Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
9 кл
31.05.2017
Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)
Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс). Урок № 22 по календарному планированию. Полностью представлена разработка урока, где определены цели и задачи урока. При опросе домашнего задания приведены вопросы и тестовые задания. Полностью приведён материал по новой теме.Разработка урока по истории Казахстана для 9 класса на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920-1940 годах"
Общественно-политическое положение Казахстана в 1920-1940 годах.docx
Планирование урока для 9  класса. Предмет: история Казахстана № урока  22      Дата проведения урока  Тема урока: Общественно­политическое положение Казахстана в 1920­1940 годах Цель урока: подвести итоги развития республики за два десятилетия до начала Великой Отечественной  войны. Обобщить итоги политического, социального и экономического развития Казахстана. Задачи урока: Развивающая ­ отработать навыки выделения главного от косвенного, составления методов наглядной  конкретизации мыслительных операций. Образовательная ­ создать условия для понимания учениками общественно­политической ситуации в  республике, тоталитарного режима и сталинской модели социализма. Воспитательная ­ воспитать неприятие к силовым методам управления в государстве и культу  личности. Сверхзадача ­ сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и  творческого потенциала. Тип урока:  комбинированный.  Методы обучения:  Словесный ­ объяснительно­иллюстративный и  информационно­рецептивный:  рассказ,  объяснение, работа с учебником  Оборудование: карта Казахстана.                                      Ход урока  1.Организационный момент. приветствие; проверка посещаемости; постановка цели. 2.Опрос домашнего задания. Вопросы: 1. В чем причина голода в 1931­1933 годах? 2. Почему крестьяне выступили против Советской власти? 3. Назовите места, где произошли крупные крестьянские восстания. 4. В связи с чем люди покидали Казахстан в 1930­е годы? 5. В чем заключается историческое значение крестьянских восстаний?  6. Охарактеризуйте наиболее крупное восстание начала 1930­х годов в Казахстане. Тестовые задания 1.Один из руководителей восстания крестьян в Сузакском районе Казахстана: а) С. Шулаков б) Г. Сатырбаев в) Т. Мусабаев г) Ж. Баямбетов д) Д. Караев 2.Вооруженное сопротивление против насильственной коллективизации в Казахстане происходило в: а) 1937­1938 гг. б) 1929­1931 гг. в) 1931­1933 гг. г) 1921­1922 гг. д) 1938­1939 гг. 3.Количество крестьянских выступлений на территории Казахстана: 1 Работа с картой Найдите и покажите на карте: 1. В каких регионах произошли выступления крестьян? 2. Где произошло восстание в феврале 1930 года? 3. Обозначьте   направления   откочевок   казахов, коллективизации. 3.Изучение нового материала   бежавших   от   политики   насильственной §§22—23. Общественно­политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах 1. Идейно­политическая борьба по вопросам дальнейшего развития общества.  В   1920­е   годы   в   СССР   разворачивается   острейшая   идейно­политическая   борьба   по   вопросам дальнейшего развития общества. На   этом   фоне   в   политической   жизни   нарастали   тенденции   усиления  авторитарной  власти   и  В диктата   Коммунистической   партии,   постепенно   заменявшей   собой   государственный   аппарат. Казахстане провозглашение автономии во многом оказалось номинальным, и республика так и не получила реального самоуправления. Промышленные предприятия, железные дороги и все, что касалось народного хозяйства республики, находилось под непосредственным управлением Москвы. Так, в 1920 году   казахи   составляли   всего   17%   общего   числа   промышленных   рабочих,   на   Первой   областной партконференции было всего 19 казахов из 163 делегатов, в партийной организации Казахстана в 1922 году удельный вес казахов был всего 6,3%. Наряду с ростом партийных рядов ширилось юношеское движение. В июле 1921 года в Оренбурге состоялся 1­й Всеказахстанский съезд молодежи. Признанными лидерами молодежного движения стали Гани   Муратбаев,   Мирасбек   Тулепов,   Федор   Рузаев   и   другие.   Росло   и   профсоюзное   движение.   1­я республиканская   конференция   профсоюзов   состоялась   в   октябре   1921   года.   Профсоюзы   принимали участие   в   страховании   рабочих,   ликвидации   неграмотности,   организации   субботников,   вовлечении   в члены   Коммунистической   партии,   формировании   национального   отряда   рабочего   класса.   Широкое развитие   получило   и   женское   движение.   Видными   представителями   женского   движения   были   Н. Кульжанова, Н. Арыкова, А. Уразбаева, Ш. Иманбаева и многие другие. Сложность общественно­политического положения Казахстана 1920­1940 гг. определялась событиями и   особенностями   острой   борьбы   за   политическое   лидерство   между   преемниками   В.И.   Ленина   ­   И. Сталиным, Л. Троцким и другими. В то же время эти трагические события: голод и массовые репрессии, гонения   и   насильственная  депортация  безвинных   людей   режимом,   который   заклеймен   навеки   как тоталитарный. 2. Массовые репрессии в 1930­х годах. Создание сети концлагерей.  Политика   давления   на   общественность   республики   усилилась   и   приняла   особенно   жесткий характер  с  приходом  Ф.И.   Голощекина,  направленного  в  сентябре   1925   г.   на   пост  первого   секретаря Казкрайкома ВКП(б). Нагнетание истерии и преследование местных кадров особенно усилились в период работы Н. Ежова, назначенного заведующим организационно­инструкторским отделом Казахского крайкома партии. Конец 1920­х­1930­е   годы   характеризовались   постепенным   нарастанием   политических   репрессий, принимающих   массовый   характер.  Поиск   «врагов   народа»,   нетерпимость   к   инакомыслию   и инакодействию, укрепление культа личности И. Сталина, а в Казахстане ­ еще и Голощекина стали результатом физического уничтожения национальной интеллигенции, руководящего состава республики. В конце 1928 года по ложному Обвинению были арестованы почти все из числа так называемых «буржуазных   националистов»   ­   бывшие   деятели   Алаш­Орды.   Для   развязывания   уголовного преследования бывших представителей партии «Алаш» использовались любые средства ­ от шельмования имен в средствах массовой информаций до прямых провокаций, арестов членов семей. Репрессированы   были   видные   деятели   науки   и   культуры   ­   А.   Байтурсынов,   А.   Бокейханов,   М. Дулатов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров и мн. 2 другие.   В   «национал­фашизме»,   кризисе   сельского   хозяйства,   связях   с   японской   разведкой,   шпионаже были обвинены С. Ходжанов, У. Исаев, Т. Рыскулов, С. Садвакасов, О. Жандосов и многие, многие другие. В  этот  период   были  расстреляны  Ж.  Аймаутов,   А.  Байдильдин,  Д.  Адилев,   остальные   осуждены  на различные сроки тюремного заключения. Некоторые из них (М. Дулатов и др.) скончались в лагерях, остальные   (А.   Байтурсынов,   М.   Жумабаев   и   др.),   отбыв   наказание,   в   1937   году   были   повторно привлечены к ответственности за участие в деятельности Алаш­Орды и расстреляны в 1937­1938 гг. Другая группа представителей национальной интеллигенции ­ около 40 чел. ­ была арестована в сентябре­октябре   1930   года.   Вскоре   15   из   них   (М.   Тынышпаев,   Ж.   Акпаев,   X.   Досмухамедов,   Ж. Досмухамедов, К. Кеменгеров и др.) были сосланы в Центрально­Черноземную область России.  В этой обстановке И. Сталин и его соратники решили разом покончить с вероятной оппозицией не только в центре,   но   и   в   национальных   республиках.  Как   свидетельствуют   дела   так   называемых   «национал­ фашистов», репрессированных в 1937­1938 гг., в число сфабрикованных дел попали и те, кто в свое время отстаивал   интересы   Казахстана,   открыто   выражал   протест   по   поводу   массовой   гибели   казахского населения   в   1931­1933   гг.   Показательные   судебные   процессы   1937   года   проводились   в   Урджарском, Пресновском   и   других   районах   республики.   Большой   резонанс   получил   судебный   процесс   над   А. Асылбековым, Н. Нурсеитовым, М. Гатаулиным и другими руководителями Карагандинской области, состоявшийся в ноябре 1937 года. Однако судьбы основной массы «врагов народа» решались тайно, на заседаниях Военной коллегии Верховного Суда СССР, на Особых совещаниях НКВД и в так называемых «тройках» и «двойках». Казахстанцам   часто   инкриминировалось   то,   что   они   якобы   являются   японскими   (иногда   ­ германскими)   шпионами,   что   подтверждалось   только   собственными   «признаниями»   обвиняемых   и осужденных   при   отсутствии   иных   доказательств   в   делах.   Распространенными   были   обвинения   в антисоветской   агитации   и   пропаганде,   основывавшиеся   главным   образом   на   доносах   соседей, сослуживцев,   знакомых   и   даже   родственников.   В   Казахстане   широко   практиковались   обвинения   в национализме,   национал­уклонизме,   создании   националистических   организаций,   добивавшихся   якобы отделения республики от Союза ССР. Многие лица были репрессированы по обвинению в подготовке и совершении   террористических   актов,   диверсий,   саботаже,   противодействии   нормальной   деятельности государственных учреждений и предприятий в целях экономической контрреволюции. Авторитарная диктаторская власть Тоталитарный режим Формы правления Формирование  экономики сырьевого  направления Ассимиляторская политика.  Отсутствие подлинного  суверенитета Создание концлагерей. Массовые  репрессии. Пострадало 3,5 млн  человек. 3 В конце 1930­х­начале 1940­х годов начинается процесс переселения в Казахстан целых народов ­ корейцев с Дальнего Востока, поляков из западных районов Украины и Белоруссии, немцев с Поволжья. Насильственное переселение народов большой размах приняло в годы войны. Борьба с мнимыми врагами народа  способствовала созданию   густой   сети  концлагерей  ГУЛАГа (Карлаг   ­   Карагандинский   лагерь,   Степлаг   ­   Степной   лагерь,   АЛЖИР   —   Акмолинский   лагерь   жен изменников   Родины),   многие   районы   республики   оказались   окруженными   колючей   проволокой, охранялись   вооруженными   до   зубов   армейскими   подразделениями.   Нигде   в   мире   не   было   лагерей, подобных АЛЖИРу, где в бесчеловечных условиях содержались женщины­матери. В бараках АЛЖИРа находилось   более   18   тысяч   женщин.   Позднее   стали   выявляться   места   массового   погребения расстрелянных людей. Одно из них было случайно обнаружено под Алматы в местности Жаналык, где в 1937­1938   гг.   были   тайно   погребены   тысячи   невиновных   жертв   тоталитаризма,   в   числе   которых известные   писатели   и   поэты   М.   Жумабаев,   С.   Сейфуллин,   И.   Жансугуров,   Б;   Майлин,   выдающиеся ученые   А.   Байтурсынов,   С.   Асфендияров,   крупные   государственные   и   общественные   деятели, руководители хозяйств, передовики производства. Состав репрессированных был многонациональным: казахи, поляки, русские, немцы, корейцы, уйгуры, узбеки и др. В   середине   1950­х   годов,   после   смерти   Сталина   и   ареста   Берии,   постепенно   начался   процесс пересмотра и отмены приговоров в отношении невинно осужденных лиц, находившихся в лагерях. Многих стали выпускать на свободу, а уже расстрелянных и погибших ­ посмертно реабилитировать. Поголовная реабилитация жертв политических репрессий ­ это свидетельство полной несостоятельности проводившейся в 1920­1950­е годы репрессивной политики Советского государства, необоснованности и незаконности его карательной практики. В Казахстане количество жертв политических репрессий за годы Советской власти, по оценке ученых, составило 3,5 млн человек. Однако эта цифра не окончательная, поскольку судьба многих людей, арестованных в 1920­1940­е годы, до сих пор остается неизвестной. В   памяти   народов   навсегда   останется   эпоха   сталинизма,   унесшая   в   массовых   политических репрессиях миллионы ни в чем не повинных людей. Начало этим исторически беспрецедентным по своим масштабам преступлениям положили Октябрьская революция и Гражданская война в России. 4.Закрепление Словарная работа: Конституции  ­  основной  закон государства,  определяющий его устройство, принцип  образования и структуру властных органов, права и обязанности граждан, избирательную систему. Тоталитаризм   ­   одна   из   форм   авторитарного   государства,   характеризующаяся   полным   контролем государства  над  всеми  сферами жизни общества, фактической  ликвидацией  конституционных   прав и свобод, репрессиями в отношении инакомыслящих. Вопросы: 1.Когда Голощекин был направлен Центром на пост первого секретаря Казкрайкома ВКП(б)?  Охарактеризуйте его деятельность на этом посту. 2. Получил ли Казахстан реальное самоуправление после провозглашения автономии? 3. Какие вы знаете концлагеря на территории Казахстана, где находились жертвы политических  репрессий? Покажите их на карте. 5.Домашнее задание §22 ­23  страницы 143 ­ 146 – прочитать, пересказать, устно ответить на вопросы в конце параграфа.  Творческие задания Напишите реферат на одну из предложенных тем, используя литературу в Приложении по  разделу в конце учебника:  Усиление тоталитарной системы в Казахстане.  Репрессии 1930­х годов в Казахстане: проблемы, последствия. Тестовые задания 4 1. Конституция Казахской ССР была принята в: а) марте 1937 г. б) апреле 1934 г. в) декабре 1936 г. г) мае 1935 г. д) июле 1933 г. 2. Проводниками   проведения   политики   подчинения   национальных   окраин   в   Казахстане были: а) Н. Ежов, Ф. Голощекин б) Н. Ежов, А. Байтуреынов в) Ф. Голощекин, Т. Рыскулов г) Т. Рыскулов, Н. Ежов д) А. Байтуреынов, Ф. Голощекин 3. Союзная республика ­ Казахская ССР была образована в: а) 1932 году б) 1936 году в) 1937 году г) 1938 году 6.Подведение итогов урока. Выставление оценок 5

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)

Разработка урока по истории Казахстана на тему "Общественно-политическое положение Казахстана в 1920—1940 годах" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017