Предмет: физика, урок изучение и первичное закрепление новых знаний
Тема: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге».
Продолжительность: 1 урок 45 минут
Класс: 7 класс
Технологии: проблемное обучение, эвристическая беседа
УМК: Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.: ООО «Дрофа», 2006 г.
Аннотация: Урок изучения новых знаний. Целью урока было познакомить обучающихся с видами простых механизмов. Рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы.
Были поставлены следующие задачи: обучающая; развивающая; воспитывающая.
Для проведения урока необходимо следующее оборудование: штатив, грузы, рычаг, мультимедийный проектор, экран.
На уроке были использованы такие методы обучения как: методы получения новых знаний; метод выработки учебных умений; методы актуализации знаний; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы контроля.
Практическая реализация: урок планируется повести в 2017-2018 учебном году, в соответствии с календарно-тематическим планированием
Конспект урока:
1. Организационный момент.
«Добрый день. Я желаю, чтобы наш урок дал нам больше позитивных эмоций и чувство удовлетворённости от процесса получения знаний». Тема нашего урока: «Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге». (Слайд 1). В тетради запишите дату и тему урока.
2. Актуализация знаний.
Великий ученый Архимед говорил: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю» (Слайд 2).
О чем это он?.. Я думаю, после того как мы изучим новый материал вы поймете, что хотел сказать этим Архимед.
Но сначала немного повторим то, что уже изучили.
Перед вами вопросы небольшого теста (Слайд 3). Ответьте на них. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы друг друга.
3. Новая тема.
А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся грациозностью сооружений древних строителей. В Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды. Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров. Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть? (Слайд 4).
(Учащиеся слушают учителя. Высказывают свои предположения. Предлагают использование лебедки или наклонной плоскости).
С древних времен для облегчения своего труда человек использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). (Слайд 5). Без специальных приспособлений невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды. (Слайд 6).
Простые механизмы – приспособления, служащие для преобразования силы.
К ним относятся:
Рычаг – твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Ворот – это два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси, например, колодезный ворот с ручкой.
Блок – представляет собой колесо с жёлобом по окружности, вращающееся вокруг своей оси.
Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы и конвейеры. Чем положе уклон, тем легче выполнить работу по подъему груза на высоту.
Винт – простейший механизм. Резьба винта, в сущности, представляет собой другой простейший механизм – наклонную плоскость, многократно обернутую вокруг цилиндра.
(Слайд 7)
Выдающийся учёный древнего мира Архимед в своих работах излагает законы рычага и делает вывод о том, что теоретически с помощью рычага можно поднять любое тело, в том числе и Землю.
(Учащиеся делают записи в тетради. Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни).
Сегодня мы рассмотрим только один простой механизм – рычаг.
(Слайд 8) Рассмотрим рычаг более подробно. Единственная неподвижная точка рычага – точка опоры.
Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила.
Давайте проведём следующий опыт: У нас есть тяжёлая коробка. Как её передвинуть? Попробуем применить рычаг – линейку.
Мы убедились на опыте, что рычаги бывают первого и второго рода.
Рассмотрите слайд 9 и ответьте, что у них общего и в чем различие. («Общее – простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе»
«Различие – точка опоры расположена в первом случае между точками приложения сил, во втором на конце рычага. По разному направлены силы.» (Слайд 10))
4. Закрепление.
«Древо науки всеми корнями связано с практикой» А. Несмеянов (Слайд 11)
Итак, приступим самостоятельным исследованиям. (Слайды 12-13)
Ваша цель выяснить, при каком условии рычаг находится в равновесии.
Задание:
1. Подвесить рычаг на штатив.
2. Вращая гайки на концах рычага, расположите рычаг горизонтально.
3. Подвесьте два груза на левой части рычага. Вес груза равен 1 Н. Что произошло с рычагом? Что нужно сделать, чтобы рычаг оказался в положении равновесия под действием приложенных сил?
4. Подвесьте с правой стороны динамометр и по его показаниям попытайтесь узнать, какую силу необходимо приложить, чтобы установить рычаг в положении равновесия.
5. Подвесьте три груза из набора, уравновесив их одним грузом с другой стороны
6. Определите плечи рычага.
7. Ответьте на вопросы:
а) От каких величин зависит
результат действия силы? Ответ: от числового значения (модуля); от направления
действия силы; от точки приложения.
б) Чему равны действующие на рычаг силы? Ответ: весу груза.
в) В чем состоит правило равновесия рычага?
Ответ: F1/F2 = l2/l1
Решение задач
(Слайд 14) (разбор задачи у доски)
(Слайд 15) (самостоятельная работа)
5. Итоги.
Итак, мы с вами изучили лишь один из простых механизмов – рычаг. Но он обладает важным свойством, обуславливающим его широкое применение в природных механизмах скелетах животных и человека. Рычажными механизмами в скелетах являются почти все кости, имеющие некоторую свободу движения: кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев.
