Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.02.2017
Хорошая разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний". Подробное описание всех этапов урока. Представлены фото слайдов, иллюстрирующих материал. Целеполагание адаптировано на учеников(дифференцированный подход). Ведущий метод обучения - проблемно-поисковый. Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве.
Царство Грибов.docx
Конспект урока по окружающему миру.
Тема «Царство грибов».
УМК «Планета знаний» 3 кл.
Тема :«Царство грибов».
Общая дидактическая цель урока :
создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной
информации с опорой на знания уч-ся.
Тип урока: изучение и закрепление учебного материала.
Цель:
-дать представление о грибах, как отдельном царстве природы.
Задачи:
1. Познакомить со строением шляпочных грибов;
Показать разнообразие грибов, уточнить представление о
съедобных и несъедобных грибах;
2. Формировать умение извлекать информацию из иллюстраций и
текстов;
3. Прививать умение соотносить новые знания со своим опытом,
проявлять чувство ответственности за состояние окружающей
среды.
Уровневые цели, адаптированные на учеников:
1-ый уровень: определение понятий «грибница». «споры».
«съедобные» и «несъедобные» грибы.
2-ой уровень: 1-ый уровень + знание особенностей питания грибов,
понимание понятия «симбиоз», « трубчатые» и «пластинчатые»
грибы.
3-ий уровень: 1 + 2-ой уровень + умение переносить знания в новую
ситуацию.
Тип урока:
по способу организации деятельности индивидуальногрупповой
по ведущему методу обучения – проблемнопоисковый.
Методы: основной – проблемнопоисковый (при решении проблемных задач)
словесный – беседа, диалог
наглядный – слайды, рисунки, природный материал
практический – связь с жизнью
дедуктивный – анализ, применение знаний.
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, технология обучения в
сотрудничестве.
Цели по содержанию:
обучающие:
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение
действовать по образцу.
ознакомление учащихся с информацией о царстве грибов. формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной
воспитывающие:
деятельности.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать – характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и
животных, определения: симбиоз, споры
Уметь – отличать ядовиты грибы от съедобных, находить в природе место, где растут
грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения
Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по
достижении результата, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать
вопросы
Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить
сравнение
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
деятельности, готовность к саморазвитию
Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение.
Информационнотехнологические ресурсы: учебник, компьютер, проектор, презентация
к уроку , коллекция грибов, микропрепарат плесневых грибов, живой объект – гриб
Ход урока.
1.Оргмомент. Активация учебной деятельности.
- Окружающий нас мир интересно познавать.
Его тайны и загадки вы готовы разгадать?
2. Актуализация знаний уч-ся.
- С какими царствами мы познакомились на предыдущих уроках?
( Растения и животные)
- Какие ещё царства выделяют в живой природе? (Грибы, бактерии)
- О каком царстве идёт речь в загадке?
Пока дети – все в берете. Повзрослели – шляпы надели.
(Грибы)
- Какое слово вам помогло с отгадкой? (Шляпки).
- Совершенно верно, тема нашего урока «Царство грибов».
- При всей своей кажущейся простоте, тема очень интересная и
довольно трудная.
- Грибы известны людям с давних времён. Именно грибы, вместе с
простейшими бактериями, первыми из живых существ, и заселили
нашу планету. Они были "доставлены" из межгалактического пространства к нам на Землю самым обычным "космическим
транспортом" - кометами, астероидами, болидами и метеоритами.
Но учёные много веков не могли определить, к чему относятся
грибы: к животным или растениям?
-Как вы думаете, какую задачу биологическую будем решать
сегодня на уроке?
-Со временем они выделили грибы в отдельное царство, мы это
знаем.
- Надо узнать, что не позволило причислить грибы к животным? и
к растениям.
(Способы размножения, передвижения, питания, строение –нет
внутренних органов)
- А к растениям?
(Строение, питание)
ВЫВОД: Грибы – отдельное царство живой природы!
