Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"
Оценка 4.7

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
9 кл
11.04.2017
Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"
Данная разработка урока поможет учителям географии при изучении экономического районирования территории Казахстана. В ходе урока учащиеся изучат новые термины и понятия: географическое разделение труда, экономический район, специализация, вспомогательные и обслуживающие отрасли, ТПК и промышленные узлы, познакомятся с планом характеристики экономического района. Для активизации познавательной деятельности учащихся используется групповая форма урока.файл создан в формате docx.
Урок. Районирование территории Казахстана.docx
Автор  Название учреждения образования в  соответствии с актом государственной  регистрации Черткова Ольга Юрьевна Коммунальное Государственное Учреждение  «Общеобразовательная средняя школа №16  города Темиртау» Должность Учитель географии Предметное направление Экономическая и социальная география  Казахстана Квалификационная категория Высшая Тема Класс «Районирование территории Казахстана:  территориальная организация производства и  экономическое районирование,  промышленные узлы и территориально­ производственные комплексы, план изучения  экономического района». 9 Форма проведения фронтальная, групповая, индивидуально­ групповая. Год проведения 2017год 1 Цель: создать условия для активно­познавательной деятельности учащихся при изучении  районировании территории Казахстана: территориальной организации производства и  экономическом районировании, промышленных узлов и территориально­производственных  комплексов. Задачи:  Оказать помощь в  изучении особенностей географического разделения труда, условий  специализации отдельный территорий Казахстана, новых терминов и понятий:   географическое разделение труда, экономический район, специализация территории  страны, вспомогательные и обслуживающие отрасли, территориально­ производственные комплексы и промышленные узлы.  содействовать развитию у школьников следующих компетенций: умение ставить цель  и планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, работая с  учебником, географической картой, умение  осуществлять самоконтроль, умение  работать во времени; по средствам разнообразных методов и приемов  активизировать  мыслительную деятельность учащихся, память; содействовать воспитанию коммуникативной культуры при взаимодействии в группе,    прививать интерес к предмету. Ход урока:  1. Организационно­деятельностный этап.     проверка школьных принадлежностей необходимых к уроку; закрепление учащихся в группы; ориентирование учащихся на работу в группах: спикер группы,  ученик – хранитель времени, ученик, следящий за дисциплиной в группе, ученик ­ картовед. ориентирование работу по карточкам, рефлексия. 2. Самоопределение к  деятельности. Целеполагание. Учитель помогает раскрыть цели  урока и требования к результатам обучения, сообщает о значимости урока в понимании  влияния географических, исторических, социально­экономических факторов  на  особенности развития и территориальной  организации производства.  Учитель обозначает тему урока (слайд  №1) и предлагает учащимся самостоятельно      определить цель урока: 2 ­ Что должны изучить на уроке?        ­ Какие  практические навыки развить?          ­ Что должны воспитать в себе?  Учащиеся проверяют свои цели и знакомятся с целями поставленными учителем в  презентации (слайд №2). 3. Актуализация  знаний учащихся. Учитель актуализирует имеющиеся знания об  экономике Казахстана.  Вопросы (слайд №3): 1) Используя кару «Полезные ископаемые», вспомните   в каких областях Казахстана  возможно развитие таких отраслей как металлургия, нефтехимия, угольная  промышленность. Объясните почему? 2) Кто и когда выделил в Казахстане экономические районы? 3) Что такое специализация предприятия? 