Разработка урока по истории "В рыцарском замке". 6-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по истории "В рыцарском замке". 6-й класс Цели урока: познакомить обучающихся с понятием “рыцарь”; дать представление о быте средневековых феодалов. Основные понятия: рыцарь, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, герольды, турнир. Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация “В рыцарском замке”, учебник. План урока: 1. Замок феодала. 2. Снаряжение рыцаря. 3. Развлечения рыцарей. 4. Рыцарская честь. 5. Закрепление.
Иконка файла материала Разработка урока по истории В рыцарском замке.doc
Разработка урока по истории "В рыцарском замке". 6­й класс Цели урока: познакомить обучающихся с понятием “рыцарь”; дать представление о быте средневековых феодалов. Основные понятия: рыцарь, донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, герольды, турнир. Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация “В рыцарском замке”, учебник. План урока: Замок феодала. 1. 2. Снаряжение рыцаря. 3. Развлечения рыцарей. 4. Рыцарская честь. 5. Закрепление. 1. Ход урока В начале урока перед обучающимися ставится вопрос: почему рыцарем мог быть только богатый человек? <слайд № 3>  Ответ на этот вопрос обучающиеся формулируют в ходе изучения новой темы. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно  каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей – огромный или скромный. Замок – это жилище феодала и его крепость. Сначала замки строили из дерева, позднее из камня <слайд № 4>. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом  возвышались мощные укрепления: крепостных стен могло быть несколько. Над всеми постройками возвышался донжон. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по  штурмовой лестнице <слайд № 5>. Вводится новое понятие донжон – самая высокая и большая башня замка, в которой феодал укрывался во время осады.  Учащимся демонстрируется изображение донжона <слайд № 6>. С помощью <слайда № 7> учитель рассказывает об устройстве замка. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились  узники. На верхнем этаже находились покои владельца. Чтобы попасть туда нападавшие боролись за каждый этаж. Этажом ниже располагались помещения для слуг – здесь они спали, ели и работали во время осады. В нижнем этаже находились кухня и трапезная, где во время осады питались защитники замка. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами  мог спуститься в подземный ход. Учитель обращает внимание обучающихся на <слайд № 8>, где представлены изображения замков и объясняет, что при  постройке замков использовались разные условия местности:    литовский замок – посередине озера; испанский замок – на равнине; немецкий замок – на склоне.2. Военное дело стало занятием исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой  дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу  сменили латы – доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с  прорезями для глаз. Вес снаряжения доходил до 50­60 кг. <Слайд № 9>. Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади  закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня  накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади,  “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. <слайд № 10>. 3. Учитель раскрывает вопрос с помощью слайдов презентации № 11 – 13. В свободное от походов время, рыцари старались поддержать свою славу участвуя в рыцарских турнирах. Турниры назначались королями и проводились под контролем специальных глашатаев – герольдов. На турнир рыцарь являлся в полном боевом облачении. Турнир продолжался в течение 2 дней. Турнир – боевое соревнование рыцарей в силе и ловкости. В первый день рыцари участвовали в личных соревнованиях. На полном скаку нужно было выбить противника из седла  специальным копьем. Победитель выбирал королеву турнира. Во второй день рыцари участвовали в командных  соревнованиях – разбившись на две группы во главе с двумя сильнейшими по итогам первого дня. Другой любимой забавой была охота. Многие феодалы держали специально обученных собак или соколов. Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб,  вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали. 4. <Слайды № 14 – 15>. Знатные рыцари считали себя людьми “благородными”, гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб   – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.   Важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. Измена налагала  клеймо позора на весь род предателя. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство. 1. Рыцарь должен искать подвиги; 2. Бороться с врагами христианской веры; Кодекс рыцарской чести: 3. Защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот; 4. Быть справедливым и галантным. Перед обучающимися ставится вопрос: какое поведение мы сейчас называем рыцарским? (выслушиваются мнения). Учитель возвращается к вопросу, поставленному в начале урока, выслушиваются ответы обучающихся.5. Обучающиеся с помощью рисунков называют составные части главной башни рыцарского замка и снаряжение рыцаря  <слайд № 17>. Домашнее задание: § 11, страница 97 вопрос 3 (письменно).