Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: • изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков; • привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к предмету; познавательной активности; • раскрыть красоту и образность мифов Греции. Задачи урока: - развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой. Методические приемы: • беседа, • работа с текстом учебника, • постановка проблемного задания, • описание, • рассказ, • инсценирование. Оборудование: • карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”; • иллюстрации (слайды) к мифам; • контурные карты, • костюмы к инсценировке мифа.
Иконка файла материала Разработка урока по истории на тему Древнейшая Греция. Греки и критяне.doc
Разработка урока по истории на тему "Древнейшая Греция. Греки и критяне" Цели урока:    изучить местоположение и природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних  греков; привлечение учащимися дополнительной литературы для расширения знаний о Греции; развития интереса к  предмету; познавательной активности; раскрыть красоту и образность мифов Греции. Задачи урока: ­ развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой. Методические приемы:       беседа, работа с текстом учебника, постановка проблемного задания, описание, рассказ, инсценирование. Оборудование:     карта “Древнейшая Греция. II тыс. до н.э.”; иллюстрации (слайды) к мифам; контурные карты, костюмы к инсценировке мифа. Литература. 1. Энциклопедия для детей. Том I. Всемирная история. М.,2000; 2. Мифологический словарь; Г.И. Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира.V класс. М.,1995.;Г.И.  Годер 3. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. М. Просвещение. 2004. 1. Вводная беседа. Ход урока Сегодня на уроке мы будем знакомиться со страной, в которой один раз в четыре года можно было услышать такую  радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. О какой стране идет речь? Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне.” С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение этой страны? Основные вопросы, которые будем рассматривать отражены в плане урока. План урока: 1. Расселение греческих племен. 2. Древний Крит.3. Природные условия Древней Греции. 4. Миф о Тесее и Минотавре. 5. Гибель Критского Царства. Мы отправимся изучать древнюю Грецию на корабле. ( Звучит греческая мелодия.) На экране мультимедийное  изображение корабля, плывущего по морю. 2. Работа с учебной картой. На рубеже III­II тысячелетий греческие племена расселились в северо­восточном Средиземноморье. В конце II тысячелетия они смешались с племенами, вторгшимися с севера. На юге Балканского полуострова, который омывается с трех сторон водами Эгейского моря и Ионического моря жили  греческие племена. Свою страну они называли Эллада, а себя называли эллинами. Позже страну стали называть Грецией, а  ее жителей греками. Балканские горы делят страну на три большие области: Северную, Среднюю и Южную. В те далекие времена в Греции существовали независимые города. Микены ­ (древняя столица), Афины ­ (современная столица) , Тирниф, Пилос. 3. Работа с контурной картой. 1. Надпишите название морей, омывающих Балканский полуостров. 2. Надпишите название городов обозначенных цифрами. 4. Рассказ учителя с элементами беседы. Первая остановка, которую мы сделаем это остров Крит. Самое первое государство в Европе образовалось на острове  Крит тогда, когда в долине Инда возникли древнейшие города. Вспомните, когда это было? 5. Сообщения учащихся о Крите. Крит­ остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую  часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт,  удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было  мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его  флота. Города Крита не были окружены стенами ­ его стенами были корабли. Древнегреческий поэт Гомер так описал остров Крит в поэме “Одиссея”. Есть такая страна посреди – цветного моря, Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый, В нем городов ­ девяносто, а людям, так нету и счета … Кносс – между всех городов величайший на Крите. Царил в нем девятилетьями мудрый Минос… Беседа о Крите. Назовите местоположение острова Крит. ­ Как местоположение Крита влияло на занятия критян? ­ Из каких источников мы берем сведения об острове? 6. Рассказ учителя. Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду  в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва  каменистая, непригодная для хлебопашества ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых  пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, из плодов этого дерева делают оливковое масло, финиковые  пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины Каким занятиям благоприятствовала и не благоприятствовала природа Греции?В чем сходство или различие местоположения и занятий жителей острова Крит и городов Древней Греции? Покажите на карте город Афины. 7. Постановка проблемного задания. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием “миф”. Миф­ это фантастическое сказание о богах и героях .Мифы Древней Греции передавались из уст в уста, от одного  поколения к другому. В настоящее время мы можем узнать их из произведений древнегреческих поэтов Гомера, Эсхила,  Софокла. Одним из самых известных мифов посвященных Криту был миф о Тесее и Минотавре. 8. Инсценирование мифа о Тесее и Минотавре. Просмотрев инсценирование мифа, постарайтесь ответить на следующие вопросы: Царем какого государства был Минос?  Куда посылал он каждые девять лет корабли и зачем? Подумайте что сказочного в мифе, а что могло соответствовать  исторической действительности? Что вы можете сказать о взаимоотношениях между греческими городами­государствами и Критом? Покажите на карте  Эгейское море. Как греки объясняли его название? 9. Работа с учебником. Гибель Критского царства. В 15 веке до н.э. на острове Фера к северу от Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Чудовищной  величины волны и тучи пепла обрушились на Крит. После катастрофы на обезлюдивший остров стали переселяться греки. 10. Закрепление. Задание №1. Впишите недостающие слова. Греция расположена в Европе, в южной части _______________________ полуострова. На морях, омывающих Грецию много островов, самый большой из них  ____________ . Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали города:  _______________________________________________ . Задание №2. . Зачеркни неправильный ответ: Главными занятиями жителей Греции были: морская торговля, земледелие, рыболовство, скотоводство. Задание № 3 Впишите недостающие буквы в имена героев мифов. М_ _ _ с – царь Крита А_ _ _ _ _ а – дочь критского царя. Э __ _ й – царь Афин. М_ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте.