Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок по теме Решение задач на применение формулы тонкой линзы.docx
Тема урока: «Решение задач на применение формулы тонкой линзы». Я слушаю и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. Мори Ван Мейтс Тип урока:Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков. Технология:  развивающая, проблемно – поисковая, личностно – ориентированная,  игровая. Учебник:  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.­ М.,«Просвещение»,2012 Дидактические средства: презентация, приложения с раздаточным  материалом,  карточки с заданиями. Задачи урока: Образовательные: научить учащихся использовать различные методы исследования в  геометрической оптике; повторить, углубить и закрепить знания по данной теме;  исследовать изображения, даваемые линзой и решить задачи, используя формулу  тонкой линзы, формулу увеличения и формулу для вычисления оптической силы  линзы.   Развивающая: развить у обучающихся  творческое и образное мышление, умения  самостоятельно решать логические задачи, творческую активность и познавательный  интерес;  Воспитательные: развитие познавательного интереса к изучению физических  явлений и воспитание информационной культуры; продолжить формирование чувства  долга и ответственности за собственные результаты в учебе. План урока. I. Организационная часть – 3 мин. II. Актуализация знаний ­4мин III.Закрепление знаний, умений, навыков– 16мин IV. Физкультминутка­ 1 мин V.Индивидуальная работа­14мин VI. Подведение итогов – 3 мин            6.1. Рефлексия­2 мин6.2.Домашнее задание­2 мин  Деятельность учителя Деятельность обучающихся I.Организационная часть 1. Добрый день ребята! Осталось совсем  немного времени , когда вы станете  выпускниками. Поступите учиться в вузы  и  получите профессию. Сегодня научно­ исследовательский институт (НИИ),  занимающийся изучением геометрической  оптики приглашает вас на работу на  следующие должности : лаборанта,  младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника. Но при поступлении на работу   от вас требуются   определенные знания. Слайд 1 Я как представитель института проверю  их у вас  методы решения задач на  применение формулы тонкой линзы. Тема : «Решение задач на применение  формулы тонкой линзы». II. Актуализация знаний 1.Вспомните, какие методы мы используем при решении физических задач? Слайд 2 МЕТОД Визуальный Геометрический Алгебраический ПРИЗНАК По форме линзы,  по виду  изображения Построение с  помощью лучей Использование  формулы тонкой  линзы Слайд3 ­Ребята, как  вы   думаете, какой  цели  мы должны достигнуть в ходе нашей работы? ­Каждый из вас получил рабочую тетрадь, в   котором   вы   будете   фиксировать набранные     баллы,   которые   позволят занять определённую должность в нашем Предполагаемый ответ: Визуальный, геометрический, алгебраический. Предполагаемый ответ: применить  имеющиеся у нас знания для решения  задач, используя методы решений. Обучающиеся знакомятся с рабочейинституте.  тетрадью. Записываем тему урока. Деятельность учителя   2.  Проверим   знание   теории   для   подписания контракт на должность  лаборанта.  Для этого вам необходимо выполнить  задания, набрав 16 баллов.(Каждое   задание   оценивается   в   1 балл). 2.1. Закончите предложения, запишите  недостающие фразы. Слайд 4 1. Прозрачное тело, ограниченное  сферическими поверхностями, называется… 2. Величина, обратная фокусному расстоянию  линзы, называется… 3. Линейное увеличение линзы – это отношение  линейного размера _____________________ к  линейному размеру ______________________. 4.Точка на главной оптической оси, в которой собираются   лучи,   падающие   параллельно главной оптической оси, после преломления их в линзе, называется… 5.Плоскость, проходящая через главный фокус линзы   перпендикулярно   главной   оптической оси называется… 2.2.  Сопоставьте   названия   элементов   линзы, обозначенные   буквами   А,   Б,   В,   Г,   Д,   Е,   с соответствующими изображениями на чертеже Слайд 5 Деятельность обучающихся После выполнения задания,  ученики  обмениваются рабочими тетрадями  и  проверяют друг у друга. Предполагаемый ответ: 1.Линза.  2.Оптическая сила.  3.Изображения, предмета. 4. Главным фокусом. 5.Фокально плоскостью линзы. Максимальный балл­5 (Выставляется учащимися в  оценочный лист) Предполагаемый ответ: А­ 3,Б­ 5,В­ 4,Г­ 6,Д­1 ,Е­ 2. Максимальный балл­6 (Выставляется учащимися в  оценочный лист)А – главная оптическая ось Б – побочная оптическая ось В – условное обозначение линзы Г – фокус Д – оптический центр Е – фокальная плоскость 2.3. Сопоставьте понятия  и формулы.  (Самопроверка) Слайд 6  | 1 F  | 1 d | 1 f | Г F  f d H h 1 D 1 F  1 d 1 f 1 2 3 4 5 А Фокусное расстояние Б Оптическая сила В Линейное увеличение линзы Г Формулатонкой (рассеивающей)  линзы Д Формула  тонкой  (собирающей)  линзы Предполагаемый ответ: А­3,  Б­5,  В­2,  Г­1,  Д­4, Максимальный балл­5 (Выставляется учащимися в  оценочный лист) Лаборант получает:     15 баллов ­Проведём взаимопроверку и подведём подсчет набранных  баллов. Набравшие   16   баллов   приняты   на   должность лаборанта. Обучающиеся решают задачу согласно тексту   задачи   и   рисунку   в   рабочей тетради. Работа в парах.III.Закрепление знаний, умений, навыков 3.1. Я предлагаю контракт на  должность  младшего научного сотрудника. На этом этапе работы  вы должны продемонстрировать свои  знания и умения при решении задач. Выполните задание № 4, используя два метода. Решим следующие задачи:  Слайд 7­9 Представлена тонкая линза, у которой указана  главная оптическая ось, и указано, что в плос­ кости, проходящей через двойной фокус, рас­ полагается светящаяся точка. Необходимо  определить, какая из четырех точек на чертеже  соответствует правильному изображению этого предмета, то есть светящейся точке. Задача может быть решена несколькими спосо­ бами, рассмотрим два из них.  ­Проводим самопроверку, используя слайд. За  решение задачи одним способом получаем  2 б,  двумя – 4б. Если вы набрали  2б, то остаётесь  на должности лаборанта и выполняете   индивидуально задание.    Набравших 4б я поздравляю вас с должностью младшего научного сотрудника. ­Сейчас вы  выполняете задание , выбрав задачу в  карточке (решение задачи  на доске 5 человек  остальные в тетраде).  ­У нас  вы приняты  на должность старшего  научного сотрудника. ­Ребята, обратите внимание на задачу № 5.  Как Предполагаемый ответ: 1.Решение задачи начнем с вопроса по­ строения изображения. Ответ :2      2.Воспользоваться формулой тонкой  линзы и вместо dподставить 2F, ведь  точка лежит на расстоянии двойного  фокуса, при преобразовании получим,  что изображение тоже получается в  точке, удаленной на двойном фокусе.    1 F  1 d 1 f  ;  1 F  1 F 2 1 f ; 1  f 1 2 F ; f=2F Ответ:2  За каждое решение :    2 балла. Младший научный сотрудник  получает:  4  балл Обучающиеся выполняют задания и  представляют результаты. Предполагаемый ответ: у мальчика  близорукость, и ему следует носить  очки с рассеивающими линзами с  оптической силой – 6 диоптрий.вы помните хрусталик глаза –это линза. А  помните ли вы  сколько процентов информации даёт нам орган зрения? (90%).  Обучающиеся выполняют гимнастику  для глаз.  Поэтому наша задача сохранить зрение.  Настя  приготовила для вас  буклеты  по сохранению  зрения. Дома ознакомитесь , а сейчас  ф   изкультминутка для глаз.  Слайд10 1. 2. 3. 4. 5. 3.2  Для  научного исследования темы  «Тонкая линза» необходимо интеграция   деятельности младших и старших сотрудников. Вы должны  выполнить  следующее задание.  1.Построить изображение, даваемое  тонкой собирающей линзой (выбрать масштаб  для построения чертежа в тетради). 2.Определить величину линейного  увеличения линзы. 3.Сравнить и сделать вывод. В таблице для каждого варианта приведены  соответствующие значения  фокусного  расстояния и расстояние от предмета до  линзы. Слайд11­12 № варианта 1 2 3 4 5 F,см 50 50 50 50 50 d,см 120 100 80 50 40 После выполнения задания,   обучающиеся  сравнивают результаты  своих вычислений и делают вывод.  Предполагаемый ответ:  5 7 1.Г= 2.Г = 1 3.Г=   5 3 4.Г=0 │ │ 5. Г  =5 Вывод:1.Если d 2 ˃ F, то  ˂ Г 1,изображение действительное,  уменьшенное, перевернутое. 2. Если d=2 F, то Г=1,изображение  действительное,  равное, перевернутое. 3. Если 2 F  ˂ d˂F, то Г  1,изображение  действительное, увеличенное,  перевернутое. 4. Если d= F, то Г=0,изображение  отсутствует. 5. Если d  ˂ F, то Г мнимое, увеличенное, прямое. 1,изображение  │ │˃ ˃ Максимальный балл: 3+3VI. Подведение итогов (2мин) Молодцы! Как замечательно мы сегодня  поработали.  Какие должности  существуют в  НИИ? Согласно ваших должностей вы  получаете отметки 6.1. Рефлексия.      Слайд 13 • НАУЧИЛСЯ… • БЫЛО ИНТЕРЕСНО… • БЫЛО ТРУДНО… • МОИ  ОЩУЩЕНИЯ… • БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ… 6.2.Домашнее задание.    Откройте дневник. В качестве домашнего  задания я предлагаю вам задачи по  дидактическим карточкам.   Урок окончен! Спасибо за урок!     Слайд 14 Обучающиеся записывают домашнее  задание.