Разработка урока по физике в 8 классе по теме: Электрический ток. Источники тока.
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Разработка урока по физике в 8 классе по теме: Электрический ток. Источники тока.

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
09.01.2017
презентация "источники электрического тока"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

отк урок 8 кл.docx
Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока». Цель урока:  выяснить  физическую природу электрического тока; дать понятие   источников   тока,   изучить   устройство   различных типов источников электрического тока: развивать   умения   анализировать   учебный   материал, наблюдать, сравнивать, сопоставлять изучаемые явления и факты, делать выводы; развивать такие качества мышления, как логичность, доказательность, способность к оценочным действиям;   развивать   умение   анализировать   принцип работы источников тока. Оборудование:  гильза,   подвешенная   на   шелковой   нити,   стеклянная палочка,   электрофорная   машина, термоэлемент,   фотоэлемент,   гальванический   элемент, батарея,   гальванометр,   спиртовка,   штатив   с   муфтой   и лапкой,   свеча,   фонарь,   компьютер,   мультимедийный проектор, экран, карточки­тесты,    лист   бумаги, Ход урока. I Организационный момент. Формулировка   темы и цели урока. Учитель: ­ Здравствуйте дети. Садитесь.  (  На   столе   собранная   цепь   из   батарейки,  лампочки   и   провода.  Замыкая   и размыкая провода, дети видят как загорается, а потом тухнет дампочка) ­ Что происходит?  дети : сначала был, а потом куда­то делся эл. ток учитель: ­ а что такое эл.ток? всевозможные варианты ответов детей об эл. Токе. Учитель: что необходимо иметь для создания тока? всевозможные варианты ответов детей давайте   сформулирует   тему   и   цели   нашего   сегодняшнего   урока: Электрический ток, источники эл.тока II Устный опрос. Актуализация опорных знаний. Учитель: мы изучили тему: электризация тел, назовите условия электризации тел Дети: трение, касание, индуцирование Учитель: вокруг наэлектризованного тела существует… Дети: электрическое поле Учитель: которое обладает… Дети: энергией Учитель: почему вы так считаете? Дети:   способно   притягивать   другие   незаряженные   тела   малой   массы,   или взаимодействовать с заряженными телами Учитель:   давайте   вспомним,   а   почему   незаряженная   гильза   притягивается,   например   к эбонитовой палочке? Дети: происходит перераспределение зарядов Учитель: какие заряженные частицы способны к передвижению по поверхности гильзы?  Дети: электроны Учитель: свободные электроны, почему их так назвали Дети: они покинули свои атомы и способны свободно передвигаться  III Объяснение нового материала. Учитель: вещества делятся на 3 группы.. Дети: проводники, непроводники и полупроводники Учитель: сегодня нас интересуют… Дети: проводники Учитель: почему проводники? Дети: потому что в них есть свободные заряженные частицы Учитель: слово «ток» переводится как движение, как вы думаете, что должно двигаться в проводнике? Дети: свободные заряженные частицы Учитель:   причем   двигаться   они   должны   в   одном   направлении,   что   им   для   этого необходимо, что заставит частицы передвигаться?... Дети: электрическое поле Учитель: может быть кто­то уже знает где искусственно создается электрическое поле… в источниках тока. ­итак,   обобщим: заряженных частиц и наличие электрического поля Эл.ток­ направленное движение заряженных частиц               Перед вами вопрос С помощью чего создается и как поддерживается эл.поле поможет нам учебник, открываем стр 96 (1,2 абзац)­5мин В   источниках   тока   совершается   работа   по   разделению   положительно   и отрицательно   заряженных   частиц,   которые   накапливаются   на   полюсах источника.  для   существования   эл.тока   необходимо:   наличие   свободных  (  в тетрад    ь) Учитель: Изучим более подробно различные виды источников тока. У вас на столах лежат карточки под №1, куда вы будете записывать источники тока, которые   будем   рассматривать,  и   будете   записывать,  какие   преобразования энергии в них происходят и где они применяются. 