Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
01.04.2017
Это урок русского литературного чтения в 4 классе на тему:" Птицы с характерами" . Образовательная программа: "Школа 2100" , литературное чтение в " Океане света", авторы Р.Н .Бунеев, Е.В. Бунеева .Тип урока:получение новых знаний. В конспекте представлены формы работы,основные этапы работы над произведением. Прописаны универсальные учебные действия, формируемые на данном этапе.
Птицы с характерами.docx
Литературное
чтение
4 класс
Сапогова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов : М.М.Пришвин « Изобретатель». Птицы с характерами.
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 «Б»
Тема урока:
УМК: литературное чтение «В океане света». 4
класс,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Программа «Школа
2100».
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель урока:
Воспитать вдумчивого читателя.
Задачи:
формировать умение понимать содержание текста;
формировать умение понимать последовательность смысловых частей
текста;
формировать умение видеть языковые средства;
формировать умение понимать авторский замысел;
учить соотносить прочитанное со своим жизненным опытом;
развивать воображение;
продолжить формировать умение составлять план текста.
Оборудование:
презентация урока,
карточки
Формы работы: индивидуальная, в парах, фронтальная.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Ход урока
1. Проверка д/з.
1 3 3 4 1 1 2 3
Форм
ирование УУД
ТОУУ
(технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные сказках
Шварца
Чем отличаются сказки А. Толстого от
других литературных сказок, например Е.
Шварца ?
(В
использованы
традиционные сюжеты, элементы народных
сказок. В произведениях Е. Шварца основная
мысль: будьте внимательны к близким, живите
дружно, необходимость ценить семейное
счастье. Сказки Толстого похожи на рассказ о
детях. Нет волшебства, волшебных героев,
сказочных элементов. Нет характерных для
сказок зачина и концовки, зато есть диалог
героев, на котором построено повествование,
т.е сказки необычны по форме и содержанию.
В них автор глядит на мир глазами ребёнка,
знает его душу, интересы, помогает читателю
вернуться в его детство)
Чем необычны герои сказок А.Толстого.
( обычные дети, коты, предметы)
Назовите писателей, в книгах которых звери
и птицы чаще всего главные герои.
(« Слон» Куприн, « Неслышимка» В. Бианки,
« Жалобы зайки» К.
К.
Паустовский « Кот ворюга»,» Жильцы
старого дома» (герои кот Степан, такса
Фунтик, Петух Горлач, Чёрная курица),
Мамин Сибиряк « Емеля охотник»
Ушинский,
УУД:
1) развиваем умения
извлекать
информацию из
иллюстраций,
текстов;
2) представлять
информацию в виде
схемы;
3) выявлять
сущность,
особенности
объектов;
4) на основе анализа
объектов делать
выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться
на развороте
учебника;
7) находить ответы на
вопросы в
иллюстрации.
Постановка
2.
проблемы,
формулирование
темы урока.
1 7 1 2 2 1 2 3
Сегодня мы познакомимся с рассказом ещё
одного писателя, которого С.Я. Маршаку
удалось превратить в детского. ( Слайд 1)
Ученица: ( Слайд 2)
Родился Михаил Михайлович Пришвин 4
февраля 1873 года в имении Хрущёво
Орловской губернии в семье купца. Учился в
гимназии,
в
в реальном училище,
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в
соответствии с поставленной
задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и
личностную
рефлексию.
Коммуникативные
УУД:
1) развиваем умение
слушать и понимать
других;
2) строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными
задачами;
3) оформлять свои
мысли в устной
форме;
4) умение работать в
паре.
Окончил Лейпцигский
политехникуме.
университет и,
получив специальность
агронома, вернулся в Россию. Работал
агрономом,
а также корреспондентом,
учителем в сельской школе, библиотекарем и
даже
Много
путешествовал с экспедициями учёных
языковедов, изучая фольклор народов Севера.
директором школы.
Учитель: ( Слайд 3 )
Но к писательскому творчеству Михаил
Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте.
Первая публикация появилась в детском
журнале "Родник” в 1906 году, когда
Пришвину было 33 года. Однако лишь в 1925
году (автору 52 года) вышла его первая
книжка "Матрёшка в картошке”. Затем
увидели свет другие произведения Пришвина
"Ярик”, "Ёж”, "Лисичкин хлеб”.
б) Обдумывание заголовка, иллюстраций.
Предположение о содержании рассказа.
Учитель: ( Слайд 4 )
Сейчас откройте учебник на странице 94 –
название
Прочитайте
произведения.
"Изобретатель» (Слайд 5)
Можете ли вы предположить, о чём это
произведение?
Кто такой изобретатель?( ответы детей)
( Слайд 6)
В толковом словаре Ожегова написано(
Слайд7)
ИЗОБРЕТАТЕЛЬ_тот, кто создал, изобрёл
чтонибудь новое, прежде неизвестное
Посмотрите
внимательно,
какими сопровождается
иллюстрациями
это
произведение и, учитывая то, что чаще всего
Михаил Михайлович писал о природе и
животных, теперь попробуйте догадаться о
содержании текста. (Ответы детей. )
4.Изучение нового
материала.
Учитель:
Почему, повашему, название текста
записано в кавычках? Почему автор назвал
рассказ именно так? (Потому, что это
прозвище. )
1 2 3 7 1 1 2 3 1 2 3
1.Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение рассказа М. Пришвина хорошо
читающими учениками
Чтение 1 части текста (Дикие утята)
Как утята появились у рассказчика? (автор
взял себе их на воспитание)
Какой момент этой части вас может
насторожить? Почему? (автор забрал себе
утят…)
Попробуйте предположить,
произойти дальше.
Чтение 2 части (Как пиковая дама стала
утиной мамой)
что может
Оправдались ваши предположения?
Кто помог высиживать утиные яйца?
Что значит «пустая голова»?
Почему автор назвал Мусю «пустая голова»?
Кто такая Пиковая Дама?
Личностные
результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои
эмоции;
2) оценивать
поступки в
соответствии с
определённой
ситуацией;
3) формируем
мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности. Духовно
нравственное
развитие и
воспитание:
1) воспитание
нравственного
чувства, этического
сознания и
готовности
совершать
позитивные поступки,
в том числе речевые;
2) гражданско
патриотическое
воспитание;
3) воспитание
трудолюбия,
способности к
познанию;
4) воспитание
здорового образа
жизни;
5) экологическое
воспитание;
6) эстетическое
воспитание.
Что может произойти дальше?
Чтение 3 части (Почему рассердилась
Пиковая Дама)
Предположение подтвердилось?
Почему Пиковая Дама была сердита?
Подумайте, как могут развернуться события
дальше?
Чтение 4 части (Как он выбрался из
корзинки?)
Оправдался ли ваш прогноз?
Что значит «воин ростом с огурец»?
Кого он так называет?
Почему автор назвал так утёнка?
Какой вопрос задает сам себе и нам автор?
Как вы думаете, что же будет дальше?
Следующую часть я прочитаю сама, а вы
подумайте, какие вопросы вы можете к ней
задать.
Чтение 5 части (Эксперимент с ленточкой)
Подтвердились ваши предположения?
Дети задают вопросы к отрывку.
Зачем автор завязал ленточку на ноге
утёнка?
Как утёнок мог вылезти из корзины?
Предположите, чем закончится эта история.
б)Самостоятельное чтение 6 части (Изобретатель)
Оправдались ваши прогнозы?
Можно ли назвать утёнка изобретателем?
Прочитайте последнее предложение.
Что заметили? (слово Изобретатель написано
с заглавной буквы.)
Почему? (Понятно, что утенокизобретатель
и это стало его именем)
Как Пришвин в своём рассказе отвечает на
вопрос «могут ли животные быть
изобретателями, или только люди могут что
то изобрести?»
Самостоятельная работа с текстом
2.
Повторное чтение текста и составление
плана.
а) (Игра "Расположи элементы плана в
правильной
последовательности”
( Приложение 1)
ТОУУ
Восстановите последовательность событий
3.Проверка самостоятельной работы.
( Слайд 8)
Учитель:
А кто сможет по получившемуся плану
пересказать весь рассказ? (1 ученик) 5.Обобщение.
14 5 6 1 2 3 1 2 3 4
ТОУУ
4.Работа в тетради. Работа в парах
Понаблюдайте,
рождаются
индивидуальные характеры птиц в рассказе
М.Пришвина. (Работа в тетради с. 97)
как
1. Прозвище птицы.
2. Её поступки, поведение.
3. Характер птицы.
4. Отношение автора к птице.
Учитель:
Как подругому можно назвать утёнка? Из
ряда слов выберите синонимы, а лишние слова
уберём. (Приложение 2) .( Слайд 9)
Учитель:
Современники иногда называли Пришвина "птичником”. Как вы думает почему?
Чем необычны птицы в изображении
Пришвина?
Как вы думаете, какими качествами обладал
М. Пришвин? (Был добрым, отзывчивым,
любящим природу и всё живое человеком. )
Выберите пословицу, которая подходит к
данному произведению?( Слайд 10)
Смекнешь да схитришь врагов победишь.
Сметлив и хитер пятерым нос утер.
Умному свистни, а он уже смыслит.
Дружба заботой да подмогой
крепка.
Пересказ текста (краткий)
4 2 3
Я знал, что……………
Я сегодня узнал………
Я узнаю сам еще о……
6. Д/з.
7.Рефлексия
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Конспект урока литературного чтения на тему " Птицы с характерами"( 4 класс литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.