Ребята, прошу вас заполнить листы рефлексии. (Приложение 2)
А закончить урок мне хочется стихотворением Б. Пастернака:
Во
всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
6. Домашнее задание
§55, 56, Упр. 30 (1) (Слайд 16)
Технологическая карта урока
Предмет, класс |
Физика, 7 класс |
Тема урока, № урока по теме |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
Актуальность использования средств ИКТ |
Использование ИКТ позволит обеспечить максимальную наглядность |
Цель урока |
Познакомить обучающихся с видами простых механизмов. Рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы |
Задачи урока |
Обучающие: |
углубить знания обучающихся при формировании новых понятий и применить их значения на практике |
|
Развивающие: |
|
продолжить формирование у обучающихся умений наблюдать, соотносить наблюдения с практической направленностью, развитие логического мышления и культуры речи |
|
Воспитательные: |
|
развивать интерес к предмету |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
универсальные, ресурсы Интернет |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
штатив, грузы, рычаг, мультимедийный проектор, экран |
Организационная структура урока
Этап урока |
Длительность этапа |
Задачи |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Форма организации деятельности учащихся |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе |
Промежуточный контроль |
Этап 1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. |
1 мин |
Подготовить учащихся к работе на уроке. |
|
|
|
|
Этап 2. Актуализация знаний обучающихся (проверка домашнего задания) |
5 мин |
Проверить и оценить знания учащихся по теме: «Механическая работа. Мощность» |
Демонстрация слайдов презентации |
Фронтальный опрос |
Диагностирующая, направляющая, контролирующая |
Взаимоконтроль учащихся после выполнения интерактивного теста |
Этап 3. Изучение нового теоретического материала |
20 мин |
Познакомить учащихся с понятием «простой механизм». Рассмотреть примеры простых механизмов. Вывести правило равновесия рычага. |
Мультимедийная презентация |
Беседа |
Обучающие |
|
Этап 4. Закрепление |
15 мин |
Проверить степень усвоения учащимися нового теоретического материала |
|
Самостоятельная работа учащихся |
Направляющая |
|
Этап 5. Подведение итогов урока. Рефлексия. |
2 мин |
Оценить работу учащихся на уроке. Самооценка учащихся |
|
Самооценка, заполнение листа рефлексии |
|
Оценка учителем деятельности учащихся на протяжении всего урока |
Этап 6. Домашнее задание. |
2 мин |
Сформулировать и разъяснить задание на дом |
|
|
Консультирующая |
|
Самоанализ урока
Тема урока: Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Тип урока – изучение новых знаний. Этот тип урока был выбран мною для того, чтобы изучить новый материал.
На уроке были поставлены следующие цели: познакомить обучающихся с видами простых механизмов. Рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы.
Задачи урока:
· Обучающая: углубление знания обучающихся при формировании новых понятий и применение их значений на практике;
· Развивающая: формирование у обучающихся умений наблюдать, соотносить наблюдения с практической направленностью, развитие логического мышления и культуры речи;
· Воспитывающая: развитие интереса к предмету.
Было использовано оборудование: штатив, грузы, рычаг, мультимедийный проектор, экран. Презентация «Простые механизмы» (Приложение 1).
На уроке были использованы такие методы обучения:
1. Методы получения новых знаний:
-объяснение;
-организация эксперимента;
2. Метод выработки учебных умений:
- эксперимент
3. Методы актуализации знаний:
-беседа;
4. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
-создание ситуаций успеха в обучении;
-формирование готовности восприятия учебного материала;
-предъявление учебных требований;
5. Методы контроля:
-наблюдение за учебной работой учащихся;
-самостоятельная работа при выполнении фронтального эксперимента
При выборе этих методов были учтены особенности содержания урока: объяснение нового материала, использование новых знаний и полученных ранее.
Структура урока (организационный момент, актуализация знаний, объяснение нового материала, формирование умений и навыков учащихся, подведение итогов, рефлексия, домашнее задание) была выбрана в соответствии с целями и типом урока.
Этапы выражены. Присутствует поэтапное обобщение и плавные переходы к новым этапам.
Цели реализованы: дети познакомятся с новой темой, научатся видеть в окружающей жизни простые механизмы. Удалось решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и при этом избежать перегрузки учащихся.
Причины успеха данного урока заключаются в доступности материала и интереса учащихся к предмету. Новый материал дети лучше воспринимают, если использован метод эксперимента.
Приложение 2. Лист рефлексии.
1.
Отметьте
галочкой место, где вы сейчас.
2. Заполните ниже таблицу рефлексии урока.
А. Ценность данной работы для вас:
Самое важное - 1 балл
Важное - 2 балла
Не очень важное - 3 балла
Совсем не важное - 4 балла
Получение для вас новой информации |
|
Процесс личной деятельности |
|
Полученный результат |
|
Деловое общение во время работы |
|
Возможность проявить себя и услышать слова одобрения |
|
Получение оценки |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.