Разработка урока по физике 11 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по физике 7 класс. Изучение плавания тел.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Технологическая карта урока по теме .docx

Технологическая карта урока физики в 11 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода.

Автор разработки:

Губарева Людмила Александровна

Предмет

Физика

Класс

11 класс

Автор УМК, учебник

УМК под редакцией  учебник «Физика» авторы  Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев

Раздел

Атомная физика

Урок №1

Тема урока:

 

Строение атома. Опыты Резерфорда.

Тип урока

Получения новых  знаний

Цель урока

Расширить знания учащихся по теме, доказать ядерную модель атома с помощью опытов Резерфорда, показать недостатки данной модели.

 

Задачи урока

Обучающие: синтезировать  знания, полученные на уроках физики и химии, необходимых  для формирования целостного представления об атоме.

 

Развивающие: способствовать развитию знаний об атоме, пробудить у учащихся интерес , к изучению предпосылок открытия конкретных явлений, формировать у учащихся научное мировоззрение на примере истории развития взглядов на строение атома. Продолжать формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации, обобщать материал. Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

 

 Воспитательные: развитие навыков коллективной работы; развитие навыков культуры общения; воспитание основ нравственного самосознания; толерантного отношения друг к другу; умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту

Результаты освоения ученого предмета.

направленные на достижение личностных результатов:  формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование  интереса к физике при анализе опыта Резерфорда,  формирование мотивации  постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления , классифицировать изученные объекты; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты.

 

 

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(универсальные учебные действия в познавательной и практической деятельности)

-способность принимать и сохранять цели  и задачи  учебной деятельности

-  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

- взаимодействие со сверстниками при решении задач,

- логические  действия  сравнения, обобщения

-систематизировать, обобщать   знания   по теме;

 

Направленные на достижение предметных результатов обучения:  формирование представлений о строении атома, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся .

 

 

Методы организации учебной деятельности

репродуктивный, эвристический.

 

Формы работы

фронтальная: беседа по вопросам

групповая: сравнение моделей атомов предложенной  Томсоном  и Резерфордом.( Сходство и различия в строении)

индивидуальная: решение задач, работа с тестом ( самопроверка)

работа в парах: взаимопроверка работы с видеосюжетом.

Используемые технологии

Системно-деятельностный подход.

                                                  

                                                                     Оборудование и материалы:

·       Учебник « Физика» 11 класс авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

·       Карточки с задачами.

·       Презентация к уроку.

·       Видеофильм « Опыты Резерфорда»

·       Карточки с заданием к видеофильму.

·       Карточки для проверки  задания

·       ЦОР «Опыт Резерфорда»- интерактивная модель со звуком.

·       Карта для самооценки на уроке.

·       Рефлексия. Заполнение таблицы.

№ п/п

элемент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1

1.Организационный этап  урока

Задачи этапа: 1.Влючить учащихся в учебную деятельность.

                          2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Приветствие учителя

Учитель создает условия для достижения психологического комфорта учащихся на уроке, способствует быстрому вхождению класса в деловой ритм, создает условия для  формирования у учащихся умений быстрой мобилизации и ответственного отношения к учебе

Учащиеся формируют умения внутренней самоорганизации, ответственное отношение  к учебе, психологически настраиваются на урок, необходимый деловой и психологический контакт с учителем

Создание положительного эмоционального настроя учащихся на проведение урока

Проверка готовности учащихся к уроку

Организация внимания

4

2.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала

Задачи: Актуализовать знания , необходимые для восприятия нового материала.

Сообщение темы изучения нового материала

Учитель предлагает учащимся решить ребус, на котором зашифрованы слова Э.Резерфорда «Теперь я знаю, как устроен атом».

 

Учащиеся пытаются найти логические связи, решая ребус. После решения ребуса записывают новую тему  урока.

Личностные УУД:

-личностное самоопределение

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Логические :

-построение логической цепи рассуждений

Формулирование с учащимися цели и задач изучения нового материала

Так как на уроке изучают опыты в результате которых была установлена структура атома, учитель в беседе с учащимися вырабатывает алгоритм изучения темы урока.

Учащиеся совместно с учителем формулируют алгоритм изучения  темы опыты Резерфорда. Строение атома. (цель, идея опыта, оборудование, ход проведения эксперимента, результаты, выводы)

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия

Регулятивные:

-  составление  плана изучения нового материала, -четко ставят перед собой цели изучения нового материала.

5

Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся на его усвоение

Учитель сообщает учащимся о важности открытия внутренней структуры атома, что повлекло  за собой развитие раздела физики современности – атомной и ядерной физики. Открытия, сделанные Резерфордом, дали толчок для развития физики микромира, позволили человеку освоить атомную энергию.

Учащиеся воспринимают новую для них информацию

Познавательные:

Общеучебные универсальные действия:

- извлечение необходимой информации из прослушанного материала

Мотивация на изучение нового материала  способствует активной познавательной деятельности на уроке.

6

Постановка перед учащимися учебной проблемы

Учитель в виде беседы приводит в систему знания учащихся  об опытных фактах, которые свидетельствуют о сложной структуре атома.

Учащиеся фиксируют основные даты, фамилии ученых, опытные факты и явления, свидетельствующие о сложной структуре атома.

Общеучебные:

- систематизация знаний учащихся.

 

                                           3.Этап изучения нового материала

Задачи: 1. Систематизация знаний учащихся

               2. Получение новых знаний.

7

Изучение вопроса:

«Первая модель атома – модель атома Дж.Томпсона»

В виде проблемно-поисковой беседы обсуждается вопрос  об устойчивости атома Томпсона. Рассматривает вместе с учащимися вопрос о движении внутри атома Томпсона заряженных частиц.

Учащиеся на основе знаний, полученных при изучении физики в 9 классе, формулируют основные положения, которые необходимо было проверить Э.Резерфорду на опытах. Учащиеся  делают зарисовки моделей атомов Томсона и Резерфорда. Выделяют сходство данных моделей и различия.

Познавательные:

Постановка и решение проблемы6

-формулирование проблемы

-самостоятельное создание способов решения проблемы.  

Логические УД:

- выбор оснований и критериев для сравнения

 

Изучение вопроса: «Опыт Резерфорда»

Учитель, используя flash-анимацию, объясняет узловые моменты темы, разъясняя  сложные для понимания выводы.

Учащиеся, перерабатывают информацию, сопоставляя рассказ учителя с виртуальной наглядностью, Формулируют выводы, которые можно сделать при анализе результатов опытов Резерфорда.

Познавательные:

-извлечение необходимой информации из прослушанного материала.

М/П:

-умение осмыслить полученную информацию.

Коммуникативные:

- умение выражать с точностью свои мысли.

Познавательные УУД:

Общеучебные УД:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

Изучение вопроса: «Несовместимость атома Резерфорда с законами классической механики и электродинамики»

 

Учитель предлагает для обсуждения вопрос: дать объяснение устойчивости атома Резерфорда с точки зрения классической механики и электродинамики (подводит учащихся к противоречию между строением атома Резерфорда и законами классической физики)

Учащиеся расширяют свои знания о строении атома, пытаются определить закономерности в движении электронов внутри атома, устанавливают логические связи между законами классической физики и строением атома Резерфорда

Логические УД:

-построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

-умение выражать свои мысли

 

                                                      Первичное закрепление знаний учащихся

 

 «Просмотр видеофрагмента «Опыт Резерфорда»

 Учитель предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент «Строение атома», объясняя, что после просмотра учащиеся должны будут заполнить пропуски в тексте,  повествующем о строении атома и опытах Резерфорда. Нацеливает учащихся на внимательный просмотр

видеофрагмента.

 Учащиеся сосредотачивают внимание на осознанном просмотре видеофрагмента, записывают некоторые основные сведения, положения, выводы.

 Общеучебные УУД:

-извлечение необходимой информации из прослушанного текста

 

                                                       Закрепление знаний учащихся

 

 

Учитель предлагает учащимся для самостоятельной работы текст, в котором представлена  информация, изложенная в просмотренном видеофрагменте, инструктирует о правилах  выполнения данной работы

Учащиеся, читая материал, устанавливают логические связи в тексте, заполняют пропущенные в тексте слова, анализируют предоставленную информацию

 

Регулятивные УУД:

- контроль в форме сличения способа действий и его результат с заданным эталоном

 

Проверка правильности выполнения самостоятельной работы

Учитель воспроизводит на экран текст, в котором пропущенные слова, которые должны бы заполнить учащиеся выделены цветом, предлагает учащимся проверить правильность выполнения работы

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, оценивают свои знания по теме урока. Взаимоконтроль.

Регулятивные УУД:

-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

 

 

Работа с тестом

Учащимся предлагается  выполнить задания теста.

Выполняют тест, осуществляют самопроверку.

Познавательные УУД:

Общеучебные УД:

-выбор наиболее  эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

 

Этап рефлексии

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу (что я знал в начале урока, что узнал нового)

Учащиеся заполняют таблицу

Регулятивные УУД:

 -оценка- выделение  и осознание Учащимися  того ,что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить.

- учащиеся осознают что, новый изученный материал тесно переплетается с ранее известным. Создается целостная картина знаний по данной теме.

Познавательные УУД:

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

 

Этап информирования учащихся о домашнем задании

Учитель инструктирует учащихся о выполнении домашнего задания, дифференцирует домашнее задание в зависимости от уровня подготовки учащихся

Учащиеся записывают домашнее задание.