- Мы сегодня подробно рассмотрим вопросы, связанные с питанием,
размножением и строением грибов.
3. Новая тема.
- Как называется наука, изучающая грибы?
(Микология - др. греч. «микос» - гриб,
«логос» - наука).
- Если наука «микология», то учёные? («микологи»)
- Нам предстоит работать с экраном, сделаем физминутку для глаз.
3.а) Усвоение новых знаний.
а) Строение грибов.
- Я полагаю, что вы многое можете рассказать по теме «Грибы».
Но начнём со строения грибов.
- Кто может назвать и показать части гриба?
- Какая орфограмма в словах «шляпка», «ножка»? (Безударная
гласная в корне слова)
- Подберите проверочное слово. ВЫВОД:У гриба строение отличается и от животных и от растений.
(Достать для показа свежие грибы: шампиньон и
белый)
-Один из грибов пластинчатый, другой – трубчатый. Откуда пошли
эти названия?
- Заглянем под шляпку.Чем отличаются, что мы видим? (Пластинки и
трубочки)
(Записать на доску)
б) Размножение грибов
- Что образуется в пластинках и трубочках? (Споры)
- Тогда, что такое «спора»? Для чего она нужна?
(Спора – микроскопическая клетка, дающая начало новому
организму).
(Показать гриб со спорами)
- Споры разносятся ветром. Попадая в благоприятные условия,
споры прорастают и образуют новую грибницу.
-Так какую роль играют споры?
(Споры образуют новые грибницы)
ВЫВОД: Грибы размножаются спорами. Это отличает их от
животных и от многих растений.
- Ещё раз напомните части гриба.
- Шляпка и ножка,надземные части, образуют плодовое тело.
(Записать на боковую доску «Плодовое
тело»)
ВЫВОД: Плодовое тело – это шляпка и ножка.
- Из чего состоит гриб?
А весь гриб состоит из плодового тела и грибницы.
ФИЗМИНУТКА
В лес пойдём мы за грибами
Соберём с тобой их сами.
раз – грибок, (приседание)
два - грибок,
Вот уж целый кузовок.
б) Грибница.
- Поговорим о грибнице. Из чего она состоит? (Из тонких нитей) - Как называются эти нити? (Гифы)
- Шляпка и ножка – плодовое тело- состоят из таких же нитей,
гифов, которые тесно прилегают друг к другу.
- Грибы размножаются спорами, какова роль грибницы?
- Это мы узнаем , проведя маленькое расследование.
- Грибница – это подземная часть гриба. А где чаще всего селятся
грибы? ( Возле деревьев).
- Какая часть дерева находится под землёй? (Корень)
- Грибница тоже под землёй. Она срастается с корнем дерева.
в) Питание грибов
- Вспомним процесс питания растений: в листьях под действием
света из углекислого газа и влаги образуется сахар, органические
вещества. По стволу они поступают в корень дерева, и дерево
делится с грибницей питательными веществами.
- А что грибница даёт деревьям?
А грибница в свою очередь помогает корням дерева высасывать
из почвы воду и соли, необходимые листьям дерева для
приготовления «пищи», которая поступит опять в корни, сросшиеся
с грибницей.
ВЫВОД: и по питанию грибы отличаются от животных, и от
растений.
Животные поедают живые рганизмы(растения и себе
подобных)
растения сами вырабатываюб питательные в-ва
– Вот такая взаимовыгодная связь дерева и гриба называется
«Симбиоз».
- Какая орфограмма в слове «симбиоз»? (Парная согласная в корне). - Проверочное слово ? (Симбиозы)
-Так какую же роль выполняет грибница? (Питает грибы)
ВЫВОД: - Как вы думаете, какая часть гриба самая важная: шляпка.
ножка или грибница.
ФИЗМИНУТКА
На лесной опушке (шагать)
где жила кукушка ( махать руками)
вырос гриб-волнушка
шляпа на макушке.
