Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"
Оценка 5

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Оценка 5
Лекции
doc
информатика
10 кл
20.04.2018
Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"
Тема урока: Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации. Тип урока: изучение нового материала (урок лекция). Время проведения: первый урок по теме «Понятие «информация» и свойства информации». Оборудование: раздаточный материал «Правила работы учащихся в кабинете информатики», доска. Цели урока: • Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира. • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Задачи урока: • Воспитательная – развитие познавательного интереса. • Учебная - рассмотреть основные подходы к определению понятия информации. Сформировать понимание определения «информация». • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности. План урока: I. Организационный момент. II. Мотивационное начало урока III. Инструктаж по ТБ. IV. Изложение нового материала. Составление учениками во время урока краткого конспекта текста лекции. V. Подведение итогов, домашнее задание. Ход урока: I. Организационный момент. II. Мотивационное начало урока Здравствуйте, тема нашего урока «Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации». Сначала мы с вами повторим правила по ТБ, а затем рассмотрим основные подходы к определению понятия «информация» и выясним, какими свойствами должна обладать информация. III. Инструктаж по ТБ в кабинете информатики. IV. Изложение нового материала. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. В русском языке слово «информация» появилось в Петровскую эпоху из польского языка, где имело смысл «представление» о чем-либо, «изображать, представлять» (исходное слово forma, что означает «вид, образ»). Ежедневно каждому из нас приходится иметь дело, во-первых, с разнообразными материальными объектами: стол, стул, пища, растения, животные, люди, т.е. с «веществом». Во-вторых, с энергией (электрическая, тепловая, механическая, движущегося тела, атомная). В третьих – это информация. Отсюда можно сделать вывод, что вещество, энергия, информация – 3 основных составляющих в жизни современного человека. По одной из существующих философских классификаций в истории развития общества выделяются следующие ступени: 1. овладение веществом (от первобытного человек овладевал веществом орудие труда) 2. овладение энергией (в XVI веке начало овладением энергией тепловой энергией, электрической, атомной) 3. овладение информацией. Технология оказывает на общество революционное воздействие лишь тогда, когда она приобретает всеобщий универсальный характер. Начало революции в области накопления и обработки информации связано с появлением электронной вычислительной техники (ЭВМ). Изобретение ЭВМ оказало большое влияние не только на сферу материального производства, но и на интеллектуальные духовные сферы жизни. Рыночные отношения предъявили повышенные требования к своевременности, полноте и достоверности! Понятие «информация» является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике, химии и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий. Рассмотрим основные подходы к определению понятия информации: 1. В философском понимании понятие информации связано с такими понятиями, как взаимодействие, отражение, познание. Наиболее общее философское определение информация – это отраженное многообразие (отражение окружающей действительности в сознании человека в виде системно-информационной картины мира). 2. Интуитивный (бытовой). Задать вопрос детям, что такое информация? Опросить всех! Слова выписать на доске. Затем выбрать самые основные. Информация содержится в сообщении. Человек развивается и развивается речевая культура и логическая (интуитивный уровень). Они объединены и развиваются вместе! Особенности интуитивного подхода. На I место выдвигается смысл сообщения На II м. разные сообщения могут содержать одну и ту же информацию (например: III м. одно и то же сообщение может нести для разных получателей разное количество информации (например: Свойства информации: Чтобы информация способствовала принятию правильных решений, она должна обладать следующими свойствами. Задать вопрос классу: Какими свойствами должна обладать информация? Выписать их на доске. - Полнота - Точность - Актуальность - Доступность - Достоверность - Ценность - Своевременность - Ясность - Массовость - Детерминированность - Репрезентативность (выборка) способность информации соответствовать нуждам, запросам потребителя - Адекватность (образ соответствует объекту – информация адекватна!) информации – это определенный уровень соответствия образа создаваемого с помощью полученной информации реальному объекту, процессу или явлению. Смысл полученного сообщения! Человек – существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном языке – русском, английском и т.д. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией. Информация должна быть полезной, тогда дискуссия приобретает практическую ценность. Бесполезная информация создает информационный шум, который затрудняет восприятие полезной информации. Широко известен термин «средства массовой информации» (газеты, радио, телевидение), которые доводят информацию до каждого члена общества. Такая информация должна быть достоверной и актуальной. Недостоверная информация вводит членов общества в заблуждение и может быть причиной возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет. Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации стоит перед наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике. 3. Техника. В технике под информацией понимают сообщение, передаваемое в форме сигналов. Канал связи 4. Кибернетика (наука об управлении). Основал кибернетику в конце 40-х годов XX века американский ученый Норберт Винер. В кибернетике понятие «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования активного действия управления, т.е. в целях совершенствования развития системы. В кибернетическом подходе понятие информации используется для характеристики управляющего сигнала передаваемого по каналу связи и не зависит от содержания полученного сообщения. Информация – это сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы. 5. В теории информации информация вводится как мера уменьшения неопределенности. «Информация – это снятая неопределенность». (Клод Шеннон) Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющихся о них степень неопределенности, неполноты знаний. 6. В информатике информацию рассматривают как продукт взаимодействия данных и методов их обработки адекватных решаемых задач. (Данные – это не информация!) Информатика – это наука, методы и способы сбора представления, обработки, передачи информации при помощи ЭВМ. V. Подведение итогов, домашнее задание.
1 - Понятие информации.doc
Тема урока: Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации. Тип урока: изучение нового материала (урок лекция). Время проведения: первый урок по теме «Понятие «информация» и свойства информации». Оборудование: раздаточный материал «Правила работы учащихся в кабинете информатики», доска. Цели урока:  Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.  Формирование системно­информационного подхода к анализу окружающего мира. Задачи урока:   Воспитательная – развитие познавательного интереса.  Учебная ­ рассмотреть основные подходы к определению понятия информации. Сформировать понимание определения «информация».  Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности. План урока: I. Организационный момент. II. Мотивационное начало урока III. Инструктаж по ТБ. IV. Изложение нового материала. Составление учениками во время урока краткого конспекта текста лекции. V. Подведение итогов, домашнее задание. Ход урока: I. Организационный момент. II. Мотивационное начало урока Здравствуйте, тема нашего урока «Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации».   Сначала   мы   с   вами   повторим   правила   по   ТБ,   а   затем   рассмотрим основные   подходы   к   определению   понятия   «информация»   и   выясним,   какими свойствами должна обладать информация. III. Инструктаж по ТБ в кабинете информатики. IV. Изложение нового материала. Слово   «информация»   происходит   от   латинского   слова  information,   что   в   переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление. В русском языке слово «информация» появилось в Петровскую эпоху из польского языка, где имело смысл «представление» о чем­либо, «изображать, представлять» (исходное слово  forma, что означает  «вид, образ»). Ежедневно   каждому   из   нас   приходится   иметь   дело,   во­первых,   с   разнообразными материальными   объектами:   стол,   стул,   пища,   растения,   животные,   люди,   т.е.   с «веществом».   Во­вторых,   с   энергией   (электрическая,   тепловая,   механическая, движущегося тела, атомная). В третьих – это информация. Отсюда   можно   сделать   вывод,   что  вещество,   энергия,   информация   –   3   основных составляющих в жизни современного человека. По одной из существующих философских классификаций в истории развития общества выделяются следующие ступени:   1. овладение веществом (от первобытного человек овладевал веществом орудие труда)   2. овладение энергией (в      веке начало овладением энергией тепловой энергией,  XVI         электрической, атомной) 3. овладение информацией.   Технология оказывает на общество революционное воздействие лишь тогда, когда она приобретает всеобщий универсальный характер. Начало   революции   в   области   накопления   и   обработки   информации   связано   с появлением электронной вычислительной техники (ЭВМ). Изобретение ЭВМ оказало большое   влияние   не   только   на   сферу   материального   производства,   но   и   на интеллектуальные духовные сферы жизни. Рыночные отношения предъявили повышенные требования к своевременности, полноте и достоверности! Понятие   «информация»   является   общенаучным   понятием.  Данное   понятие используется   в   различных   науках   (информатике,   кибернетике,   биологии,   физике, химии и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий. Рассмотрим основные подходы к определению понятия информации:   1. В    философском   понимании понятие информации связано с такими понятиями,     как   взаимодействие,   отражение,   познание.   Наиболее   общее   философское определение   информация   –   это   отраженное   многообразие   (отражение окружающей   действительности   в   сознании   человека   в   виде   системно­ информационной картины мира).   Опросить всех! Слова выписать на доске. Затем выбрать самые основные.    Задать   вопрос   детям,   что   такое   информация? 2. Интуитивный    (бытовой).      I   место выдвигается смысл сообщения      II    м. разные сообщения могут содержать одну и ту же информацию Информация содержится в сообщении. Человек развивается и развивается речевая культура   и   логическая   (интуитивный   уровень).   Они   объединены   и   развиваются вместе! Особенности интуитивного подхода. На    На    III   м.   