Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"
Оценка 4.6

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
музыка
2 кл
16.05.2019
Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"
Урок дан по программе «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой во 2 классе. В разделе «Музыкальный театр» это 3 урок, на котором идёт знакомство учащихся с профессией дирижёра, с именами великих русских дирижёров, необходимо показать значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки на примере отрывка из оперы, балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». По типу урок – урок открытия новых знаний, при планировании которого учитывались возрастные особенности учащихся, имеющие представления и знания по данной программе. По виду – игра путешествие.
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА ДИРИЖЁРА.docx
Конспект урока во 2 классе "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера" Тема: Театр   оперы   и   балета.   Волшебная   палочка   дирижера" Описание материала: предлагаю конспект урока для обучающихся 2 класса по   теме   "Театр   оперы   и   балета.   Волшебная   палочка   дирижера". Урок   разработан   с   учётом   авторской   программы   «Музыка»   Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина  (2­е  изд.,  издательство  «Просвещение», 2014.) Цель урока:  Дать   понятие   о   симфоническом   оркестре.   Значение   дирижера   в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра  Показать   особое   значение   роли   дирижёра   при   исполнении симфонической музыки Задачи урока:  Образовательная: познакомить возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.   с   историей    Развивающая: развивать   интерес   к   предмету,   учить   мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.  Воспитательная: воспитывать   слушательскую   культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Предметные: Познакомить детей с оперными театрами мира, закрепить  понятия опера, балет, уметь узнавать изученные музыкальные произведения и  называть имена их авторов, проводить сравнительный анализ музыки,  исполнять в хоре вокальные произведения. Метапредметные: • регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу;  • познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из  прослушанного объяснения учителя;  • коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать  в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. 1 Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок­путешествие в театр оперы и балета. Новые понятия и термины: театр оперы и балета, симфонический оркестр,  дирижёр, дирижёрские жесты. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация «Театр оперы и балета». Музыкальный материал: • Опера «Щелкунчик» П.И.Чайковского; • Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского; • Мюзикл «Щелкунчик». •  Защитники страны. Ход урока 1. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент. Активизация внимания. ­   Здравствуйте   уважаемые   гости, поприветствуем друг друга! Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. 2. Актуализация знаний, самоопределение к деятельности. ­ Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь, нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?  (в музыкальном театре) ­   Что   такое   музыкальный   театр?  (мир   волшебства,   мир   удивительных приключений и превращений, историй, мир, в котором живет музыка). ­ А какие бывают театры? (Театр оперы и балета, кукольный театр) ­ Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня. ­ Но для начала вспомним правила поведения в театре, в концертном зале.   доброе   утро   ребята.   Давайте 1. Нельзя   опаздывать   на   концерт.   Лучше   прийти   на   15­20   минут   и настроиться   на   встречу   с   искусством.   В   случае   опоздания   следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. 2 2. Непременным   условием,   без   которого   невозможно   воспринимать музыку,   является   абсолютная   тишина   в   зале.   Недопустимы   любые разговоры,   шепот,   обмен   мнениями,   шелест   страницами.   Все   это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям. 3. Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта ­ лучшая награда артистам.   играющих   на   различных ­ А мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство. Слушание фрагмента из балета “Щелкунчик” (2 минуты) В какой театр мы с вами попали? (Театр балета) Как называется это музыкальное произведение и кто автор?  «Щелкунчик» П.И. Чайковский. ­ Кто исполнил эту музыку? Симфонический оркестр. ­ Что такое оркестр? Оркестр­это   коллектив   музыкантов, инструментах. ­ Посмотрите на картинку (смотрят), как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок? Есть   порядок,   одинаковые   инструменты   находятся   рядом,   для   того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей. ­ Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра (Струнные, духовые, ударные, клавишные). У вас на столе есть по одному музыкальному инструменту. Вам необходимо правильно   отнести   его   к   группе.   Пожалуйста,   по   одному   выходи   и прикрепляем.(выходя и прикрепляют) ­ Интересно, как им удается играть так согласованно? Может, есть главный в оркестре? Послушайте загадку, а потом дайте ответ. Взмахнет волшебной палочкой, И музыка звучит. Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, Кому пора вступать, 3 Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная оркестром управляет. А как назвать волшебника, кто, ребята, знает? (Дирижер) ­   Он   главный   в   оркестре,   руководит   оркестром.   В   руке   держит… дирижерскую палочку. ­   Сегодня   на   уроке   мы   будем   говорить   о   симфоническом   оркестре,   о дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр. Побываем в музыкальных театрах.  Тема урока  называется «Волшебная палочка дирижёра». 3.   История   возникновения   дирижерской   палочки.  Открытие   новых знаний ­ Эту палочку иногда называют волшебной. Почему? ­ Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. ­   Не   только   у   дирижера   есть   волшебная   палочка,   давайте   вспомним,   где можно еще встретить волшебную палочку? ­ У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты. ­ История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна. Сообщение (Максим) В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”. ­ И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту. ­ Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки? (Воспринимать музыку под такой стук  очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки) Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач   оркестра,   который   отложил   скрипку   и   стал   дирижером.   Позднее возникло “тихое дирижирование” жестами рук. 4 Чтобы   сделать   руки   дирижера   более   заметными,   использовали   различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике ­ показывать ей спину считалось   неприличным.   Небольшую   деревянную   палочку   для   дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор. (показ портрета) Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним   спиной.   Первым,   кто   повернул   дирижера   к   оркестру,   стал   немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. Чтобы   дирижерская   палочка   была   более   заметной,   её   делают   светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.  ­   Сейчас   мы   с   вами   поиграем   в   игру   “ДИРИЖЕР”   и   подумаем,   какова основная роль дирижера. Организуем выступление шумового оркестра (игра).  1 ряд хлопает в ладоши  2 ряд стучит деревянными карандашами  3 ряд поочередно стучит ладонями по парте  (ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.) Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит. ­ Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему? Дирижер направляет и управляет оркестром ­  Правильно, в переводе с французского Дирижер ­ направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка. ­ Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если   дирижер   поднимает   руки   выше,   значит   инструменты   должны   звучать громче, если опускает ниже – тише. ­ Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?(да) ­ Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...” (Ответы детей) ­ Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это:   хороший   музыкальный   слух,   память,   коммуникабельность,   жизненная 5 активность,   великолепная   физическая   форма,   громадная   сила   воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого­либо из них – уже изъян”. ­ В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад   в   развитие   дирижерского   искусства.   Посмотрите   на   портреты,   на которых  представлены великие дирижеры нашей страны.  Евгений   Светланов,   ­   советский   российский   дирижёр,   композитор   и пианист.  Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог.  Валерий   Гергиев советский   и   российский   дирижёр.   Художественный руководитель Мариинского театра. А скажите есть ли среди дирижёров женщины.(ответы детей) Да есть. Например,  Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина­дирижер.  ­ Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам,   а   может   сопровождать   действие   спектакля.   В   таком   случае   оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.  Приглашаю   вас   ещё   на   два   спектакля   «Щелкунчика».   А   вы   для   себя определите, какой спектакль для вас более интересен.   Для начала сделаем гимнастику   для   глаз.  Пожалуйста,   закройте   глаза,   а   потом   прикройте   их ладошкой.   Пусть   ваши   глазки   отдохнут.   А   сейчас   убираем   ладони,   глаза потихоньку открываются.   Затем   посмотрели   направо,   налево,   вниз,   вверх. Присаживаемся и готовимся к просмотру. Смотрят отрывок оперы «Щелкунчик». А сейчас Антракт – это перерыв между действиями в театре. А у нас это физкультминутка «В театр мы идем». С тобой гуляем весело, В театр мы идем! Шагаем мы на месте И песенку поем. Ля­ля­ля­ля (4 хлопка) В театр мы идем (шаги на месте). Ля­ля­ля­ля (4 хлопка) 6 Мы песенку поем (шаги на месте). Продолжается 2 действие и мы попадаем на  мюзикл «Щелкунчик». 4. Творческая деятельность учащихся ­ Молодцы!!! Вы все хорошо поработали на уроке! Я думаю, что оркестр ­ это дружный коллектив. Давайте вспомним, какой праздник скоро будет отмечать наша   страна   (День   Защитника   Отечества».   Правильно.   Исполним   песню «Защитники страны». 5. Итоги урока. Рефлексия деятельности.  ­ Ребята, вам понравилось наше путешествие в музыкальный театр? Давайте вспомним, где мы сегодня побывали и что запомнилось на уроке? Я вам показываю карточку, а вы мне говорите, что она означает Карточки: 1) Опера «Щелкунчик»  2) Балет «Щелкунчик» 3) П.И. Чайковский 4) Дирижёр 5) оркестр За что бы вы похвалили себя? А одноклассников? ­Ну что ж, ребята, вы замечательно проявили свои таланты на уроке, и я вам  желаю быть хорошими зрителями и чаще ходить в театры или смотреть их по  телевизору.  У вас на столе лежат смайлики трёх цветов. Если урок не понравился,  оставляем Татьяне Николаевне красный смайлик. Если урок понравился –  жёлтый, если урок понравился и ещё о нём ты расскажешь другу или своим  близким, то зелёный смайлик. На этом урок окончен.  Домашнее задание будет следующим – с. ____________,  решить кроссворд  по теме (раздаю). Спасибо всем за урок!!! До свидания!!! 7

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"

Разработка урока по музыке "Волшебная палочка дирижёра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2019