ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ирина Овчинникова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"
Файл:

весна.doc - Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"


Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ
МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ
Ц е л и : дать представление о признаках весны; научить различать изменения
в природе, происходящие весной; ознакомить с весенними месяцами и их
различиями; развивать навыки и умение правильно определять признаки и
характерные черты весны, способность понимать и ценить красоту родной
природы; воспитывать художественно­эстетический вкус.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин с весенними пейзажами А. К.
Саврасова, И. И. Левитана и др., рисунки и картинки с изображением весенних
признаков, запись пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского из фортепианного
цикла «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь . Досказав словечко в стихотворение Е. Баратынского, вы узнаете
тему нашего урока.
Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
* * *
Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
…………………………….
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн …
У ч е н и к и . Весне!
У ч и т е л ь . Посмотрите в окошко. Что вы видите во дворе школы? (Ответы
учащихся.)

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась…
Ф. И. Тютчев
Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени пробуждения природы –
весне. И мне это особенно приятно, потому что весна – это еще и самое любимое
мною время года.
II. Проверка домашнего задания.
Ч т е н и е подготовленных учащимися стихотворений и загадок о природе и
живых организмах.
Детям можно предложить для чтения следующие стихотворения и
загадки:
ЖИРАФ И ТУШКАНЧИК
У жирафа спросили:
– Ты почему такой длинный?
– Чтобы лучше видеть, – сказал жираф.
У тушканчика спросили:
– Ты почему такой маленький?
– Чтобы меня никто не видел, – сказал тушканчик.
С. Баруздин
БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ
Есть одна планета­сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
Серый зверюшка,
По чаще идет
Яков Аким

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Длинные ушки.
Спит под кустом –
Там его дом. (Заяц.)
Таежный хозяин,
Валежник ломает.
Что за зверь? Кто отгадает?
(Медведь.)
Бредут вразвалку
По тропинке
К воде подушки
И перинки.
Все крикуны
Ужасные,
На ножках
Ласты красные. (Гуси.)
КРОТ
Крот устроился хитро:
У него свое метро.
Сам себе метро копал,
Сам себя в метро катал,
Строил много круглых станций –
И на каждой вылезал.
НОЧНОЙ МУЗЫКАНТ
«Свири­свири­свири­чок!» –
Песенку поет сверчок:
Очень грустную, родную.
И немножечко печную …
НАВСЕГДА
Все имеется у нас
На потом и на сейчас:
Реки, горы и леса,
Голубые небеса,
Океаны, пальмы, снег,
И Земля – одна на всех.
Все она отдать нам рада,
Только жадничать не надо! Примостился в уголке.
И останется тогда
Все для всех и навсегда!
Не летайте в гости, мошки,
Помните о … (пауке).
В. Благодарный
***
Чей­то дом – одни окошки –
В. Бирюков
О. и К. Соловьевы
НЕ БУДИТЬ
Спит в берлоге
Михаил,
На березе
Начертив:
«Не будите
До весны,
Досмотреть мне
Дайте сны».
Мишке снится
Свежий мед,
Лапу он
Во сне сосет.
СЛОН И МУРАВЕЙ
Усатый черный
Муравей
Слона раз в десять
Здоровей.
Он волочит издалека
Большого рыжего жука.
Мал муравей, а если б он
Такого роста был, как слон,
Тогда в любую пору
Поднять он мог бы гору!


(Перевод с лакского Я. Козловского)
В. Бирюков
ПОЧЕМУ КЛЕВЕР
НАЗЫВАЮТ КАШКОЙ
До чего ж цветок пригож –
Он на солнышко похож.

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Растут его кудряшки,
Как шерстки на барашке.
Но он всего лишь кашка
Для каждого барашка.
(Ромашка.)
Не оса,
Но с нею схожа
Лишь в одном –
Ужалить может. (Крапива.)
КОЛЮЧКИ
Колючки, как известно, –
Злючки.
А кто же
Любит их – колючки?
Один верблюд.
Ведь у верблюда
Колючки –
Фирменное блюдо.
III. Изучение новой темы.
1. Р а б о т а по учебнику на с. 38.
З а д а н и е . Соедините стрелками четверостишия с соответствующими им
названиями месяцев, в кружках цифрами укажите порядок наступления весенних
месяцев.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
Замер лес в прозрачной дымке.
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
– Исправьте ошибки, допущенные Винни­Пухом в его рассказе
(«Дополнительный материал», учебник, с. 44).
– Винни­Пух не знает лучшей картины Алексея Кондратьевича Саврасова,
русского художника, воспевшего поэтическую красоту родных пейзажей. Если
бы он был знаком с ней, она многое подсказала бы ему. А вы знаете, о какой

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

картине я говорю? Назовите ее. Что она показывает нам о весне? Рассмотрите
картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (учебник, с. 38).
Учитель обобщает ответы детей.
На холсте изображен вид деревни весной с небольшой церквушкой,
деревянными домами, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники
весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями,
хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи… Сколько
звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как
шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы.
Звучит тихая,
просветленная мелодия фортепианной пьесы
«Подснежник» П. И. Чайковского в записи.
У п р а ж н е н и е «Подснежник».
У ч и т е л ь . Отдохните, глубоко подышите. Какая чудесная, спокойная,
звонкая мелодия. Как вы думаете, о каком времени года она рассказывает
звуками? (Ответы учащихся.)
Сейчас присядьте все к полу, вы стали подснежниками.
(Дети
присаживаются.) А теперь лучи солнца посветили на вас, разбудили
подснежники, они потянулись, улыбнулись, распустили свои листики, голубые
головки и стали расти, расти, к солнышку потянулись.
(Учащиеся выполняют движения соответственно словам, встают
медленно, руки протягивают вверх, смотрят на солнышко.)
Какое яркое солнышко, даже смотреть на него невозможно. Прищурьте
глазки, а теперь раскройте их, похлопайте солнышку (все движения
выполняются под музыку).
Какая приятная была музыка! Это потому, что весна, тепло, радостно!
2. С л у ш а н и е с т и х о т в о р е н и я С. Маршака «Снег теперь уже не тот…».
У ч и т е л ь . Вы прослушали стихотворение. О каком весеннем месяце написал
поэт?
У ч е н и к и . О марте.
У ч и т е л ь . Подтвердите свой ответ словами из текста стихотворения,
характеризующими признаки наступления весны. Зачитайте эти строки. А знаете,
что в народе говорят о марте?
Март – февралю­бокогрею меньшой брат.

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Март – протальник.
В марте щука хвостом лед разбивает.
Раненько март веснянку затягивает – ненадежное тепло.
Март – ветронос, водотек, грачевник.
Март и снегом сеет, и солнцем греет.

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

ТУК­ТУК­ТУК
По крыше слышим – тук­тук­тук,
Может, зверь там или птица?
Это к нам весна – наш друг –
Первым дождичком стучится.
Джафар Чуяко
3. Б е с е д а «Наступила весна».
У ч и т е л ь . К нам вернулись грачи!
Слушай их и молчи.
Наступила весна –
Им теперь не до сна.
В поле выбежал конь,
Грива – словно огонь.
Наступила весна –
И ему не до сна.
Какой месяц сменяет март? Что изменяется в природе? (Ответы учащихся.)
Вот что об этом говорит народная мудрость:
Апрель – снегогон.
Апрельские ручьи землю будят.
Мокрый апрель – хорошая пашня.
Не ломай печи – еще апрель на дворе.
В апреле земля преет – ветрено и теплом веет.
Где в апреле река, там в июле лужица.
Поэты тонко подмечают каждое весеннее пробуждение в своих строках:
Как после мартовских метелей,
Свежи, прозрачны и легки,
В апреле –
Вдруг порозовели
По­вербному березняки.
Весенним заморозком чутким
Подсушен и взбодрен лесок.
Еще одни, другие сутки,
И под корой проснется сок.
И зимний день березовый
Зальется пеной розовой.
А. Твардовский
ПОСЛЕ ПОЛОВОДЬЯ

