Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»
Оценка 4.8

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Оценка 4.8
Документация +1
docx
русская литература
4 кл
01.04.2017
Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта к уроку
Технологическая карта урока.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка №27» Разработка  урока  по литературному чтению 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Былина как эпический жанр» ( разработка урока представлена в форме технологической карты и презентации)                                                               Урок разработала:  Сивакова Екатерина Ильинична, учитель начальных классов Ангарск, 2013 год Технологическая карта изучения темы Литературное чтение 4 обобщение по теме Деятельностностная    Былина как эпический жанр обобщить знания детей о былинах, научить рассуждать, размышлять, отстаивать свою  точку зрения, научить работе с разнообразными источниками знаний, развивать  способность к логически завершенному повествованию, умение делать выводы. Былина, гипербола, эпитеты. Учебный предмет Класс Тип урока Технология построения урока Тема урока Цель урока Основные термины, понятия Предметные умения Научатся называть отличительные черты былин; выразительно читать произведение, передавая его жанровые особенности;  получат возможность научиться сравнивать, выявлять  различия в образах богатырей и анализировать живописные  средства передачи этих различий. Планируемый результат Личностные: ­ проявляют интерес к некоторым видам творческой деятельности на  основе литературных произведений.  Регулятивные: ­ соотносят внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: ­ произвольно строят устные  высказывания с учетом учебной задачи; ­ обобщают сведения; ­ делают выводы. Коммуникативные: ­ участвуют в учебном диалоге. Формы работы Индивидуальная Фронтальная Работа в группах Организация пространства Книгопечатная продукция: Литературное чтение часть 1; Н. А.Чуракова  Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор. Экранно­звуковые пособия: презентация в  Power Point «Былина как эпический жанр». Этапы урока I. Организационный момент. Объявление темы  урока. II. Вступительное  слово учителя. Деятельность учителя ­ Сегодня итоговый урок по теме «Былина как эпический жанр». Эпиграфом к нашему уроку будут слова, написанные Н.Рерихом. Прочитайте их. Слайд1:   «Из   древних   чудесных   камней   сложите   ступени   грядущего» (Н.Рерих). ­ Поделитесь своими мыслями о данном высказывании. Перед нами стоят следующие задачи (слайд2): 1. закрепить те знания, которые получили при изучении темы «Былина как эпический жанр». 2. Проявить свое умение работать с былинным текстом, то есть правильно и красиво читать былину. 3. Показать, насколько внимательные и пытливые вы читатели. ­ Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до ХХ века. Они  рассказывали обо всех событиях, происходящих в государстве, впитывали в  себя особенности народной речи и национального быта. Деятельность обучающихся Знакомятся   с гостями   урока, настраиваются на работу. Формируемые умения Личностные УУД Формирование мотивационной основы   учебной деятельности Включаются в  диалог с учителем,  Личностные: ­ проявляют интерес к некоторым   видам творческой деятельности на основе   литературных произведений.  Регулятивные: ­  соотносят  внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: ­   произвольно   строят устные  высказывания с   учетом   учебной задачи; ­ обобщают сведения; ­ делают выводы. Коммуникативные: ­ участвуют в учебном диалоге Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как будто   разговариваем со своими дальними предками и живем их чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине. отвечают на  вопросы Назовите былины, которые вы знаете. На слайдах отрывки из былин: Он берет сумочку да одной рукой –  Эта сумочка да не сшевелится! Как берет он ее обеими руками, Принатужился он силой богатырской, По колени ушел да мать сыру землю… («Илья Муромец и Святогор») Засвистал тут Соловей по­ соловьему, Закричал злодей­разбойник по – звериному: Как все травушки­муравы заплеталися, А лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонялися. («Илья Муромец и Соловей­ разбойник) Закидывали они тоню в Иламень­озеро И рыбу тут добыли – перья золотые все; Закинули другую тоню во Иламень­озеро И добыли другую рыбину –  И опять перья золотые все. («Садко») ­ Какое название более соответствует содержанию: «былина» или «старина»?  (Учащиеся должны вспомнить, что это одно и то же, «старинами»  называли былины в северных районах России). ­ Сами исполнители называли былины старинами, подчеркивая их  обращенность в прежние, стародавние времена. Обобщение. (Слайд 6) Словарь. Былина; Эпитет;Гипербола. ­ Назовите отличительные черты былины (Былинный зачин, неспешность,  обстоятельность, подробность повествования, образность языка). ­ Какие особенности образности языка былин вам известны? (Гиперболы,  эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы). ­ Отметьте период исторического времени, к которому относятся былины  (Учащиеся обсуждают варианты). Вывод: в былинах описывается Русь XI­XIV веков, точнее сказать нельзя, так  как  наблюдается смешение времен, события веков переплетаются между  собой: сказитель каждой эпохи рассказывал былину с позиций своего времени. ­Как сказитель рассказывал былину?  (Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на  песню) о героях­богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было.  О делах и победах богатырей, о том, как одолевали злых врагов, защищали  свою землю, проявляли храбрость, мужество, смекалку, доброту.) ­ Сказитель так и говорил: Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские! ­ Послушаем «сказителей».  (Выразительное чтение отрывков былин.) Учебник  с.55;  отрывок из былины  «Илья Муромец и Соловей – разбойник»; Учебник  с.66 отрывок из былины «Садко». ­ Оцените выразительность чтения, обратите внимание на неторопливость  исполнения,  напевность. (Высказывания учащихся). III. Актуализация   знаний.  Работа в группах. Группа 1. 1. Как назывался головной убор богатыря? (Шлем) 2.   Как   назывался   тяжелый   панцирь,   сплетенный   из   металлических   колец? (Кольчуга) ­ Оценивают  выразительность  чтения.  Выполняют задания на карточках,  обсуждают в  группах,  Личностные: ­ проявляют  интерес к  некоторым видам  творческой коллективное  обсуждение. деятельности на  основе  литературных  произведений.  Регулятивные: ­ соотносят  внешнюю оценку и  самооценку. Познавательные: ­ произвольно  строят устные  высказывания с  учетом учебной  задачи; ­ обобщают  сведения; ­ делают выводы. Коммуникативные: ­ участвуют в  учебном диалоге. 3. Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. (Меч) 4. Это колющее оружие на длинном древке. Из­за длинной рукояти обычно поединок   воинов   один   на   один   начинался   с   использования   именно   этого оружия. (Копье, пика) 5. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит) 6. Это оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукояти и тяжелой круглой ударной части. (Булава, палица) Группа 2. ­ Впишите пропущенные слова: Былина   –   историческая   ________,   повествующая   о   ________   и   народных героях   и   сочетающая   в   себе   историческую   основу   с   фантастическим вымыслом. (песня, богатырях) __________ ­ родной город Садко. (Новгород) Из села Карачарово родом богатырь  _______  ________. (Илья Муромец) Илья Муромец ранил в право око со косицею   ______ ­ _____. (Соловья­ разбойника) Волх   Всеславьевич   умел   превращаться   в     _______     _______.   (различных животных) Забава   Путятична   –   племянница   киевского   князя   _____________. (Владимира) Группа 3. ­ Кто прочитал былину «Садко» целиком? Восстановите последовательность событий, описанных в былине. 10. Седой старичок дал Садко два ценных совета. 1. Пошел Садко к Ильмень­озеру, стал играть на гуслях. 2. решил Морской царь отблагодарить Садко за прекрасную музыку. 5. Разыгралась буря на море, понял Садко, что Морской царь требует дань. 6. Стало море колыхаться – корабли топить. 9. Выбрал Садко в жены дочь Морского царя. 7. Оказался Садко на дне моря­океана, Морской царь приказал ему играть на гуслях. 8. Опечалился садко – порвал гусли. 11. Уснул Садко на дне морском, а проснулся в Новгороде, в своих палатах. 3. Скупил Садко все товары новгородские. 4. отправился Садко с дружиною в путь по морю. Группа 4. Найдите   к   каждому   слову   «былинное»   определение.   Запишите   в   нужной форме. Пир ­ ____________. (почестен) Камень ­ _________. (бел­горюч) Гусельки ­ ________. (яровчатые) Голова ­ __________. (буйная) Палаты ­ __________. (белокаменные) Сила ­ ____________. (молодецкая) Дружина ­ _________. (хоробрая) Группа 5. Соедините устаревшее слово – архаизм – с его современной «парой». Хоробрый                  Губы Со тоя                        Ездил Палаты                       С той Езживал                     Войско Нонь                           Дворец Перво                         Багряные Дружина                    Сейчас, теперь Уста                            Сначала Именьице                   Храбрый Червленые                  Богатство (Хоробрый – храбрый; со тоя – с той; палаты – богатство; езживал – ездил; нонь – сейчас, теперь; перво – сначала; дружина – войско; уста – губы; именьице – дворец; червленые ­ багряные). Группа 6. Викторина «Герои былин» Славный   защитник   Руси­матушки,   33   года   недвижно   просидевший   в   избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец) Злодей. Свистел по­соловьиному, кричал по­звериному, шипел по­змеиному. (Соловей­разбойник) Побратим   Ильи   Муромца,   освободивший   Забаву   Путятичну,   племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич) Чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч) Знаменитый   гусляр,   побывавший   на   дне   моря­океана   у   Морского   царя. (Садко) Богатырь, поповский сын. Одолел  Тугарина Змеевича. (Алеша Попович) Богатырь, умевший превращаться в различных животных. (Волх Всеславьевич) Могучий богатырь, который не смог поднять суму переметную. (Святогор) Картинный конкурс. ­ Подвиги русских героев – богатырей – отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Какие произведения живописи вы можете назвать. Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то помимо воинского снаряжения можно заметить еще одну вещь совершенно мирного назначения, притороченную к богатырскому седлу. Что это за предмет? Кому художник «подарил» его?  (Гусли привязаны к седлу Алеши Поповича). ­ Интересно, что в былинах сказано, что на этом музыкальном инструменте умел играть Добрыня Никитич. Картинный конкурс. Какие произведения живописи вы можете назвать? Кому   художник   В.   Васнецов   «подарил»   вещь   совершенно   мирного назначения? (Гусли привязаны к седлу Алеши Поповича). Я думаю, у каждого из вас сложился свой образ русского богатыря, воина­ защитника. Каким вы его себе представляете? Расскажите. Выставка рисунков. Учащиеся  представляют свои  иллюстрации к  изученным  былинам. IV. Итог урока. V. Рефлексия  учебной  деятельности ­ Какие выводы вы сделали для себя при изучении былин?  (Идея любой былины – испытание чувства гордости за родину, уважение к её прошлому) ­ Какие особенности языка былин вы знаете?  (Много эпитетов, повторов, гипербол ­ преувеличений) ­ Мир былин огромен и неисчерпаем. Если вас заинтересовала эта тема,  дерзайте, читайте, исследуйте, и вы узнаете больше о русских богатырях и их  подвигах во славу родной земли. ­ Что было интересно?  ­ Что не понравилось? ­ Какие новые знания получили? Рефлексивные  умения: Умения отвечать на вопросы Самооценка  каждого ученика,  оценка активности  и продуктивности  деятельности всего  класса, обмен  впечатлениями от  урока по вопросам.

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по литературному чтению 4 класс, Былина как эпический жанр, УМК «Перспективная начальная школа»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017