Разработка урока по физике для 7 класса по теме "Закон Гука. Динамометр". По учебнику "Физика. 7 класс" авторов: Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Составлена в соответствии с планом:
1. Выявление знаний, необходимых для изучения новой темы "Сила упругости"
2. Закон Гука
3. Динамометр
4. Графическое представление закона Гука
Блок .
Закон Гука. Динамометр.
Содержание блока осваивается школьниками на основе §23 учебника, использованием
презентации, проведении демонстрационных опытов, фронтального эксперимента,
видеоматериала, тетрадипрактикума, тетради экзаменатора, тетрадитренажёра,
электронного приложения к учебнику в соответствии с данной структурой:
1. Выявление знаний, необходимых для изучения новой темы.
2. Закон Гука.
3. Динамометр.
4. Графическое представление закона Гука.
1. На основе изученного материала §19, 20, 21, 22, презентации учителя, :
Задание 1 (З). Индивидуальное, самопроверка. Слайд №2
Рассмотрите рисунок, перенесите его в тетрадь и покажите силы, действующие на
гирю.
Задание 2 (П). Индивидуальное, самопроверка. Слайд №2
Докажите, пользуясь знаниями о равнодействующей, что сила тяжести,
действующая на гирю, равна силе упругости.
Задание 3 (У). Индивидуальное, самопроверка. Слайд №3
Рассчитайте, массу гири, висящей на динамометре. Оформите решение задачи.
2. На основе материала §23 стр.60, фронтального эксперимента, презентации учителя,
оборудования для фронтальных и лабораторный работ (штативы, наборы грузов по
100г, динамометры, пружины различной жесткости, куски резины, измерительные
ленты):
Задание 1 (З) Фронтальный опрос. Слайд №4
Что называется растяжением пружины (куска резины, троса…), как обозначается
эта величина.
Задание 2 (П) Фронтальный эксперимент.
Найдите растяжение трёх разных пружин, используя грузы одинаковой массы.
Запишите результаты необходимых измерений и вычислений.
Задание 3 (У) Групповая работа, взаимопроверка. Слайд №5, 6, 7
Найдите растяжения пружины (или резины), подвешивая грузы массой 100, 200, 300,
400г. Данные опытов и измерений занесите в таблицу. В какой зависимости находятся сила
упругости и растяжение? Ответ обоснуйте. Сформулируйте закон Гука.
m, кг
0,3
Fупр., Н
l, м
Fупр. Н
l м
Задание 4 (У) Групповая работа, взаимопроверка. Слайд №8.
0,1
0
0,2
0,4Пользуясь данными таблицы, назовите по группам, чему равен коэффициент
упругости (жесткость) вашей пружины (резины). Почему результаты получились
различными? Сформулируйте вывод о том, от чего зависит коэффициент упругости.
Задание 5 (У) Фронтальная работа.
Используя знания о пластической и упругой деформации, дайте обоснованный ответ
о границах применения закона Гука.
3. На основе материала §23 стр.61, фронтального эксперимента, презентации учителя,
оборудования для фронтальных экспериментов (динамометры, тела различной
массы):
Задание 1 (З). Фронтальный опрос. Слайд №10
Перечислите основные детали, из которых состоит лабораторный динамометр.
Задание 2 (З) Фронтальный опрос. Слайд №11
Укажите, на чём основан принцип действия динамометра.
Задание 3 (З) Фронтальный опрос. Слайд №12.
Приведите примеры, где на практике используются динамометры.
Задание 4 (П). Работа в паре, взаимопроверка. Слайд №13
Обсудите и представьте план изучения любого прибора.
Задание 5. (У). Фронтальный опрос. Слайд №14.
Определите цену деления, предел измерения и погрешность измерения данного
динамометра.
Задание 6 (У) Работа в паре, взаимопроверка. Слайд №15.
Запишите показания динамометра с учетом абсолютной погрешности.
4. На основе материала §23 стр.61, фронтального эксперимента, презентации учителя
Задание 1 (З). Фронтальный опрос. Слайд №16
Что является графиком линейной функции?
Задание 2 (З). Фронтальный опрос.
у = kх + c
Как проходит прямая если свободный член равен нулю?
За что отвечает коэффициент при х?
Задание 3(П). Фронтальный опрос
Опишите, как выглядит график зависимости силы упругости от растяжения
пружины.
Задание 4 (У). Групповая работа, взаимопроверка.
По данным эксперимента (см. ранее заполненную таблицу) постройте график
зависимости силы упругости от растяжения пружины, в выбранном вами масштабе.
Задание 5 (У). Работа в паре, взаимопроверка. Слайд №17.
По графику определите коэффициент упругости пружины.
Задание 6 (У). Работа в паре, взаимопроверка. Слайд №18.
По графику определите жёсткость какой пружины больше?
Задание 7 (У). Работа в паре, взаимопроверка. Слайд №19.Решите задачу. На шнур, жесткость которого равна 200 Н/м, подвесили лампу, масса
которой равна 500 г. Определите на сколько удлинился шнур?
Проверочная работа. Слайд №20.
1. Постройте график зависимости силы упругости от растяжения пружины, если
коэффициент жесткости равен:
2 вариант
200Н/м
2. Приведите примеры применения динамометров в быту.
1 вариант
50Н/м