Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.
Оценка 4.7

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 4
9 кл
23.02.2018
Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.
История Сибирской земли богата событиями, рассказами и легендами о судьбах людей, городов, селений и монастырей. Монастырские судьбы как и людские не похожи одна на другую. Разные эпохи, правители, природа, традиции накладывают на них свой отпечаток. История Прибайкальского края уходит корнями в события седой старины. Бывший Свято-Троицкий Селенгинской мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северо-западнее Улан-Удэ в долине реки Селенги на левом её берегу, в селе Троицк (Троицкое). Монастырь основан по указу от 1681 года царя Фёдора Алексеевича Романова, направившего в суровый край миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братией были снабжены деньгами, церковной утварью и инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае.
Свято-Троицкий монастырь.docx
СВЯТО­ТРОИЦКИЙ СЕЛЕНГИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ       Бывший Свято­Троицкий Селенгинской мужской монастырь  расположен примерно в 60 километрах северо­западнее Улан­Удэ в долине р.  Селенги на левом ее берегу, в  с. Троицк (Троицкое).        Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего   в  «Сибирские   Дауры»  на   Селенгу   миссию   из  12  человек   во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать   обитель   и   «храм   во   имя   Пресвятые   Троицы   «для   призвания иноверных   в   православную   христианскую   веру».   Игумен   с   братией   были   снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за   всеми   церквями,   существующими   в   Забайкальских   острогах.   Таким образом,   Троицкому   монастырю   предназначалась   роль   официального религиозного   центра   в   только   что   присоединенном   к   Российскому государству крае.       На избранном в широкой долине р. Селенги месте, довольно ровном и возвышенном, окруженном лесистыми хребтами, на берегу мельничной речки Пьяной, на плодородных землях в 1683 году началось возведение сооружений монастыря.   Деревья   для   строительства   рубили   прямо   на   месте.   Первый соборный храм Живоначальной Троицы, построенный в 1683 году, был ос­ вящен 31 января 1684 года. В мае 1685 года закончили вторую церковь во имя Николы   Чудотворца.   Строительство   монастыря   осуществлялось   под руководством   игумена   Феодосия   и   сменившего   его   в   1694   году   игумена Мисаила,   фактически   исполнявшего   эти   обязанности   задолго   до   своего официального   назначения.   К   1690   году   устройство   монастыря   по первоначальному плану было завершено.        Поскольку   в   первые   десятилетия   существования   монастыря   еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. В те годы «конные табуны и рогатый скот сильно отнимали и отгоняли», горели монастырские мельницы. И в самом монастыре пожары бывали неоднократно. Ими   уничтожались   постройки,   имущество   и   документы.   Крестьяне, селившиеся   на   монастырских   землях   с   обязательством   отбывания   ряда повинностей,   не   были   надежны.   Дело   крещения   бурят   вовсе   продвигалось туго.   Видимо,   «святые   отцы»   не   чувствовали   себя   в   достаточной безопасности. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы. И это несмотря на то, что  военной угрозы для Забайкалья, казалось бы, уже не существовало.    Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. В  конце XVII века в монастыре квартировал полк Ф.И. Скрипицына, который  совместно с бурятскими вооруженными формированиями отстаивал Забайкалье от посягательств маньчжурско­монгольских феодалов. В XVIII в.  монастырь процветал, являясь владельцем обширных земельных и лесных  угодий, рыболовных промыслов, имел большое количество рогатого скота и  табуны лошадей, кожевенные заводы и мельницы. К концу XIX в. монастырь  имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, монументальную  ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный  дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно­ приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором.  Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека ­ книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и  могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого  Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север ­ в итанцинские  и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в  своих стенах многих известных ученых и путешественников.      В   XVIII   веке   монастырь   процветал,   хотя   часть   его   земель   и   угодий отошла к вновь возникшему    в 1700 году Посольскому монастырю. Кроме хлебопахотных земель, сенных покосов, участков рыбной ловли ­ отведенных первоначально, с 1704 года по указу Петра I, вместо выплачивавшегося ранее денежного содержания («руги»), монастырю были прирезаны новые земли и дарованы   новые   привилегии.   Его   землю   обрабатывали   монастырские крестьяне. Он имел большое количество рогатого скота и табуны лошадей, мельницы,   соляные   варницы   и   кожевенные   заводы.   Он   был   богатейшим' монастырем в Иркутской епархии. Но в 1764 году    в связи с монастырской реформой  («учреждением   штатов»)   Троицкий   монастырь   был   «оставлен   за штатом» и его владения резко сокращены. Ему было оставлено 60 десятин удобной пахотной и сенокосной земли и до 30 десятин неудобной, а также рыболовные угодья (о. Котокель с впадающими в него речками) и мельница. Кроме   того,   выдавалось   денежное   жалование.   С   1830­х   годов   Троицкий монастырь стал   монастырем третьего класса, которому по штату полагалось, кроме настоятеля, 12 человек.       В   конце   XIX   века   в   монастыре   проживало   до   25   человек,   но   штат монахов   не   был   комплектным:   «по   неохоте   сибиряков   принимать монашество».       Первый,   построенный   в   16§3   году,   деревянный   Троицкий   собор просуществовал до 1890­х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была   с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские двери серебром оправлены...», К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с иконами, привезенными из России,   письма   того   времени.   В   1893   году   была   закончена   реставрация церкви:   подведен   каменный   фундамент,   сменены   два   нижних   венца   и перестроены   вновь   паперть   и   галерея.   Кроме   того,   здание   сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба сооружения неизвестна. В 1920­х годах оно уже не существовало.        Другая   церковь,   построенная   в   годы   освоения   монастыря   Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою».   Любопытно, что в описи 1690 года говорится: «колокольница круг брусчатая. А на ней пять колоколов Государева жалованья, шестой малый колокол прикладной, да на ней же часы боевые железные в стан с кампасом указательным». Дальнейшая судьба   Никольской   церкви   и   колокольни   ­   неизвестна.   Боевые   часы впоследствии были взяты в Иркутский Вознесенский монастырь.         Третья   церковь   ­   во   имя   Всех   святых   ­   над   главными   воротами   в деревянной ограде  монастыря была  построена  в 1710 году, а  в 1719 году освящена.   Над   низким   рубленым   корпусом   с   воротами   в   средней   части возвышалась церковь в виде квадратного в плане сруба, выше переходившего в восмерик. Последний имел шлемовидную крышу, завершенную небольшим фонариком с луковицей и крестом.        С   восточной   стороны   к   срубу   примыкал   пятиугольный   пристрой абсиды.   Позже   с   северной   и   западной   сторон   церкви   была   пристроена   крытая   галерея — паперть на    каменных столбах.    После сооружения в   18'30­х  годах   новой каменной    ограды и каменного здания «святых» ворот с   надвратной   церковью   старое   деревянное   здание   ворот   с   надвратной церковью оказалось на территории монастыря. В нем на месте ворот устроили помещение  для  библиотеки  и монастырского  архива.  В 1870 году церковь покрыли кровельным железом. Еще до этого рубленые стены были обшиты тесом, что значительно снизило архитектурную выразительность сооружения.        В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки.   В   настоящее   время   здания   не   существует.   