Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
27.10.2018
Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)
Даны последовательные этапы урока. Цель, задачи, учебно-универсальный действия (по ФГОС). Задание на опрос домашнего задания. Описание самого процесса объяснения темы. Задание на закрепление темы. В ходе изучения новой темы идет работа в группах. Самооценка работы группы. Конспект урока был представлен на открытый урок городского конкурса "Учитель года"
Конспект урока № 53.docx
Конспект урока № 53 Класс:  8               Предмет: Биология.       Тема урока: Витамины. Цель:  Сформировать   понятие   о   витаминах,   их   биологической   роли   в   организме,   значении   для долголетия. Задачи урока:  1. Сформировать у учащихся знания о биологической роли витаминов, систематизировать знания о группах   витаминов,   симптомах,   заболеваниях,   вызванных   недостатком   витамина,   сформировать знания об авитаминозе и гиповитаминозе, рассмотреть классификацию витаминов. 2.     Продолжать   развивать   творческое   мышление,   мыслительные   способности   учащихся;   развить навыки работы с текстом учебника.  3. Воспитать стремление у  учащихся заботиться о своем здоровье. Тип урока: комбинированный. Методы:  объяснительно­иллюстрационный, частично­поисковый, работа в группах, с раздаточным материалом, книгой. Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран;  рисунки в учебнике стр. 195 – 197; портрет   Н.И.   Лунина;   фрукты,   аскорбиновая   кислота,   витамин   Е,   вода,   растительное   масло, колбочки Ход урока:      I. Организационный момент.          На доске: число, месяц, основные понятия темы (появляются постепенно. В итоге на доске такие слова: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз).     Приветствие с учащимися.          На партах: наличие учебников, тетрадей, дневников.     II. Изучение нового материала. Учитель. Добрый день, ребята! Учитель. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Учитель. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами. Учитель. Сейчас я вам покажу один видеоролик. Учитель показывает видеофрагмент «Авитаминоз».        Слайд 1 Учитель. Что вы увидели в этом видеоролике? Ученики (предполагаемый ответ). Про витамины, авитаминоз, про симптомы авитаминоза. Учитель.  На моём столе лежат фрукты, аскорбиновая кислота, поливитамины, упаковка «Ревита».   Что объединяет все эти предметы? Ученики.  Наличие в своём составе витаминов.  Учитель. О чём значит, мы сегодня с вами будем говорить? Ученики. О витаминах.          Слайд 2.  Учитель. Что вам известно о витаминах? Ответ учеников. Учитель. Хотите более подробно узнать о витаминах? Ответ учеников. Учитель. Сформулируйте цель нашего урока. Ученики.  Сформировать знания о витаминах, их биологической роли в организме. Учитель. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Учитель.   Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. В 1881 году русский врач  Николай Иванович Лунин  (учитель показывает ученикам портрет) произвёл опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли, в тех же пропорциях, что и в натуральном молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты были те же.  Но как объяснить результаты такого опята? Почему погибли мыши, вскормленные искусственным молоком? Лунин решил, что в пище есть ещё какие­то вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти   вещества   назвали   витаминами   (от   латинск.   «Vita»   ­   жизнь,   «Аmin»   ­   содержащий   азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. Витамины  –   это   биологически   активные   вещества,   действующие   в   очень   незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ в организме. Слайд 3 + вывешиваю термин на доску. Запись определения в  тетрадь. Учитель. Какие витамины вам известны? Так же вы можете зачитывать название витаминов, написанные на упаковках   от   поливитаминов.  (на   столах   лежит   раздаточный   материал   –   пачка   от поливитаминов пользуясь им, ребята перечисляют витамины). Ученики. Витамин А, В, С, D, E, К, , РР, В1, В2, В6, В12. Учитель. А кто знает, что такое поливитамины? Ответ учеников (учитель помогает с ответом). Препарат, содержащий комплекс витаминов.  Учитель.  