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый.
И в серебре лесных озер –
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
И. А. Бунин
А какой весенний месяц самый нарядный, самый яркий, самый цветущий?
У ч е н и к и . Май.
У ч и т е л ь . О мае пишут и ласково, и весело. Солнышко ярко светит, много
света, тепла, земля благоухает – от этого на душе ласково. Зацвели сады,
пестрит разноцветьем май, птиц звонкий гомон не смолкает, ароматные запахи от
цветов разносятся по земле – это так радует и бодрит!
Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветет сирень…
А еще ты в сладкой лени
Спишь, малютка!.. О, постой!
Я пойду нарву сирени
Да холодною росой
Вдруг на сонную­то брызну…
То­то сладко будет мне
Победить в ней укоризну
Свежей вестью о весне!
А. Н. Майков, 1855 г.
НАРЯДИЛАСЬ ВИШЕНКА
Рукодельница Весна
Сшила платье
Вишенке:
– Покрасуйся у окна
Лепестками­вышивкой!
К платью
Бусы я дарю –
Светлые росинки,

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

А на голову зарю:
Лучше нет косынки!
Леонид Епанешников
Какими образными и выразительными словами передают поэты наступление
майских деньков? (Ответы учащихся.)
Давайте обобщим, что мы узнали о весне, и назовем характерные особенности
ранней весны.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает?
У ч е н и к и . Весной.
1) Еще лежит снег, деревья стоят голые, темные.
2) На ветках ни одного листочка.
3) Птиц в лесу и парке еще мало, пения их не слышно.
4) Воздух еще холодный, земля мерзлая.
5) Однако днем уже сильно пригревает солнце, на земле появляются лужи и
проталины.
IV. Практическая работа по учебнику (с. 39).
1. С о с т а в л е н и е рассказов по картинкам (работа по группам).
2 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Секреты волшебницы весны».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть ветки с дерева и ставит
перед ними вопросы:
– Какого цвета ветка?
– Какая на ощупь у нее кора? (Дает потрогать веточки.)
– Что находится на ветке? (Бугорки, шишечки.)
– Как правильно называются эти «бугорки»? (Почки.)
– Откуда появляются листья? (Из почек.)
– К какому выводу привели нас наши наблюдения?
Вывод. Если бы не было почек, не было бы листьев.
У ч и т е л ь . Рассмотрите рисунки на с. 39 учебника, определите по ним, что
помогает весне распускать листочки на деревьях.
У ч е н и к и . Солнечный свет, его теплые лучи, влага от таяния снега.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а по заданию рабочей тетради (задание 1, с.
51).

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

V. Итог урока.
1. Разучивание весенних закличек, «приаукиваний».
У ч и т е л ь . Сейчас мы все вместе, хором позовем весну, «приаукаем» ее.
1) Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март –
Солнцу рад;
Апрель, апрель –
Откроет дверь;
Май, май –
Сколько хочешь, гуляй!
2. И г р а «Кто больше?».
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение и запомните, о каких признаках весны
2) Идет матушка­весна,
Отворяй­ка ворота.
Первым март пришел –
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь,
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
в нем говорится. Кто больше их назовет, тот и окажется победителем игры.
ВЕСНА
Над землею воздух дышит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.
Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.
Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;
Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.
В небо тучка набежала,
Мелкий дождик сеет…
В поле травка показалась,
Поле зеленеет.
Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети,
Веселятся, крошки!
Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.
На брединнике, на ивах
Развернулись почки,
И глядят, как золотые,
Светлые листочки.
Вот и лес оделся, песни
Птичек зазвенели,
Над травой цветов головки
Ярко запестрели.
Хороша весна­царица,
В плащ цветной одета!
Много в воздухе разлито
И тепла и света…
И. Суриков
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение о весне; вместе с
родителями выполнить задание на с. 45 учебника (домик для синиц); продолжить

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100 " ВЕСНА: ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ МАРТ – АПРЕЛЬ – МАЙ"

наблюдение за приметами весны в природе; подготовить интересные наблюдения
и факты.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл