Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"
Оценка 4.8

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
11.05.2018
Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"
Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры. Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности
я помню вальса....docx
Урок№4 6класс Тема: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.  Картинная галерея. Цели и задачи урока:  Воспитательные: воспитание нравственно­эмоциональной сферы,  способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния  другого человека через музыкальные, литературные и художественные  образы, воспитание человека высокой культуры.  Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих  способностей учащихся, формирование их духовных потребностей,  литературных, художественных и музыкальных вкусов через  организацию творческой учебной деятельности.  Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия  музыкально­художественного образа вокальной и инструментальной  музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального,  художественного и литературного текста.  Тип урока: комбинированный. Форма урока: фронтальная Методы урока: словесный, наглядно­слуховой, анализ План урока: 1. Организационный момент 2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. 3. Этап усвоения новых знаний. 4. Этап закрепления новых знаний. Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр  «Hitachi», фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства  музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции  портретов)» ХОД УРОКА 1. Организационный момент 2. Вступление.  Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук  прелестный…» (Приложение №1. Слайд 1.) Учитель читает стихи Листова  Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час. Его пел голос неизвестный, И песня чудная лилась. Да, то был вальс прелестный, томный, Да, то был дивный вальс. Теперь зима, и те же ели Покрыты сумраком стоят. А под окном шумят метели И звуки вальса не звучат. Где ж этот вальс старинный, томный, Где ж этот дивный вальс. Приложение №2 . Видео фрагмент исполнения романса «Я помню вальса  звук прелестный..» М.Магомаевым и Т. Синявской Презентация Слайд 2 Учитель: Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру  человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные  качества души русского человека, его устремленность к истине, добру,  красоте и любви. Презентация. Слайд 3  Ученики читают строки Пушкина со слайда:  Мечта в волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… А.С.Пушкин Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения.  Портрет в музыке и живописи» Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится  портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.) Презентация. Слайд №4 (портреты) Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов: От красок шумно и светло, Картины воздух обступили, Я музыку сюда бы ввел,  Чтобы они заговорил С.Тюрин Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей  национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла  уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре  портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий,  О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др. Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора  Степановича Рокотова (1735­1808) образовался особый эмоциональный  словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение  красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность»,  «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность  душевных проявлений» и т.п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые  возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира  человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что  Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772)  Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником  вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого: Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова  Смотрела Струйская на нас?  Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач,  Ее глаза – как два обмана,  Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза,  Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.  Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи.  Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и  одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не  случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой». Презентация Слайд №6 Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах,  которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………).  Какие средства выразительности использует художник?  Учитель: А может ли музыка нарисовать портрет? Приложение №3 Звучит «Вальс­фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4  (музыкальный фрагмент) Учитель: Знакома ли вам эта музыка? Ученики: (это вальс)  Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен.  Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с  композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В  результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее.  Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов. «Вальс­фантазия» ­ это необычная для того времени в танцевальной музыке  драматическая поэма. Как звучит музыка этого вальса? Ученики: музыка звучит как взволнованная речь. Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза? (Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ). Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка  воспринимается как взволнованная речь Учитель:  Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все  искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:  1. Чувства… ­ это получается от вдохновения свыше 2. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для  составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело.  Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…» Учитель: удивительное произведение русской симфонической музыки  «Вальс­фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были  сочинены Глинкой под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн. Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов:  1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс­ фантазия»? 3. В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса­фантазии» ­  на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему? 4. Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее? 5. К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или  «серьезной»)? Презентация Слайд №7,  Презентация Слайд №8 Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне  Петровне Керн. Приложение №8 Слайд №9  «Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь  впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.  Приложение №4 Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…» Ученики читают стихи: Я помню чудное мгновенье:  Передо мной явилась ты,  Презентация Слайд №10 Как мимолетное виденье,  Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной,  В тревогах шумной суеты,  Звучал мне долго голос нежный  И снились милые черты. Презентация Слайд №11 «Аллея Керн» Шли годы. Бурь порыв мятежный  Рассеял прежние мечты,  И я забыл твой голос нежный,  Твои небесные черты. Презентация Слайд №12, 13 В глуши, во мраке заточенья  Тянулись тихо дни мои  Без божества, без вдохновенья,  Без слез, без жизни, без любви. Душе настало пробужденье:  И вот опять явилась ты,  Как мимолетное виденье,  Как гений чистой красоты. Презентация Слайд №14 И сердце бьется в упоенье,  И для него воскресли вновь  Презентация Слайд №15 И божество, и вдохновенье,  И жизнь, и слезы, и любовь. Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И  определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча,  воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и  счастья) Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки  на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Приложение №5 Слайд №16 Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это  скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий,  отчаяния и восторга. Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность  ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения. Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности –  реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти  изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и  завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются  самостоятельно ответить на такие вопросы:   Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой  целью?  Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его  драматургического развития?  какими средствами музыкальной выразительности композитор  подчеркивает оттенки пушкинского текста? В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва ­ рисунка, или отзыва в стихах или прозе. Презентация Слайд №18 , 19 Дополнительный материал Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской» Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник­портретист.  Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но  получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у  таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но,  как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей.  В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск  петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60­е гг. художник стал  академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что  даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя  Петра Федоровича. Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень  образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением  художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были  связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем­то  вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими  людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его  творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на  себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности. Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И.  Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в  розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской  живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека,  его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который  приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица  молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые,  немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета  послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения  Николая Заболоцкого: Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова  Смотрела Струйская на нас?  Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач,  Ее глаза – как два обмана,  Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза,  Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.  Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.  Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской? Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне  эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем  некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом  освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты  так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен  неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк  одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не  внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит  лишь отражением этой внутренней духовности. Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским,  величайшим русским художником­портретистом XVIII в. Многие его  портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России  и зарубежья. Рокотов Федор Степанович. «Портрет А.П.Струйской»

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"

Разработка урока по музыке на тему "Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018