Разработка урока по ОСЭ на тему "Справедливость"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Курс ОРКСЭ.doc
Курс: ОРКСЭ Модуль: Основы светской этики Тема: Справедливость Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: Создание условий для формирования нравственных качеств  личности младших школьников через расширение их представлений о  справедливости. Задачи: 1.Познакомить с представлениями о справедливости и моральными  правилами справедливого человека. 2. Развивать умение анализировать  поступки свои и других людей,  исходя из содержательной характеристики понятия «справедливость». 3. Воспитывать чувство справедливости, моральных обязанностей во  взаимоотношениях с людьми, сопричастности, личной ответственности за свои поступки. Основные термины и понятия: справедливость, моральные правила  справедливого человека, признаки справедливости Планируемые результаты  урока: А) личностные: oценивать поступки людей с точки зрения общепринятых  норм; объяснять, какие поступки являются справедливыми, а какие – нет. Б) предметные: oсмысление того, что такое справедливость, по каким  признакам можно судить о справедливости, какие моральные нормы надо  соблюдать, чтобы быть справедливым. В) Регулятивные УУД:  формировать действия целеполагания, взаимооценки, самооценки. Познавательные УУД:  развивать умения: осуществлять информационный поиск, делать выводы. Коммуникативные УУД:  оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, читать текст учебника, развивать умение работать в паре, группе, вступать в учебное сотрудничество.Ход урока I этап Вводный (мотивационно – организационный) 1.Проверка готовности к уроку. 2.Актуализация знаний. Наш урок начнем с проверки знаний, которые вы уже успели получить на уроках   по   основам   светской   этики.   Закончи   предложения.(Читаю предложения , дети пишут ответы в тетради. Самопроверка со слайда 1.) ­ Слово этика придумал около 2500 лет назад …(Аристотель) ­Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей … (Мораль) ­Нравственная   ценность,   которая   относится   к   человеческой   деятельности, образец поступков людей и отношений между ними ….(Добро) ­Осознание человеком необходимости исполнения моральных норм… (Долг) ­ Когда говорят: « На этого человека можно положиться, это означает….» (Что мы знаем, как он поведет себя) ­ Патриотический долг выражается в заботе …( О Родине, о ее процветании) ­ Моральный долг иногда называют …. (Моральными обязанностями) 3. Постановка цели и задач урока. Наш урок начну с одной истории: Я в углу стою, скучаю –  за проступок отвечаю  и тихонечко грущу –  справедливость всё ищу! Мы с мячом играли. Сразу,  как­то так попали в вазу. Пусть, я пнул, разок­ другой  по мячу своей ногой… Вазу мяч разбил – не я!  В чём же здесь вина моя? Я  стою, а мяч с котом  обежал уже весь дом… Ну, скажите же на милость  где же в этом справедливость?  ­ О каком понятии мы будем говорить на уроке? (О справедливости) ­Давайте проверим, расшифровав анаграмму (читать только русские буквы) С Z П Р А В Е V Д W Л И В Q  О С Т Ь.(на доске) ­ Откроем учебник на стр 28 и прочитаем тему урока. ­ Предположите, о чем мы будем говорить, изучая эту тему? Чему научимся? Что бы вы хотели узнать еще? (Предположения детей) ­  А  на   уроке  мы  узнаем  следующее.  Прочитаем   рубрику  «Вы   узнаете»  на странице. ( Читает 1 ученик).­Наши предположения оказались верны? ­Надеюсь, наша работа будет плодотворной и мы ответим на все поставленные вопросы. II этап Основной (Информационно­ аналитический) 1.Беседа по теме ­Как вы думаете, что такое справедливость? (Ответы детей?) Трудно перечислить все то, что стоит за этим понятием. Чтобы лучше понять тему   урока,   начнем   с   чтения   притчи,   которая   так   и   называется «Справедливость» (Приложение 1, на столах у детей. Читает учитель) ­ Кто из героев оказался самым мудрым? ­ Какое качество характера она проявила? ­   Какой   вывод   она   сделала?   (   Каждый   человек   должен   заниматься   своим делом и в этой мудрости справедливость всей жизни). Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми   по   поводу   распределения   благ,   наград   и   наказаний.   Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью ­Найдите   определение   справедливости   в   учебнике   и   запишите   в   тетрадь. Постарайтесь его запомнить. ­ Назовите близкие слова к этому понятию.( Правильность, совесть, правда, равенство) ­ Как вы думаете, справедливость свойственна всем людям? ­ Припомните случаи, когда с вами обошлись несправедливо. ­А что значит быть справедливым человеком) (быть порядочным, честным, праведным).  2.Работа с учебником ­ Узнаем об основных признаках, по которым можно судить о справедливости. Давайте обратимся к учебнику и поработаем в паре. Прочитайте в учебнике 6­ 8   абзацы   на   стр.   28­29.   Запишите   в   тетрадь   эти   признаки,   поясняя   их. (1.Соразмерность – поступок должен быть оценен по заслугам, 2. Признак уравнивания ­ требует равенства труда и отплаты, ценности вещи и ее цены) (Слайд 2) ­   Как   же   справедливый   человек   должен   относиться   к   другим   людям? (справедливо) Существуют моральные правила, которыми должны руководствоваться люди. Самостоятельно   прочитайте   текст   на   стр.   29   со   2   абзаца   и   выделите   эти правила ( устно в парах)  ­   Мы   так   много   говорим   о   справедливости,   а   что   значит   поступать несправедливо? Прочитайте последний абзац на стр. 29 и сделайте вывод из прочитанного   (Человек   теряет   способность   оценивать   себя,   становится неспособным увидеть нравственные недостатки и не сможет их исправить) ­Вспомните   случаи,   когда   вы   относились   несправедливо   по   отношению   к другим людям, родственникам.­ Получили ли ответы на вопросы, которые были заданы в начале урока? ­ Как вы поняли, что такое справедливость? ­ Дополнили бы вы еще пунктами моральные правила, кроме тех, что были упомянуты в учебнике? ­   Как   вы   думаете,   сложно   ли   быть   справедливым   человеком?   Объясните. (Ответы детей) Вот что сказал Виктор Гюго: Быть добрым легко ­ быть справедливым трудно. III этап Заключительный (Оценочно­рефлексивный) Самостоятельная работа (Работа в группе) ­1.Каждая группа получает тексты ситуаций. Попробуйте найти из этой  ситуации справедливый выход.  Твой друг не выполнил домашнее задание, и просит тетрадку, чтобы его  списать.  Твой друг на переменках постоянно толкается и обзывается.  Твой друг предлагает тебе взять со стола одноклассника его новую ручку,  которой еще ни у кого нет.  Твой друг, бегая по классу на переменке, опрокинул горшок с цветком, а  попало за этот поступок тебе. 2.Обсуждение результатов самостоятельной работы Рубрика «Это интересно» (Слайд 3) Ребята, 20 февраля 2017 года – Всемирный день социальной справедливости. Всемирный   день   социальной   справедливости   отмечается   ежегодно   20 февраля. В 2017 году дату справляют жители России, Украины, Беларуси и других   стран   мира.   К   празднику   имеют   отношение   люди,   которые противодействуют   общественной   несправедливости.   В   мероприятиях участвуют   представители   политических   организаций,   общественных, государственных   учреждений,   активисты   благотворительных   фондов, сотрудники   социальных   служб,   правоведы,   участники   профессиональных союзов. Подведение итогов урока.   Был ли разговор полезен для каждого из вас?  О чём заставил задуматься? Домашнее задание.  Прочитать текст с. 28­29Обсудить   с   родителями   и   написать   свод   правил,   которые   помогут справедливо относиться к другим людям. Приложение 1 Притча «Справедливость»      Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в  крошечной будке.       Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!       И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да  ленив, стал, а еще добр не в меру, из­за чего чужие люди их двор проходным  сделали!  Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него  Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше  доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили  — век доживать!