одно   и   то   же   сообщение   может   нести   для   разных   получателей   разное количество информации (например: Свойства информации: Чтобы   информация   способствовала   принятию   правильных   решений,   она   должна обладать   следующими   свойствами.  Задать   вопрос   классу:  Какими   свойствами должна обладать информация? Выписать их на доске.           ­ Полнота          ­ Точность   ­ Актуальность   ­ Доступность   ­ Достоверность   ­ Репрезентативность  (выборка)   способность  информации   соответствовать   нуждам, ­ Ценность   ­ Своевременность   ­ Ясность   ­ Массовость   ­ Детерминированность     (например:           запросам потребителя ­ Адекватность (образ соответствует объекту – информация адекватна!) информации –   это   определенный   уровень   соответствия   образа   создаваемого   с   помощью полученной   информации   реальному   объекту,   процессу   или   явлению.   Смысл полученного сообщения! Человек   –   существо   социальное,   для   общения   с   другими   людьми   он   должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда производится на определенном языке – русском, английском и т.д. Участники дискуссии должны владеть тем языком, на котором ведется общение, тогда информация будет понятной всем участникам обмена информацией. Информация   должна   быть  полезной,   тогда   дискуссия   приобретает   практическую ценность.   Бесполезная   информация   создает   информационный   шум,   который затрудняет восприятие полезной информации. Широко   известен   термин   «средства   массовой   информации»   (газеты,   радио, телевидение),   которые   доводят   информацию   до   каждого   члена   общества.   Такая информация   должна   быть  достоверной  и  актуальной.   Недостоверная   информация вводит   членов   общества   в   заблуждение   и   может   быть   причиной   возникновения социальных потрясений. Неактуальная информация бесполезна и поэтому никто, кроме историков, не читает прошлогодних газет. Для   того   чтобы   человек   мог   правильно   ориентироваться   в   окружающем   мире, информация   должна   быть  полной  и  точной.   Задача   получения   полной   и   точной информации стоит перед наукой. Овладение научными знаниями в процессе обучения позволяют человеку получить полную и точную информацию о природе, обществе и технике. 3. Техника  .   В   технике   под   информацией   понимают   сообщение,   передаваемое   в       форме сигналов. Источник                                 Канал связи Приемник  4. Кибернетика      (наука об управлении). Основал кибернетику в конце 40­х годов     XX       века   американский   ученый   Норберт   Винер.   В   кибернетике   понятие   «информация» связано с процессами управления в сложных системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или   нормальное   функционирование   технического   устройства   зависит   от процессов   управления,   благодаря   которым   поддерживаются   в   необходимых пределах   значения   их   параметров.  Процессы   управления   включают   в   себя получение,   хранение,   преобразование   и   передачу   информации.   В   кибернетике под   информацией   понимают   ту   часть   знаний,   которая      используется   для     ориентирования активного действия управления, т.е. в целях совершенствования развития   системы.   В   кибернетическом   подходе   понятие   информации используется   для   характеристики   управляющего   сигнала   передаваемого   по каналу связи и не зависит от содержания полученного сообщения. Информация – это сведения, получаемые и используемые в целях сохранения, совершенствования и развития общественной или технической системы.     информация   вводится   как   мера   уменьшения   неопределенности.   «Информация   –   это   снятая   неопределенность».   (Клод Шеннон) Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющихся о них степень неопределенности, неполноты знаний.  информатике    информацию   рассматривают   как   продукт   взаимодействия   6. В         данных и методов их обработки адекватных решаемых задач. (Данные – это не информация!)   теории   информации 5. В Информатика   –   это   наука,   методы   и   способы   сбора   представления, обработки, передачи информации при помощи ЭВМ. V. Подведение итогов, домашнее задание.

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"

Разработка урока по информатике для 10 класса по теме: "Правила по ТБ. Понятие «информация» и свойства информации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2018