Разработка урока по русскому языку "Части речи.Обобщение"

  • Интерактивная доска
  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект урока.docx
Урок русского языка "Части речи. Обобщение" Цель: обобщение  и систематизация знаний учащихся о частях речи. Задачи: 1. Формировать навыки в распознавании частей речи. 2. Расширять словарный запас. 3. Развивать орфографическую зоркость, внимание. 4. Воспитывать  чувство гордости за достижение человека в области  освоения космического пространства, патриотизма. 1.Организационный момент. Ход урока : Учитель. ­ Прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Посмотрите какая  добрая  и веселая звездочка нас сегодня встречает. Давайте и мы с вами  поделимся друг с другом своей улыбкой и лучиком добра. Повернитесь к  гостям, поприветствуйте их и поделитесь улыбкой и с ними. Садитесь! ­ У вас только недавно закончились каникулы. И в эти дни наша страна и весь  мир отмечал один замечательный праздник. Кто знает какой? (Ответы детей) ­Совершенно верно, День Космонавтики.  2. Чистописание. ­А кто мне скажет, почему этот праздник отмечают именно 12 апреля?  ­ Да, в 1961 году 12 апреля был совершен первый в истории человечества  полет в космос. и Первым космонавтом стал  Ю.А. Гагарин. Кто догадался  над какой буквой мы будем работать на минутке чистописания? ( слайд 2). Гг Гг Гагарин ­ Вот и я вам хочу сегодня предложить отправится в небольшое космическое  путешествие. Прежде чем мы отправимся, давайте проверим Вашу готовность  к полету. У вас должен быть на парте у каждого бортовой журнал,  техническое задание у каждого и секретное задание в конверте ,одно на парту.Раз у нас все документы готовы­ мы можем отправляться. Сейчас мы  перенесемся ровно в 1961 год 12 апреля 6 часов утра. Именно в это время  Гагарин  произнес единственное слово перед полетом, которые услышала вся  страна. (звуковой файл).Итак, поехали! 3. Словарная работа. ­Прежде чем взлететь в космос , любой космонавт  проходит подготовку.  Нашей подготовкой будет словарная разминка. Спишите слова, вставив  пропущенные буквы. Ученики 1 ряда помогут и по цепочке вставят  необходимые буквы. (Слайд 3) Словарь : космос,  космонавт, планета, скафандр,  карета.    ­  Среди слов найдите слово, в котором ударный  первый слог. Возьмите  бортовые журналы .В бортовом журнале мы как и настоящие космонавты  будем фиксировать самое важное в нашем путешествии. Итак, запишите  первое ключевое слово КОСМОС.  ­ Ребята, а вы ничего не заметили странного? На чем же мы полетим в  космос? Ведь у нас есть только карета. Как нам карету превратить в ракету?  (анаграмма) Получаем слово РАКЕТА. ­Внимание!  Введите в бортовой журнал следующее слово РАКЕТА. Ну теперь мы можем взлетать.  Физкульминутка для глаз. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Вправо глазки посмотрели, Влево глазки поглядели, Вверх подняли мы глаза, Опускаю я глаза и  работаю: Ура! 4.Постановка темы и цели урока.. У.­ Ребята, у каждого путешествия есть цель. Нам надо тоже определить цель  нашего путешествия.                                                                                                   Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их нагруппы и положила аккуратно в ящик. Ой! Что же случилось с моими  словами. В условиях невесомости разлетелись все слова. Нужно их собрать.  Ребята, помогите мне разделить их на группы. ­Как вы думаете,  на какие группы можно разделить эти слова? ­Разделить на части речи.  Ученики по очереди распределяют слова на доске.  ­Ребята, так какова тема нашего урока? (­Части речи). 1,2,3­ Бортовой журнал возьми! Введите следующее слово: это имя  существительное, одушевленное, мужского рода. (КОСМОНАВТ) 5. Работа по теме  урока.  У. ­ Не каждый человек может стать космонавтом. Он должен обладать  определенными качествами. В конвертах  у вас разрезные картинки. Соберите  картинку правильно,  и вы прочитаете качество настоящего космонавта. Затем дети по очереди отвечают развернуто на вопрос "Каким должен быть  космонавт? ". ­Слова: трудолюбивый,  находчивый, внимательный, решительный,  сообразительный,, заботливый, выносливый, терпеливый,  наблюдательный.  ­Какой частью речи являются все названные вами качества космонавта? (Имя  прилагательное). Для чего же нам в речи необходимо имя прилагательное? ­ Проверим, насколько вы были внимательны. Среди названных вами слов был  синоним к словам смелый отважный. Назовите его.(РЕШИТЕЛЬНЫЙ). 1,2,3 ­ Бортовой журнал возьми! Введем слово РЕШИТЕЛЬНЫЙ в бортовой журнал. Мы с Вами говорили каким должен быть космонавт, но он должен быть и  здоровым. А для этого он регулярно занимается физкультурой. Физкультминутка. Не зевай по сторонам,    Ты сегодня космонавт! Начинаем тренировку,                   (ходьба на месте) Чтобы сильным стать и ловким. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем, А потом наоборот – Будет вправо поворот.Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Плечи выше, руки шире. Опускаем руки вниз И за парты вновь садись! ­Ребята, а как же определить какой частью речи являются слова? ( по  вопросу) ­Давайте посмотрим на это предложение. Что интересного заметили?  Какой  частью речи является слово печь? А справитесь ли с этим заданием?  Второе  предложение записывают в тетради и разбирают самостоятельно. ­Какие молодцы! Вот Вам еще сложнее задние. Какое слово лишнее?  (УПРАВЛЯЕТ). Докажите!  1,2,3 Бортовой журнал возьми! Дополним журнал словом УПРАВЛЕЯЕТ. ­Ох, а нам снова предстоит  сложное испытание. Вы знаете, иногда  космонавтам приходится выходить в открытый космос . А кто знает имя    первого космонавта, который совершил выход в космос? (Алексей Леонов –  первый человек, который вышел в открытый космос в 1965 году).  ­ У нас небольшая авария. Нужно срочное соединить контакты. Прочитайте  слова левого столбика. Слова какой части речи здесь записаны? ­ Прочитайте слова правого  столбика. Слова какой части речи здесь  записаны? Соедините линией подходящие по смыслу глаголы и наречия. МАСТЕРИТЬ КРЕПКО ИДТИ ГРОМКО СПАТЬ ПЕШКОМ СКАЗАТЬ УМЕЛО ­ Молодцы! Вы успели предотвратить аварию. И сделали это очень умело!  1,2,3 Бортовой журнал возьми!  Зафиксируйте в журнале  наречие  состоящие из 5 букв и 5 звуков. (УМЕЛО). ­ Прочитайте все слова, которые вы уже занесли в бортовой журнал.­ И следующее задание ­составить из всех этих слов предложение. Форму  слова изменять можно. ­Я вижу у вас возникла какая­то проблема? Что не получается? (Дети отвечают, что не могут применить слово космос) ­Хорошо, а чтобы мы смогли использовать это слово, что нам необходимо или чего не хватает?  (Предлога). ­ А что же такое предлог? Какой предлог вы используете? Прочитайте  получившееся предложение. Надпишите над каждым словом какой частью  речи является каждое слово. Какой части речи нет в предложении?  (Местоимения) 6. Проверка знаний. ­Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Но посмотрите мы еще не  выполнили техническое задание.  Положите перед собой лист с техническим  заданием. Это небольшой тест для проверки как вы разбираетесь в частях  речи. Каждый лучик солнышка­ это ответ на вопрос. Вопросы я буду  зачитывать. Вы только записываете ответы в соответствующей ячейке.  Затем проверка по эталону. Ребята, у нас с вами получилась памятка по  частям речи. Тест. Техническое задание. 1 . Бывают собственными и нарицательными, одушевленными и  неодушевленными.( существительное) 2. "Заместители" имен существительных, которые указывают на предмет, но  не называют.(местоимение) 3. Бывают прошедшего, настоящего и будущего времени. ( глагол) 4. Вправо, влево, сегодня и завтра, быстро и медленно все это .....(наречие) 5. Ответит всегда на вопросы такие: какой? какая? какие? (прилагательное) 6. Часть речи, не обозначает  ни действия, ни предмета, зато  служит для  связи слов в предложении, чтобы речь была красивой и связной..(предлог) 7. Рефлексия.­Вот мы и вернулись в наш любимый класс.  Кому урок показался интересным  покажите зеленый сигнал, кому не очень ­ красный.    Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. И я хочу, чтобы каждый  из вас оценил себя сам символом. -Спасибо за урок! Домашнее задание.  Написать мини ­ сочинение  "Полет в космос".