мальчик верит в чудо, верит, что дедушка,  его единственный близкий человек, ему обязательно поможет… Но…  Дойдет ли письмо до дедушки? Почему? Отвечают: нет адреса (как подписывает письмо). ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Ребята, а вы  писали  когда­нибудь письма на обычной бумаге?   Я предлагаю сегодня написать письмо мне на адрес гимназии №1. Знаете ли, как подписать конверт? Давайте подпишем его вместе.  1) Обязательным элементом оформления письма является индекс. Индекс: 398001       2)От кого – ФИ в род.п. Адрес – школа №29 Индекс ­       3)Кому – Тулаевой Ольге Юрьевне Адрес – Гимназия – ул. 8 Марта, д.22/4. Отложите конверт. Чуть позже мы поговорим о его содержимом. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ А теперь следующее задание.  Перед вами набор чисел. Вы должны  определить, по какому принципу они подобраны и составить устный  рассказ в парах, используя эти числа. 48, 29, 9А, 2010, 6. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Ребята, имена числительные очень часто используются в составе фразеологизмов, пословиц, поговорок. 1. Не имей 100 рублей, а …… 2. …….., один раз отрежь. 3. ……… дитя без глаза 4. Семеро одного ……. 5. Одна голова хорошо, а …. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Ребята, а теперь достаньте из  папки вот такие закладки . Прочитайте слова.  Считай несчастным тот день или тот час, вкоторый ты не усвоил ничего нового   и ничего не прибавил к своему образованию.  Вспомнили?  Это эпиграф к нашему уроку. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Давайте подумаем, узнали ли мы сегодня что­то новое и прибавили ли к  своему образованию. Я хочу оставить закладки вам на память. Читайте эти  слова почаще. А сейчас откройте  конверты. Используя табличку, оцените свою  деятельность  на уроке, поставьте отметки по 5­балльной системе. Отметка (по пятибалльной системе) Я понимаю роль числительных в речи Я знаю общее грамматическое  значение числительных Я умею определять морфологические  признаки числительных Я могу определять синтаксическую  роль числительных Я могу применять полученные знания  в жизни Поднимите руки, кто по всем критериям поставил отметку «5». А у кого пятерки и четверки? А кто сегодня поставил себе тройки, вам есть, над чем поработать. Ребята, вложите письма в конверты, запечатайте, когда будете  выходить из класса, положите мне на стол. Я внимательно прочту и  тоже для себя сделаю вывод. Домашнее задание Выберите любой фрагмент (5­6 предложений) одного  из рассказов  А.П. Чехова («Налим», Шуточка», «Злоумышленник», «Пересолил»). Найдите числительные и подчеркните их как члены предложения. Оценивание. Сегодня на уроке я хочу отметить работу ….. Всем ребятам спасибо за урок. Мне приятно было с вами работать. За сегодняшний урок я вам ставлю пять баллов! За сегодняшний урок я вам ставлю пятерку! Скажите, в каком из предложений употреблено имя числительное? Молодцы, значит, вы действительно заслужили отличную отметку.

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"

Урок "Имя числительное как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2017