В   первой   половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей». У настоятелей   второй   половины   XVIII   века   такой   титул   появляется,   по­ видимому, в связи со строительством нового каменного храма монастыря.       Сооружение взамен деревянного собора   каменной церкви датируется 1785   годом.   Она   была   построена   «усердием   майора   Карпова»,   в   качестве трехпрестольного храма, в котором главный престол во имя Живоначальной Троицы был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Св. Николая Мирликийского Чудотворца занимал одноэтажную  более широкую  часть  здания.  Видимо,  именно  строительство каменной   церкви   послужило   основанием   повышения   статуса   монастыря   в 1830­х   годах.   Капитальным   предприятием   явилась   и   замена   обветшалой деревянной   ограды   монастыря   на   каменную   с   угловыми   башнями.   Ограда начата постройкой в 1831 году и окончена в 1876 году. При этом прежнее здание главных ворот с надвратной церковью оказалось внутри новой ограды на   территории   монастыря   в  ее  северо­западном   углу.  Из   этого   мы   можем заключить, что первоначально главные    ворота монастыря располагались в северной стене и территория монастыря расширена в северном, западном и, очевидно,   южном   направлении,   где   стену   расположили   вдоль   тракта,    а главные   ворота   устроили   по   ее   центру.   Монументальное   здание   главных «святых»  ворот   с  надвратной   церковью   во   имя  «Архистратига   Михаила   и прочих   бесплотных   сил»   возведено   в   1835   году.   В   1841   году   вместо сгоревшего   деревянного   западнее   церквей   было   построено   каменное одноэтажное с деревянным мезонином здание настоятельских келий.       К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей,   двух   деревянных   церквей,   дома   настоятеля   и   монументальной ограды,   на   территории   монастыря   существовали:   1)   колодец   4­стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фундаменте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построенный в 1880­ х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями  и сенями между   ними;   5)   старый   длинный   флигель,   в   котором   помещались   кухня, странная,   и   трапезная,   просфирная   мастерская   и   под   сенями   подвал;   6) прочие   старые   сооружения,   хлебный   амбар,   погребледник,   рабочая   изба   и мастерские;   7)   в   северо­восточном   углу   монастыря   с   особыми   воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, .немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго­восточном углу монастыря   был   сад   со   старыми   яблонями,  черемухой,   кедрами,  а   на   юго­ западной   стороне   земля   распахивалась   под   огороды,   сад,   и   огороды   были обнесены палисадом.        Помимо, этого за оградой  располагались монастырские постройки:        1.   Против   главных   ворот   через   улицу   —   построенное   в   1888   году деревянное   здание   одноклассной   церковно­приходской   школы   с   квартирой для учителя и хозяйственным двором; 2) против ворот за огородами — гумно монастырское; 3) в двух верстах от монастыря, на р. Пьяной мукомольная мельница о двух поставах.      К самому монастырю с юга подходил большой «заморский» тракт,  утративший во в горой половине XIX века свое прежнее значение. Вдоль  тракта в свое время разрослось селение, образовавшееся из людей, по­ селенных здесь же в первые годы существования монастыря. К концу XIX  века в нем было 70 дворов. С тракта от Байкала монастырь был виден за  несколько верст, выделяясь белизной каменных храмов и монументальной  кирпичной ограды. Монастырь хорошо виден и с Транссибирской железной:  дороги, проведенной в этих местах в самом конце XIX века на расстоянии  нескольких километров от монастыря.        По­видимому,   именно   прокладка   Транссибирской   железной   дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900­х годах. При   настоятеле   Иринархе   в   1902—1903   годах   была   возведена   еще   одна Никольская церковь, а также два каменных дома.        Троицкая   церковь,   построенная   в   1785   году   «Усердием   майора Карпова» в виде трехпрестольной церкви, располагается в центре территории монастыря.   