Технологическая карта урока физики в 11 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода.
Автор разработки: |
Губарева Людмила Александровна |
Предмет |
Физика |
Класс |
11 класс |
Автор УМК, учебник |
УМК под редакцией учебник «Физика» авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев |
Раздел |
Атомная физика |
Урок №1 Тема урока: |
Строение атома. Опыты Резерфорда. |
Тип урока |
Получения новых знаний |
Цель урока |
Расширить знания учащихся по теме, доказать ядерную модель атома с помощью опытов Резерфорда, показать недостатки данной модели.
|
Задачи урока |
Обучающие: синтезировать знания, полученные на уроках физики и химии, необходимых для формирования целостного представления об атоме.
|
Развивающие: способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес , к изучению предпосылок открытия конкретных явлений, формировать у учащихся научное мировоззрение на примере истории развития взглядов на строение атома. Продолжать формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материал. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
|
|
Воспитательные: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту |
|
Результаты освоения ученого предмета. |
направленные на достижение личностных результатов: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе опыта Резерфорда, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления , классифицировать изученные объекты; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты.
|
|
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: (универсальные учебные действия в познавательной и практической деятельности) -способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - взаимодействие со сверстниками при решении задач, - логические действия сравнения, обобщения -систематизировать, обобщать знания по теме; |
|
Направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование представлений о строении атома, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся .
|
Методы организации учебной деятельности |
репродуктивный, эвристический.
|
Формы работы |
фронтальная: беседа по вопросам групповая: сравнение моделей атомов предложенной Томсоном и Резерфордом.( Сходство и различия в строении) индивидуальная: решение задач, работа с тестом ( самопроверка) работа в парах: взаимопроверка работы с видеосюжетом. |
Используемые технологии |
Системно-деятельностный подход. |
Оборудование и материалы:
· Учебник « Физика» 11 класс авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
· Карточки с задачами.
· Презентация к уроку.
· Видеофильм « Опыты Резерфорда»
· Карточки с заданием к видеофильму.
· Карточки для проверки задания
· ЦОР «Опыт Резерфорда»- интерактивная модель со звуком.
· Карта для самооценки на уроке.
· Рефлексия. Заполнение таблицы.
№ п/п |
элемент урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
1 |
1.Организационный этап урока Задачи этапа: 1.Влючить учащихся в учебную деятельность. 2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. |
|||
Приветствие учителя |
Учитель создает условия для достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм, создает условия для формирования у учащихся умений быстрой мобилизации и ответственного отношения к учебе |
Учащиеся формируют умения внутренней самоорганизации, ответственное отношение к учебе, психологически настраиваются на урок, необходимый деловой и психологический контакт с учителем |
Создание положительного эмоционального настроя учащихся на проведение урока |
|
Проверка готовности учащихся к уроку |
||||
Организация внимания |
||||
4 |
2.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала Задачи: Актуализовать знания , необходимые для восприятия нового материала. |
|||
Сообщение темы изучения нового материала |
Учитель предлагает учащимся решить ребус, на котором зашифрованы слова Э.Резерфорда «Теперь я знаю, как устроен атом».
|
Учащиеся пытаются найти логические связи, решая ребус. После решения ребуса записывают новую тему урока. |
Личностные УУД: -личностное самоопределение Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Логические : -построение логической цепи рассуждений |
|
Формулирование с учащимися цели и задач изучения нового материала |
Так как на уроке изучают опыты в результате которых была установлена структура атома, учитель в беседе с учащимися вырабатывает алгоритм изучения темы урока. |
Учащиеся совместно с учителем формулируют алгоритм изучения темы опыты Резерфорда. Строение атома. (цель, идея опыта, оборудование, ход проведения эксперимента, результаты, выводы) |
Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия Регулятивные: - составление плана изучения нового материала, -четко ставят перед собой цели изучения нового материала. |
|
5 |
Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся на его усвоение |
Учитель сообщает учащимся о важности открытия внутренней структуры атома, что повлекло за собой развитие раздела физики современности – атомной и ядерной физики. Открытия, сделанные Резерфордом, дали толчок для развития физики микромира, позволили человеку освоить атомную энергию. |
Учащиеся воспринимают новую для них информацию |
Познавательные: Общеучебные универсальные действия: - извлечение необходимой информации из прослушанного материала Мотивация на изучение нового материала способствует активной познавательной деятельности на уроке. |
6 |
Постановка перед учащимися учебной проблемы |
Учитель в виде беседы приводит в систему знания учащихся об опытных фактах, которые свидетельствуют о сложной структуре атома. |
Учащиеся фиксируют основные даты, фамилии ученых, опытные факты и явления, свидетельствующие о сложной структуре атома. |
Общеучебные: - систематизация знаний учащихся. |
|
3.Этап изучения нового материала Задачи: 1. Систематизация знаний учащихся 2. Получение новых знаний. |
|||
7 |
Изучение вопроса: «Первая модель атома – модель атома Дж.Томпсона» |
В виде проблемно-поисковой беседы обсуждается вопрос об устойчивости атома Томпсона. Рассматривает вместе с учащимися вопрос о движении внутри атома Томпсона заряженных частиц. |
Учащиеся на основе знаний, полученных при изучении физики в 9 классе, формулируют основные положения, которые необходимо было проверить Э.Резерфорду на опытах. Учащиеся делают зарисовки моделей атомов Томсона и Резерфорда. Выделяют сходство данных моделей и различия. |
Познавательные: Постановка и решение проблемы6 -формулирование проблемы -самостоятельное создание способов решения проблемы. Логические УД: - выбор оснований и критериев для сравнения |
|
Изучение вопроса: «Опыт Резерфорда» |
Учитель, используя flash-анимацию, объясняет узловые моменты темы, разъясняя сложные для понимания выводы. |
Учащиеся, перерабатывают информацию, сопоставляя рассказ учителя с виртуальной наглядностью, Формулируют выводы, которые можно сделать при анализе результатов опытов Резерфорда. |
Познавательные: -извлечение необходимой информации из прослушанного материала. М/П: -умение осмыслить полученную информацию. Коммуникативные: - умение выражать с точностью свои мысли. Познавательные УУД: Общеучебные УД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
|
Изучение вопроса: «Несовместимость атома Резерфорда с законами классической механики и электродинамики»
|
Учитель предлагает для обсуждения вопрос: дать объяснение устойчивости атома Резерфорда с точки зрения классической механики и электродинамики (подводит учащихся к противоречию между строением атома Резерфорда и законами классической физики) |
Учащиеся расширяют свои знания о строении атома, пытаются определить закономерности в движении электронов внутри атома, устанавливают логические связи между законами классической физики и строением атома Резерфорда |
Логические УД: -построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД -умение выражать свои мысли |
|
Первичное закрепление знаний учащихся
|
|||
«Просмотр видеофрагмента «Опыт Резерфорда» |
Учитель предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент «Строение атома», объясняя, что после просмотра учащиеся должны будут заполнить пропуски в тексте, повествующем о строении атома и опытах Резерфорда. Нацеливает учащихся на внимательный просмотр видеофрагмента. |
Учащиеся сосредотачивают внимание на осознанном просмотре видеофрагмента, записывают некоторые основные сведения, положения, выводы. |
Общеучебные УУД: -извлечение необходимой информации из прослушанного текста
|
|
Закрепление знаний учащихся
|
||||
|
Учитель предлагает учащимся для самостоятельной работы текст, в котором представлена информация, изложенная в просмотренном видеофрагменте, инструктирует о правилах выполнения данной работы |
Учащиеся, читая материал, устанавливают логические связи в тексте, заполняют пропущенные в тексте слова, анализируют предоставленную информацию |
Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном |
|
|
Проверка правильности выполнения самостоятельной работы |
Учитель воспроизводит на экран текст, в котором пропущенные слова, которые должны бы заполнить учащиеся выделены цветом, предлагает учащимся проверить правильность выполнения работы |
Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, оценивают свои знания по теме урока. Взаимоконтроль. |
Регулятивные УУД: -коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.
|
|
Работа с тестом |
Учащимся предлагается выполнить задания теста. |
Выполняют тест, осуществляют самопроверку. |
Познавательные УУД: Общеучебные УД: -выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. |
|
Этап рефлексии |
Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу (что я знал в начале урока, что узнал нового) |
Учащиеся заполняют таблицу |
Регулятивные УУД: -оценка- выделение и осознание Учащимися того ,что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить. - учащиеся осознают что, новый изученный материал тесно переплетается с ранее известным. Создается целостная картина знаний по данной теме. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
|
Этап информирования учащихся о домашнем задании |
Учитель инструктирует учащихся о выполнении домашнего задания, дифференцирует домашнее задание в зависимости от уровня подготовки учащихся |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.