Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
28.01.2017
Цели: дать представление о признаках весны; научить различать изменения в природе, происходящие весной; ознакомить с весенними месяцами и их различиями; развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны, способность понимать и ценить красоту родной природы; воспитывать художественно-эстетический вкус.
Оборудование : репродукции картин с весенними пейзажами А. К. Саврасова, И. И. Левитана и др., рисунки и картинки с изображением весенних признаков, запись пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».
весна.doc
ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ
МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ
Ц е л и : дать представление о признаках весны; научить различать изменения
в природе, происходящие весной; ознакомить с весенними месяцами и их
различиями; развивать навыки и умение правильно определять признаки и
характерные черты весны, способность понимать и ценить красоту родной
природы; воспитывать художественноэстетический вкус.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин с весенними пейзажами А. К.
Саврасова, И. И. Левитана и др., рисунки и картинки с изображением весенних
признаков, запись пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского из фортепианного
цикла «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь . Досказав словечко в стихотворение Е. Баратынского, вы узнаете
тему нашего урока.
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
* * *
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
…………………………….
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн …
У ч е н и к и . Весне!
У ч и т е л ь . Посмотрите в окошко. Что вы видите во дворе школы? (Ответы
учащихся.) Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…
Ф. И. Тютчев
Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы –
весне. И мне это особенно приятно, потому что весна – это еще и самое любимое
мною время года.
II. Проверка домашнего задания.
Ч т е н и е подготовленных учащимися стихотворений и загадок о природе и
живых организмах.
Детям можно предложить для чтения следующие стихотворения и
загадки:
ЖИРАФ И ТУШКАНЧИК
У жирафа спросили:
– Ты почему такой длинный?
– Чтобы лучше видеть, – сказал жираф.
У тушканчика спросили:
– Ты почему такой маленький?
– Чтобы меня никто не видел, – сказал тушканчик.
С. Баруздин
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ
Есть одна планетасад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Серый зверюшка,
По чаще идет
Яков Аким Длинные ушки.
Спит под кустом –
Там его дом. (Заяц.)
Таежный хозяин,
Валежник ломает.
Что за зверь? Кто отгадает?
(Медведь.)
Бредут вразвалку
По тропинке
К воде подушки
И перинки.
Все крикуны
Ужасные,
На ножках
Ласты красные. (Гуси.)
КРОТ
Крот устроился хитро:
У него свое метро.
Сам себе метро копал,
Сам себя в метро катал,
Строил много круглых станций –
И на каждой вылезал.
НОЧНОЙ МУЗЫКАНТ
«Свирисвирисвиричок!» –
Песенку поет сверчок:
Очень грустную, родную.
И немножечко печную …
НАВСЕГДА
Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег,
И Земля – одна на всех.
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо! Примостился в уголке.
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
Не летайте в гости, мошки,
Помните о … (пауке).
В. Благодарный
***
Чейто дом – одни окошки –
В. Бирюков
О. и К. Соловьевы
НЕ БУДИТЬ
Спит в берлоге
Михаил,
На березе
Начертив:
«Не будите
До весны,
Досмотреть мне
Дайте сны».
Мишке снится
Свежий мед,
Лапу он
Во сне сосет.
СЛОН И МУРАВЕЙ
Усатый черный
Муравей
Слона раз в десять
Здоровей.
Он волочит издалека
Большого рыжего жука.
Мал муравей, а если б он
Такого роста был, как слон,
Тогда в любую пору
Поднять он мог бы гору!
(Перевод с лакского Я. Козловского)
В. Бирюков
ПОЧЕМУ КЛЕВЕР
НАЗЫВАЮТ КАШКОЙ
До чего ж цветок пригож –
Он на солнышко похож. Растут его кудряшки,
Как шерстки на барашке.
Но он всего лишь кашка
Для каждого барашка.
(Ромашка.)
Не оса,
Но с нею схожа
Лишь в одном –
Ужалить может. (Крапива.)
КОЛЮЧКИ
Колючки, как известно, –
Злючки.
А кто же
Любит их – колючки?
Один верблюд.
Ведь у верблюда
Колючки –
Фирменное блюдо.
III. Изучение новой темы.
1. Р а б о т а по учебнику на с. 38.
З а д а н и е . Соедините стрелками четверостишия с соответствующими им
названиями месяцев, в кружках цифрами укажите порядок наступления весенних
месяцев.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
– Исправьте ошибки, допущенные ВинниПухом в его рассказе
(«Дополнительный материал», учебник, с. 44).
– ВинниПух не знает лучшей картины Алексея Кондратьевича Саврасова,
русского художника, воспевшего поэтическую красоту родных пейзажей. Если
бы он был знаком с ней, она многое подсказала бы ему. А вы знаете, о какой картине я говорю? Назовите ее. Что она показывает нам о весне? Рассмотрите
картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (учебник, с. 38).
Учитель обобщает ответы детей.
На холсте изображен вид деревни весной с небольшой церквушкой,
деревянными домами, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники
весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями,
хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи… Сколько
звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как
шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы.
Звучит тихая,
просветленная мелодия фортепианной пьесы
«Подснежник» П. И. Чайковского в записи.
У п р а ж н е н и е «Подснежник».
У ч и т е л ь . Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная,
звонкая мелодия. Как вы думаете, о каком времени года она рассказывает
звуками? (Ответы учащихся.)
Сейчас присядьте все к полу, вы стали подснежниками.
(Дети
присаживаются.) А теперь лучи солнца посветили на вас, разбудили
подснежники, они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, голубые
головки и стали расти, расти, к солнышку потянулись.
(Учащиеся выполняют движения соответственно словам, встают
медленно, руки протягивают вверх, смотрят на солнышко.)
Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте
глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку (все движения
выполняются под музыку).
Какая приятная была музыка! Это потому, что весна, тепло, радостно!
2. С л у ш а н и е с т и х о т в о р е н и я С. Маршака «Снег теперь уже не тот…».
У ч и т е л ь . Вы прослушали стихотворение. О каком весеннем месяце написал
поэт?
У ч е н и к и . О марте.
У ч и т е л ь . Подтвердите свой ответ словами из текста стихотворения,
характеризующими признаки наступления весны. Зачитайте эти строки. А знаете,
что в народе говорят о марте?
Март – февралюбокогрею меньшой брат. Март – протальник.
В марте щука хвостом лед разбивает.
Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло.
Март – ветронос, водотек, грачевник.
Март и снегом сеет, и солнцем греет. ТУКТУКТУК
По крыше слышим – туктуктук,
Может, зверь там или птица?
Это к нам весна – наш друг –
Первым дождичком стучится.
Джафар Чуяко
3. Б е с е д а «Наступила весна».
У ч и т е л ь . К нам вернулись грачи!
Слушай их и молчи.
Наступила весна –
Им теперь не до сна.
В поле выбежал конь,
Грива – словно огонь.
Наступила весна –
И ему не до сна.
Какой месяц сменяет март? Что изменяется в природе? (Ответы учащихся.)
Вот что об этом говорит народная мудрость:
Апрель – снегогон.
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
Не ломай печи – еще апрель на дворе.
В апреле земля преет – ветрено и теплом веет.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Поэты тонко подмечают каждое весеннее пробуждение в своих строках:
Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле –
Вдруг порозовели
Повербному березняки.
Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний день березовый
Зальется пеной розовой.
А. Твардовский
ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер –
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
И. А. Бунин
А какой весенний месяц самый нарядный, самый яркий, самый цветущий?
У ч е н и к и . Май.
У ч и т е л ь . О мае пишут и ласково, и весело. Солнышко ярко светит, много
света, тепла, земля благоухает – от этого на душе ласково. Зацвели сады,
пестрит разноцветьем май, птиц звонкий гомон не смолкает, ароматные запахи от
цветов разносятся по земле – это так радует и бодрит!
Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…
А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка!.. О, постой!
Я пойду нарву сирени
Да холодною росой
Вдруг на соннуюто брызну…
Тото сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!
А. Н. Майков, 1855 г.
НАРЯДИЛАСЬ ВИШЕНКА
Рукодельница Весна
Сшила платье
Вишенке:
– Покрасуйся у окна
Лепесткамивышивкой!
К платью
Бусы я дарю –
Светлые росинки, А на голову зарю:
Лучше нет косынки!
Леонид Епанешников
Какими образными и выразительными словами передают поэты наступление
майских деньков? (Ответы учащихся.)
Давайте обобщим, что мы узнали о весне, и назовем характерные особенности
ранней весны.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает?
У ч е н и к и . Весной.
1) Еще лежит снег, деревья стоят голые, темные.
2) На ветках ни одного листочка.
3) Птиц в лесу и парке еще мало, пения их не слышно.
4) Воздух еще холодный, земля мерзлая.
5) Однако днем уже сильно пригревает солнце, на земле появляются лужи и
проталины.
IV. Практическая работа по учебнику (с. 39).
1. С о с т а в л е н и е рассказов по картинкам (работа по группам).
2 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Секреты волшебницы весны».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть ветки с дерева и ставит
перед ними вопросы:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать веточки.)
– Что находится на ветке? (Бугорки, шишечки.)
– Как правильно называются эти «бугорки»? (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– К какому выводу привели нас наши наблюдения?
Вывод. Если бы не было почек, не было бы листьев.
У ч и т е л ь . Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника, определите по ним, что
помогает весне распускать листочки на деревьях.
У ч е н и к и . Солнечный свет, его теплые лучи, влага от таяния снега.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а по заданию рабочей тетради (задание 1, с.
51). V. Итог урока.
1. Разучивание весенних закличек, «приаукиваний».
У ч и т е л ь . Сейчас мы все вместе, хором позовем весну, «приаукаем» ее.
1) Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хочешь, гуляй!
2. И г р а «Кто больше?».
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение и запомните, о каких признаках весны
2) Идет матушкавесна,
Отворяйка ворота.
Первым март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
в нем говорится. Кто больше их назовет, тот и окажется победителем игры.
ВЕСНА
Над землею воздух дышит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;
Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.
В небо тучка набежала,
Мелкий дождик сеет…
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.
Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети,
Веселятся, крошки!
Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.
На брединнике, на ивах
Развернулись почки,
И глядят, как золотые,
Светлые листочки.
Вот и лес оделся, песни
Птичек зазвенели,
Над травой цветов головки
Ярко запестрели.
Хороша веснацарица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла и света…
И. Суриков
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение о весне; вместе с
родителями выполнить задание на с. 45 учебника (домик для синиц); продолжить наблюдение за приметами весны в природе; подготовить интересные наблюдения
и факты.
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.