Цели урока:
• изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;
• привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к предмету; познавательной активности;
• раскрыть красоту и образность мифов Греции.
Задачи урока: - развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой.
Методические приемы:
• беседа,
• работа с текстом учебника,
• постановка проблемного задания,
• описание,
• рассказ,
• инсценирование.
Оборудование:
• карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”;
• иллюстрации (слайды) к мифам;
• контурные карты,
• костюмы к инсценировке мифа.
Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и
критяне"
Цели урока:
изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних
греков;
привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к
предмету; познавательной активности;
раскрыть красоту и образность мифов Греции.
Задачи урока: развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой.
Методические приемы:
беседа,
работа с текстом учебника,
постановка проблемного задания,
описание,
рассказ,
инсценирование.
Оборудование:
карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”;
иллюстрации (слайды) к мифам;
контурные карты,
костюмы к инсценировке мифа.
Литература.
1. Энциклопедия для детей. Том I. Всемирная история. М.,2000;
2. Мифологический словарь; Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира.V класс. М.,1995.;Г.И.
Годер
3. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М. Просвещение. 2004.
1. Вводная беседа.
Ход урока
Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую
радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”.
О какой стране идет речь?
Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.”
С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны?
Основные вопросы, которые будем рассматривать отражены в плане урока.
План урока:
1. Расселение греческих племен.
2. Древний Крит.3. Природные условия Древней Греции.
4. Миф о Тесее и Минотавре.
5. Гибель Критского Царства.
Мы отправимся изучать древнюю Грецию на корабле. ( Звучит греческая мелодия.) На экране мультимедийное
изображение корабля, плывущего по морю.
2. Работа с учебной картой.
На рубеже IIIII тысячелетий греческие племена расселились в северовосточном Средиземноморье.
В конце II тысячелетия они смешались с племенами, вторгшимися с севера.
На юге Балканского полуострова, который омывается с трех сторон водами Эгейского моря и Ионического моря жили
греческие племена. Свою страну они называли Эллада, а себя называли эллинами. Позже страну стали называть Грецией, а
ее жителей греками. Балканские горы делят страну на три большие области:
Северную, Среднюю и Южную.
В те далекие времена в Греции существовали независимые города.
Микены (древняя столица), Афины (современная столица) , Тирниф, Пилос.
3. Работа с контурной картой.
1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров.
2. Надпишите название городов обозначенных цифрами.
4. Рассказ учителя с элементами беседы.
Первая остановка, которую мы сделаем это остров Крит. Самое первое государство в Европе образовалось на острове
Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города.
Вспомните, когда это было?
5. Сообщения учащихся о Крите.
Крит остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую
часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт,
удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было
мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его
флота. Города Крита не были окружены стенами его стенами были корабли.
Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”.
Есть такая страна посреди – цветного моря,
Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый,
В нем городов девяносто, а людям, так нету и счета …
Кносс – между всех городов величайший на Крите.
Царил в нем девятилетьями мудрый Минос…
Беседа о Крите.
Назовите местоположение острова Крит.
Как местоположение Крита влияло на занятия критян?
Из каких источников мы берем сведения об острове?
6. Рассказ учителя.
Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду
в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва
каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых
пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые
пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины
Каким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции?
Покажите на карте город Афины.
7. Постановка проблемного задания.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “миф”.
Миф это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного
поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила,
Софокла. Одним из самых известных мифов посвященных Криту был миф о Тесее и Минотавре.
8. Инсценирование мифа о Тесее и Минотавре.
Просмотрев инсценирование мифа, постарайтесь ответить на следующие вопросы: Царем какого государства был Минос?
Куда посылал он каждые девять лет корабли и зачем? Подумайте что сказочного в мифе, а что могло соответствовать
исторической действительности?
Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городамигосударствами и Критом? Покажите на карте
Эгейское море. Как греки объясняли его название?
9. Работа с учебником.
Гибель Критского царства.
В 15 веке до н.э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной
величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. После катастрофы на обезлюдивший остров стали переселяться греки.
10. Закрепление.
Задание №1. Впишите недостающие слова.
Греция расположена в Европе, в южной части
_______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них
____________ .
Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города:
_______________________________________________ .
Задание №2. . Зачеркни неправильный ответ:
Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство.
Задание № 3
Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.
М_ _ _ с – царь Крита
А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя.
Э __ _ й – царь Афин.
М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.