Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Оценка 4.9
Контроль знаний +2
docx
физика
11 кл
19.01.2017
Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)
Урок по теме Решение задач на применение формулы тонкой линзы.docx
Тема урока: «Решение задач на применение формулы тонкой линзы». Я слушаю и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю. Мори Ван Мейтс Тип урока:Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков. Технология:  развивающая, проблемно – поисковая, личностно – ориентированная,  игровая. Учебник:  Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.­ М.,«Просвещение»,2012 Дидактические средства: презентация, приложения с раздаточным  материалом,  карточки с заданиями. Задачи урока: Образовательные: научить учащихся использовать различные методы исследования в  геометрической оптике; повторить, углубить и закрепить знания по данной теме;  исследовать изображения, даваемые линзой и решить задачи, используя формулу  тонкой линзы, формулу увеличения и формулу для вычисления оптической силы  линзы.   Развивающая: развить у обучающихся  творческое и образное мышление, умения  самостоятельно решать логические задачи, творческую активность и познавательный  интерес;  Воспитательные: развитие познавательного интереса к изучению физических  явлений и воспитание информационной культуры; продолжить формирование чувства  долга и ответственности за собственные результаты в учебе. План урока. I. Организационная часть – 3 мин. II. Актуализация знаний ­4мин III.Закрепление знаний, умений, навыков– 16мин IV. Физкультминутка­ 1 мин V.Индивидуальная работа­14мин VI. Подведение итогов – 3 мин            6.1. Рефлексия­2 мин 6.2.Домашнее задание­2 мин  Деятельность учителя Деятельность обучающихся I.Организационная часть 1. Добрый день ребята! Осталось совсем  немного времени , когда вы станете  выпускниками. Поступите учиться в вузы  и  получите профессию. Сегодня научно­ исследовательский институт (НИИ),  занимающийся изучением геометрической  оптики приглашает вас на работу на  следующие должности : лаборанта,  младшего научного сотрудника и старшего научного сотрудника. Но при поступлении на работу   от вас требуются   определенные знания. Слайд 1 Я как представитель института проверю  их у вас  методы решения задач на  применение формулы тонкой линзы. Тема : «Решение задач на применение  формулы тонкой линзы». II. Актуализация знаний 1.Вспомните, какие методы мы используем при решении физических задач? Слайд 2 МЕТОД Визуальный Геометрический Алгебраический ПРИЗНАК По форме линзы,  по виду  изображения Построение с  помощью лучей Использование  формулы тонкой  линзы Слайд3 ­Ребята, как  вы   думаете, какой  цели  мы должны достигнуть в ходе нашей работы? ­Каждый из вас получил рабочую тетрадь, в   котором   вы   будете   фиксировать набранные     баллы,   которые   позволят занять определённую должность в нашем Предполагаемый ответ: Визуальный, геометрический, алгебраический. Предполагаемый ответ: применить  имеющиеся у нас знания для решения  задач, используя методы решений. Обучающиеся знакомятся с рабочей институте.  тетрадью. Записываем тему урока. Деятельность учителя   2.  Проверим   знание   теории   для   подписания контракт на должность  лаборанта.  Для этого вам необходимо выполнить  задания, набрав 16 баллов.(Каждое   задание   оценивается   в   1 балл). 2.1. Закончите предложения, запишите  недостающие фразы. Слайд 4 1. Прозрачное тело, ограниченное  сферическими поверхностями, называется… 2. Величина, обратная фокусному расстоянию  линзы, называется… 3. Линейное увеличение линзы – это отношение  линейного размера _____________________ к  линейному размеру ______________________. 4.Точка на главной оптической оси, в которой собираются   лучи,   падающие   параллельно главной оптической оси, после преломления их в линзе, называется… 5.Плоскость, проходящая через главный фокус линзы   перпендикулярно   главной   оптической оси называется… 2.2.  Сопоставьте   названия   элементов   линзы, обозначенные   буквами   А,   Б,   В,   Г,   Д,   Е,   с соответствующими изображениями на чертеже Слайд 5 Деятельность обучающихся После выполнения задания,  ученики  обмениваются рабочими тетрадями  и  проверяют друг у друга. Предполагаемый ответ: 1.Линза.  2.Оптическая сила.  3.Изображения, предмета. 4. Главным фокусом. 5.Фокально плоскостью линзы. Максимальный балл­5 (Выставляется учащимися в  оценочный лист) Предполагаемый ответ: А­ 3,Б­ 5,В­ 4,Г­ 6,Д­1 ,Е­ 2. Максимальный балл­6 (Выставляется учащимися в  оценочный лист) А – главная оптическая ось Б – побочная оптическая ось В – условное обозначение линзы Г – фокус Д – оптический центр Е – фокальная плоскость 2.3. Сопоставьте понятия  и формулы.  (Самопроверка) Слайд 6  | 1 F  | 1 d | 1 f | Г F  f d H h 1 D 1 F  1 d 1 f 1 2 3 4 5 А Фокусное расстояние Б Оптическая сила В Линейное увеличение линзы Г Формулатонкой (рассеивающей)  линзы Д Формула  тонкой  (собирающей)  линзы Предполагаемый ответ: А­3,  Б­5,  В­2,  Г­1,  Д­4, Максимальный балл­5 (Выставляется учащимися в  оценочный лист) Лаборант получает:     15 баллов ­Проведём взаимопроверку и подведём подсчет набранных  баллов. Набравшие   16   баллов   приняты   на   должность лаборанта. Обучающиеся решают задачу согласно тексту   задачи   и   рисунку   в   рабочей тетради. Работа в парах. III.Закрепление знаний, умений, навыков 3.1. Я предлагаю контракт на  должность  младшего научного сотрудника. На этом этапе работы  вы должны продемонстрировать свои  знания и умения при решении задач. Выполните задание № 4, используя два метода. Решим следующие задачи:  Слайд 7­9 Представлена тонкая линза, у которой указана  главная оптическая ось, и указано, что в плос­ кости, проходящей через двойной фокус, рас­ полагается светящаяся точка. Необходимо  определить, какая из четырех точек на чертеже  соответствует правильному изображению этого предмета, то есть светящейся точке. Задача может быть решена несколькими спосо­ бами, рассмотрим два из них.  ­Проводим самопроверку, используя слайд. За  решение задачи одним способом получаем  2 б,  двумя – 4б. Если вы набрали  2б, то остаётесь  на должности лаборанта и выполняете   индивидуально задание.    Набравших 4б я поздравляю вас с должностью младшего научного сотрудника. ­Сейчас вы  выполняете задание , выбрав задачу в  карточке (решение задачи  на доске 5 человек  остальные в тетраде).  ­У нас  вы приняты  на должность старшего  научного сотрудника. ­Ребята, обратите внимание на задачу № 5.  Как Предполагаемый ответ: 1.Решение задачи начнем с вопроса по­ строения изображения. Ответ :2      2.Воспользоваться формулой тонкой  линзы и вместо dподставить 2F, ведь  точка лежит на расстоянии двойного  фокуса, при преобразовании получим,  что изображение тоже получается в  точке, удаленной на двойном фокусе.    1 F  1 d 1 f  ;  1 F  1 F 2 1 f ; 1  f 1 2 F ; f=2F Ответ:2  За каждое решение :    2 балла. Младший научный сотрудник  получает:  4  балл Обучающиеся выполняют задания и  представляют результаты. Предполагаемый ответ: у мальчика  близорукость, и ему следует носить  очки с рассеивающими линзами с  оптической силой – 6 диоптрий. вы помните хрусталик глаза –это линза. А  помните ли вы  сколько процентов информации даёт нам орган зрения? (90%).  Обучающиеся выполняют гимнастику  для глаз.  Поэтому наша задача сохранить зрение.  Настя  приготовила для вас  буклеты  по сохранению  зрения. Дома ознакомитесь , а сейчас  ф   изкультминутка для глаз.  Слайд10 1. 2. 3. 4. 5. 3.2  Для  научного исследования темы  «Тонкая линза» необходимо интеграция   деятельности младших и старших сотрудников. Вы должны  выполнить  следующее задание.  1.Построить изображение, даваемое  тонкой собирающей линзой (выбрать масштаб  для построения чертежа в тетради). 2.Определить величину линейного  увеличения линзы. 3.Сравнить и сделать вывод. В таблице для каждого варианта приведены  соответствующие значения  фокусного  расстояния и расстояние от предмета до  линзы. Слайд11­12 № варианта 1 2 3 4 5 F,см 50 50 50 50 50 d,см 120 100 80 50 40 После выполнения задания,   обучающиеся  сравнивают результаты  своих вычислений и делают вывод.  Предполагаемый ответ:  5 7 1.Г= 2.Г = 1 3.Г=   5 3 4.Г=0 │ │ 5. Г  =5 Вывод:1.Если d 2 ˃ F, то  ˂ Г 1,изображение действительное,  уменьшенное, перевернутое. 2. Если d=2 F, то Г=1,изображение  действительное,  равное, перевернутое. 3. Если 2 F  ˂ d˂F, то Г  1,изображение  действительное, увеличенное,  перевернутое. 4. Если d= F, то Г=0,изображение  отсутствует. 5. Если d  ˂ F, то Г мнимое, увеличенное, прямое. 1,изображение  │ │˃ ˃ Максимальный балл: 3+3 VI. Подведение итогов (2мин) Молодцы! Как замечательно мы сегодня  поработали.  Какие должности  существуют в  НИИ? Согласно ваших должностей вы  получаете отметки 6.1. Рефлексия.      Слайд 13 • НАУЧИЛСЯ… • БЫЛО ИНТЕРЕСНО… • БЫЛО ТРУДНО… • МОИ  ОЩУЩЕНИЯ… • БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ… 6.2.Домашнее задание.    Откройте дневник. В качестве домашнего  задания я предлагаю вам задачи по  дидактическим карточкам.   Урок окончен! Спасибо за урок!     Слайд 14 Обучающиеся записывают домашнее  задание.

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)

Разработка урока по физике «Решение задач на применение формулы тонкой линзы» (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017