Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."
Оценка 4.8

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология +1
10 кл
08.11.2018
Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."
Опубликовано 12.01.2017 - 12:54 - Елена Гейнриховна Диденко Преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира — это результат всего школьного обучения. На современном этапе своего развития биология требует философского переосмысления традиционных форм организации знания, создания нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для сферы биологического познания, так и имеющих значение для науки и культуры в целом.
Конспект урока № 8.docx
Класс: 10                  Предмет: Биология.  Конспект урока № 8 Тема урока: Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1. Цель урока:  Охарактеризовать особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Задачи урока: 1.  Сформировать представление об уникальных особенностях строения, функциях  клеток эукариот, прокариот. 2. Продолжить формировать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. 3. Эстетическое воспитание – показать гармоничность всего живого и его целесообразность. Планируемые  результаты учебного занятия:  Предметные:  ­ знать, кто такие прокариоты, эукариоты; что такое клетка ­ знать строение, функции эукариотической, прокариотической клетки  ­знать строение, функции клеточной мембраны, цитоплазмы Метапредметные: ­ регулятивные:  ­ самостоятельно   определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; ­ участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;  ­ коммуникативные:  ­ обсуждать в рабочей группе  информацию;  ­ слушать товарища и обосновывать свое мнение; ­ выражать свои мысли и идеи. ­ познавательные:  ­ работать  с учебником; ­ находить отличия; ­ составлять схемы­опоры; ­ объяснять значения новых слов; ­ сравнивать и выделять признаки. Личностные:   ­ осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; ­ устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; Формирование УУД: Познавательные УУД 1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы­опоры,  объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.   3.   Продолжить   формирование     навыков     использовать   символы,   схемы   для   структурирования информации.             Коммуникативные УУД 1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. 2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи. Регулятивные УУД  1.   Продолжить   формирование   умения   самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. 2.   Продолжить   формирование   умения   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. 3. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки. Личностные УУД 1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию 2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом Тип урока: комбинированный. Методы: объяснительно­иллюстрационный, работа с книгой, тетрадкой, работа с карточками. Оборудование:  рисунок   учебника   стр.   70     ­73;   портреты   Гука,   Левенгука,   Р.   Вирхова;   таблица «Органоиды клетки»; микроскоп. Ход урока: I. Проверка домашнего задания. Индивидуальный опрос 1. Перечислите   что   относится   к   органическим   веществам   клетки.   Дать   характеристику органическим веществам – нуклеиновым кислотам; их состав. Строение ДНК, ее свойства. 2. Перечислите   что   относится   к   органическим   веществам   клетки.   Дать   характеристику органическим веществам – нуклеиновым кислотам; их состав. Строение РНК; функции тРНК, мРНК, рРНК Работа по карточкам Карточка № 1. 1. Решить задачу по молекулярной биологии. Фрагмент одной цепи ДНК представлен А­Т­Г­Т­А­Ц­Ц­Г­Т­А­Т­Г­Ц­Г­А­… Постройте иРНК, тРНК ДНК     А­Т­Г­Т­А­Ц­Ц­Г­Т­А­Т­Г­Ц­Г­А­…                  иРНК     У­А­Ц­А­У­Г­Г­Ц­А­У­А­Ц­Г­Ц­У                 тРНК     А­У­Г   УАЦ     ЦГУ   АУГ   ЦГА 2. Перечислите азотистые основания (А,Т,Ц,Г,У) Карточка № 2. 1. «Да» (+) согласны с предложением, «Нет» (­) не согласны. 1. Микориза является примером паразитизма. – 2. У бактерий есть рибосомы. + 3. Спиртовое брожение может проходить как в анаэробных, так и в аэробных условиях, хотя и с различной скоростью.+ 4. Гемоглобин – это белок, который приносит кислород ко всем органам и тканям, а гемоцианин – белок, который выводит из организма углекислый газ.­ 5. Нервная система позвоночных животных формируется из того же зародышевого листка, что и эпидермис.+     II.Изучение нового материала. Учитель. На какие две группы подразделяются живые организмы по кол­ву клеток в организме: Ученики. Одноклеточные, многоклеточные. Учитель. Кто не имеет клет строения? Ученики. Вирусы  Учитель. На какие группы делят живые орг­мы в зависимости отсутствия или наличия ядра? Ученики. Эукариоты (ядерные организмы). Прокариоты (доядерные организмы). Учитель. Кто относится к прокариотам, эукариотам? Ученики. Прокариоты – бактерии, сине­зелёные водоросли (цианобактерии). Эукариоты – грибы, растения, животные. Учитель. Цитология – наука о клетке. Запись в тетрадь. ­ с помощью какого прибора была изучена клетка? Ученики. Микроскопа. Учитель. Кто изобрел микроскоп? Ученики.  Гук. Учитель. Конечно прообраз микроскопа был создан и другими учеными, но Гук сконструировал  микроскоп, схожий на современный. ­ назовите части микроскопа? Ученики. Учитель. В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, рассматривая срез коры пробкового  дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты.  Описывая увиденное Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На  русский язык термин был переведён как клетка. Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку. Запись в тетрадь. Учитель. А усовершенствовал микроском Гука ­ Левенгук (создал линзы, дающие увеличение в 100­200 раз). Учитель. Что такое клетка? Ученики. Структурная и функциональная единица живого организма. Запись в тетрадь Учитель. Существует клеточная теория… ­кому она принадлежит и в чем ее смысл? Ученики.     Запись в тетрадь Принадлежит Шванну, Шлейдену, но позже дополнил ее Р. Вирхов. 1. Клетка — элементарная живая система, единица строения, жизнедеятельности, размножения и  индивидуального развития организмов. 2. Клетки всех живых организмов сходны по строению и химическому составу. 3. Новые клетки возникают только путем деления ранее существовавших клеток. 4. Клеточное строение организмов — доказательство единства происхождения всего живого. Учитель. Какие органоиды клетки вам известны? Ответ учеников. Учитель. В каждой клетке можно выделить 3 основные части:   Запись в тетрадь 1. Наружная клеточная мембрана, которая отделяет содержимое клетки от внешней среды;  2. Ядро – обязательный компонент эукариотических клеток, в котором хранится наследственная информация;  Цитоплазма – часть клетки, заключённая между наружной мембраной и ядром. В ней находятся 3. все органоиды клетки. Она их объединяет и обеспечивает их химическое взаимодействие. Сегодня рассмотрим наружную мембрану и цитоплазму. Наружная клеточная мембрана Рассказ учителя о строении мембраны с использованием рис 30 учебника на стр. 72. Основой мембраны является двойной слой фосфолипидов; гидрофобные остатки (то есть «избегают»  контакт с водой) обращены внутрь, а гидрофильные – обращены наружу. С липидным бислоем связаны молекулы белков. Учитель. Прочитайте текст на стр. 72­73 учебника и перечислите функции мембраны. Ученики. Функции мембраны          Запись в тетрадь 1. Отграничивает содержимое клетки от внешней среды 2. Барьерная  3. Транспортная (избирательная проницаемость, то есть одни вещества легко проникают внутрь  клетки через спец поры или с помощью белков­переносчиков, а для други­ мембрана – не  проницаема.                                                        Эндоцитоз (общее название пино­ и фагоцитоза) фагоцитоз пиноцитоз Захватывают твердые вещества – фагоцитозные вакуоли                          жидкие вещества – пиноцитозные вакуоли Экзоцитоз – выброс из клетки продуктов обмена 4. Взаимодействие клетки с окружающей средой.                     Цитоплазма               Запись в тетрадь Гиалоплазма (раствор)             Органоиды клетки 1­мембранные (ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли) 2­мембранные (митохондрии, пластиды) Немембранные (рибосомы, центриоли, жгутики, реснички, цитокскелет  (клет­й каркас или скелет) ) Функции: 1. Внутренняя среда клетки 2. Объединяет все клеточные структуры 3. Определяет местоположение органоидов 4. Обеспечивает внутриклеточный транспорт, благодаря вращению (циклозу). Органоиды клетки рассмотрим на след уроке. Физминутка                                                                                            Гриша шел­шел­шел,  (ходьба на месте)  Белый гриб нашел.  Раз ­ грибок,  Два ­ грибок,  Три ­ грибок,  (наклоны корпуса вперёд)  Положил их в кузовок     III. Закрепление изученного материала. Учитель раздает текст, каждому ученику. В данный текст необходимо вставить словосочетания. Лабораторная работа №1  Тема: Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах Цель: рассмотреть особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой. 1. Зарисовать клетки растений, животных, грибов, бактерий. Ход работы 2. Заполнить сравнительную таблицу. 3. Сделать вывод по работе.     IV. Домашнее задание.           Стр. 69 – 73 читать, пересказ.      VI. Подведение итогов.             В конце урока проведён анализ работы учащихся.

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."

Разработка урока по биологии 10 класс, тема "Строение и функции эукариотической и прокариотической клетки. Лаб. раб. № 1."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018