ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ирина Овчинникова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"
Файл:

наши помощники.doc 2.doc - Разработка урока по окружающему миру 1 класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"


Все файлы публикации > наши помощники.doc 2.doc
Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ
Ц е л и : показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной,
эмоциональной) и ума в понимании окружающего мира, в процессе общения
учащихся друг с другом, формирования личности и поведения учеников;
воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные
признаки предметов, явлений, понятий.
О б о р у д о в а н и е : различные предметы (ручка, пенал, резиновый мяч,
прыгалка, подставка для книг); муляжи фруктов и овощей или карточки с их
изображением.
Ход урока
I. Организационный момент.
У ч и т е л ь . Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Повторение материала.
1. К р а т к и й ф р о н т а л ь н ы й о п р о с .
У ч и т е л ь . Знания не даются человеку от рождения. В течение всей жизни он
познает мир.
Как же человек получает знания? Мы с вами уже знаем, что всякое познание
начинается с органов чувств.
Какие органы чувств изучили на прошлом уроке? Для чего они нужны
человеку? Какими примерами можете подтвердить необходимость органов
чувств?
2. С о о б щ е н и я у ч а щ и х с я на тему «Органы чувств».
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через
них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг.
Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и
их расположение.
Наш глаз устроен примерно так же, как фотоаппарат, в котором, когда
нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это
отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

фотоаппарат. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком
свете. Зрение нужно беречь, в противном случае может развиться близорукость
или дальнозоркость.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами у
человека связаны многие ассоциации. Остро мы чувствуем запахи и ароматы
летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее,
чем в темноте.
Если человек теряет способность к обонянию, то для него пища теряет вкус, и
такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную
пищу.
Слух – способность организма воспринимать звуки. С помощью ушей мы
слышим речь других людей, звуки природы, музыку, шумовые эффекты и т. д.
Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем
уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека,
затрудняет узнавание окружающего мира, лишает его возможности общения.
Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью
мимики и жестов.
Уши нужно беречь от повреждений, сильного шума, резких звуков, попадания
соринок и мелких предметов.
Язык – орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством
сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в
рот. Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а
горькое – корнем.
Осязание – это чувство, позволяющее с закрытыми глазами, прикасаясь к
предмету, почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость
поверхности и угадать сам предмет. Таким чувствительным органом у человека
является кожа, функция которой заключается в том, что она сообщает нам, к
чему мы прикасаемся.
Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар.
Кожу нужно беречь от ран, обморожения, ожогов.
3. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а «Органы чувств».
У ч и т е л ь . А сейчас отгадайте кроссворд с ключевым словом «Органы».
З а д а н и я к кроссворду:
1) С помощью какого органа ты узнаешь о том, что запел соловей, залаяла
собака, зазвенел будильник?

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

2) С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в этой
книге?
3) Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели,
лиственницы?
4) Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5) С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую
– от соленой?
О т в е т ы : ухо, глаз, кожа, нос, язык.
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я : нарисуйте или напишите, какие правила надо
выполнять, чтобы сохранить зрение, слух.
III. Изучение новой темы.
1. П р о в е д е н и е э к с п е р и м е н т а .
У ч и т е л ь . Вы уже знаете, что все органы чувств действуют совместно. Они
помогают и дополняют друг друга. А как вы думаете, почему точно определяем
с помощью различных органов чувств всевозможные предметы? Потому, ребята,
что все органы чувств имеют память. Каждый из вас ел яблоко, и никто его не
спутает со вкусом апельсина.
А те предметы, которые вы не знаете, легко ли вам будет определить?
Правильно, трудно.
Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить, так ли это.
Учитель вызывает к доске 2–4 учащихся, завязывает им глаза. Первому
дает ручку, второму – скакалку, третьему – резиновый мячик, четвертому –
подставку для книг.
Учащиеся называют предметы, которые им были даны.
У ч и т е л ь . Теперь вы убедились, что органы чувств имеют память?
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и й по теме «Как я помню то, что помню».

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

1) Игра «Радио».
У ч и т е л ь . Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио?
Правильно, диктором. Сегодня мы поиграем в игру «Радио», в которой диктор
будет разыскивать учеников нашего класса. Он будет кого­нибудь описывать, а
мы по его рассказу должны узнать, кто же потерялся. Сначала я буду диктором,
слушайте.
Д и к т о р . Внимание, внимание! Потерялась девочка. На ней темно­зеленый
брючный костюм. У нее две косички с белыми бантами. Она хорошо учится, поет
песни, дружит с Леной. Кто знает эту девочку, просьба, отзовитесь.
Так учитель начинает игру, показывая ученикам пример описания.
Учащиеся узнают по описанию одноклассницу и называют ее.
У ч и т е л ь . А теперь диктором будет кто­нибудь из вас.
Дети должны перечислять характерные черты своих товарищей: как они
выглядят, как одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.
Если диктор дал такое описание, что учащиеся не смогли узнать
товарища, все хором отвечают: «Нет такой девочки (мальчика) в нашем
классе!»
У п р а ж н е н и е «Запомни и повтори движение».
У ч и т е л ь . Сегодняшнюю физкультминутку посвятим развитию зрительно­
моторной памяти и внимания.
О п и с а н и е . Учитель выходит на середину класса и показывает несколько
движений. Дети внимательно следят за движениями его рук и запоминают их.
Затем учитель останавливается, а ученики должны повторить те движения,
которые он им показал.
Движения могут показывать и учащиеся.
2) Дидактическая игра «Чего не стало?».
О п и с а н и е . На столе разложен дидактический материал (муляжи или
карточки) на тему «Овощи и фрукты». По просьбе учителя ученики закрывают
глаза, а он убирает со стола один из овощей (фруктов). Учащиеся по сигналу
учителя открывают глаза и называют тот овощ (фрукт), которого на стало. Если
дети легко справляются с заданием, то можно дополнительно менять предметы
местами на столе.
3) Обсуждение проблемного вопроса по учебнику на с. 58.

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

У ч и т е л ь . Где хранят скоропортящиеся продукты? А куда филателисты
помещают марки? Где хранятся книги? Где хранят редкие вещи и ценные
интересные экспонаты?
У ч е н и к и . В холодильнике. В альбом. В библиотеке. В музее.
У ч и т е л ь . А можно ли сохранить веселый праздник и добрый поступок?
(Ответы учащихся.) Где?
– Прочитайте ответ в красной рамке на с. 58 и сопоставьте его со своим
мнением.
– Выполните следующие задания учебника на странице 58.
4) Выполнение заданий 1, 2 на с. 24 рабочей тетради.
3. Р а с с к а з ­ о б ъ я с н е н и е «Наш главный помощник – ум» по учебнику на
с. 59.
IV. Закрепление материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и й «Проведи наблюдения» на с. 60 учебника.
Учащиеся проверяют свои умозаключения (на основе практического
опыта).
1) Опыт с ложкой (карандашом).
2) Нахождение прямых (кривых) букв по линейке в слове «тень».
3) Опыт и наблюдение с отрезками (самостоятельная работа с коллективной
проверкой).
Учащиеся самостоятельно находят способ определения размеров
выделенных отрезков, называют и сравнивают их размеры.
У ч и т е л ь . Почему трудно выполнить это задание с помощью зрения?
(Ответы учащихся.)
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я «Подумайте, отгадайте, решите» на с. 61
учебника (раздел «Дополнительный материал»).
У ч и т е л ь . Чем отличается щенок от взрослого пса? Сравните рисунки,
найдите взрослых собак и щенка на обоих рисунках. Ответьте на вопрос в
учебнике.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а «Отгадай загадки» на с. 61 (раздел
«Дополнительный материал»).
1) Учащиеся читают загадки, отгадывают и соединяют стрелочкой с отгадкой.
2) Коллективная проверка: учитель читает загадки, учащиеся хором
досказывают отгадки.
4. О б о б щ е н и е «Что главное в запоминании?».

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

У ч и т е л ь . Иногда память любит подшутить. Послушайте стихотворение
Юрия Владимирова и скажите, не бывало ли с вами такого.
Я послал на базар чудаков.
Дал чудакам пятаков.
Один пятак – на кушак,
Один пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак – так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините, но с нами беда,
Мы забыли, который – куда.
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который – так.
– Что главное в запоминании, как вы думаете?
У ч е н и к и . Надо сначала правильно уяснить, понять, о чем говорят, что к
чему.
У ч и т е л ь . Верно, если человек все правильно понял, значит, он и хорошо
запомнит. Какой же помощник помогает человеку сохранить полученную
информацию?
У ч е н и к и . Память.
У ч и т е л ь . Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания.
Когда говорят «Вспомни», значит, надо «достать» что­нибудь нужное из памяти.
5. Вы в о д по теме урока по учебнику (с. 58, 59 в красной рамке).
V. Итог урока.
У ч и т е л ь . Отгадайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
У ч е н и к и . Человек.
У ч и т е л ь . Что вы узнали сегодня нового о помощниках человека в познании
окружающего мира? Почему человек – самое умное существо на Земле?

Разработка      урока     по    окружающему миру 1   класс по программе Школа 2100"НАШИ ПОМОЩНИКИ – ПАМЯТЬ И УМ"

Домашнее задание: выполнить задания 3, 4 в рабочей тетради «Раскрась,
найди, объясни, сосчитай» на с. 25.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл