Тема: ЭГП Татарстана. Административно- территориальное устройство. Основные этапы освоения. Численность населения и её динамика. Этапы заселения, формирования культуры народов.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока.Тема: ЭГП Татарстана. Административно- территориальное устройство. Основные этапы освоения. Численность населения и её динамика. Этапы заселения, формирования культуры народов. Цель урока: Познакомить с новым курсом географии «Региональная география Татарстана»; 1. Изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения; 2. Содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Татарстана; 3. Дать знания о границах Татарстана . Учебно-воспитательные задачи: • Развивающие: Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания; • Продолжить развивать умение выделять главное при работе с учебником и с географической картой; • Умения показывать на карте границы республики, показывать республики и области, граничащие с РТ. • Воспитательные: Создать условия для повышенного интереса к изучению родного края; • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край. Тип урока-комбинированный Методы и приемы: 1.Рассказ учителя и беседа с использованием презентации и образовательных ресурсов (ЭОР, размещенных на сайтах www.school-collection.edu.ru. (новая тема) 2.Сообщения учащихся. 3. Групповая работа с географическими картами . Оборудование: компьютер, презентация для урока, глобус,политико административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», большой атлас Татарстана,, карточки с групповыми заданиями, карточки с практической работой, тетради, атласы. Использованные ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/Anim4.gif http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a1c2211-07de-4cc7-9750-3311976682ee/Anim2.gif http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bfd65176-f416-4ea2-aa68-8958a801031a/Coordinates.html
Иконка файла материала урок по географии ЭГП Татарстана.docx

ТемаЭГП Татарстана. Административно- территориальное устройство. Основные этапы освоения. Численность населения и её динамика. Этапы заселения, формирования культуры народов.

Цель  урока: Познакомить с новым курсом географии «Региональная география Татарстана»;

1.   Изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения;

2.   Содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Татарстана;

3.  Дать знания о границах Татарстана .

Учебно-воспитательные задачи:

·         Развивающие:     Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания;

·         Продолжить развивать умение выделять главное при работе с учебником и с географической картой;

·         Умения показывать на карте границы республики, показывать республики и области, граничащие с РТ.

 

·         Воспитательные: Создать условия для повышенного интереса к изучению родного края;

·         Воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край.

 

 

 

 

 

Тип урока-комбинированный

Методы и приемы:

1.Рассказ учителя и беседа с использованием презентации и образовательных ресурсов (ЭОР, размещенных на сайтах  www.school-collection.edu.ru.  (новая тема)

2.Сообщения учащихся.
3. Групповая работа с географическими картами .

Оборудование: компьютер, презентация для урока, глобус,политико административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», большой атлас Татарстана,, карточки с групповыми заданиями, карточки с практической работой, тетради, атласы.

 Использованные ресурсы:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/163ec3e8-4b76-4ae1-93ce-b6f72acf7977/Anim4.gif

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a1c2211-07de-4cc7-9750-3311976682ee/Anim2.gif

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bfd65176-f416-4ea2-aa68-8958a801031a/Coordinates.html

 

 

 

 

 

 

Эпиграф к уроку-

Мой Татарстан, Моя республика!

 

Ты равная, средь равных расцвела,

 

В венке российских республик свободных,

 

Мой прекрасный цветок,

 

Мой родной Татарстан.

 

Организационный момент.   Цель: настроить учащихся внимательному восприятию учебного материала.

Здравствуйте,

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы

Работаем старательно, слушаем внимательно.

          Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

1.     Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

2.     Уши. Потрите уши (5 сек).

        Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.

Сегодня мы с вами будем работать и группами и индивидуально.

 

 

 

 

                      Организационный момент, мотивация.

     

Цель: Ознакомить учащихся с географическим положением Республики Татарстан.

Учитель: Вводная беседа учителя. Перед вами ребята карты, презентация. эпиграф и значит вы можете сразу назвать тему урока-……………Запишем в тетрадь число и тему урока.

1)С сегодняшнего дня мы с Вами приступаем к изучению географии РТ, которую будем изучать в течение 2 лет, сначала физическую, затем экономическую.

2) Что для вас Татарстан, с какими явлениями, событиями у Вас ассоциируется Татарстан?

 Приветствие учащихся на русском и татарском языках. Некоторые сведения о республике Татарстан.

Приветствие учащихся СОШ № 21-Девушка и юноша приветствуют гостей с хлебом и солью.

Девушка:-Исәмесес,хөрмәтле кунаклар!
Юноша: -Здравствуйте, уважаемые гости!

Девушка:-Сезнең үзебезнең мәктептә кабул итүәбезге без бик шат. Сезгә безнең дәрәбебез өшар дип ышанабыз, чөнки без узебезнең Татарстаныгызны бик ярата.
Юноша:-Мы пригласили вас на наш открытый урок,так как хотим поделиться нашими знаниями о Татарстане.
Девушка: Менә сезгә узебезнең Татарстан басуларында үськә бөдәйдән пышерьгән торты чәчәкезге.
Юноша:-Национальным блюдом русских,живыщих в Татарстане является хлеб с солью. Мы просим отведать вас чак-чак и хлеб солью.

1)Что мы сегодня должны узнать?

2)Какие задачи поставим перед собой?

3) С чего начинается изучение любой территории, государства? --Правильно с описания географического положения. По плану, по которому дается характеристика географического положения страны, по которому мы изучали Россию. Раздать на парты лист с планом характеристики страны (приложение 1, раздаточный материал)

Изучение  нового материала

Цели:     

1.     Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемой территории , их сущности, связи;

2.     Выделить главное, отметить на контурной карте.

Задание I группе.

Особенности природно-географического положения республики.

 

Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Татарстана.

(Ответы учащихся).

- Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Территория республики протянулась с запада на восток на 400 км, с севера на юг на 250 км.

(Записать в тетрадь.)

Площадь республики равна 67836,2 км. (0,4 % общей площади Российской Федерации). По размерам территории Татарстан уступает Башкортостану и республике Калмыкии (найдите их по карте), но значительно превосходит Чувашию, Мордовию, Удмуртию и Марий-Эл. Из европейских государств Татарстан по площади больше Бельгии, Нидерландов, Дании, Швейцарии и примерно равен Ирландии. Площадь Татарстана -это территория острова Шри-Ланка, или Бельгии и Нидерландов, вместе взятых.

Граница имеют вид сильно извилистой и ломанной линии и не связаны с какими-либо природными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Башкортостаном, которая на большом протяжении проходит по реке Ик.

- Скажите пожалуйста, какую долготу будут имеет крайние точки республики? (восточную), а какую широту? Правильно, северную, такую же как и Россия. Территория республики находится между 530 58, и 56039, северной широты и 47015,и 54 0 18, восточной долготы.

Задание II группе.

 Соседи Татарстана.

Работа с картой. Задание: назовите и покажите на карте (рис. 1), с какими субъектами РФ граничит Республика Татарстан - на севере?, на юге?, на востоке, и на западе. Отметить на карте ,которая находится на стене и показать на основной карте.

 

 

Рисунок 1. Карта республики Татарстан

- Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать в тетрадь, и перенести таблицу в тетради)

 

3. Познакомить с соседями  Татарстана.-3 группа.

Карта на стене и показать по основной карте

Работа с картой. Задание: назовите и покажите на карте (рис. 1), с какими субъектами РФ граничит Республика Татарстан - на севере?, на юге?, на востоке, и на западе.

Рисунок 1. Карта республики Татарстан

- Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать в тетрадь, и перенести таблицу в тетради).

Рисунок 1. Карта республики Татарстан

 

Стороны горизонта

Субъекты РФ

На западе и северо-западе

Чувашская республика   Республика Марий-Эл

На севере

Кировская область, Республика Удмуртия

На востоке и юго-востоке

Оренбургская область и Республика Башкортостан.

На юге

Самарская и Ульяновская области.

Ее территория включает северную часть Поволжья и соседствует с Предуральем.

1.     В физико-географическом отношении такое ГП республики определяет континентальность климата. Что отражается на почвенном покрове, растительности, животном мире и других компонентах природы о которых мы поговорим на последующих уроках.

 

Задание III группе.

 

План характеристики ЭГП страны (региона)

1.     Положение по отношению к соседним республикам.

2.     Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.

3.     Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.

4.     Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.

5.     Изменение ЭГП во времени.

Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

 

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности

Сообщения учащихся (сообщение заранее подготовленного ученика).

Некоторым учащимся было дано подготовить сообщения.

I группа-история образования РТ.

II группа- хозяйственного освоение РТ.

III группа-  заселение  республики Татарстан.

IV. Закрепление новой темы:

Цели: 1.Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала.

2.Установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу.

3.Организовать деятельность учащихся по применению изучаемых знаний к объяснению разных процессов, а также решению задач.  Закрепление полученных знаний.

То что мы устно проговаривали сейчас отметим и запишем в тетрадь

 

V. Закрепление.

Практическая работа.

Работа с контурной картой Татарстана. (приложение 3)

Задание.1. Обведите цветом границы Татарстана.

Задание 2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты. (приложение 2)

Задание 3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит наша республика, используя таблицу, заполненную на уроке и выделите их цветом.

Задание 4. Определить протяженность в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д, и с запада на восток по 56° с.ш.

Учитель. Давайте вернёмся к плану. Какая цель стояла перед нами?

Какие задачи стояли перед нами? Мы можем ответить?

Что вы сегодня на уроке узнали новое?

Чему научились?

Пригодятся ли вам эти знания?

Итог урока. Итоги. Рефлексия.

1. Посмотрите на карту России, месторасположение на ней нашей республики. Лишь прочные знания, которыми вы уже обладаете, позволяют оценить разнообразие природных условий и ресурсов, и помогут рационально использовать богатство нашего края.

Таким образом, географическое положение Республики на европейской части России, соседское положение с экономически развитыми районами России, характеризуют его выгодное положение, как в природно-географическом, так и в экономико-географическом положении.

2. Результаты урока: Учащиеся могут показывать на карте пограничные государства, области, граничащих с Татарстаном.

Дают оценку физико-географического положение Татарстана.

3. Оценки ученикам, активно работающим на уроке.

4. Представить материалы, литературу (журналы, газеты, брошюры) в которых можно найти дополнительные сведения о Татарстане.

 

 Выставление оценок за урок. Уходя с урока, оставьте на карте  тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока. Красный – многое получалось, узнал(а) и понял(а) новую тему, настроение хорошее. Желтый – не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. Зеленый – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое.

Спасибо за урок, а в заключении я хочу сказать: всегда ставь своей целью добраться до луны, ведь даже если это у тебя не получится, ты, по крайней мере, приблизишься к звездам.

V.                

Рефлексия.   . «Сожми кулачок»

        Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять.  Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать…  Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…

 

 

VI.            Домашнее задание.

Цель: развивать самостоятельную деятельность при выполнения заданий.

Стр.5-6 пересказ.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru