Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
математика
10 кл
08.02.2017
Разработка урока по математике
«Производная и её практическое применение»
/деловая игра/
Структура урока:
1. Организационный этап: проверка готовности к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3. Актуализация прежних знаний.
4. Работа в группах. На уроке, учащиеся объединяются в пять групп по три человек. Каждая группа получает письмо от организации с заданием.
5. Защита учащимися у доски своих ответов и расчётов. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. В процессе ответа у доски учащиеся отвечают на вопросы учеников других групп.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Урок Производная и её практическое применение.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9»
Артемовского городского округа
Разработка урока
по математике
«Производная и её практическое
применение»
/деловая игра/
Учитель Ходова С.В. 2
г. Артём
Цели урока:
Обучающие: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме
«Производная» (основные формулы и правила дифференцирования,
применение производной к исследованию функции, нахождению наибольшего
и наименьшего значения функции, физический и геометрический смысл
производной).
Развивающие: содействовать развитию мыслительных операций: анализ,
синтез, обобщение, развитие умений применять знания на практике, находить
оптимальные решения, развитие уверенности в своих силах, настойчивости,
умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения
работать в коллективе, умения самооценки и взаимооценки.
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к математике,
собираться с мыслями и принимать решения, содействовать формированию
творческой деятельности учащихся, воспитывать чувство ответственности за
качество и результат выполняемой работы, воспитание умения не растеряться
в проблемных ситуациях.
Задачи урока:
возбуждение и поддержание интереса к предмету;
воспитание ответственного отношения к учению;
вовлечение учащихся в творческую, поисковую деятельность.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: деловая игра
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Метод обучения – исследовательский метод. 3
Структура урока:
1. Организационный этап: проверка готовности к уроку.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
обучающихся.
3. Актуализация прежних знаний.
4. Работа в группах. На уроке, учащиеся объединяются в пять групп по три
человек. Каждая группа получает письмо от организации с заданием.
5. Защита учащимися у доски своих ответов и расчётов. Контроль усвоения,
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. В процессе ответа у доски
учащиеся отвечают на вопросы учеников других групп.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному
материалу.
Ход урока
1. Организационный этап: проверка готовности к уроку.
2. Нам всем кажется, что в повседневной жизни мы великолепно обходимся
без математики. Не правда, ли? Но это совсем не так. Сегодня на уроке мы
убедимся в этом.
Начинаем деловую игру по теме «Производная и её практическое
применение». Сегодня Ваш класс – научнорасчётный центр. Вы сотрудники
этого центра. Центр имеет 5отделов: отдел транспорта, отдел архитектуры,
отдел экономики, поисковый отдел и отдел экономической теории. Вам
предстоит защитить теоретические знания по теме «Производная», показать
умения и навыки применять теоретические знания к решению практических
задач. 4
В научнорасчётный центр пришли письма от различных организаций,
которые хотят получить ответы и расчёты на интересующие их вопросы. Вы
должны дать полные, обоснованные ответы и расчёты, которые потом будут
отправлены заказчикам. Выступающим можно задавать вопросы по теме,
помогать искать наилучшие варианты ответов.
3. Прежде чем раздать Вам письма, давайте вспомним:
Чему равна производная суммы?
Чему равна производная степенной функции у = х3 ?
В чём заключается геометрический смысл производной?
В чем заключается механический смысл производной?
Производная от скорости по времени есть…?
Что можно сказать о производной в точке экстремума?
В каком случае функция возрастает на некотором промежутке?
В каком случае функция убывает на некотором промежутке?
Если в точке х0 производная меняет знак с плюса на минус, то х0 есть
точка…?
Если в точке х0 производная меняет знак с минуса на плюс, то х0 есть
точка…?
4. Работа в группах.
Сейчас я раздам письма, которые Вы проработаете в своем отделе, после
чего представитель от каждого отдела у доски даст расчёты и ответы на
вопросы в письмах.
1.
Отдел транспорта.
Уважаемые сотрудники научнорасчётного центра! 5
На трассе АртемВладивосток произошла авария. Для выяснения степени
виновности водителя нам необходимо знать:
а) в течении какого времени осуществлялось торможение до полной
остановки машины?
б) сколько метров двигалась машина с начала торможения?
в) чему равно ускорение в любой момент времени?
Нами установлено, что тормозной путь определяется по формуле: S (t)
=120t10t3, где t (c), S (м)
С уважением сотрудники транспортной полиции г. Артема.
2.
Отдел архитектуры.
Уважаемые сотрудники научнорасчётного центра!
Строительная фирма просит Вас помочь в решении следующей проблемы.
Нам необходимо провести мост через реку. Мост имеет форму параболы у(х)
= рх2. Каким надо сделать уклон насыпи к мосту, чтобы переход с моста на
шоссе был плавным? Пролет моста имеет длину L=20 м., стрела провеса f=0,5
м. Предлагаем чертёж нашей работы:
Х
У
О
L=20 м
f=0,5 м
α 6
Заранее Вам благодарны.
3.
Отдел экономики.
Уважаемые сотрудники научнорасчётного центра!
В зоомагазинах используют аквариумы, имеющие форму прямоугольного
параллелепипеда, для содержания в них рыб, змей, мышей, хомяков, свинок,
ящериц. На завод по изготовлению стеклянной тары обращаются с просьбой
изготовить большое количество аквариумов с квадратным дном объёмом 500
л. С целью экономии стекла, просим Вас рассчитать при какой стороне
основания площадь поверхности аквариума (без крышки) будет наименьшей?