Ее   главный   престол   во   имя   Живоначальной   Троицы   занимал двухсветную часть и был холодным. Теплый же храм с приделами во имя Благовещения  Пресвятой   Богородицы   и  Святого   Николая,  Мирликийского Чудотворца размещался в широкой одноэтажной части здания.             Троицкая   церковь   возведена   из   кирпича   (размером   28х14х7   см)   на бутовом   фундаменте.   Наружные   поверхности   стен   побелены.   Полы   де­ ревянные,   крашеные.   Крыши   церкви   первоначально   были   деревянными,   из теса  и  лемеха.  В 1863 году церковь  была  покрыта  кровельным  железом  и покрашена   в   зеленый   цвет   медянкой.   В   интерьерах   Троицкого   придела роспись  имелась лишь в скромных размерах. На своде алтаря в 1830­х годах клеевыми красками было изображено Сошествие святого духа на апостолов, а на   горном   месте   —   Воскресение   Христово.   Иконостас   был   пятиярусным резным, позолоченным, с большим распятием над ним. После ремонта 1887 года свод церкви был разделан под небесный цвет и осыпан звездами.      В теплом храме во время ремонта 1891 года перестлали полы, заменили рамы,   стены   и   пол   были   покрыты   масляными   красками,   окна,   карнизы   и панель   разделаны   бордюрами,   а   свод   окрашен   в   светло­голубой   цвет.   Два небольших иконостаса в приделах имели резные царские ворота. Отопление осуществлялось двумя печами, расположенными в нишах внутренней стены, по   обе   стороны   от   входа.   В   настоящее   время   роспись   и   внутреннее оборудование   не   сохранились.   Помещения   приспособлены   для   палат. Внешний   облик   здания   также   сильно   изменился:   сняты   верхние   ярусы колокольни   и   купол   двухэтажной   части,   снесена   алтарная  часть   (абсида). Входной портик превращен в крытый тамбур. Оконные проемы в одноэтажной части расширены за счет уничтожения обрамления.       Несмотря   на   указанные   утраты,   сохранившиеся   части   церкви представляют несомненную ценность, как памятник архитектуры XVIII века.     Монастырь был ликвидирован в 1921 г. Сохранившиеся до наших дней постройки:   Троицкий   собор,   Никольская   церковь,   надвратная   церковь Михаила   Архангела,   трапезная,   угловые   башни,   амбар,   ограда,   келейный, настоятельский   корпусы   и   корпус   для   послушников   являются   частью архитектурного   ансамбля   с   унаследованным   от   древнерусского   зодчества богатством   силуэта,   живописностью   и   органическим   сочетанием   с окружающим природным ландшафтом. После закрытия монастыря его здания использовались   детским   домом,   затем   психоневрологической   лечебницей. Почти все постройки нуждаются в реставрации и ремонте. Государственный орган   охраны   памятников   считает   необходимым   с   целью   сохранения   и дальнейшего   использования   комплекса   построек   монастыря,   являющегося памятником архитектуры федерального значения, передачу его в пользование Бурятскому Благочинию Русской Православной Церкви.   НИКОЛЬСКАЯ  ЦЕРКОВЬ (Троицкий монастырь)        Второй   деревянной   церковью,   возведенной   в   первые   же   годы существования   Троицкого   монастыря   (в   1685   г.),   была   церковь   Николая Чудотворца. О ее дальнейшей судьбе никаких документов не сохранилось. Возможно, она стала жертвой одного из пожаров, опустошавших монастырь в XVII   в.   По­видимому,   она   не   существовала   уже   в   1785   г.,   ко   времени сооружения нового каменного главного храма монастыря, так как этот храм был   сделан   трехпрестольным,   а   один   из   приделов   посвящен   именно   Св. Николаю,   Мирликийскому   Чудотворцу.   Новое,   каменное,   существующее   в настоящее время, здание Никольской церкви было построено   в 1902—1903 годах   при   настоятеле   Иринархе   вновь,   после   некоторого   перерыва, развернувшего в монастыре строительную деятельность.      Никольская церковь размещается севернее Троицкой и примерно равна ей по площади застройки и объему, Но они совершенно различны по своей объемно­пространственной   композиции.   Никольская   церковь   не   имела колокольни.   Ее   объемно­пространственная   композиция   строится   на постепенном   нарастании   в   ширину   и   по   высоте   трех   объемов:   паперти, трапезной   и   собственно   храма.   Последний   в   данном   случае,   в   отличие   от более ранних типов композиции, является наиболее крупным объемом здания не только из­за двухсветной высоты, но и по размерам в плане (12х12). В этом отношении он значительно больше, чем двухсветный придел Троицкой церкви. С   востока   к   нему   примыкает   одноэтажный   объем   алтарной   части.   Общая длина   здания   составляла   33   м.   Архитектурный   облик   Никольской   церкви представляет своеобразное сочетание элементов древних и новых.        По общей архитектурно­пространственной композиции он во многом повторял образцы древних кубовидных храмов. Обработка поверхности стен всех объемов очень скромна. Главный объем расчленен пилястрами в углах и простенках, как в соседней Троицкой церкви. Правда, здесь пилястры более геометричны.   Такой   же   характер   имеет   высокий   антаблемент   с   четкими горизонталями и большим криволинейным карнизом из дерева.      Таким образом, в архитектуре стены отчетливо выражен тектонический элемент. Единственным живописным, богатым светотенью пятном на южном фасаде   является   монументально   оформленный   дверной   проем.   Простое обрамление окон и полоса прямоугольных углублений на антаблементе — вот и   все   архитектурно­декоративные   средства,   помимо   пилястр­лопаток   и антаблемента.   Криволинейный   большого   выноса   карниз   заимствован   из архитектуры   деревянного   городского   жилого   дома,   где   он   в   годы строительства   церкви   являлся   излюбленной   деталью.   Над   карнизом возвышался пирамидальный шатер с пятью луковичными главками: большой в центре и меньшими по граням крыши. В настоящее время все надстройки   выше главного карниза сняты и здание имеет обычную крышу; четырехскатную над двухэтажной и двухскатные над одноэтажными частями. Здание используется как столовая, красный уголок и под больничные палаты. Несмотря на утраты и перестройки, здание сохраняет определенный исторический и архитектурный интерес.   ЖИЛОЙ ДОМ НАСТОЯТЕЛЯ (Троицкий монастырь)        Настоятельские   кельи   располагаются   западнее   здания   Троицкой церкви. Здание было построено взамен сгоревшего деревянного в 1841 г. Оно   представляет   одноэтажный   прямоугольный   корпус,   размером   18,3х14,0   м. Главным был симметричный относительно центральной оси восточный фасад, но парадный вход расположен с северного     фасада. В 1890 г. к дому при­ строили   крытую   галерею   и   каменную   кладовую.   Фасады   дома   скромны   и выдержаны   в   традициях   архитектуры   городского'   жилого   дома   первой половины  XIX в. Для них определяющим элементом является спокойный шаг одинаковых проемов. На восточном главном фасаде простые обрамления с сандриком   выделяют   средние   три   окна,   над   которыми   деревянный оштукатуренный   мезонин   с   балконом   закреплял   симметрию   композиции. Скромный   главный   карниз   с   деревянной   верхней   частью,   несколько горизонтальных членений упрощенной рустовки ниже окон и овальные ниши над  окнами  — вот  и  все  остальные   архитектурные  средства, создающие  в своей совокупности с белой стеной уютный   и сдержанно­достойный образ. Хотя   архитектурная   композиция   дома   говорит   о   мастерстве   автора, грубоватая   наивность   деталей   убеждает,   что   строительство,   видимо, осуществлялось без соответствующего надзора. Во   внутренней   планировке   главным    помещением,   очевидно,   являлась парадная гостиная,   занимавшая центральную часть дома. В настоящее время здание   приспособлено   под   палаты.   Кирпичные   оштукатуренные   с   обеих сторон стены в хорошем состоянии. Крыша дома, первоначально деревянная, в 1885 г. была покрыта железом на новом основании. По   анализу   современного   состояния   дома   можно   утверждать,   что   в предреволюционные годы крышу вновь меняли, при этом не были сохранены мезонин и балкон. Была переделана и верхняя деревянная часть карниза: она получила   характерную   для   деревянной   жилой   архитектуры   1900­х   годов форму большой выкружки. Не существует сейчас и галерея, пристроенная в 1890 г.   к южному фасаду.   НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МИХАИЛА (Троицкий монастырь)         Здание главных «святых» ворот с надвратной церковью «во имя Св. Архистратига   Михаила   и   прочих   бесплотных   сил»   занимает   центр   южной стороны капитальной ограды монастыря. Оно было возведено в 1835 г.    и представляет   собой   прямоугольный   в   плане   корпус,   разрезанный   в   своей нижней, двухэтажной части по центральной оси проездом ворот. В боковых частях кроме лестниц, ведущих наверх, устроено четыре жилых помещения. Храм   занимал   среднюю   часть   третьего   этажа.   Архитектурно­ пространственная композиция всего сооружения представляет собой образец решения подобной задачи по канонам русского  классицизма. Двухэтажный корпус   с   большим   четырехколонным   портиком,   приставленным   к   стене, трактуется   как   основание   для   храма.   Последний   скомпонован   как центрическое сооружение с квадратным планом, перекрестными крышами и четырьмя   фронтонами,   к   которому   с   запада   и   востока   примыкают дополнительные объемы паперти и алтаря. Над прямоугольной частью храма возвышался   массивный   цилиндрический   барабан   второго   яруса   церкви, накрытый сферическим куполом с небольшим глухим фонариком, крупным золоченым   шаром    и    крестом,   Структура   стены   барабана   организована чередующимся   рядом   из   четырех   арочных   проемов   и   четырех   таких   же декоративных ниш.         Композиция   фасадов   здания   выполнена   в   строгом   соответствии   с требованиями русского классицизма начала XIX века. На южном, обращенном на   улицу,   фасаде   главным   элементом   является   массивный   с   фронтоном портик   из   трехчетвертных   колонн   тосканского   ордера.   В   среднем   более широком интерколумнии его устроен арочный проезд ворот, а в боковых — двери   с  крыльцами   для   входа   в   храм   и   часовню.   Последняя   «со   святыми иконами   и   кружкой»   размещалась   в   первом   этаже   с   правой   стороны.   По центру третьего   этажа между фронтонами рустованная арка окружила полу­ циркульное   окно.   Такие   же   полуциркульные    проемы   имелись   во   втором этаже боковых частей здания, перекликаясь с арочной структурой ограды. Со двора   композиция   фасада   построена   аналогично.   Отличие   заключается   в замене трехчетвертных тосканских колонн портика на плоские пилястры того же ордера.         Вся тщательно продуманная композиция    здания, уравновешенность пропорций, размещение и характер проемов и деталей свидетельствуют, что проект   здания   надвратной   церкви,  да   и   всей   ограды   с   угловыми   башнями выполнен мастером архитектуры классицизма. В то же время неряшливость исполнения деталей, неточности и наивности в их­ прорисовке, несомненно, говорят   о   том,   что   сам   автор   не   принимал   непосредственного   участия   в строительстве.        Здание   возведено   из   кирпича   на   бутовом   фундаменте.   Стены оштукатурены   с  обеих   сторон   известково­песчаным   раствором   и   побелены известью.   Железные   крыши   были   покрашены   медянкою   на   масле.   После ремонта 1891 г. внутри храма иконостас столярной работы с иконами старого письма   был   «разделан   масляными   красками,   а   стены   клеевыми   — благолепно». Большие ворота также были «разделаны масляными красками, а над ними написан во всю арку образ Св. Троицы». В настоящее время цилиндрический барабан церкви уничтожен; вместо железных крыш — асбошиферные; изменено заполнение проемов. В остальном здание    в   удовлетворительном   состоянии.   Несмотря   на   указанные   утраты, здание сохраняет значение памятника архитектуры первой половины XIX в.   ОГРАДА С УГЛОВЫМИ БАШНЯМИ (Троицкий монастырь)      Капитальная каменная ограда охватывает по всему периметру ­ 699 м (330   саженей)   территорию   Троицкого   монастыря,  имеющего   форму   слегка неправильного четырехугольника. Она заменила прежнюю деревянную стену с надвратной   церковью   и   деревянными   угловыми   башнями,   пришедшую   в ветхость.   