Условия правильного воспитания детей в семье
1 подгруппа
Осознание родителями ответственности за воспитание детей перед
обществом
Родители должны понять мысль А. С. Макаренко о том, что «воспитание
детей — самая важная область нашей жизни... Правильное воспитание — это наша
счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего
ребенка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского
долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность будущих
тружеников, граждан, будущих отцов и матерей; в успехе заинтересованы не только
они сами, но общество в целом. В исключительных случаях, когда родители не
могут создать необходимых условий для воспитания детей, им оказывает помощь
государство.
Педагогические знания
Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители
ясно понимают его цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это
необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и
детском саду. «Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных
родительских желаний», — говорил А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что
родители должны ясно представлять себе, кого они хотят воспитать из своего
ребенка, какого человека, какими качествами наделить его. Чтобы правильно
воспитывать ребенка, надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы
педагогические знания. Они помогут родителям в правильном анализе поведения
ребенка, выборе верных путей для его воспитания.
Правильная организация семейной жизни
Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство
супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между
членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы,
атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции,
единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована
таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только
материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.
Авторитет и личный пример родителей
Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей,
добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им
во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила
педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не
создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви
и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или
постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила
личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети
безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать
примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль
родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для
подражания.
Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет
расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к
детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные
действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании
авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим
людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к
их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей,
которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно
сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки,
умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют
укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная
родительская любовь.
Родители должны иметь авторитет в глазах ребенка, без этого воспитание
невозможно. На чем основан родительский авторитет? В понимании родителями
этой проблемы встречаются заблуждения. О них убедительно говорил А. С.
Макаренко в лекциях, прочитанных для родителей. Основой родительского
авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение,
чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те
родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с
семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей,
умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной
мере и к матери, и к отцу. 2 подгуппа
Правильное отношение родителей к ребенку
Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать
ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью,
учитывающей возможности ребенка, особенности возраста. А. С. Макаренко
советовал родителям «быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть,
но когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз...».
Следовательно, тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать
спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью.
Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока
еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на
внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной
деятельности.
Педагогический такт родителей.
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом.
Педагогический такт это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он
выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей,
выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.
Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание
действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с
уважением к достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно связан с тактом детей с ответным чувством меры в
поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он
проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится
привычкой вести себя тактично.
Культура быта в семье.
В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между
членами семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни
семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и
явления, а родители передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в
правильном суждении и ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в
свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и
становятся одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи
недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и
нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в
некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки
и суеверия. На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней
обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических
требований.
Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Знание особенностей детей позволяет родителям научиться правильно
обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает
единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов
семьи.
Специальные педагогические знания помогают развивать детскую пытливость,
наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и
трудом, разбираться в причинах детских поступков.
Осведомленность родителей о физиологических и психологических
особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране
здоровья ребенка, но и целенаправленно развивать движения, культурно
гигиенические навыки, речь, деятельность общения.
Разработка урока по педагогике на тему "Условия правильного воспитания в семье"
Разработка урока по педагогике на тему "Условия правильного воспитания в семье"
Разработка урока по педагогике на тему "Условия правильного воспитания в семье"
Разработка урока по педагогике на тему "Условия правильного воспитания в семье"
Разработка урока по педагогике на тему "Условия правильного воспитания в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.