Дождик шёл, дождик шёл,
вышел на опушку
наклонился и нашёл
круглую волнушку.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
- Известно, что у заядлых грибников есть свои заветные места, куда
они ходят каждый год и всегда приносят грибы? Почему на одном и
том же месте каждый год растут грибы?
(Грибники срезают плодовое тело. а грибница со спорами
остаётся в земле. И через некоторое время в этом месте снова
вырастут грибы)
г) Съедобные и несъедобные грибы
- А как называется время сбора грибов?
(Тихая охота)
- А вы ходите на тихую охоту? С кем?
- Какие грибы собираете в наших лесах?
(Грибные иллюстрации )
- А каких правил вы придерживаетесь при сборе грибов?
- Какой опасности мы подвергаемся при сборе грибов? (Ядовитые)
- Вы ходите в лес со старшими, внимательно слушайте их, учитесь
отличать съедобные от ядовитых.
- Какой гриб самый опасный? (Бледная поганка)
- Один мой знакомый мальчик, гуляя по лесу, любит топтать ногами
ядовитые грибы.
А я в затруднении: хвалить его или журить? Помогите мне.
(Питание, лечение животных и людей. Яп. и америк. учёные нашли в
белых грибах в-ва, противодействующие раку. Поганки в малых
дозах используют для лечения холеры)
- ВЫВОД: Кому необходимы грибы? (Людям, животным, деревьям)
- А для кого исчезновение грибов станет настоящей катастрофой?
(Лесным деревьям. Они станут хуже расти, чахнуть, их станет
засыпать осенней листвой, ветками. Вместе с ними хуже станет и
грибам. Ведь им не будет хватать пищи, взять они её могли только у
деревьев) -Каждый год на 1 га леса (участок примерно, как наш школьный
двор) падает свыше 1 т хвои, шишек, листьев, веток, коры.
(Показать блюдо с подстилкой)
Всю эту лесную подстилку перерабатывают грибы, которые
вырабатывают ферменты, осуществляющие процесс разложения.
А ещё в грибнице накапливаются органические вещества, которые
после её разрушения превращаются в перегной. необходимый всем
растениям.
ВЫВОД: Грибы нужны и людям, и животным, и
деревьям..
ОБЩИЙ ВЫВОД:ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ.
1. Продукт питания и лечения людей и животных.
2. Санитары леса-
разлагают остатки растений и животных,
образуют перегной, повышая плодородие почвы.
РЕФЛЕКСИЯ
Работа в группах
1 группа
-У вас в конверте листочки с утверждениями.
Прочитайте предложения. Обсудите. Верное утверждение- ответ
«ДА», неверное-
ответ «НЕТ».
-Грибы принадлежат царству растений-НЕТ
- Главная часть гриба- шляпка. - НЕТ
-Шляпочный гриб состоит из плодового тела и грибницы. –
ДА
-Грибница вредит корням деревьев, во зле которых растёт
гриб. -НЕТ
-С исчезновением грибов в мире ничего не изменится. -
НЕТ
2 группа
-составить синквейн
3 группа
- определить грибы
4 группа
- составить правила сбора грибов
5 группа
- собрать пословицы
Не выдирай руками грибочки – носи нож на цепочке.
Вырванный с землёй гриб – навеки погиб.
Срезанный гриб под корешок – даст приплода мешок.
Всякий гриб берут – да не всякий в кузовок кладут.
ВЗЯТЬ КОРЗИНУ. - С этой корзиной я тоже хожу за грибами. Посмотрим, что у меня в
ней.
(чайный гриб, плесень, дрожжи, трутовик)
-Как вы думаете, почему они оказались в моей грибной корзине? Это
тоже грибы.
Полезные – чайный, дрожжи, плесень.
Паразиты - трутовик
-А подробнее вы узнаете о них, прочитав дома самостоятельно
статью учебника на стр.128-129, ответив на вопросы.
Оценивание.
-Урок окончен. Спасибо.
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Разработка урока по окружающему миру на тему "Царство грибов" 3 класс УМК "Планета знаний"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.