4. Учебно­познавательная деятельность. Изучение нового материала. Учитель сообщает  об особенностях районирования территории Казахстана, подчёркивает объективную  необходимость этого главного географического метода при изучении любой большой  страны. Казахстан – большая страна, которая имеет разнообразные природные условия и ресурсы,  условия жизни людей, историю освоения. Каждая территория специализируется на производстве нескольких видов продукции и услуг,  которыми обеспечивает другие части страны. В свою очередь территория получает из других  частей страны ту продукцию и те услуги, которых ей недостает. Обмен результатами труда называется географическим и территориальным разделением  труда. ГРТ (географическое разделение труда) выражается в специализации территорий,  которая дает возможность экономить труд и повышать его производительность. Задания для обсуждения в группах: ­ Как вы думаете, какие условия необходимы для специализации территории? Обсуждение в  группах. Результаты работы оформить в виде схемы. 3 Группы защищают  свои схемы. Пример полученных схем  (слайд №4): Наличие транспорта  для обмена продукцией особенности экономико­ географического положения продукция необходимая стране Специализация территории производство продукции  дешевле, чем в других  регионах продукции может выпускаться  больше чем в других регионах для выпуска продукции  имеются природные  ресурсы 4 К условиям специализации можно также отнести специализации (слайд №5): 1. Наличие трудовых ресурсов. 2. Исторически сложившиеся отрасли. 3. Необходимость выполнения определенной общегосударственной задачи. 4. Продукция должна быть экономически значимой; 5. Затраты на производство продукции и доставку потребителям должны быть ниже,  чем в других частях страны; 6. Выпуск вывозимой продукции должен быть обеспечен ресурсами на длительное время; 7. Исторически сложившиеся отрасли хозяйства. ­ Как вы думаете, затраты на транспорт отразятся на себестоимости продукции? ­ Назовите положительные и отрицательные черты в ЭГП Казахстана. Итак,  географическое разделение труда выражается в специализации территории на  производстве определённых видов продукции и обмене ими (слайд №6). В результате специализации формируются  экономические районы, т.е. территории,  которые отличаются от других районов своей специализацией, особенностями  комплексного развития хозяйства, своеобразием географического положения,  природными и трудовыми ресурсами.  Задание для работы в группах: учебник  стр.283, рис 149 (слайд №7, 8). ­ Определите сколько экономических районов в Казахстане, назовите их. ­ Какие области входят в экономические районы:  1 группа – Центральный экономический район; 2 группа ­ Северный экономический район; 5 3 группа ­ Южный экономический район; 4 группа ­ Восточный экономический район; 5 группа ­ Западный экономический район. ­ Определите самый маленький и самый большой экономические районы. Защита результатов работы в группах спикерами. Чтобы определить отрасли специализации района, рассчитывают коэффициент специализации (К) по формуле (слайд № 9): К=П Н П­ доля района в % в общем производстве продукции в стране; Н – доля района в % в общей численности населения в стране. Та или иная отрасль будет отраслью специализации в стране в том случае, если К  1. ˃ Например (слайд № 10):  в западном Казахстане добыча нефти ­81%; численность населения  – 17% К= 81 17=¿  4,8 ­ следовательно, нефтяная промышленность отрасль специализации  Западного Казахстана. Задания для работы в группе (слайд № 11,12):  Работая с дополнительной информацией,  приведённой в приложении (стр.459 таблица 17) определите специализацию районов по  формуле, выбрав только наиболее значимые для района отрасли: 1 группа – Центральный  экономический район; 2 группа ­ Северный экономический район; 3 группа ­ Южный экономический район; 4 группа ­ Восточный экономический район; 6 5 группа ­ Западный экономический район. Защита результатов работы в группах спикерами (слайд № 13). Отрасли специализации – основа хозяйства. Но, кроме основных, в каждом  районе есть  отрасли вспомогательные,  которые способствуют развитию основных отраслей  специализации (слайд №14). Немаловажное значение имеет распределение трудовых ресурсов. На  предприятиях  тяжёлой  промышленности заняты преимущественно  мужчины, значит,  для трудоустройства женщин  требуются предприятия  лёгкой, пищевой, сферы обслуживания. Эти отрасли, называют  обслуживающими. Для рациональной организации хозяйства создаются промышленные узлы и территориально­ производственные комплексы (ТПК). Это ведёт к рациональному использованию природных  ресурсов, сокращению капиталовложений, транспортных расходов, повышению  производительности труда, обеспечению охраны окружающей среды и улучшений условий  жизни. ТПК – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание производств, формирующихся  вокруг одного – главного. Примеры ТПК: (слайд №15)  Название ТПК Рудно­Алтайский Карагандинско­Темиртауский Павлодар­Экибазстузский Мангистаузский Каратау­Таразский Промышленный пункт Промышленный центр Промышленный узел Специализация Цветная металлургия Угольная промышленность, чёрная  металлургия Угольная промышленность, металлургия,  энергетика Нефтегазовая промышленность Горно­химическая промышленность Город или посёлок с одним промышленным  предприятием Несколько предприятий различных  отраслей, не образующих единую  хозяйственную структуру. Группа предприятий, имеющих  производственно­технологические связи и  общую инфраструктуру. Функционируют  как единое целое и могут включать  несколько городов. 7 Промышленный район Состав ТПК: (слайд16) Взаимосвязанные промышленные пункты,  центры и узлы. ­  Подумайте и скажите, какие параметры необходимы при составлении характеристики   экономического района. (Учащиеся обсуждают задание в группах, затем защищаю результат  работы,  дополняя группы). Проверка работы в презентации. (Слайд №17) При изучении экономических районов мы будем пользоваться следующим планом: 1. ЭГП и природные условия. 2. Природные ресурсы. 3. Население. 4. Промышленность 5. ТПК и промышленные узлы. 6. Сельское хозяйство. 7. Транспорт. 8. Экологические проблемы. 9. Города Казахстана. 5. Интеллектуально­преобразовательная деятельность. Учитель организовывает  деятельность учащихся по применению занятий полученных при изучении районирования  территории Казахстана. Задания для работы в группе: Заполните таблицу, применив знания, полученные на уроке, а  так же рис.149 (слайд №18): Отрасли  специализа ции Вспомога тельные  отрасли Обслужива ющие  отрасли Площадь  (в %) Название  экономическ ого района Населе ние (в  %) Входя щие  облас ти 1 группа – Центральный экономический район; 2 группа ­ Северный экономический район; 3 группа ­ Южный экономический район; 4 группа ­ Восточный экономический район; 5 группа ­ Западный экономический район. 8 Защита результатов урока каждой группой (слайд 19).  6. Закрепление работы на уроке в форме теста, подготовка к ВОУД. Тест ­ слайд 20,21. 7. Рефлексивная деятельность. Научить учащихся оценивать результаты своей учебной  деятельности (слайд №22). 8. Домашнее задание: §40 задания 1,2 устно (слайд №23). 1. 2. 3. 4. Какое значение для тебя  имеют знания, умения,  полученные на уроке? Как ты оцениваешь  полученные сегодня  знания? +++  ­ очень важное ++    ­ важное +      ­ не очень важное +++  ­ глубокие ++     ­ осознанные +       ­ не осознанные С каким настроем ты  изучал материал? Как оцениваешь свою  деятельность? +++  ­ было интересно ++     ­ не очень интересно +       ­ не интересно вообще +++ ­ отлично ++     ­ хорошо +       ­ удовлетворительно Технические средства обучения: электронная доска для воспроизведения презентации и   экономической  карты Казахстана.  Оборудование: Экономическая карта Казахстана, атласы, карточки с заданиями и для  самоконтроля. Методическая литература:  Электронный учебник «Экономическая и социальная география Казахстана», ТОО «Атамура» В.В. Усиков, Т.Л. Казановская и др. «Экономическая и социальная география  Казахстана»,  Алматы «Атамура», 2013 год В.В. Усиков, Т.Л. Казановская и др. Методическое пособие   «Экономическая и социальная  география  Казахстана», Алматы «Атамура», 2013 год Электронный учебник 9 класс НЦИ РК Интернет­ресурсы:  9 http://fb.ru/misc/i/gallery/24207/768242.jpg Фон Казахстан http://biznesov.ru/wp­content/uploads/2013/06/investirovanie­deneg.jpg Фон http   ://   mypresentation  .  ru   /  documents      /4   f  59921130  f  0710    ae   90   d  3  bcfd   247   cacb    /  img   1.   jpg    Карта    http   ://   gorodakz  .  ucoz    .  kz   /  Kazakhstan  .  gif  Карта     http   ://   omg  .  md   /  uploads    /2014­12/1418289541_  rost    /  posts      .  jpeg   10

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"

Разработка урока по экономической и социальной географии Казахстана на тему:"Районирование территории Казахстана"

Разработка урока  по экономической и социальной  географии Казахстана на тему:"Районирование  территории Казахстана"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2017