Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"
Оценка 5

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
08.06.2017
Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"
Басня как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи . Мораль и аллегория в басне.Раскрытие значения басни как одного из старейших жанров литературы.Эзоповский язык.Разработка урока по литературе.
литература 5 класс Басня.docx
Литература, 5 класс Урок 25. Басня как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи . Мораль и аллегория в басне. Цели: 1. Познакомить учащихся с отличительными признаками басни, её строением 2. Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческое воображение 3. Воспитывать толерантность, честность, негативное отношение к порочным поступкам Задачи: 1. Сформулировать определение жанра басни 2. Определить жанровые особенности басни 3. Сопоставить жанр басни с жанром притчи, выявить их сходство и различие Ход урока 1.Организационный момент 2.Работа над темой. 1.Рефлексия. Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения. Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга: «Осел повстречался с голодным волком. – Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге. – Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли. Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел. У сильных свое понятие о совести». – Есть ли в этой басне сюжет? – Есть ли персонажи, литературный конфликт? – Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли? – А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется? Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра. – Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса». «Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа. И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему: – Будь благословенна, о птица Юпитера! – За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон. – За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?! Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла. «Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел. Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.Яд подействовал, и она издохла. Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!» – Где мораль в этой басне? – Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери? 2.Фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов: К какому жанру мы отнесём это произведение: к лирическому, лироэпическому или эпическому? Как называется этот жанр? Докажите с помощью конспекта предыдущего урока. Вывод: прочитанное произведение - не притча. Что это за жанр? (Ответить с помощью определения притчи) Формулировка темы урока, определение задачи О чём пойдёт речь на уроке? Как будет звучать тема? С чем перепутали басню? Какую задачу нам необходимо решить в связи с этим? Чему научимся на уроке? 3.Формулировка определения жанра басни Давайте попробуем самостоятельно (в парах) сформулировать определение жанра басни. Что нам нужно вспомнить для выполнения этой работы? Один ученик работает со справочной литературой (“Словарь юного литературоведа”) Запись любого определения в тетради (наиболее понятного) Отличие басни от притчи Вернёмся к задаче нашего урока. С помощью каких материалов мы можем её решить? Каким образом мы это сделаем? Запись в тетрадях: “Отличие басни от притчи” Анализ жанровых отличий притчи (записываем только те пункты, которые не относятся к басне, предварительно их сформулировав) Однозначная трактовка Цель написания – нравоучение, воспитание Отсутствие тайны, загадочности Явное нравоучение 3. Закрепление. Можно ли считать басней следующий текст: “Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого”? Почему? (нет сюжета, морали) А такой текст: “Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита”? 4.Рефлексия. 5.Домашнее задание: Сочинение басни.

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"

Разработка урока по литературе в 6 классе "Басня"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017