Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
11.05.2018
Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)
Познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард». Развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое воображение. Воспитывать чувство патриотизма; эмоционально-ценностного отношения и устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры.
6_kl._avtorskaya_pesnya_-_proshloe_i_nastoyashchee.docx
6 класс Тема урока: Авторская песня  ­ прошлое и настоящее.   Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный  потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. Задачи:  познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со  значениями слов «ваганты», «бард»;   развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские  (вокально­хоровые) навыки; способность к сопереживанию; творческое  воображение;   воспитывать чувство патриотизма; эмоционально­ценностного отношения и  устойчивый интерес к музыкальному искусству прошлого и настоящего;  музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры. Тип урока: погружение в музыкальный материал. Форма урока: урок­путешествие. Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая  диагностика. Продолжительность: 45 мин. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на  электронном носителе. Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак  скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».  Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус»,  международный студенческий гимн. Видеоклипы:  «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не  постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная  охота» А. Розенбаум. Ход урока: Слайд № 1 I. Организационный момент Слушание  «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава Тема урока ­ Какое значение имеет песня в жизни человека? ­ Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам  в любых ситуациях. ­ И я приглашаю вас совершить путешествие. ­ Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят  путешествовать? (поднимите руки)   Что делают туристы, когда отдыхают вечером у костра? (поют песни)   Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни.  Узнаем же, откуда идут их корни. А совершить путешествие во  времени нам поможет глобус. Переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья. II. Изучение нового материала. Отмечаю место на глобусе. Выходит ученик, у него на голове – кафедралка и рассказывает:  В  средние   века,  в   эпоху  расцвета   городов,  по  дорогам,   пролегающим  между ними,   странствовали ваганты –   священнослужители,   не   имевшие   постоянного прихода  и скитавшиеся от одного епископского подворья  к другому, беглые монахи,   школяры,   странствующие   студенты.   Ваганты   большую   часть   жизни проводили   в   поисках   знаний   в   университетах,   каждый   из   которых   славился преподаванием какой­либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В   своем   творчестве   бродячие   музыканты   и   поэты   опирались   не   только   на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт   народной   песенной   лирики,   обрядовой   поэзии.   Ваганты   воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности. Вращаю глобус Слайд № 2 Слайд № 3 Карточка     Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, высмеивали «ваганты» различные пороки. До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько   сотен   лет   знаменитая   песня   «Гаудеамус»   является международным студенческим гимном. Слушание гимн «Гаудеамус» ­ Кто исполнял гимн? (хор) ­ Было ли музыкальное сопровождение? (нет, гимн исполнялся  акапелльно) ­ Какой характер гимна? (торжественно, возвышенно, хвалебно)   В этой песне прославляли академию и преподавателей­ профессоров. фрагмент из перевода гимна: Слайд № 4 Да здравствует Академия! Да здравствуют преподаватели! Да здравствует каждый в отдельности! Да здравствуют все вместе! Пусть всегда они процветают!   Да сгинет печаль, Да сгинут горести! Да сгинет дьявол, Всякий враг студентов, А также насмешники.   Я предлагаю вам выучить и спеть один из куплетов гимна Слайд № 5 Разучивание Лишь наука на земле Служит людям вечно. Лишь наука на земле Служит людям вечно. Славен тот, кто служит ей. Славен тот, кто служит ей В жизни быстротечной, В жизни быстротечной. Пение (стоя) Вращаю глобус    Представьте себя средневековыми студентами и выразительно  исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично. ­ Куда же сейчас нас перенесет глобус? Отмечаю место на глобусе. Ирландия, Уэльс, Шотландия…    В эти места мы попали не просто так. Слайд № 6 Выходит ученик и сообщает информацию: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при  княжеских  дворах, главным образом Ирландии, Уэльса  и Шотландии.   Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов,  исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас  современных людей. А что же было на Руси в это время? Отмечаю место на глобусе.    На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники. ­ Кто догадался, о ком идет речь? (о скоморохах). Выходит   ученик   с   колпаком   скомороха   на   голове   и   делает сообщение: Скоморохи –   в   средневековой   России   странствующие   музыканты,   певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068   году.   На   рубеже   XVI   и   XVII   веков   роль   скоморохов   возрастает. Относились к скоморохам по­разному, но период до середины XVII века можно было   назвать   эпохой   скоморохов.   Они   были   яркими   интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.  Слайд № 7 Карточка  «барды» Вращаю глобус Слайд № 8 Карточка  «скоморохи» Слайд № 9     Совершив   экскурсию   в   прошлое,   узнав,   откуда   пришла   к   нам авторская песня, я предлагаю отправиться из древней Руси в ХХ век. Вращаю глобус Слайд № 10   Теперь мы дома. Вторая половина ХХ века. Именно в этот период  происходит зарождение современной авторской песни у нас, в  России.    Авторская   песня   –   своеобразный   городской   фольклор,   который называется   по­разному:   бардовская   песня,   самодеятельная   песня, поэзия под гитару. Кто же они – авторы­исполнители этих песен? ­ Каких авторов­исполнителей вы знаете?    Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Просмотр  видеоклипа Сергей   и   Татьяна   Никитины,   Александр   Розенбаум,   Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного   музыканта­профессионала.   В   основном   же   это   студенты, молодые   учителя,   инженеры,   ученые,   журналисты,   актеры, спортсмены ­ представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.    Внимание бардов привлекали разные темы: мужество, смелость,  любовь, дружба.   Я предлагаю вам посмотреть видеоклип Владимира Высоцкого   «Песня о друге». ­ Какой образ раскрыл нам автор? (Образ настоящего друга, который не  бросит в беде, всегда выручит. В трудную минуту всегда надо быть вместе)    Первым   по   значимости   российским   бардом   считается   Булат   Шалвович   Окуджава   (1924–1997).   Его   песни   внесли   новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность   авторской   песни,   Булат   Окуджава   говорил,   что это «поэзия   под   гитару».   Он   написал   около   150   песен.   Они   –   о любви  и надежде, о  бессмысленности  войн, о  торжестве  разума  и мудрости. Слайд № 14 Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г. А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник. 9 мая – это  День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много   лет   подряд   в   этот   день   звучит   его   песня   из   кинофильма «Белорусский   вокзал».   Фильм   не   случайно   имеет   такое   название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. Слайд № 15 «Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы ­ Какой образ создал композитор в этой песне?       В   последнее   время   одним   из   самых   популярных   исполнителей собственных   песен   является   Александр   Розенбаум.   На   творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни   все   больше   и   больше   находят   слушателей,   поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены. Просмотр  видеофрагмент а из к/ф   Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент концерта А. Розенбаума, в котором подтверждается  любовь слушателей к авторской песне, неугасающий интерес к ней. Слайд № 16 Видеоклип песни «Утиная охота» А. Розенбаум    В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся   фестивали   авторской   песни,   среди   них   самый популярный   –   Грушинский   фестиваль,   который   с   1968   года проводится ежегодно под Самарой. На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни. Просмотр  видеоклипа Слайд № 17    У нас в Ростовской области тоже проводятся фестивали авторской песни. В июне 2012 года в ст. Романовская, Волгодонского района, прошел  XIV  межрегиональный фестиваль авторской песни «Струны души»,   который   посетил   губернатор   Ростовской   области   Василий Юрьевич Голубев.      III.  Обобщение. Слайд № 18     Авторская   песня   появилась   как   противопоставление   развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. ­ Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия? * Разделитесь на группы и подумайте над вопросом: ­ В чем ценность авторской песни? Цветовая диагностика:  Предлагаю провести цветовую диагностику, чтобы увидеть есть ли будущее у авторской песни? Учащиеся поднимают карточки, которые соответствуют их мнению.      IV.  Оценка работы учащихся.     V.   Закончим наш урок мы песней Олега Митяева «Как здорово!» Слайд № 19     VI.  Домашнее задание. Слайд № 20 Слайд № 21 САМОАНАЛИЗ УРОКА по теме: Авторская песня  ­ прошлое и настоящее.  ( Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; в разделе «Мир вокальной и инструментальной музыки») Цель: Раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный  потенциал, заключенный в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии. Задачи:  познакомить с истоками авторской песни и современными ее исполнителями; со значениями слов «ваганты», «бард»;   развивать эмоциональную сферу на образцах авторской песни; исполнительские (вокально­хоровые)   навыки;   способность   к   сопереживанию;   творческое воображение;   воспитывать   чувство   патриотизма;   эмоционально­ценностного   отношения   и устойчивый   интерес   к   музыкальному   искусству   прошлого   и   настоящего; музыкальный вкус учащихся, их слушательской и исполнительской культуры. Тип урока: погружение в музыкальный материал. Форма урока: урок­путешествие. Методы: беседа, исполнение, игра, разыгрывание, драматизация, цветовая  диагностика. Продолжительность: 45 мин. Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация учебного материала на  электронном носителе. Демонстрационный материал: Головные уборы для учащихся (кафедралка, колпак  скомороха). Глобус. Карточки со словами «ваганты», «барды», «скоморохи».  Аудиозаписи: «Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава; «Гаудеамус»,  международный студенческий гимн. Видеоклипы:  «Песня о друге», слова и музыка В. Высоцкого; «Мы за ценой не  постоим» песня из к/ф «Белорусский вокзал», слова и музыка Б. Окуджавы; «Утиная  охота» А. Розенбаум.    Исходя из цели урока, было спланировано несколько учебно­воспитательных  моментов:  Объяснение нового материала.  Слушание музыки и обсуждение музыкальных образов.  Знакомство и разучивание нового вокального произведения.  Подведение итога урока.    Все запланированные задачи были реализованы.    Объяснение нового материала прошло через рассказ учителя и слушание  музыкального произведения с использованием презентации.      Все моменты урока тесно взаимосвязаны, урок представляет целостную систему. Цель и задачи, поставленные на уроке, достигнуты.     Каждый ученик был включен в активную познавательную и музыкально­творческую деятельность.    Взаимодействие на уроке осуществлялось через создание творческой атмосферы  урока, взаимопонимание, доверие, доброжелательные отношения учителя и учеников.

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня - прошлое и настоящее" (6 класс)

Разработка урока по музыке на тему "Авторская песня  - прошлое и настоящее" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018