С уважением сотрудники завода по изготовлению стеклянной тары.
4.
Отдел поиска.
Уважаемые сотрудники научнорасчётного центра!
Исследователи поверхности суши и подводного пространства океана
запустили ракету, которая перемещалась по закону у(х) =3хх3. Чтобы сделать
необходимые выводы, нам надо знать:
а) траекторию движения ракеты;
б) где ракета летит под водой;
в) где ракета летит над водой;
г) в какой точке ракета достигает максимальной высоты и чему она равна;
д) в какой точке ракета погружается на максимальную глубину и чему она
равна;
е) в каких точках ракета входит и выходит из воды. 7
В нашей просьбе просим не отказать.
5.
Отдел экономической теории.
Уважаемые сотрудники научнорасчётного центра!
Наш цементный завод по договору должен ежедневно поставлять
строительной фирме не менее 20 т. цемента. Производственные мощности
завода таковы, что выпуск цемента не может превышать 90 т. в день.
При каком объеме производства удельные затраты будут наибольшими
(наименьшими), если функция затрат имеет вид: К=х3+98х2+200х. Удельные
затраты составляют .
С уважением сотрудники цементного завода.
5. Защита учащимися у доски своих ответов и расчётов.
Отдел транспорта.
Ответ:
Воспользуемся механическим смыслом производной: производная от координаты по
времени есть скорость, то есть S'(t)= V(t)=(120t10t3)' = 12030t2.
Так как машина остановилась, то V(t)=0. Имеем:
12030t2 =0; t=±2 (с). t=2 не удовлетворяет условию задачи, значит в течении 2 секунд
осуществлялось торможение до полной остановки машины.
Найдём путь, пройденный машиной за 2 с.:
S (t) = 120t 10t3; S (2) =120*210*23 =160 (м), значит с начала торможения машина
двигалась 160 м.
Производная от скорости по времени есть ускорение, значит:
a (t)=(12030t2)'= 60*t
Отдел архитектуры.
Ответ: 8
Направление подхода к мосту должно совпадать с направлением касательной в конце
моста. Нам необходимо найти угловой коэффициент касательной к графику функции у(х)
= рх2 в точке (10;0,5).
Парабола проходит через эту точку, значит, её координаты удовлетворяют уравнению
у(х) = рх2, то есть 0,5=р102, откуда р = 0,005.
Геометрический смысл производной заключается в том, что значение производной
функции y=f(x) в точке х=х0 равно угловому коэффициенту касательной к графику
функции в точке х0, то есть f '(x0)=k=tg α.
Имеем: у'(х) = (рх2)'=(0,005х2)'=0,01х
у'(10)=0,01*10=0,1
k=tg =0,1α
a = arctg 0,1.
Отдел экономики.
Ответ: Пусть сторона квадрата основания будет х дм. х€(0;+∞)
V=x2h, следовательно h=
Sпол = Sбок+Sосн = 4xh+x2 =
+x2
Если аквариум вмещает 500 л воды, то объём равен 500 дм3.
х
Sпол =
+x2 =
+x2 , S'=2х
На промежутке (0;+∞) критических точек нет, а стационарная только одна при х=10.
Заметим, что при х<10 S'<0, а при х>10, S' >0. Значит, х=10 – точка минимума на
заданном промежутке, а поэтому в этой точке функция достигает своего наименьшего
значения. Следовательно, сторона квадрата, служащего основанием аквариума, равна 10
дм.
Отдел поиска.
Ответ:
Нас просят найти траекторию движения ракеты. Для этого надо построить график
функции у (х) =3хх3.
Проведём исследование данной функции:
1. D (у) = R, так как у многочлен.
2. Найдём точки пересечения графика с осями координат:
с осью ОУ: х=0, у=0 (0;0)
с осью ОХ: у=0, х=0 или х = ±
3. у' (х) = (3хх3)'=33х
4. у' (х) =0; х=±1
(0;0), (
;0), (
;0) 9
5.
+
1 1 х
6.
х
у'(х)
у(х)
(∞;1)
1
0
2
min
(1;1)
+
1
0
2
max
(1;+∞)
воздуха
вода
Отдел экономической теории.
Ответ:
К=х3+98х2+200х. Удельные затраты составят =х2+98х+200
Наша задача сводится к отысканию наибольшего и наименьшего значения функции У=
х2+98х+200. На промежутке [20;90].
У'=2х+98
2х+98=0, х=49 критическая точка функции. Вычисляем значение функции на концах
промежутках и в критической точке.
У (20)=1760 У (49)=2601 У (90)=920.
Таким образом, при выпуске 49 тонн цемента в день удельные издержки максимальны, это
экономически не выгодно, а при выпуске 90 тонн в день минимально, следовательно можно
посоветовать работать заводу на предельной мощности.
6. Рефлексия (подведение итогов занятия). Выставление оценок. 10
7. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному
материалу.
Сегодня мы выяснили, зачем нужно изучать производную, где можно
использовать знания, связанные с производной в жизни. Не зря Н.И.
Лобачевский сказал: «… нет ни одной области в математике, которая когда
либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…».
С помощью производной можно находить:
скорость, ускорение;
исследовать функции на монотонность и экстремумы и строить их
графики;
находить наибольшее и наименьшее значение функции на промежутке;
решать задачи на нахождение наибольших и наименьших значений
величин;
находить уравнение касательной к графику функции.
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Разработка урока по математике «Производная и её практическое применение» /деловая игра/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.