В настоящее время известно около 80 витаминов. Обозначаются большими латинскими буквами. Все витамины делятся на две большие группы: Слайд 4.                                                     Витамины         Запись схемы в тетрадь водорастворимые жирорастворимые (вit. гр. В, С, РР)                   (вit. гр. A, D, E, K) Учитель. Как вы думаете, что значит водорастворимые витамины? Ученики. Это витамины, которые растворяются в воде. Учитель. А что значит жирорастворимые. Ученики. Это витамины, которые растворяются в жиру. Учитель. А как они поступают к нам в организм? Ученики. Витамины поступают к нам в организм с продуктами питания. Учитель.  Правильно.   Водорастворимые   витамины   должны   поступать   извне   практически ежедневно, а при избытке они достаточно быстро выводятся с мочой. Жирорастворимые витамины могут образовываться в организме, в основном в жировой ткани и печени. Учитель. Проведём   опыт,   который   доказывает,   что   действительно   витамины   подразделяются   на   две группы: водорастворимые и жирорастворимые. Для опыта возьмём витамины с двух групп. После каждого опыта вы должны сказать, к какой группе (водо­ или жирорастворимой) относится данный витамин. Витамин 1.  Опустим немного порошка в воду. Что произошло? Ученики.  Он растворился. Учитель. Опустим немного порошка в растительное масло. Что произошло ? Ученики.  Кристаллы порошка не растворились. Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Ученики.  Вывод: данный витамин  относится к водорастворимым. Учитель. Правильно. Это был витамин С (аскорбиновая кислота). Витамин 2.  Возьмем несколько капель витамина и опустим их в воду. Что произошло? Ученики.  Капли не растворились. Учитель.  А теперь опустим их в пищевое растительное масло. Что произошло? Ученики.  Капли растворились. Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Ученики.  Вывод: данный витамин  относится к жирорастворимым. Учитель. Правильно. Это был витамин Е. Учитель. Большинство   витаминов   образуется   в   растениях,   и   только   очень   немногие   имеют   животное происхождение. Обычно человек получает витамины с пищей. При   длительном   недополучении   организмом   какого­либо   витамина,   возникает   заболевание   – авитаминоз.              Слайд  5       Вывешиваю термин на доску.  Запись определения  в тетрадь. Если   организм   всё­таки   получает   витамин,   но   недостаточно,   то   возникает   заболевание   – гиповитаминоз.              Слайд  6            Вывешиваю термин на доску.    Запись определения  в тетрадь. Гипервитаминоз  – это реакция организма на избыток витаминов (одного или нескольких).  Так, например,   суточная  потребность   витамина  А  должна быть 0,4 ­ 0,7 мг у взрослого человека,  а у детей ­ 1,0 мг.   В 1 2  ­  суточная  норма у взрослого  человека  2­3  мкг,   детей  ­  0,5 ­ 2 мкг.     Слайд 7          Вывешиваю термин на доску. Запись определения  в тетрадь. Учитель.  Какие симптомы могут свидетельствовать о нехватке витаминов в организме? Ученики.  Сонливость, раздражимость, утомляемость, головная боль, шелушение кожи, выпадение волос и т.д. Учитель.  Бесспорно, что лучше свежих овощей и фруктов ничего нет. Но, к сожалению, они не могут нас радовать круглый год своими витаминами прямо с грядки.   При хранении овощей полгода в них остаётся   мизерный   процент полезных веществ, а в некоторых и вовсе не остаётся. И поэтому в весенний период у многих возникает авитаминоз. Учитель. А вам интересно узнать, ест ли у вас авитаминоз? Ответ учеников. Учитель  предлагает   учащимся   проверить   состояние   своего   здоровья,   выполнив   тест,   с последующей самопроверкой. Тест « Есть ли у меня Авитаминоз?» (раздаю каждому напечатанный тест). 1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А – да  Б­ нет 2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А – да  Б – нет 3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А – да  Б – нет 4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость? А – да  Б – нет 5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А – да  Б – нет 6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А – да  Б – нет 7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А – да  Б – нет 8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А – да  Б – нет 9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А – да  Б – нет 10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А – да  Б – нет  Проверь себя                                    Слайд 8  За каждый ответ «А» ­ 1 балл, За каждый ответ «Б» ­ 0 баллов Учитель  спрашивает  примерно  2­3 учеников о  полученных  результатах  (сколько  у кого баллов).                                                            Слайд 9  0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться. 1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок. 3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод на лицо. 6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни. 9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни. Далее учитель предлагает игру. Класс разделён на 2 группы –– фирмы:  1 фирма – «Неотложка». 2 фирма «Белые халаты». (выставляю на столы таблички с названием фирм). В каждой группе я назначила счетовода, который будет записывать количество ваших ответов. Каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача. Суть игры. Наш город, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, и объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму).  1 конкурс «Заполнение таблицы «Витамины» ». Пользуясь  страницами  учебника  195­197, заполните  таблицу «Витамины».  (Каждому  раздаю таблицу,   которые   должны   заполнить.   И   вывожу   на   слайде   10     «шапочку»   от   таблицы   и страницы учебника). 1 группа Название витамина Растворимость Витамин А Жирорастворимые Витамин В1 Водорастворимые  Витамин В2 Водорастворимые Витамин В6 Водорастворимые В каких продуктах содержится? Рыбий   жир, белок, морковь   яичный Арахис, помидоры   творог, В яйцах, в мясе рыбы Грецкие орехи, фундук   Авитаминоз, какое заболевание вызывает?       При недостатке витамина     А    возникает «куриная   слепота»   ­ заболевание, при котором   человек   теряет способность   видеть   в сумерках При недостатке   развивается   заболевание «бери­бери», при котором   появляется быстрая   утомляемость, потеря   аппетита,   резкое исхудание Недостаток   витамина приводит   к   нарушению заболеваниям зрения, кожи, слизистых   выпадению оболочек, волос Недостаток витамина вызывает   развитие   анемии и   нарушение   обмена веществ.     2 группа Название витамина Растворимость Витамин В12 Водорастворимые Витамин С Водорастворимые Авитаминоз, какое заболевание вызывает? В каких продуктах содержится? Его недостаток приводит к развитию малокровия Мясо,   печень,   почки, рыба При недостатке витамина С   у   людей   повышается Шиповник, чёрная смородина   лимон, Витамин D Жирорастворимые Витамин РР Водорастворимые   слабость, утомляемость, появляется   уменьшается к сопротивляемость   Полное инфекциям.   этого отсутствие витамина   приводит   к заболеванию   –  цинге.   У человека развивается отдышка, кровоточивость дёсен, выпадают зубы Его недостаток приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту Недостаток   витамина приводит   к   нарушению деятельности пищеварительной системы,   кожа   такого человека темнеет, покрывается язвочками     Рыбий жир, УФ­лучи Дрожжи,   неочищенный рис, печень. Далее каждая команда рассказывает про свои витамины (один ученик про один витамин). 2 конкурс  «Хорошие врачи». Учитель.  Хорошие врачи должны уметь правильно поставить диагноз. Именно от правильного диагноза зависит дальнейшее лечение и выздоровление больного. Каждой фирме предлагаем жалобы больного. Вы  должны  поставить  правильный  диагноз,  т.е  назвать название  болезни,  и  назвать  специалиста, занимающимся этим заболеванием. 1. Жалобы. Стали болеть десна, потом стали кровоточить. А затем вообще стали выпадать зубы. Что со мной? (С, стоматолог). (Слайд 11 с правильным ответом). 2. Жалобы. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А – куриная слепота – врач окулист). (Ученик читает диагноз и говорит ответ, в это время я вывожу на слайде 12  правильный ответ) 3. Уважаемый доктор! Помогите! У меня очень много работы, особенно летом. И из­за этого я мало бываю  на солнце. Мучают постоянные боли в позвоночнике, болят суставы, хотя работа у меня не физическая.  (D – рахит – врач хирург). (Слайд 13 с правильным ответом). 4.  Уважаемый доктор. У меня болят руки, вернее кожа на руках, покраснение и язвочки кожи вызывают   боли.   И   ещё   у   меня   часто   повторяется   расстройства   кишечника,   если   даже придерживаться диеты. Что со мной, доктор? ( РР – врач дерматолог).  (Слайд 14 с правильным ответом). Учитель.  3 конкурс «Реклама». Мы живём в мире конкуренции. Хорошая реклама – 50% успеха. Следующий конкурс – конкурс реклам. У вас было творческое домашнее задание. Прошу вас выступить с вашей рекламой.  Ученики  должны   предоставить   свою   рекламу   о   каком­либо   фрукте   и   о   входящих   в   него витаминов. Учитель. Молодцы.  Учитель. Счетоводы, сдайте мне листочки с результатами каждого ученика.  После подведённых итогов, я выставлю оценки в журнал. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте ­ вы птица, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! Учитель. Надеюсь,   что   прозвучавшие   сегодня     болезни   обойдут   вас   стороной,   а   для   этого,   чтобы   не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда! Учитель.  «Семь шагов к хорошему самочувствию и отменному здоровью».      Слайд 15 1  шаг – разнообразное питание.  2 шаг   –   молоко   (нет   более   ценного   напитка,   чем   молоко.   В   нём   содержатся   белки,   много витаминов и минеральные вещества). 3 шаг – рыба и птица в качестве источника белка. 4 шаг – овощи,  фрукты.         5 шаг – умеренное употребление углеводов. 6 шаг – меньше соли.  7      шаг – маленькие, но очень полезные советы:                 Слайд 16  Хлеб из грубого помола – источник витаминов.  Завтракать, перед тем как идти в школу.  Ужинать не позже чем за 2 часа до сна.  Учитель. Что мешает усвоению витаминов? Ученики (предполагаемый ответ). Алкоголь, никотин, кофеин. Учитель (дополняет ответ учеников). Аспирин, антибиотики, снотворные средства.  А для того, чтобы это не происходило, нужно что…??? Ученики. Вести здоровый образ жизни. III. Закрепление изученного материала.               Рефлексия.  Учитель. Итак, что же мы узнали на уроке? Ученики.  1) Витамины – биологически активные вещества, действуют в малых количествах. 2) Витамины делятся на две большие группы: водорастворимые и жирорастворимые 3) Авитаминоз, гиповитаминоз,  гипервитаминоз (избыток витаминов). 4) Болезни:   рахит   (недостаток   витамина   D),   бери   –   бери   (недостаток   витамина   В),   куриная слепота (недостаток витамина А). Учитель. Хорошо, молодцы.  А теперь, проверим, как хорошо вы знаете это материал на практике. Предлагаю вам решить тест из пяти вопросов. На решение вам три минуты. (Каждому раздаю тест, ученик должен указать ФИ). Ученики решают тест. Тест «Витамины  ­ чудесные вещества». 1. Витамин А относят к:  а) водорастворимым  б) жирорастворимым 2. Авитаминоз развивается при: a) Избытке витаминов в потребляемой пище b) Недостатке ферментов в организме c) Недостатке витаминов в пище d) Недостатке гормонов в организме человека 3. Укажите витамин, при недостатке которого развивается рахит: a) А b) С c) В1 d) D 4. Где дети чаще болеют рахитом: a) В северных странах b) В странах, расположенных ближе к экватору 5. Витамины в организме: a) Влияют на обмен веществ b) Являются строительным материалом клетки c) Участвуют в хранении и передаче наследственных свойств d) Служат источником энергии в организме. Учитель.  Закончили! А теперь – меняемся своими тестами с соседом по парте. Ваша роль проверить и оценить ответы. Учащиеся   сверят   ответы,   которые   написаны   на   слайде,   ставят   число   ошибок,   оценку,   плюс роспись кто проверял.          Слайд 17 с ответами. Критерии оценок:          Слайд 18      О ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 и более ошибок – «2». Учитель. Какой вывод Вы можете сделать к уроку? Ученики.  Витамины ­ это важная составляющая часть питания человека. В связи с этим люди должны включать   в   свой   рацион   питания   как   можно   больше   овощей,   фруктов,   зелени,   злаков   и   пищи животного происхождения богатой витаминами.    IV. Домашнее задание.              Слайд 19         Стр. 194 – 197  (пересказ).  Подготовить (некоторым ученикам) сообщение на тему:  1). «Витамины для детей» 2).  «Витамины в жизни людей».     V. Подведение итогов. Учитель объявляет: «Урок закончен, у кого есть какие вопросы?» (отвечает на вопросы,  благодарит за внимание и будьте здоровы).              Слайд 20

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины" (8 класс)

Разработка урока по биологии на тему "Витамины"  (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2018