4 слайд Таблица. Классификация источников тока.  Заполнение   таблицы   учащимися   по   ходу   изучения   источников тока. Источники тока Преобразование энергии Применение  И   так   рассмотрим   первый   источник   тока   –   электрофорная машина.  5 слайд (не забывать про таблицу) Посмотрим принцип действия. Что вы увидели?  Виды источников тока:  1 электрофорная машина   электрофорная   машина   применяется   для   создания кратковременного электрического тока.  какие   преобразования   энергии   происходят   в   электрофорной (механическая   энергия   → машине?   (7   слайд   –   щелчок)  электрическую энергию); 6 слайд (не забывать про таблицу) 2 термоэлемент   это   термоэлемент,   он   состоит   из   двух   проводников, изготовленные из разных материал и спаянных с одного края. Я его   присоединила   к   прибору,   который   показывает   наличие электрического тока в термоэлементе, теперь свечой я нагрею место спая. Что вы увидели?;   какие преобразования энергии происходят в термоэлементе? (8  электрическую энергию); слайд – щелчок) (внутренняя энергия  → 7 слайд (не забывать про таблицу) 3 фотоэлемент   я   фотоэлемент   присоединила   к   прибору,   который   показывает электрический   ток   в   фотоэлементе.   Теперь,   я,   направлю   на фотоэлемент фонарик. Что вы увидели?  какие   преобразования   энергии   происходят   в   фотоэлементе?   (9 слайд – щелчок) (световая энергия   электрическую энергию); 8 слайд (не забывать про таблицу) → 4 гальванический элемент   рассмотрим   более   подробно   устройство   и   принцип   действия гальванического элемента. Устройство гальванического элемента: (записать в тетрадь) 1 цинковый сосуд (Ц); 2 угольный стержень (У);  3 полотняный мешочек (П); 4 клейстер (К); 5 смола (С) Состоит из цинкового сосуда (Ц), в который вставлен угольный стержень (У). Стержень помещен в полотняный мешочек (П) со смесью оксида марганца с углем. Мешочек помещен в густой клейстер (К), приготовленный из муки на растворе   нашатыря.  Цинковый  сосуд  помещен  в  картонную  коробку  (К) и залит сверху слоем смолы (С).     ионы.   ­ При взаимодействии нашатыря с цинком   от   цинка   отделяются положительные   Цинк становится отрицательно заряженным, а угольный стержень  ­ положительно заряженным. Между заряженным   цинковым   сосудом   и угольным   стержнем,   возникает электрическое поле.  какие   преобразования   энергии происходят   в   гальваническом элементе? (10 слайд – щелчок) (внутренняя энергия, возникающая при химических реакциях   электрическую энергию); →  из   нескольких   гальванических   элементов   можно   составить батарею.      9 слайд 10 слайд  Батарея (элемент питания)  –  обиходное название источника электричества для автономного питания портативного устройства.  Первая электрическая батарея появилась в 1799 году. Её изобрел итальянский   физик  Алессандро   Вольта  (1745   ­   1827)   — итальянский   физик,   химик   и   физиолог,   изобретатель   источника постоянного электрического тока.  Где используются гальванические элементы? 11 слайд (не забывать про таблицу) 5 аккумулятор;          Виды аккумуляторов: 1 кислотный (свинцовый); 2 щелочной (железоникелевый).  Рассмотрим устройство свинцового аккумулятора.  12 слайд Устройство   кислотного   (свинцового)   аккумулятора:  (записать   в тетрадь) 1 две свинцовые пластины (электроды); 2 раствор серной кислоты.  какие   преобразования   энергии   происходят   в   свинцовом аккумуляторе? (внутренняя энергия, возникающая при химических реакциях  →  электрическую энергию) 13 слайд  существуют   еще   и   другие   аккумуляторы.  Герметичные малогабаритные   аккумуляторы   (ГМА).   ГМА   используются для   малогабаритных   потребителей   электрической   энергии (телефонные   радиотрубки,   переносные   радиоприемники, электронные часы, измерительные приборы, сотовые телефоны и др.). IV Работа с учебником. (найти в конце параграфа §32)   Где используются аккумуляторы?  