Строительство   каменной   ограды   было   предпринято   в   1831   г., начиная    с   южной   стены.   В   1835   г,   закончили   здание   «святых»   ворот   с надвратной церковью. Строительство велось на «скромные средства обители при   помощи   благотворителей».   Завершено   сооружение   в   1876   г.   при настоятеле Сергии «стараниями казначея, иеромонаха Владимира, которым окончена   каменная   ограда   —   проведена   вся   северо­восточная   стена».   По углам ограды были возведены четыре башни. В 1885 г. их покрыли железом. В двух башнях были устроены помещения для жилья, в одной — склад извести и одна занята   но хозяйству на конном дворе.       Ограда   представляет   собой   ритмический   ряд   из   повторяющихся элементов: столбов и рустованной   стены между ними, прорезанной арками. По южному фасаду с каждой стороны ворот располагается по 14 арочных секций.   Убегающий   ряд   арок   зажат   горизонталями   цоколя   и   нависающей массивной плиты карниза. Замковые камни и русты, рельефно чередующиеся в   двух   плоскостях,   по   контрасту   с   заключенными   между   ними   гладкими поверхностями   покружий   арок   и   вертикальных   полос   столбов   создают разнообразную   и   красивую   игру   светотени.   Динамический   бег   аркатуры останавливается   угловыми   башнями   и   зданием   ворот.   Но   при   этом    в архитектуре   последних   предусмотрены   аналогичные   криволинейные элементы,   которые   как   бы   переносят   несколько   задержанное   движение   на новый участок стены. Две угловые башни по южной стене представляют собой сооружения   центрической   композиции,   по   массе   и   пропорциям   частей соответствующие их роли   в ансамбле. Над нижним кубическим объемом на ступенчатом   основании   с   фигурными   'столбиками   по   углам   возвышается восьмиугольный барабан, накрытый куполом с маленькой главкой и крестом. Массивность нижней части смягчена высокими арочными нишами. Наличие этих   кривых   создает   взаимосвязь   с   аркатурой   стены.   Но   в   отличие   от последних кривые ниш имеют более статический характер. Это впечатление усилено трехчастным делением поверхности ниши пилястрами. Поверхность барабана   также   декорирована    аркатурой   с   чередованием   проемов   и   ниш. Архитектура   башен   делает   их   самостоятельной,   но   неразрывной,   частью стены. Башни по северной стене, построенные в более позднее время, хотя и повторяют   в   целом   композицию   южных,   значительно   уступают   им   по пропорциям   и   архитектуре.   Они   были   сооружены   менее   капитально   и   в настоящее время уже не существуют. Северная стена, также построенная в последнюю   очередь,  имеет   вид   простых   участков   каменной   ограды   между столбами.       Ограда сложена из кирпича на бутовом фундаменте и при высоте 4 м имеет   ширину   1   м.   Башни   также   выстроены   на   бутовом   фундаменте   при толщине стен 1 м. Высота кирпичной кладки башен (до купола) — 8,5 м. Кирпичные   поверхности   оштукатурены   известковым   раствором,   Купола башен   —   деревянные   конструкции   с   железной   кровлей,   покрашенной   в зеленый цвет медянкой. Общая высота башен до верхушки креста была 12 метров.       В   настоящее   время   две   южные   башни    сохранились   сравнительно хорошо.   Сняты   только   кресты.   Стена   тоже   в   относительно   хорошем состоянии. В 1880­х годах в западную сторону был встроен большой корпус хозяйственного и "жилого назначения, а в 1902—1903 г, два жилых здания келий встроили в северную сторону. Восточный участок южной стены из­за неравномерной   усадки   дал   крен   и   был   укреплен   контрторсами.   В   северо­ восточном углу стена дала просадку. В целом ограда с башнями является наиболее   сохранившим   первоначальный  облик   сооружением  монастырского ансамбля и ценным памятником архитектуры первой половины XIX века.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл. Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.

Дополнительный материал к программе элективного курса "История Бурятии" 9 кл.  Памятники истории и культуры Прибайкалья. Свято-Троицкий монастырь.
Скачать файл