С помощью чего получают электрический ток на ЭС?  Где используют генераторы? 14слайд (не забывать про таблицу) 6 генератор.  На электростанциях генератор соединен совместно с турбиной. В результате вращения турбины, т.е. за счет механической энергии, в   генераторе   возникает   электрический   ток,   т.е.   возникает электрическая энергия. ­ И так мы с вами изучили различные источники тока. А так же вы должны   были   по   ходу   изучения   заполнять   таблицу.   Давайте проверим. 15 слайд Проверить правильность заполнения таблицы. Поднимите руки, кто заполнил таблицу как я? Источники тока Преобразование энергии Электрофорная машина Мех.эн электр.эн. → Термоэлемент  Фотоэлемент  Гальванический элемент → → Внут.эн.  электр.эн. Свет.эн.  электр.эн. Внутр.эн.   химич.реакций. Фонарики, Применение создания   Для кратковременного электрического тока. Измерение температуры Солнечные батареи Аккумулятор  Генератор электр.эн. → Внутр.эн.   химич.реакций. → Механ.эн.  электр.эн. электр.эн. → радиоприемники  Автомобили Электростанции  V Домашнее задание. § 32, Л.№ 1233, 1236. VI Закрепление изученного материала.  ­ А теперь давайте закрепим изученный материал. ­ Посмотрите на слайд и ответь на вопрос. 16 слайд       ­ Посмотрим на следующий слайд. И ответим на вопрос.       ­ Посмотрим на следующий слайд. И ответим на вопрос. 17 слайд ­ Используя, имеющиеся в строках буквы, выпишите названия источников тока. Р О Р О К  Г  Т  Е  Ф А  Н Н Н  О  Р  Е Т Е  Е Т О  Т Т  Т Р  18 слайд Л О О Н К Е Л Р Т 19слайд (ответ) М  Т  К Е  О О У  Н Э  Э  М  Е  Л Л  У  Р Е  М   Е М  Я  Л А  Т VII Итог урока. Рефлексия. 20слайд Продолжите фразу: 1 Сегодня на уроке я узнал …. 2. Теперь я могу … 3. Было интересно узнать о…         4.Знания, полученные сегодня на уроке,  пригодятся…  VIII Самостоятельная работа (тест – 6 минут).  И чтобы окончательно закрепить изученный материал. У вас на столах лежат тесты . Выполните  письменно. Вариант – 1. Электрическим током называется… 1 А) движение электронов. Б) упорядоченное движение заряженных частиц. В) упорядоченное движение электронов. 2 Чтобы создать электрический ток в проводнике, надо… А) создать в нем электрическое поле. Б) создать в нем электрические заряды. В) разделить в нем электрические заряды. 3 В   устройстве,   какого   источника   тока присутствует угольный стержень? А) фотоэлемент. Б) гальванический элемент. В) электрофорная машина. 4   Какие   превращения   энергии   происходят   а аккумуляторе: А)внутренняя энергия в электрическую; Б)   внутренняя   энергия   химических   реакций   в электрическую; В)механическая энергия в электрическую; 5 Будут   ли   взаимодействовать   между   собой наэлектризованные   тела   в   космическом пространстве, где нет воздуха? А) будут. Б) не будут. В) такого вообще не может быть. Вариант – 2. 1 В   источниках   тока   в   процессе   работы происходит… А) создание электрических зарядов. Б) создание электрического тока. В) разделение электрических зарядов. 2 Какой   источник   тока   используют   для освещения железнодорожных вагонов? А) аккумулятор. Б) термоэлемент. В) генератор. 3 В   каком   источнике   тока   механическая энергия переходит в электрическую? А) фотоэлемент. Б) термоэлемент. В) электрофорная машина. 4 Какие превращения энергии происходят в термоэлементе: А)_внутренняя   энергия   химических реакций в электрическую; Б)механическая электрическую; В)внутренняя энергия в электрическую; энергия в     5 Имеются   два   электроскопа,   один   из которых   заряжен,   а   второй   нет.   Каким стержнем соединить электроскопы, чтобы они были заряжены. нужно     А) стеклянным. Б)  медным. В) пластмассовым.  Самопроверка. ­ Ответили? Поменяйтесь карточками со своим соседом и проверьте тест. Ключ к тесту и критерии оценок вы видите на доске(заранее приготовить и закрыть). Оценки поставьте на карточке и в конце урока сдайте мне. Ключ к тесту:  1 – вариант: Б), А), Б), Б), А). 2 – вариант: Б), А), В), В), Б). Критерии оценки: «5» ­  5 верных ответов «4» – 4 верных ответов «3» – 3 верных ответа «2» – 2 верных ответа
скачать по прямой ссылке